Подчинение слуховых галлюцинаций объективным законам акустики

Несмотря на то, что слуховые галлюцинации считаются «мнимыми восприятиями», «обманами чувств» они, оказываются, подчиняются тем же физическим законам акустики. Это подтверждается многочисленными наблююдениями психиатров как в прошлом, так и в настоящее время, т. е., «голоса» как больными, так и исследователями этого явления сравниваются с признаками реального звука (громкость, сила, тембр и локализация звука).

В. Гризнгер (1867) давал следующее определение галлюцинаций: «Галлюцинации – это действительные ощущения, а не нечто воображаемое; больные действительно видят, слышат, обоняют, а не только воображают себе это и если другие стараются разумными доводами доказать им, что они ошибаются, то они обыкновенно отвечают то же, что ответил Лере, один из его больных – «Я слышу голоса, потому что слышу их; как это делается я не знаю, но они для меня также явственны, как и ваш голос; если я должен верить в действительность ваших слов, то позвольте же мне верить и в действительность слов, которые я слышу, потому что как те, так и другие для меня в равной степени ощутительны».

В. С. Иванова-Яковенко (1895) приводит описание больной, которая во время слуховых галлюцинаций слышала «два голоса: один более низкий, а другой более высокий» (стереофонический эффект – Г. К.), определяя их как «фонографы». Автор статьи выделяет полифонические и телефонические галлюцинации.

В.М. Бехтерев (1896) считал, что «голоса» достигают интенсивности объективно произносимого слова и проводил следующее самоописание больного: «В левом ухе как будто бы раздается металлический звонок; это не есть результат болезни, так как он слышит голос очень ясно и притом столько лет, в то же время он не потерял рассудка, ведь в медицине много неизведанного».

Э. Крепелин (1898) определял слуховые галлюцинации как «телефонирование», а С. С. Корсаков (1901) «голоса как через микрофон». При- вожу следующие сравнения слуховых галлюцинаций: с телефоном (Е. Мендель, 1904), «голоса в виде микрофона» (В. И. Руднев, 1911), «все мысли мои звучат, что отдает в уши» (В. П. Осипов, 1931), «знакомый голос словно вибрирует в самом ухе» (М. Ю. Каннабих, С. А. Лиознер, 1934), с радио (М. И. Вайсфельд, 1936), «мысль звенела как тонкая струна, оставив после себя неприятную вибрацию», «отзвученная внутренняя речь» (С. М. Корсунский,1936), «музыка в левом ухе, как концерт» (С. П. Рончевский, 1940), галлюцинация может не отличаться от реального восприятия (Е. А. Попов, 1941), при прогрессивном параличе с дизартрией наблюдаются дизартрические «голоса» (Ф.Морель, 1947), «голоса слышатся через аппарат» (М. О. Гуревич, 1949), больные слышат «эхо» собственной внутренней речи (Гууд, 1950), больному «голоса» говорили – «Ну, мы уходим, это мы проверяли у вас телевизор» (М. И. Середина, 1958), «полная объективированность», почти «телесный» характер истинных слуховых галлюцинаций (В. И. Аккерман, 1959), «все тело говорит» (Л. К. Хохлов, 1962), «голоса доносились из телевизоров, радио, как по телефону» (О. П. Вертоградова, 1962), «голоса» называют больного приемной антенной (А. С. Бобров, 1963), больной «подключен к какому-то аппарату» (М. А. Рыбалко, 1963), у больной «в голове патефон крутится», «голоса» объяснили больному, что во время операции (хронический гнойный отит) врач «вставил в ухо громкоговоритель» (С. Б. Семичов, 1964), «голос, похожий на голос диктора, как из большого репродуктора» (В. Н. Милютин, 1955), «тенор и баритон, ведя между собой диалоги, никогда не оставляют больного» (стереофонический эффект мозга – Г. К.), больной «слышит голоса как будто через телефонную трубку около самого уха» (В. И. Скобникова, 1965), в основе слуховых галлюцинаций имеется конкретный материальный субстрат (Е. Ф. Бажин, 1966), во время функциональной пробы для выявления готовности к галлюцинированию, среди добровольцев находились врачи-психиатры, хорошо осведомленные о характере эксперимента (приеме амизила) и о возможности появления галлюцинаций, «но все эти сведения не мешали им воспринимать галлюцинации, как нечто реальное», «сам характер обманов ничем не отличался от реально существующих и воспринимаемых явлений», «представление же о галлюцинациях, как о явлении необычайно реалистическом, сложилось и у нас при самонаблюдении психических расстройств, вызываемых приемом амизила» (Е. Ф. Бажин, А. М. Спринц, 1968) псевдогаллюцинации носят характер акустически четких, обладающих определенным тембром и индивидуальностью «голосов», отличающихся от реальных лишь локализацией или присутствием элементов «сделанности» (О. П. Вертоградова, 1969), больные «слышат голоса реально существующих людей» (М. И. Мацкевич, 1969), «разговор в ушах» (Г. А. Обухов, 1969), «голоса воспринимаются как по радио» (Б. Д. Златан, 1969), все больные заявляли, что слышат издалека невнятную речь по радио (М. И. Мацкевич, 1970), «голоса» обладали всеми признаками объективного звука, то есть имели громкость, силу, локализацию, тембр (С. Н. Бимц,1971), «голоса в голове, в мозгу, в ушах, в голове радио» (В.Н.Фаворина, 1971), больные не отличали галлюцинаторные голоса от настоящих (Ю. Б. Тарнавский, Н. Ф. Никитина, 1971), «внутренний голос какой-то осипший», у всех больных истинные галлюцинации с четкой экстрапроекцией, голоса носили вполне реальный, объективный характер (Д. М. Менделевич, 1971), больные «слышали голоса, записанные на особом магнитофоне или собственную речь, которую пускали по радио», «голоса неестественные», «потусторонние», «сигналы азбуки Морзе» (М. И. Мацкевич, 1971, 1974), галлюцинаторные образы по своим характеристикам (тембр, громкость, четкая внешняя проекция) не отличались от слуховых образов реального восприятия (Г. Ф. Никитина, 1973; Л. Л. Рохлин, Т. А. Климушева, М. И. Ружанский, 1973), иногда особое содержание и манера произношения слов воспринимается «как радиопередача», а в начальных стадиях больные слышат шум и звон в ушах или в голове (А. Г. Гофман, И. В. Графова, 1973), больные слышат «голоса», носящие для них характер полной реальности (В. В. Марочкин, 1975), «голоса звучали в голове, в ушах, передавались по радио, по телефону» (Т. Б. Никонова, 1974), атипичные истинные слуховые галлюцинации имели своеобразный «металлический» оттенок, словно были записаны на магнитофон (Т. А. Климушева, 1976), «голос не настоящий», «как по радио», «голоса как на магнитофоне», «как по телефону», «голоса воспринимаются как речь, записанная и звучащая с магнитофонной ленты, передаваемая по радио», «биологические радиоволны» (Л. А. Иванова, 1947, 1976), «меня мучают.. посторонние шумы.., мои мысли могут издавать звук, они сами могут быть раздражителями..» (С. Я. Рубинштейн, 1977), «голоса полифоничны» (стереофонический эффект мозга – Г. К.) /И. Я. Завилянский, В. М. Блейхер, 1979/.

Признание истинного ощущения при слуховых галлюцинациях придер- живались многие психиатры (В. Х. Кандинский, 1890; С. П. Рончевский, 1941; В. А. Гиляровский,1949; L. J. West, 1962; С. Ф. Семенов, 1965; А. В. Снежневский, 1970 и др.). Они считали объективность равноценным отношению галлюцинаторного образа к внешнему (объективному) или внутреннему (субъективному) пространству!

ПОДЧИНЕНИЕ СЛУХОВЫХ ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ ОБЪЕКТИВНЫМ ЗАКОНАМ АКУСТИКИ ПРИ ЗАТЫКАНИИ УШЕЙ САМИМИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫМИ

Одним из объективных показателей при слуховых галлюцинациях является затыкание ушей различными способами самими больными, что подтверждается многими наблюдениями авторов.

  • «В некоторых случаях можно было прекратить галлюцинации слуха, затыкая внешний слуховой проход» (В. Гризингер, 1867).
  • При затыкании ушей голоса исчезали (Иреланд, 1886).
  • Когда обманы чувств становятся особенно обильными и яркими у, больных замечается стремление закупоривать уши и закрывать глаза (Н. М. Попов, 1897).
  • Затыкание ушей у одних больных усиливает галлюцинации, а у других ослабляет (Т. Циен, 1897).
  • Страдающие стойкими слуховыми галлюцинациями нередко завязывают себе уши, затыкают их ватой, мякишем хлеба (В. Сербский, 1900).
  • В известных случаях галлюцинации прекращаются при закрывании глаз и ушей и снова появляются при открывании их. Часто приходиться видеть, что больные, страдающие хроническим сумасшествием с галлюцинациями неприятного содержания, судорожно держат уши закрытыми, чтобы избавиться от голосов, осыпающих их ругательствами (Штерринг, 1963).
  • Больной, чтобы не слышать «голоса», спит все время в шапке; для того, чтобы отогнать от себя «голоса», приспособил портсигар с монетами и периодически создаѐт шум (Б. Д. Златан, 1969).

Эти объективные показатели при слуховых галлюцинациях известнывсем психиатрам по учебникам психиатрии!

Автор: Геннадий Крохалев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *