Потеря реальности при неврозах и психозах и положительный аспект данного явления.

В статье рассмотрены психозы и неврозы, как бессознательные виды защиты «Я»; схематически и функционально рассмотрено отношение Сверх-Я и реальности при состоянии невроза и психоза.

Симптомы и различного рода проявления неврозов и психозов либо первичные признаки, указывающие на начальную стадию образования этих психологических расстройств, многими не принимаются во внимание, поскольку стали категориями нормы, в условиях современно мира. Официальные данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют о том, что за последние 65 лет общее количество больных неврозами возросло в 24 раза. (А.М. Вейн, 1995). Г.А. Ушаковой и ее коллегами было проведено массовое эпидемиологическое обследование различных возрастных групп населения, в результате были получены данные, которые свидетельствуют о том, что невротические нарушения были обнаружены у 80-90% людей.  

Впервые понятие «невроз» ввел шотландский врач Уильям Каллен в труде «Первые наброски о медицинской практике» (1776-1784г). Под неврозом понимались аффекты или движения, которые не имели телесных причин.

Психозы и неврозы являются основополагающими психическими расстройствами, которые исследовались Зигмундом Фрейдом на протяжении всей практикующей деятельности. Согласно концепции психоанализа и его изначальной трактовке в основе психозов и неврозов лежит конфликт в сексуальной сфере индивида, предрасположенность к которому формируется еще в раннем детстве.

С выходом в 1923 году труда «Я и Оно» Зигмунд Фрейд представляет конфликт, возникающий при неврозах и психозах на основании структуры душевного аппарата индивида. В труде «Психоз и невроз» Зигмунд Фрейд дает следующие определения:

«Невроз — это результат конфликта между Я и Оно

«Психоз — это нарушение в отношениях между Я и внешним миром». (4)

Исходя из определений, отличие невроза от психоза заключается в том, что при неврозе индивид зависит от реальности, при этом подавляет, то есть вытесняет часть опасных побуждений. При психозе индивид теряет реальность и реализует побуждения. При неврозе Сверх-Я является главенствующей инстанцией, которая осуществляет контроль над «Я» и подавляет опасные тенденции, при этом реальность неврастеником отрицается только в часть вытесненного опасного побуждения. При психозе опасные побуждения берут верх над Я индивида, и оно теряет реальность. Потеря реальности при психозе носит тотальный характер, в результате индивид полностью отрицает реальность и формирует собственный ирреальный мир. В результате психотик реализует свои притязания побуждений в таких симптомах, как бред и галлюцинации.

Согласно концепции психоанализа Зигмунд Фрейд выделяет два этапа формирования психоза и невроза:

  1. Утрата реальности. При психозе речь идет о тотальной утрате реальности, при неврозе утрата реальности в части вытесненного.
  2. Вторым шагом индивид пытается устранить полученные последствия. В действительности у невротика возникает страх, который является результатом боязни индивида возврата вытесненных опасных побуждений, для этого он использует защитные механизмы, а как результат возникают невротические симптомы. При психозе у индивида возникает страх к возврату реальности и разрушению созданного им иллюзорного мира. Индивид использует защитные механизмы, а в результате возникает бред и галлюцинации.

                                   Рис. № 1. Отношение между Оно, Я , Сверх-Я и реальностью при неврозе.

Рисунок отражает структуру личности при неврозе: Я под давление Сверх-Я вытесняет опасные побуждения, при этом теряет часть реальности, оставшаяся часть принимается через защитные механизмы.

               Рис №2. Отношение между Оно, Я, Сверх-Я и реальностью при шизофрении и меланхолии.

Согласно рисунку при психозе в структуре личности отражается борьба опасных побуждений и Сверх-Я, что выражается в полной утрате реальности “Я” через защитные механизмы кататонии, параной, бреда величия. При кататонии утрата реальности является как следствие заблокированности от внешнего мира, параноиды создают новую собственную реальность.

Причинами психозов и неврозов являются опасные побуждения, с которыми «Я» индивида пытается справиться. Согласно концепции судьбоанализа диалектика противоположностей побуждений индивида, которая и формирует опасные побуждения, обезвреживается с помощью особого бессознательного персонального механизма защиты, разновидностями которых и являются психозы и неврозы. Виды защит, безусловно, могут также быть обусловлены родовой предрасположенностью деления. Однако экспериментальные исследования защит показывают, что выбор вида защит в большей степени обусловлен персональной занимаемой позиций индивида, от его способности образования идеалов или, наоборот, в стремлении деструкции.

 «Психозы и неврозы являются лишь одним из «запасных выходов» психики, через которые душа пытается спастись тогда, когда не в состоянии вынести действительности своей биопсихологической структуры противоположностей». (2)

Безусловно, если смотреть на психозы и неврозы глазами человека, который не обладает глубинными знаниями о психологии индивида, сложно найти положительные аспекты различного рода психологических расстройств, однако они являются теми видами защит, которые спасают человека он сумасшествия и перехода в фазу существования полного беспамятства.

Различного рода психологические расстройства, как виды защит, безусловно, не являются эффективными способами преодоления напряжения, которое испытывает индивид, речь идет о бессознательных механизмах. Рассмотрим структуру личности здоровых людей.

                                   Рис. № 3 Отношение между Оно, Я. Сверх-Я и реальностью у здоровых людей.

Согласно рисунку № 3 здоровая личность преодолела все противоположности, поэтому отсутствует конфликт между бессознательными побуждениями и «Я» индивида, она способна в полной мере воспринимать реальность, выражать себя во внешнем мире, как гуманная личность во всех сферах жизни и деятельности. Однако все это возможно только при условии определенной степени развития индивида.

Список цитируемой литературы:

  1. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Triebpathologie, Bd. II. Bern: Hans Huber.
  2. Szondi L. Triebpathologie. Verlag Hans Huber (Bern).
  3. Зигмунд Фрейд. «Истерия и страх». Перевод на русский язык А. М. Боковикова. 2006г.
  4. Зигмунд Фрейд. «Невроз и психоз». Перевод на русский язык А.М. Боковикова.
  5. Зигмунд Фрейд. «Утрата реальности при психозах и неврозах». 1924.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *