«Логотерапия» Виктора Франкла

Эта психологическая школа, основанная в 1940-х годах австрийским психологом В.Франклом, придавала особое значение «стремлению к смыслу» как главному фактору, мотивирующему поведение человека. Подчеркивалось, что внесение в человеческую жизнь смысла само по себе оказывает психотерапевтический эффект, а утрата его ведет к экзистенциальным неврозам с характерным для них чувством тоски и бессмысленности существования. Главное в лечении неврозов – убедить пациента в том, что смысл есть во всем, даже в страданиях, и если личные неурядицы порой невозможно устранить, само отношение к ним может быть изменено.

Это терапия, ориентированная на обретение смысла жизни. В основу своего подхода Франкл ставит три основных понятия: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни. Главное – видение смысла бытия, путем выхода за пределы себя, а не копаясь в себе.

Смысл жизни – этот вопрос естественен для современного человека, и именно то, что человек не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности, никчемности жизни.

Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя» – к другому человеку или к смыслу. Смысл, по Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе, самых трагических. Психотерапевт не может дать человеку этот смысл (он для каждого свой), но в силах помочь его увидеть. «Выход за свои пределы» Франкл обозначает понятием «самотрансценденция» и считает самоактуализацию лишь одним из моментов самотрансценденции.

Для того, чтобы помочь человеку в его проблемах, Франкл использует два основных принципа (метода психотерапии):

1. принцип дерефлексии – снятие излишнего самоконтроля, размышлений о собственных сложностях, того, что называют «самокопанием»;

2. принцип парадоксальной интенции – предполагает, что терапевт вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются различные формы юмора. Франкл считает юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение.

Характерно высказывание Франкла о том, что главным аргументом, подтверждающим правомерность его позиции, является его собственный опыт пребывания в качестве заключенного в фашистских концентрационных лагерях. Именно там Виктор Франкл убедился в том, что даже в нечеловеческих условиях возможно не только оставаться человеком, но и возвышаться – иногда до святости, – если сохраняется смысл жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *