«Я-анализ» в глубинной психологии
Книга «Я-анализ», написанная Липотом Сонди, содержит информацию, которой не обладает ни один человек на просторах СНГ, в том числе и в академических кругах, по причине того, что до недавнего времени книга была доступна только на немецком языке. Поэтому те, кто не знает немецкого языка, до сих пор не имели возможности изучить этот труд. Необходимо отметить и тот факт, что сами переводчики при переводе книги «Я-анализ» были вынуждены обратиться к носителям языка, дабы исключить неточности в переводе: возникли трудности с дешифровкой того, что подразумевает Липот Сонди, употребляя конкретные слова. На сегодняшний день книга «Я-анализ» является чуть ли не единственной книгой о «Я», так как другой книги с таким названием нет.
Четвертая книга «Я-анализ» содержит все учение Липота Сонди, которое называется «судьбопсихология». Судьбопсихология является классической наукой. Это наследие, оставленное нам предшественниками. Специалистов в области судьбопсихологии очень мало. Одним из таких специалистов является Олег Викторович Мальцев, который создал НИИ «Международное судьбоаналитическое сообщество» и подготовил в данной области сотрудников института.
Нынешняя глубинная психология стоит на трех китах: Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг и Липот Сонди. Достижением Зигмунда Фрейда является то, что он открыл «личное бессознательное», достижение Карла Юнга – открытие «коллективного бессознательного», а достижением Липота Сонди стало открытие «родового бессознательного». Без этих трех вещей нет глубинной психологии, поскольку это три ноги, на которых она стоит. Каждый из них внес солидную лепту в учение, существующее сегодня.
Стоит отметить, что в мировой психологии существуют всего две теории личности – теория Липота Сонди и теория Германа Роршаха. Тема «Я» не исследовалась никем. Это, пожалуй, самое мистическое явление на сегодняшний день. Еще на рубеже XV – XX вв. были ученые, которые исследовали данную тему, но сегодня вы не встретите ни одного такого ученого. Нет таких людей, которые бы взялись разрабатывать тему «Я», поскольку уровень интеллекта человечества сегодня по сравнению с уровнем интеллекта в те времена значительно упал.
Темой «Я» никто не хочет заниматься, потому что «Я» – это личность. Эту тему нужно не только разработать, но и донести до людей. Одно дело –просто прочитать лекцию, и совсем другое – написать книгу, которая останется в веках.
Человеку, который прочтет книгу «Я-анализ», психологию можно уже не изучать, так как данная книга обобщает всю мировую психологию, и, чтобы в ней разобраться, одной этой книги будет достаточно. Липотом Сонди был проделан колоссальный и скрупулезный труд по проработке каждой идеи на очень высоком духовном уровне, что впоследствии избавляет человека от необходимости обращаться к каким-либо справочникам.
Книга Липота Сонди «Я-анализ» – это целая энциклопедия по психологии. Сама по себе книга непростая, так как Сонди собрал в ней все высказывания о «Я», как кирпичики, о чем свидетельствуют ссылки на различные источники на каждой станице.
Во введении Липот Сонди пишет, что книга посвящается Зигмунду Фрейду – родоначальнику глубинной психологии, психоанализа, который зародился в 1900 году. Такое понятие как судьбоанализ появилось в 1937 году.
Бессознательное – это отношение человеческой памяти и системы автоматизмов человека. Рассмотрим бессознательное на примере колодца, который состоит из трех уровней. Верхний уровень, который находится на поверхности колодца – это личное, или персональное, бессознательное человека, которое исследовал Зигмунд Фрейд. Следующий уровень колодца – это родовое бессознательное, его изучал Липот Сонди, а на самом дне колодца находится коллективное бессознательное, которое исследовал Юнг.
Память человека хранит в себе больше уровней, но глубинная психология рассматривает только три. Заслугой Фрейда является то, что он стал первым, кто ввел понятия психологических защит и механизма вытесненного личного бессознательного.
Вытеснение – это основной механизм психологической защиты. Это был первый механизм, выведенный Фрейдом. Изначально он называл его методом сопротивления, передачи, контрпередачи. Примерно двадцать лет своей научной деятельности он придерживался позиции, что это единственный и ключевой механизм в психике человека. Именно из этого механизма вытеснения были выведены понятия о психозах и неврозах. Люди не осознают, что у них срабатывает механизм вытеснения, но при этом мы можем наблюдать это на видимом поведении.
Мы могли бы объяснить вытеснение следующим образом. Представьте чашку, в которой находится содержимое в виде убеждений человека, его желаний и мыслей, и это все неосознанно. В определенный момент в чашку попадает еще какая-то субстанция, но поскольку чашка уже полная, субстанция из нее начинает выливаться во вне – это и есть вытеснение. Проблема заключается в том, что неизвестны последствия вытеснения. Рассмотрим пример: у человека больная печень, и он начинает пить антибиотики, чтобы погасить болезнь. В конечном итоге, печень вылечили, а вытеснение произошло, например, в виде сыпи по всему телу. В жизни все происходит по такому же принципу.
У каждого бессознательного есть язык, на котором оно разговаривает. Это как бы живое образование, которое имеет свой лингвистический язык.
Личное бессознательное разговаривает с человеком языком симптоматики. Симптом – сегодня в мире главный внешний признак, на основании которого ставятся все диагнозы.
Коллективное бессознательное говорит на языке символов. Например, мы можем увидеть в архитектуре пятиконечную звезду – это и есть символ. Когда речь идет о символах, мы обращаемся к коллективному бессознательному. Определенные символы могут так влиять на человека, что с ним начинают твориться необъяснимые вещи, то есть человек может измениться до неузнаваемости, вплоть до полной замены личности. Эта часть бессознательного очень опасна: человек может просто идти по городу, увидеть символ, который запустит какой-то механизм в его памяти – и человек может полностью измениться. Пример срабатывания такого механизма хорошо описан в книге Данила Корецкого «Оперативный псевдоним».
Родовое бессознательное говорит на языке выбора. Бессознательные притязания предков направляют человека в выборе:
- любви;
- друзей;
- профессии;
- заболевания;
- смерти.
Человек по каким-то причинам выбирает себе именно того человека, который становится его второй половинкой. Он почему-то выбирает определенных людей себе в друзья, определенную профессию и даже может выбрать болезнь, то есть то, какими болезнями он будет себя болеть. Человек может выбрать, какой смертью умереть. Например, есть люди, которые заканчивают жизнь самоубийством, и способ самоубийства, который они выбирают, заложен в родовом бессознательном. Липот Сонди проводил анализ родословных своих пациентов, изучал их предков и доказал, что родовое бессознательное оказывает влияние даже в способе самоубийства.
Судьбоанализ строится как единственная система, основанная на особенной гуманной генетике, которая имеет двойную природу. Липот Сонди выводил пары, которые являются генетически предрасположенными. Например, у человека может быть родовая предрасположенность к заболеванию шизофренией, но он выбирает профессию психолога, и это выступает его предохранителем от заболевания шизофренией. Одно компенсирует другое. Другой пример: у человека есть предрасположенность к алкоголизму, а он выбирает профессию водителя, которая не предполагает употребление алкоголя. На бессознательном уровне он блокирует для себя возможность стать алкоголиком, за счет выражения в профессии.
Липот Сонди говорил: «Профессия – это судьба».
У человека есть родовая предрасположенность, которая толкает его выбрать определенную профессию, чтобы не заболеть, но это происходит не в 100% случаев.
Липот Сонди вводит такие понятия как «принудительная судьба» и «свободная судьба». Принудительная судьба – это когда человек бессознательно повторяет судьбу одного из предков – мамы, папы, дяди, тети в виде заболевания, любви, профессии или других аспектов. Программная судьба – это то, что передается из поколения в поколение по родовой линии. Это набор навыков, авторитетов, убеждений, заболеваний, переданных от родителей к ребенку. Пример программной судьбы: у мамы было три брака и три развода – и у дочери уже третий брак. Поэтому программную судьбу необходимо распрограммировать с помощью методики «Соло» («Солярис»).
Цитата из книги «Я-анализ»: «Каждый предок фигурирует в нашем родовом бессознательном как особенная возможность судьбы…».
Примеры, которые описывает Сонди в своей книге, демонстрируют, что все предки в родовом бессознательном являются потенциальным выбором судьбы, то есть потенциальной судьбой, которую проживет человек. Предок – это носитель потенциальной судьбы человека. На языке Липота Сонди этот предок называется кондуктором.
Человек, руководствуясь в жизни тем, что ему навязали его предки, будет расплачиваться поражениями и неудачами – это как бы плата за то, что он проживает чужую судьбу.
Один из американских ученых провел выборочный опрос более 500 родителей. Он задавал им следующий вопрос: «Вы бы хотели, чтобы ваши дети прожили вашу жизнь?» В 100% случаев он получил один и тот же ответ – «Нет». Опрос показал, что никто из родителей в осознанном состоянии не хочет, чтобы его ребенок прожил его жизнь. Но в бессознательном состоянии родители настаивают, чтобы он прожил точно такую же жизнь и судьбу. Это касается не только родителей, но и преподавателей, знакомых, друзей – они тоже дают советы человеку и давят на него, чтобы он делал так, как делают все, но за последствия всегда платит сам человек.
Свободная судьба – это когда человек выбирает только одну фигуру предка, а всех других исключает. Например, он может выбрать маму. Но, с другой стороны, он все равно выбирает предка, и это не его судьба, потому можно сказать, что это выбор без выбора.
Судьбопсихология Липота Сонди – это свод большого количества прикладных инструментов, осмысления, выбора и реализации, что позволяет сделать жизнь управляемой и осознанной.
Понять глубинную психологию можно только в том случае, если качественно разобраться во всех трех слоях личного, родового и коллективного бессознательного.