ГЕНОТРОПИЧЕСКИЙ ПОДХОД СУДЬБОАНАЛИЗА

В работе «К вопросу о судьбоанализе» и позднее, рассматривая более подробно еще сотни случаев, вошедших в «Судьбоанализ», Сонди задался вопросом выбора: почему человек влюбляется именно в этого, а не в какого-либо другого партнера? При этом он обнаружил, что внешне здоровые люди, являющиеся, однако, носителями (выражаясь языком генетики, «переносчиками») наследственных заболеваний, нередко влюбляются друг в друга и вступают в партнерские отношения. Их выбор — во всяком случае, в значительной степени — определяется наследственностью. Этот феномен Сонди назвал генотропизмом. Он встречается независимо от того, к какой сфере — психической или соматической — относится наследственное заболевание. Сонди сделал из этого вывод, что в «генотропическом притяжении» находят свое выражение «латентные» гены, не проявлявшиеся из-за каких-либо препятствий. После первой публикации Сонди справедливость его утверждений постоянно оспаривалась, правда, исключительно в силу эмоциональных причин или по теоретическим соображениям, но не на основе полученных данных. Прежде всего, утверждалось, что при выборе партнеров решающее значение имеют не генетические причины, а запечатления в раннем детстве или социальные факторы.

В дальнейшем мы покажем, что на выбор человека действительно влияют не только генетические факторы. И тем не менее их значение — если иметь в виду множественную детерминацию отношений — чрезвычайно велико, особенно в сочетании с другими факторами.

ФОРМЫ ВЫБОРА

Выбор партнера — это лишь одна из форм выражения генотропизма. В ходе своих исследований Сонди обнаружил, что при определенной наследственности не только часто встречаются определенные заболевания, но и существует связь с выбором определенных профессий. Он назвал этот феномен эрготропизмом. Это проявляется в разных формах, причем иногда эти формы накладываются друг на друга:
В рамках эрготропизма человек может работать с индивидами, родственными в генетическом отношении: сын шизофренической матери становится известным психиатром, который целенаправленно занимается психотерапией больных шизофренией.

Определенные опасные импульсы влечений изживаются социально приемлемым способом: родственники больных, страдающих пироманией, то есть людей, устраивающих пожар в силу болезненных побуждений, чаще других становятся пожарными. Среди родственников склонного к насилию человека, который совершил самоубийство, оказались мясник и хирург (Szondi 1969a, 146 147).

Оба приведенных примера можно объединить под общим названием «клапанный эрготропизм», который следует противопоставить защитному эрготропизму (Moser 1953, 86 etc.). Здесь выбор профессии происходит по аналогии с защитной позицией Я по отношению к отвергаемым влечениям или потребностям. Люди с обсессивным характером часто выбирают профессии, которые подкрепляют эти навязчивости, работу, связанную с добросовестностью, точностью и строгим соблюдением ритуалов.

Иные критики утверждали, что в соответствии с судьбоаналитическими представлениями любой пожарный—это завуалированный пироман, любой криминалист — скрытый преступник, а любой парикмахер — латентный гомосексуалист. Какими бы абсурдными ни были подобные обобщения, не подлежит никакому сомнению, что определенные профессии предоставляют индивиду возможность изживать опасные импульсы влечений социально приемлемым способом, причем ему совершенно не обязательно эти тенденции сознавать.

Взаимосвязь между наследственностью и выбором профессии удалось доказать также статистически (Szondi 1965, 489 etc.). Кроме того, оказалось, что наряду с выборомпартнераивыборомпрофессиигенотропическикодетерминировантакже выбор многих болезней (там же, 343 etc.), а иногда даже способ самоубийства (там же, 357 etc.). В конечном счете, судьбоаналитическая теория выбора позволяет более полно, чем прежде, понять важные данные, полученные психоаналитиками и психиатрами. С одной стороны,онасделалаболееглубокимпониманиефеноменов выбора симптома и выбора невроза, которые еще до этого рассматривал Фрейд (V, 213; VIII, 442). С другой стороны, судьбоаналитическая теория расширила психиатрическую теорию наследственности, показав, что эта теория должна включать в себя нечто большее, нежели определенные картины болезни или их эквиваленты, и, кроме того, что абсолютное разделение на «болезненное» и «нормальное» не отвечает действительности.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР

Для вышеописанных выборов характерно то, что хотя при определенных условиях человек лично выбирал партнера или профессию, тем не менее разного рода моменты, определяющие выбор, частично оставались скрытыми. Кроме наследственности, по мнению Сонди, существуют и другие факторы, ограничивающие свободу выбора:

— особая природа влечений и аффектов человека, сущность которых тоже определена генетически, но которые в течение индивидуальной жизни трансформировались под влиянием бессознательной защитной деятельности Я и теперь придают особый оттенок влечениям;

— социальное окружение, которое своим влиянием содействует проявлению одних возможностей существования и сдерживает реализацию других;

— мировоззренческое, ментальное окружение, в котором воспитывался человек и в котором ему приходится жить со своими способностями и дарованиями. Традиция и родительский дом, церковь и школа, учеба и профессиональная деятельность, войны и революции неизбежно формируют мировоззрение и менталитет индивида.

Перечисленные четыре фактора определяют навязанную судьбу человека. Таким образом, «навязанная судьба» означает, что каждый человек неизбежно усваивает особенности, формы судьбы или формы существования, которые ему были навязаны предками окружением или исторической ситуацией, в которой он находится. Однако в течение жизни человек, как подчеркивал Сонди еще в одной из своих ранних работ (Szondi 1965, 44), способен понимать эти, в конечном счете, внешние для него обстоятельства и в определенных границах самостоятельно определять свой выбор («управляемый фатализм»). Благодаря своему сознательному Я он может прорываться через барьеры наследственности, инстинктивной природы, социального и ментального окружения (эготропный выбор) и самостоятельно и свободно строить свою судьбу.

Этот прорыв возможен, если человек способен с помощью своего Я участвовать в надиндивидуальной наделяющей смыслом (духовной) реальности, ощущая необходимость придерживаться философских, этических или религиозных ценностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *