Самопознание и самосовершенствование

Аннотация: в статье рассматриваются понятия «самопознание» и «самосовершенствование» на базе парадигмы взглядов отдельных научных дисциплин. Поставлены и раскрыты вопросы, которые позволяют проникнуть в суть данных категорий. Смысл и направленность самопознания раскрыты исходя из структуры индивида, а именно, трех составляющих человека. Проникновение в суть категории «самосовершенствование» базируется на понятии роль, то есть, исходя из наличия у человека определённого количества ролей, реализация которых в жизни каждого человека носит обязательный характер. С точки зрения реализации самопознания и самосовершенствования в статье рассмотрены наиболее эффективные и подходящие инструменты для данных категорий.

«Познай себя, и ты познаешь весь мир». Сократ

Тяга к самопознанию и самосовершенствованию у человека просыпается в подавляющем большинстве случаев не по причине того, что его тревожат тайные механизмы психики или законы мироздания, которые ему просто необходимо и жизненно важно знать и понимать, хотя встречаются и такие люди. Тенденциозные причины возникновения такого рода явления в жизни человека обусловлены жизненной необходимостью, которая возникает как следствие определенных жизненных событий, а именно: череда неудач в личной жизни; неудовлетворённость в профессиональной деятельности; невозможность достичь того, что хочется; возникновение и нарастание психологической напряжённости, а как результат психологические расстройства. Приведенные факторы и многие другие и толкают человека на путь самопознания и самосовершенствования.

Цель данной статьи заключается в прояснении понятий «самопознание» и «самосовершенствование» на базе различных взглядов и определений, а также выяснить наиболее эффективные методики, с помощью которых возможно реализовать путь самопознания и самосовершенствования.

Безусловно, прежде чем приступить к реализации данных категорий, необходимо ответить на следующие вопросы:

В чем суть самопознания и самосовершенствования?

-Что именно человеку необходимо познавать и совершенствовать?

-Каким образом и с помощью чего этого можно достичь?

На данном этапе возникает первое препятствие, которое заключается в том, что определений и взглядов на то, в чем заключается суть самопознания – множество, что продиктовано, в первую очередь, сложной конструкцией человека, под этим понимается то, что человек состоит из нескольких уровней, а именно: биология, механика, психика, духовная составляющая. Каждый уровень изучается отдельной научной дисциплиной и в силу этого, концептуальные идеи о самопознании и самосовершенствовании с точки зрения отдельных наук будут розниться. В силу данного явления, научный мир представлен во множестве взглядов, методов и методик прояснения данных категорий, что крайне затрудняет процесс выбора, если же действовать методом перебора, то данный процесс может иметь весьма длительный временной интервал.

Маралов В.Г. – доктор психологических наук, профессор в книге «Основы самопознания и самосовершенствования приводит следующие определения:

«Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п».

«Самопознание является условием обретения психического и психологического здоровья личности».

Немецкий философ Иоганн Вольфганг фон Гёте о самопознании писал следующее:

«Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся выполнить свой долг — и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено“.

С точки зрения религии самопознание заключается в следующем:

«Самопознание личности — это познание своего истинного призвания, которое состоит в открытии в себе образа Живого Бога».

Вышеописанные определения отражают все многообразие того, что человек должен познать в себе, однако без систематизации и конкретизации сфер или дефиниций, процесс самопознания не имеет границ и может длиться бесконечно.

Ответ на вопрос: что же человек должен познать, проистекает из его структуры, а именно, из трех составляющих: биологической, психологической и духовной. Следует отметить, что самопознание биологического уровня следует направить не на изучение биологических процессов либо проблематики, связанной с данным уровнем, поскольку, биология является следствием проблем более высоких уровней, то есть психологического и духовного. На биологическом уровне, согласно теории психоанализа, данные проявления выражаются в различных симптомах, следовательно, необходимо понимать причинно-следственные связи.

Психологические категории самопознания весьма разнообразны, к ним можно отнести: образование поведенческих реакций, потенциальные возможности, личностные особенности, взаимодействие с людьми и внешним миром и многое другое. Духовный уровень следует соотнести с такой категорией как сила, а самопознание направлено на изучение механизмов и способов обретения силы.

Исходя из вышеописанных категорий, следует, что диапазон самопознания весьма широк, следовательно, необходимо понимать критерии, то есть к чему необходимо прийти, чем должно знаменоваться самопознание. Чтобы ответить на данный вопрос необходимо исходить из того, что следующим этапом за самопознанием следует самосовершенствование, следовательно, самопознание должно закончиться тем, что человек устранит препятствия на трех уровнях и сможет приступить к самосовершенствованию в различных сферах и направлениях.

В данном контексте следует отметить несостоятельность такого подхода как «принятие себя», поскольку «принять себя» не предполагает дальнейших изменений. В данном случае следует рассматривать формирование объективного взгляда на себя, прояснения причинно-следственных связей и причин, сложившегося положения вещей, а затем их устранение. Если же индивид просто «принимает себя», и останавливается на этом, то самосовершенствование для него будет носить ограниченный характер, то есть будут существовать определённые рамки, за которые он не сможет выйти.

Как уже было отмечено выше, самопознание является этапом, предваряющим самосовершенствование, поэтому временной интервал самопознания необходимо сократить насколько это возможно и приступить к самосовершенствованию, поскольку только оно сопряжено с такими категориями как успех, благополучие и результативность.

Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова самосовершенствование – это

«сознательное развитие в себе каких-нибудь положительных (преим. нравственных) качеств, способностей, уменья».

Категорию самосовершенствования можно было бы рассмотреть детально, однако, в данном случае, исходя из определения, более эффективно выделить две дефиниции, которые лежат в основе самосовершенствования – это знания и навыки. Следовательно, на пути самосовершенствования необходимо работать с данными категориями.

Однако и данные категории имеют довольно обширный диапазон, следовательно, необходимо разграничение, определённого рода классификация. При классификации можно было бы исходить из ролевых функций человека, то есть, какие основные роли существуют у человека. Известно, что у человека три основные роли:

  • роль принадлежности к полу;
  • профессиональная;
  • духовная;

Опираясь на данное разграничение сфер деятельности жизни человека, следует , что самосовершенствование индивида должно быть направлено единовременно в трех направлениях.

Основной вопрос, который остался без ответа на данном этапе, следующий: с помощью чего осуществить самопознание и самосовершенствование? Речь идет о науке, технологиях, инструментах, которые позволят пройти данный путь. В рамках самопознания следует отметить эффективность судьбоанализа Липота Сонди, поскольку, во-первых, судьбоанализ позволяет определить с помощью теста Сонди не только проблемы человека, но и выяснить причинно-следственные связи. Во-вторых, концепция судьбоанализа содержит в себе и описывает эталонную составляющую, которая способна разрешить и справиться со всеми проблемами человека.

Рассматривая вопрос самосовершенствования, следует отметить, что судьбоанализ является той субстанцией, которая позволяет построить прочный фундамент, но проблематикой обретения навыков, обучения Леопольд Сонди не занимался. Следовательно, в качестве методики самосовершенствования одного судьбоанализа недостаточно, необходимы технологии, инструменты обретения навыков. Более подробно об одном из методов можно познакомиться в статье «Методы обретения навыков».  

Самосовершенствование иными словами можно назвать «работа над собой», которая не предполагает медитаций или иного рода созерцаний себя или окружающего мира. То есть самосовершенствование подразумевает совершение каких-либо действий, поэтому используемые методики должны содержать ответ на вопрос «как».  Анализируя тенденции научного мира в плоскости прикладных знаний, следует отметить относительно низкий процент в общей массе действительно заслуживающих внимания технологий и методик. В данном контексте редакцию нашего издания заинтересовала книга «Бескомпромиссный маятник», авторами данной книги являются Мальцев О.В. и Том Патти, что и станет объектом исследования следующей статьи.

Список цитируемой литературы:

  1. Szondi L. Lehrbuch der experimentellen Triebdiagnostik. – Wien: Huber. 1972 – 489s.
  2. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 1. – Huber. 1956 – 258s.
  3. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 2. – Huber. 1956 – 251s.
  4. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. – Москва. АСАDЕМА. 2004 – 155с.
  5. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М., 1987
  6. Ушаков Д.Н. Толковый словарь. 1935-1940г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *