Границы действительности и соприкосновение с потусторонним миром

В статье рассмотрено понятие «действительность» в контексте различных научных парадигм. Наличие междисциплинарных исследований порядка и способов формирования отношения индивида к окружающей его среде, а также формирования познавательных стратегий свидетельствуют о богатом научном дискурсе относительно категории «действительность». На базе многовекторного и комплексного взгляда, как с позиций общей психологи, так и специальной рассмотрены  причины отрицания действительности индивидом; также определены  ключевые пути перехода по ту строну действительности (потусторонний мир).

Несмотря на существование ряда научных точек зрения по отношению к определению категории «действительности» как таковой, позиционно чаще всего под действительностью каждый человек субъективно понимает то, что происходит с ним в настоящий момент времени – то, что им осознаётся. Однако индивид может одновременно находиться в настоящем времени, вспоминать прошлое и думать о будущем. Он способен осознавать себя в действительности и одновременно строить мир фантазий, воссоздавать некий иллюзорный мир и даже находиться в придуманном мире. Границы действительности носят весьма тонкий характер.

Фридрих Кирхнер и Карл Михаэлис под действительностью понимают: «Понятие того, что действует или стало действительным, что зашло в бытие, что пришло к существованию, что является действенным или опознанным». (5)

Согласно концепции психоанализа в бессознательном человека главенствует принцип удовольствия, но при этом в сфере «Я» индивида главенствует принцип действительности, на основании которого происходит контроль бессознательных побуждений. Принцип реальности, отражающийся в моральных принципах, этических нормах заставляет человека под воздействием окружающего мира ограничивать удовлетворение собственных побуждений, однако этот процесс создает психологическое напряжение. В результате данные явления выступают причиной различных неконтролируемых реакций, психологических расстройств, Я-изменений и вообще отрыва индивида от действительности.

Человек способен под воздействием внешних обстоятельств, под грузом ежедневных проблем создать одновременно другой мир для себя – мир фантазий, который кардинальным образом отличается от действительности. В этом мире он может воображать себя совершенно другим человеком, если в действительности он, например, рядовой сотрудник, то в своих грёзах он может быть, к примеру, генеральным директором. Однако это всего лишь фантазии – и к действительности они не имеют отношения. В иллюзорном мире человек может придумать все, чего ему не хватает в действительности, однако такое положение исключает необходимость что-либо менять в жизни, поскольку оно уже существует.

Согласно концепции судьбоанализа «Я» индивида должно преодолеть на пути своего становления некие пары противоположностей бытия, которые характеризуются двумя разновидностями связей между «Я» и «формой бытия». Одна связь предполагает дополнение одной противоположности другой, вторая – исключение, то есть одна противоположность исключает вторую противоположность в паре.

Одной из дефиниций, которая характеризует «Я» индивида заключается в следующем:

«Я» как строитель мостов между этим миром и потусторонним». (1)

Противоположность этого мира и потустороннего мира – именно эту противоположность как явление «Я» преодолевает тяжелее всего.

Согласно концепции Судьбоанализа интеграция всех противоположностей возможна лишь при соблюдении условия трансцендентности.

Транцендентность – это способность инстанции переходить из одной области (формы бытия) в другую.

«Я» индивида является той инстанцией, которая постоянно находится в движении между этим миром и потусторонним миром, чтобы создать (построить) мост между этими двумя мирами. Липот Сонди пишет, что здоровое «Я» не находится только в этом мире, оно постоянно стремиться сделать шаг по направлению в потусторонний мир.

«Действительность этого мира и потустороннего является для «Я» комплиментарной противоположной областью, в которую он пытается перейти. «Я» всё время движется между двумя противоположными полям». (1)

Бытие индивида кроется одновременно в настоящем и по другую сторону действительности, то есть в потустороннем мире, что является особенным признаком человеческой жизни, реализуемого только самим трансцендированным «Я». Без «Я» нет осознанного настоящего и осознанного потустороннего.

С потусторонним миром или «загробным миром» можно соприкоснуться, по мнению большинства исследователей, только после смерти. В современной литературе (не только медицинского толка) описываются неоднократные случаи клинической смерти, во время которой и организовывается связь с потусторонним миром. Однако Липот Сонди пишет, что существует три пути, с помощью которых «Я» пытается соприкоснуться с потусторонним миром – это мания, сон и вера.

Основатель доктрины судьбопсихологии сравнивает вид мышления трансцендентальных феноменологов и психотиков, поскольку они являются одинаковыми -, а именно, абсолютным и трансцендентальным, что доказывает факт перехода (пересечения) «Я» границы действительности. Липот Сонди говорит о том, что философы от сумасшедших отличаются только категорией «как». Философ прикрепляет естественное бытие по желанию, то есть осознанно, а психотик делает то же самое, только бессознательно. Главный вопрос, который был поставлен на исследование Липотом Сонди, заключается в следующем: «Почему оба субъекта выключают естественный мир? Почему оба убегают в абсолютную трансцендентную область субъективности»? На основании экспериментальных исследований судьбоаналитик приход к выводу, что оба не могут удовлетворить своё всечеловеческое и изначальное стремление быть единым и быть равным с миром.

Стремление к партиципации у индивида является врождённым, что находит свое отражение в дуальном союзе «мать-ребенок», о чём говорил ещё З.Фрейд; однако оно продолжает существовать на протяжении всей жизни человека вплоть до самой смерти. Поэтому человек стремится быть единым, равным и родственным с объектами окружающего мира. Человеческое «Я» не переносит одиночества, однако оно является неотъемлемой категорией в этом мире. «Я»  стремится освободиться от одиночества этого мира, оно хочет изменить своё бытие с помощью партиципации, то есть «быть единым и равным» с другими «Я» и\или «формами бытия» каким-либо образом.

Главная проблема современного мира, согласно исследованиям глубинной психологии, заключается в том, что человек при существующей ныне культуре и цивилизации не способен удовлетворить свое изначальное стремление к партиципации. Поэтому он отрекается, отрицает естественную действительность и идет на поиски потустороннего мира, который позволяет ему партиципировать.

В январе 2011 года журнал Science опубликованы данные, которые свидетельствуют о том, что по статистике, сегодня в США около 29 миллионов человек живут без семьи, и этот показатель на 30% больше, чем 25 лет назад. Также неутешительна статистика дружбы: если в середине 80-х годов житель США в среднем имел трех близких друзей (имеются в виду те, с кем можно обсудить нюансы личных проблем), то теперь это число снизилось до двух, а 25% опрошенных признаются, что таких друзей у них нет. Это на 15% больше, чем в конце прошлого века.

Настоящая партиципация современным человеком заменяется разнообразными способами. Один человек ищет объект зависимости, чтобы заменить им «двойственный союз». Второй вытесняет часть действительности, о которой он ничего не хочет знать, в результате происходит частичная потеря реальности, что сопровождается невротическими симптомами. Третий полностью отрицает действительность и строит новый мир, таким образом, чтобы он удовлетворил изначальное требование партиципации, но он становиться сумасшедшим. Четвертый отрицает неестественное бытие мира и осознанно строит абсолютно трансцендентальный мир – этого человека называют философом. Пятый не отрицает земной мир, а интегрирует свое «Я» для более высокой инстанции власти – он становиться верующим.

«Сон– есть короткое сумасшествие, а сумасшествие является длинным сном». Шопенгауэр (1)

Липот Сонди пишет, что сон, как и мания, являются попыткой минимум на одну ночь удовлетворить стремление партиципации по другую сторону границ действительности.

«Сон является внутренней аутогенной попыткой партиципации одинокой души, чтобы быть с самим собой единым». (1)

Именно во сне личность может встретиться с вытесненной, бессознательной своей частью, с латентными фигурами предков, спрятанными архетипами коллективного наследия и на короткое время стать единой с этими категориями. Согласно концепции субьдоанализа личность человека разделяется на две половины; одна часть выражается в переднеплановом «Я», а вторая в – заднеплановом «Я», а во время сна эти две части личности встречаются и объединяются в единую личность.

Двойственный союз ребенка и матери, болезненное отношение зависящего от объекта зависимости, неврастения, мир мании духовно-больных, абсолютный трансцендентальный субъективный мир философов, религиозно-духовная связь верующего с Богом – это  возможные виды судьбы являются путями, с помощью которых «Я» пытается справиться с одиночеством и покинуть непереносимость этого бытия.

Липот Сонди заключает, что ненасытное стремление индивида к партиципации в этом мире никогда не может быть удовлетворено, поэтому он вынужден иным путем идти по другую сторону действительности.

Вера, мания, сон – три категории, которые позволяют индивиду заглянуть в потусторонний мир, то есть по ту строну действительности; по сути, открыть для себя все стороны бессознательной части личности «Я». Безусловно, не случайно Липот Сонди выделяет три категории взаимодействия с парой форм бытия «действительность – потустороннее», поскольку «бессознательное» как комплексная система состоит из трёх предметных уровней: личное, родовое и коллективное бессознательное. Следовательно, перспективными, с практической точки зрения, выступают исследования формирования взаимосвязей «Я» и «действительности» как осознанно, так и бессознательно, что преследует реализацию профессиональных, терапевтических, личностных целей роста и развития.

Список используемой литературы:

  1. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Triebpathologie, Bd. II. Bern: Hans Huber.
  2. Зигмунд Фрейд. Психология бессознательного. Перевод Е.Е. Соколова. 1990.
  3. Смирнов А.В. Леопольд Сонди: биографический очерк, в книге: Липот Сонди, Судьбоанализ, М., «Три квадрата», 2007 г.
  4. Карл Густав Юнг. Психологические типы. 1921.
  5. Фридрих Кирхнер и Карл Михаэлис. Словарь философских понятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *