Методы обретения навыков

Аннотация: в статье представлен анализ категории «навык» как основного фактора, определяющего благополучие отдельного человека, его психологическое и душевное здоровье. Представлены результаты исследований Кэрол Дуэк в плоскости обучения на базе двух теорий, описана суть данных концепций и сделаны выводы относительно их состоятельности. Статья также содержит результаты исследований ученого, PhD Мальцева О. В. в области обретения навыков, а именно, представлена схема, описывающая составные элементы, необходимые для возникновения того или иного навыка. С точки зрения принципов работы данной схемы описаны два режима: «автоматический» и «управляемый».

Ключевые слова: навыки; как научится, судьбоанализ, обучение, воспитание, методы обучения.

Мир не стоит на месте, предлагая чуть ли не каждый день различного рода новации, технологический прогресс развивается быстрыми темпами, что,  с одной стороны, увеличивает потенциальные возможности каждого человека, а, с другой стороны, для их реализации требуется умение быстро и качественно обретать необходимые навыки. Категория «навык» на всех исторических этапах развития человечества играла главную роль в создании благополучия. Если рассматривать «первобытное общество», то основными навыками, которыми должен был обладать человек – это  умение обеспечить себя пищей и все сводилось лишь к тому, чтобы взять то, что предлагала природа. На следующем этапе развития преобладали навыки, направленные на изготовление различных орудий труда, с помощью которых процесс обеспечения продуктами питания стал приобретать более управляемый характер. Более поздний период характеризуется конфликтами и войнами между отдельными группами людей за более выгодные условия для существования, что обуславливало необходимость умения постоять за себя.

Современный мир, в силу своего многообразия, предполагает наличие у человека  множество различных навыков и постоянного приобретения новых, чтобы, с одной стороны, не отставать от технологического прогресса, а, с другой стороны, обладать наивысшей степенью конкурентоспособности с точки зрения профессиональных навыков. Безусловно, навыки по степени сложности ранжируются на множество групп, начиная от простейших, например, набора текста на компьютере и заканчивая освоением рукопашного боя. Но, несмотря на данный фактор, для эффективного обретения новых навыков, необходимо, в первую очередь, обладать общими знаниями в данной области не на механическом уровне, а разъяснить для себя  плоскость психологического аспекта.

Следует отметить, что исследованиями в данной плоскости занимались многие ученые, в результате современные методики представлены как в виде отдельных принципов и правил для освоения новых навыков, так и в более сложных научных теориях. При рассмотрении данного вопроса особое внимание следует обратить на такие категории как эффективность и многофункциональность, то есть насколько качественно позволяет та или иная методики обретать навыки – в этом заключается ее эффективность. Многофункциональность заключается в том, что одна и та же методика позволяет приобретать навыки различного рода, то есть с помощью одной методики можно приобрести разноплановые навыки.

Анализируя современные методики, их можно было разделить на две категории: теоретические – то есть методики, основывающиеся на теоретическом описании  проблематики, и методики прикладного характера, для которых присуща узкая специализация, например, «искусство общения» или «скорочтения», однако, когда вопрос стоит об обретении более сложных навыков, возникают определенные трудности, поскольку методики такого уровня отсутствуют.

С точки зрения теоретических концепций обучения и приобретения навыков, например, Кэрол Дуэк- профессор психологии Стэнфордского университета предлагает два подхода, суть которых выражается в «теории заданности» и «теории приращения».

«Теория заданности» базируется на врожденных талантах или способностях индивида. В данном случае способности человека рассматриваются как неизменная константа, то есть человек может добиться результатов только в той плоскости, способности в которой ему даны от рождения и суть заключается в том, чтобы развивать эти способности.

Суть «теории приращения» заключается в том, что навыки обретаются в результате усиленных тренировок. Эти две теоретические концепции Кэрол Дуэк предлагает использовать при воспитании и обучении детей, однако данные подходы можно использовать и при обучении взрослых. Исследования показали, что последователи первой теории повышают свой уровень компетентности с большим показателем эффективности; сторонники «теории заданности» склонны отказываться от поставленных целей. Первые в данном случае обретения навыков воспринимают как упорный труд, вторые же, как данность, иными словами –  есть способности либо они отсутствуют.

Следует отметить, что данные теории не описывают механизмы обретения навыков, но они затрагивают один из важных аспектов, а именно, категорию «философия». Можно сказать, что данные теории являются двумя противоположными блоками философии, на базе которых строится воспитание и обучение. Исследования и полученные результаты Кэрол Дуэт доказывают важность и то, что философия является неотъемлемой частью при обретении навыков, однако ей не удалось представить и описать систему приобретения навыков комплексно.

Исходя из концепции судьбоанализа известно, что философия, то есть факторы (е и hy) является тем силовым вектором, который движет индивидом. Однако судьбоанализ рассматривает данную категорию  на бессознательном уровне, то есть человек становиться приверженцем той или иной философии неосознанно, в силу различных факторов, потому что эта философия его родителей, родственников либо друзей. Он не задается вопросом о том, насколько она влияет на его жизнь и в том числе на те навыки, которые им приобретаются в жизни.

Категория или слово «навыки» в судьбоанализе напрямую не рассматривается, однако профессиональная деятельность, в основе которой и лежат навыки, является одним из главных инструментов терапии судьбоанализа. С точки зрения судьбопсихологии навыки являются не только залогом благополучия человека в жизни, но и основой его психологического и душевного здоровья. Более основательно и фундаментально, хотя и в плоскости предрасположенности индивида, исследовал навыки на базе концепции судьбоанализа последователь Леопольда Сонди – Мартин Ахтних в направлении профессионального ориентирования.

В рамках данной статьи концепция судьбоанализа была затронута с целью научного обоснования взаимосвязи категории «философия» и навыков индивида, однако какая-либо методика или способы обретение навыков в судьбоанализе отсутствуют. С другой стороны, концепция судьбоанализа является той научной субстанцией, которая легла в основу современных научных исследований в данном направлении.

Ученый, кандидат психологических наук PhD, последователь школы судьбоанализа Мальцев Олег Викторович исследованию проблематики обретения навыков посвятил довольно длительное время. В результате экспериментального анализа, используя эвристические методы исследования и базируясь на концепции судьбоанализа, ученому удалось вывести принципиальную схему, лежащую в основе обретения навыков:

Авторитет

Философия

 ↓

Программа тренировки

 ↓

Навыки

Следует отметить, что данная последовательность работает как в автоматическом режиме, так и в управляемом, безусловно, только в том случае, если известны составляющие и последовательность ее работы. Если бы данный механизм не работал в автоматическом режиме, то человек бы не смог обрести даже самые простейшие навыки. Автоматический режим работы данной схемы можно наблюдать с самого детства человека, что и служит основой обретения навыков. С момента рождения  и пока ребенок маленький, единственными авторитетами для него являются родители, поэтому он и копирует те простейшие навыки, необходимые на данном этапе жизни у родителей, в дальнейшем, если родители продолжают оставаться для него авторитетами, он разделяет философию родителей и учиться тому, что советуют родители. В момент возникновения других авторитетов, например, друга, который ездит на скейтборде, у него сразу возникает желание приобрести такие же навыки. Следует отметить, что данное желание возникает только в том случае, если этот друг является авторитетом, потому что в противном случае, он не станет учиться езде на скейтборде. Безусловно, у каждого человека на протяжении всей жизни может возникнуть множество авторитетов, которые и будут определять перечень обретаемых навыков. Данные примеры описывают автоматический способ обретения навыков, поскольку в данном случае человек этим не управляет. Следует отметить при этом, что не все навыки, обретаемые человеком, приносят ему пользу, зачастую они могут вредить. Например, если у человека в качестве авторитета личность, которая занимается преступной деятельностью, то, следовательно, все навыки будут носить криминальный характер, что может привести его на скамью подсудимых.

Следовательно, обладая данной схемой и понимая механизм работы, процесс обретения навыков можно сделать управляемым. Но, помимо этого, необходимо уметь выбирать правильных авторитетов, понимать, какие навыки необходимы, для решения актуальных задач в жизни и деятельности. Следует отметить, что крайне важным в данной схеме является также и категория «программа тренировки» или, иными словами, технология, что позволяет обрести данные навыки. Нельзя сказать, что в данной схеме есть «важные» и « неважные» категории, поскольку одно без другого не работает. Допустим, если у человека возникло желание приобрести навыки рукопашного боя, он нашел тренера, который стал для него авторитетом,  принял его философию, но данный тренер не обладает эффективной методикой обучения –  в данном случае, достигнуть мастерства рукопашного боя не получится.

Представленная схема ученого  PhD Мальцева О.В. отличается многофункциональностью, поскольку позволяет понять не только принципиальную схему обретения навыков, но и может служить в качестве инструмента анализа. Например, зная те навыки, которые относятся к категории «нежелательные»,  с помощью анализа можно выяснить авторитет, который лежит в их основе, следовательно, дезавуируя авторитет, данные навыки потеряют свою актуальность.

Список цитируемой литературы:

  1. Szondi L. Lehrbuch der experimentellen Triebdiagnostik. – Wien: Huber. 1972 – 489s.
  2. Achnich Martin. Der Berufsbilder-Test. Bern? Sttutgart , Wien. Huber. 1979.
  3. Кэрол Дуэк. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослый и детей. – Манн, Иванов и Фербер. 2013.
  4. Мальцев О.В. Введение в судьбопсихологию. – Днепр. Середняк Т.К. 2018 – 85с.
  5. Сонди Л. Судьбоанализ. – Три квадрата. 2007 – 480с.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *