Связь европейской средневековой науки и судьбоанализа Леопольда Сонди

Придерживаясь главной цели нашего издания, а именно, предоставлять читателям лишь те знания, которые носят прикладной характер, значительное внимание было уделено учению о судьбе Леопольда Сонди. Судьбоанализ хоть и является довольно сложной наукой, но результаты, которые можно получить, используя теоретические основы и инструменты диагностики, превосходят другие направления психологии и  по качественным показателям и по достоверности во много раз.

Следует отметить, что концепция судьбоанализа, ее основные принципы, понятия, инструменты в предыдущих статьях описаны весьма подробно и основательно. Однако существует один аспект, который не упоминался, да и сам Сонди в своих трудах по определенным причинам затрагивает его лишь вскользь. Речь идет о корнях судьбоанализа, то есть, о субстанции из которой Леопольд Сонди черпал знания, а затем преобразовал ее в доступный язык современности.

Леопольд Сонди упоминает в своих трудах, что судьбоанализ берет начало из древней науки о судьбе, которая ранее называлась «археананкология», также известна, как навязанная судьба. Данное название происходит от древнегреческого слова ἀνάγκη (ананке»), имеющее два значения. Суть перового значения заключается в следующем – это принуждение, ограничение воли под действием внешних сил (тюремное заключение, цепи, оковы), а также божественные условия судьбы, которые создают, в том числе, страдания, тяготы и необходимость. Второе значение слова «ананке» означает кровное родство, что согласуется с концепцией судьбоанализа – судьба человека в значительной степени определена «притязаниями предков», которые связаны с индивидом кровными узами.

В трудах Леопольд Сонди описывает множество экспериментов, основанных на генетических исследованиях, подтверждающие достоверность сделанных выводов им в рамках концепции судьбы индивида, хотя следует отметить, что Сонди строит концепцию судьбоанализа не на базе  генетических исследований. Данные исследования продиктованы рядом существующих на тот момент факторов. Во-первых, сделанные выводы Леопольдом Сонди на базе имеющихся у него знаний без экспериментального подтверждения не приняло бы научное сообщество.  Следует отметить, что и при наличии данных исследований идеи Сонди подвергались критике. В силу этого, развивающаяся на тот момент генетика, которая принималась научными кругами и стала тем инструментом, который использовал Сонди для создания доказательной базы концепции судьбоанализа.

Исходя из значения древней науки, которая упоминается Леопольдом Сонди – речь идет о навязанной судьбе индивида, однако согласно концепции судьбоанализа судьба человека не ограничивается лишь навязанной судьбой – выделяется четыре категории судьбы. В силу этого, можно сделать предположение, что существовали и другие направления науки, которыми руководствовался Леопольд Сонди, но они не упоминаются в его трудах. Вероятно, Леопольд Сонди считал данные аспекты не столь важными и не нужными в рамках его исследований, хотя это могло быть продиктовано и другими причинами. Например, тот факт, что наука и знания, используемые Леопольдом Сонди, не вписывались в рамки наук XX века. Предположений может быть множество, и, вероятно, они могли остаться лишь предположениями, а истоки судьбоанализа так и остались бы «загадкой» для современников, если бы не исследование, проведенное ученым, кандидатом психологических наук PhD Мальцевым Олегом Викторовичем.

Данная статья посвящена результатам исследований Мальцева О. В.  в области истории судьбоанализа, а именно, связи средневековой европейской науки и учения Леопольда Сонди. Описать весь ход исследования в рамках одной статьи не представляется возможным, поскольку, сделанному выводу о том, что судьбоанализ Леопольда Сонди берет начало из средневековой европейской науки, предшествуют исследования в течение многих лет. В первую очередь, следует отметить, что Мальцев О.В. является последователем школы судьбоанализа и в этой области им сделано не одно открытие. Например, разработан счетно-решающий прибор Сонди (СМР), который описывался в предыдущей статье, следовательно, знания в области судьбоанализа ученого Мальцева О.В. носят глубинный характер. Средневековая европейская наука изучалась ученым на протяжении многих лет с помощью дешифровки древних немецких, итальянских, испанских, французских трактатов. Как известно, многие древние письменные источники были подвержены искажению, то есть, они переписывались в угоду определенных лиц. Поэтому вторым вектором исследований стало изучение архитектуры Европы и ее дешифровка. В результате сравнительно – сопоставительного анализа был сделан вывод о том, что Леопольд Сонди является продолжателем средневековой европейской науки, которая существовала на протяжении многих веков.

Согласно историческим данным достоверно известно, что до возникновения глубинной психологии в Европе существовала и наука, и ученые, которые писали труды и некоторые из них сохранились в библиотеках Европы. Центрами европейской науки были Венеция, Болонья, Падуя, Хайдельберг (Гейдельберг) и другие, существовали университеты. Ученые Европы разделялись на два направления: норманнское и греческое. Следует отметить, что Леопольд Сонди относился к норманнскому направлению, то есть немецкой школе философии и логики.

Возвращаясь к концепции судьбоанализа, вспомним, что Леопольд Сонди выделял четыре разновидности судьбы: программную (последствия родового бессознательного), вариативную судьбу (свободная судьба), общественную и божественную.

В результате исследований архитектуры Европы ученому Мальцеву О.В. удалось установить существование четырех «управляющих систем»: Смерть, Долг, Война, Плен, которые оказывают влияние на судьбу человека сообразно четырем векторам Сонди и порождают четыре вида судьбы.  Как и векторы в тесте Сонди не видны человеческому глазу, индивид лишь воспринимает определенное силовое давление, так и «управляющие системы» присутствуют в жизни каждого человека как явления, оказывающие влияние и определяющие его судьбу.

«Управляющая система» Смерть

Смерть для каждого человека является малоизвестной и непреодолимой категорией  его жизни. Поскольку, как бы печально это не звучало, рано или поздно человек умирает и при этом ему не известна дата его смерти, он не может никак на это повлиять, поэтому данное явление для него непреодолимо. Помимо физической смерти, данное явление имеет также множество проявлений и является причиной определенных ситуаций в жизни. Поскольку категория «смерть» для человека мистична, непознаваема и трансцендентна, то она является причиной существования у человека божественной судьбы, что также непостижима для человека. Определенные ситуации, события в жизни человека, являющиеся проявлением категории «смерть»  сигнализирует ему о наличии божественной судьбы, которую необходимо реализовать. Следует отметить, что условия, создаваемые данной «управляющей системой» могут человека сделать как слабым, так и сильным, то есть, если он сумеет пройти непреодолимые  ситуации, то он станет не только сильнее, но, соответственно, и выше других людей.

«Управляющая система» Война

Управляющая система Война порождает вариативную судьбу. В данном случае следует привести примеры из лингвистики, которые отражают вариативную судьбу: ««жизнь – это колесо фортуны», «жизнь – это рулетка», то есть, речь идет о случайностях в жизни человека, которые также не подвластны человеку. Вариативная судьба индивида зависит от случайностей, в том случае, если они  благоприятны для человека, то и судьба носит временный удачный характер, если неблагоприятные, то, соответственно, последствия для человека  могут иметь различный негативный характер.

«Управляющая система» Долг

В данном случае речь идет о программной судьбе, то есть категория Долга порождает программную судьбу. Разновидностей Долга в жизни каждого человека большое множество: долг перед семьей, предками, работой, государством. В совокупности все проявления формируют программную судьбу, а человек является ее следствием.

«Управляющая система» Плен

Управляющая система Плен формирует общественную судьбу человека. То есть существуют определенные общественные категории, которые индивид обязан соблюдать, например, общественные догмы, прописанные программы: обучение в школе, университете, создание семьи, то есть поэтапное воплощение в жизни прописанных программ. В данном случае индивид находится в плену не физически, а морально, поскольку не способен что-либо изменить, ему остается лишь безропотно следовать установленным общественным нормам и порядкам.

В результате сопоставления категорий европейской науки и судьбоанализа получается полное соответствие (Таблица№1).

Управляющие системы Виды судьбы Факторы теста Сонди
Смерть Божественная k-p
Плен Общественная e-hy
Война Вариативная d-m
Долг Программная h-s

В силу того, что средневековая европейская наука существовала до возникновения учения о судьбе Леопольда Сонди, следовательно, изначально взгляд на судьбу человека рассматривался с точки зрения четырех «управляющих систем». Леопольд Сонди преобразовал данные знания в доступный академический язык глубинной психологии.

Данное исследование раскрывает не только истоки судьбоанализа, но и позволяет более глубинно изучить и познать судьбоанализ, рассмотреть категории судьбоанализа с несколько иного вектора, а именно, с точки зрения управления человеком всеми видами судьбы. Природа факторов, а именно, «управляющие системы» или силовые вектора, которые беспрерывно воздействуют на каждого человека, позволяют прийти к выводу, что догматы концепции судьбоанализа не во всех случаях позволяют разрешить проблему управления факторами. Концепция судьбоанализа гласит следующее: «Выбор определяет судьбу», однако категории «управляющих систем» показывают, что «выбор» как способ разрешения и управления всеми факторами не функционален. Для разрешения божественной судьбы, то есть факторов «к и р», необходимы знания и умения, поскольку без данных категорий невозможно преодолеть те непреодолимые ситуации, которые порождаются «управляющей системой» Смерть. Разрешение общественной судьбы, то есть факторы «е и hy» разрешаются посредством эффективной философии, без нее человек продолжает быть следствием общественных норм и правил, ему навязываются убеждения, собственные мысли отсутствуют,  поскольку он является частью общества, где все должны мыслить одинаково. Когда речь идет о вариативной судьбе, то есть о Войне, то в данном случае человек не одержит победу без определенных инструментов или технологий, в каждой войне все стремятся к технологическому превосходству, что в значительной степени и определяет исход войны. Из четырех видов судьбы только программную судьбу можно разрешить с помощью выбора.  

Исходя из вышеизложенного, следует, что исследования ученого Мальцева О.В. позволили выяснить те категории, которые действительно позволяют прийти к управлению своей судьбой для отдельного человека, а для судьбоаналитиков, ученых, психологов расширить знания в области векторов теста Сонди, проникнуть в трансцендентную категорию «судьба».

Источники цитируемой литературы:

  1. Szondi L. Freiheit und Zwang im Schicksal des Einzelnen. – Hans Huber. 1995 – 96s.
  2. Szondi L. Lehrbuch der experimentellen Triebdiagnostik. – Wien: Huber. 1972 – 489s.
  3. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 1. – Huber. 1956 – 258s.
  4. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 2. – Huber. 1956 – 251s.
  5. Мальцев О.В. Введение в судьбопсихологию. – Днепр. Середняк Т.К. 2018- 85с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *