Способы формирования личности. К чему человеку стремиться?

Тема, о которой пойдет речь в данной статье, затрагивает крайне сложную философскую проблему – проблему формирования личности.

Для начала приглашаем немного порассуждать: итак, в самом разгаре 21 век – век уникальных возможностей, активно развивающихся технологий, время переосмысления ценностей и появления новых ориентиров. Однако, всё это вовне; а что же касательно самого человека? К чему он сегодня стремится?

Вопрос стремлений – не просто какая-то абстрактная категория, о которой можно перемолвится за чашкой вечернего чая. То, к чему стремится человек, формирует определённое отношение к нему со сторону окружающих. Однако именно на этом простом с виду этапе – ответа самому себе на вопрос «К чему я стремлюсь?» – словно антиматерия раскрывает свои объятия и начинает поглощать стройные мысли и суждения, нивелируя их до уровня пустоты. Чаще всего более 80% людей в возрасте от 25 до 45 лет не могут четко сформулировать ответ о собственных стремлениях; описываемое желанное будущее выглядит не как завершенная картина, но как хаос красок, сражающихся на поле творческого полета без идеи и смысла. Нередки даже такие высказывания: «Будущее? Это очень абстрактно! НЕ спрашивайте меня, что будет или что делать через 5 или 10 лет…тут бы до конца года дотянуть…а что дальше станется – вообще неизвестно, всё слишком шатко, чтоб на что-то опираться и как-то планировать».

Собственно, невольно напрашивается и такой вопрос: а к чему должен стремиться человекИли к чему стоит стремиться? И что любопытно: в подавляющем большинстве члены социума, в принципе, стремятся в некое состояние. Другими словами, они стремятся не «к чему-то», а «во что-то», и это «что-то» может приобретать разные названия. Давайте остановимся на этом несколько подробнее.

Так, культурно-религиозные и религиозно-философские учения предлагают человеку некое состояние, в которое ему надлежит стремиться. Например, есть люди, которые стремятся в состояние нирваны. Зачем они туда стремятся, они обычно и сами не знают (а порой и спросить не у кого). Мало кто задаётся вопросом «Что будет или что произойдёт, когда я достигну состояния нирваны?», но при этом, даже по факту отсутствия понимания, что есть «нирвана» и каков конечный итог это стремления, всё равно миллионы людей стремятся в это состояние всю свою сознательную жизнь.

Другая, не менее многочисленная категория лиц, стремится в состояние богатства. Богатый человек – это именно определённое состояние. В жизни так и говорят: «Ему досталось огромное состояние в виде таких-то материальных благ». Но дело в том, что пока люди стремятся заработать все деньги мира, купить побольше недвижимости, они совершенно не задумываются о том, что произойдёт (или начнёт происходить), когда богатство желанное окажется в кармане. Редкий гений искренне задумывается, что будет происходить, когда на его счетах появятся миллионы долларов. Например, у всемирно известного чемпиона мира по боксу в тяжёлом весе – у Майка Тайсона – на счетах были миллиарды (!) долларов, но «задержаться» на миллиардам на счетах железного Майка не довелось: спустя каких-то пару лет благодаря некоторым «хорошим людям» и его «любимой» первой жене Робин Гивенс всех этих богатств… просто не стало! Так, можно сделать вывод, что богатство – это временное состояние. Может быть, кто-то даже собирается стремиться к состоянию богатства всю свою жизнь и за мгновение до смерти наконец-то разбогатеть, но так и не успеть им воспользоваться. Не кажется ли это абсурдом? И вообще, редко где учат и поясняют, что умение зарабатывать деньги – это навык, который человек может обрести (и это вполне реализуемо каждым), вместо того, чтобы всю жизнь стремиться к иллюзорному, непостоянному состоянию богатства.

Следующая категория стремящихся людей на планете Земля называется «христиане». Согласно догматике христианства, людям надлежит стремиться в состояние богоподобия. Зачем? Никто не знает, поскольку также отсутствует аргументированный и чёткий ответ на вопрос, что станет происходить // что будет после того, как человек станет богоподобным.

К сравнению, обратимся к исторической справке. К примеру, у викингов существует воинский ранг «Барсек». Барсек – это воин, которого охраняют боги; стремление в состояние неуязвимости для воина абсолютно естественно и понятно.

Рассмотрев несколько религиозно-философских концепций, мы могли бы прийти к выводу, что в большинстве случаев, таковые концепции предлагают человеку стремиться в какое-то состояние, совсем не объясняя, зачем это нужно и что будет после его достижения.

И опять-таки, вместо того, чтоб воевать «с ветряными мельницами настоящего», обратимся к системам, проверенным историей на предмет эффективности. Европейский мистицизм, будучи стройной и комплексной системой, дает самую точную концепцию того, к чему необходимо стремиться: исто категория «Гюль-Голь», что означает «будь, как Бог».

Европейский мистицизм — изначальная протонаука, которая позволяет человеку, во-первых, выживать, во-вторых, справляться с задачами (поэтому она еще называется «наука выполнения задач»), как-то безбедно существовать; иным личностям — достигать триумфа, подниматься на недостижимые вершины; а для ещё меньшего числа людей данные знания позволяли обрести власть над собой и над иными людьми — власть вершить судьбы.

На пути к власти человек становится тем, кто живёт «как Бог». Зачем быть, как Бог? Вопрос разве не риторический? Существуют мириады причин быть, как Бог. Бог всемогущ, вездесущ и бессмертен. У Бога все есть, Он может все, а с Ним никто ничего не может сделать. Самое главное – это дает состояние абсолютной свободы, независимости и неуязвимости. Бог всем нужен, и человеку крайне важно быть нужным и востребованным.

Гюль-Голь стоит обособленно от всех остальных концепций, потому что здесь человек стремится «к» (к чему-то), вместо «в» (во что-то). Стремление «к» власти порождает состояние Гюль-Голь – в этом состоит ключевое и кардинальное отличие европейского мистицизма от всех других доктрин и концепций.

Дело в том, что многие люди бессознательно стремятся к власти над другими. Если бы это было не так, в мире не возникало бы конфликтов между людьми, государствами и целыми народами. Может показаться, что человек, который стал президентом или занял какое-то место в политике, получил власть, но в 99 случаях из 100 — это не так. Эти люди (президенты, политики, чиновники и пр.) просто поставлены временно исполнять обязанности. Они – как личности – не стали лучше или сильнее. В европейском мистицизме всё иначе: человек шаг за шагом на пути к власти становится абсолютно результативной личностью, которая может всё, при этом не имея ничего. Как и Богу всё принадлежит, но при этом Он ни у кого ничего не отбирает, а благосклонно позволяет всем этим пользоваться, как весьма гостеприимный хозяин, который пригласил в свой дом и сказал: «Чувствуй себя как дома. Все моё – твоё».

Так жили и вели себя «старики» — знатоки и практики европейского мистицизма, такие как Генри Форд, Эндрю Карнеги и другие. Они считали, что чем выше человек подымается на ступень власти, тем лучше он должен становиться. Такими историческими фигурами были Ричард Львиное Сердце в Британии, Карл V в Испании. Они были эталонами для своего народа. Что весьма важно: в европейском мистицизме стремление к власти – это движение к эталону. Бог и есть эталон. В этом заключается разница между концепцией европейского мистицизма (Гюль-Голь) и прочими концепциями, догмами и парадигмами.

Далее от истории обратимся к прочим научным дисциплинам (антропология, социология, философия и психология), которые так или иначе рассматривали путь развития человека, его становления как личности. В ключе психологии предлагается рассмотреть, какие существуют теории личности. В мире сегодня известны две теории личности: теория Германа Роршаха и теория Липота Сонди.

Теория личности Роршаха и созданный им тест под названием «пятна Роршаха» являются достаточно непростым инструментом, которым большинство психологов предпочитают не пользоваться. Фактически, экспертов, которые используют тест Роршаха в своей работе, – единицы, не говоря уже о том, что теорию личности Роршаха практически никто не знает.

 Герман Роршах

Теория личности Роршаха (если описывать это коротко и популярным языком) заключается в том, что могущество, власть, достаток, выставленные напоказ, явно доставят человеку огромное количество неприятностей и разочарований в жизни. Поэтому Роршах полагал, что важно «создать» две личности: социальную и тайную. У социальной личности должно быть «все как у всех» или, может, немного больше: при такой конфигурации ей практически никто не станет завидовать. А тайная личность может иметь все, что ей заблагорассудится, главное, чтобы об этом никто не знал. Помните такую поговорку: «Богатство любит тишину?» Впрочем, к сожалению, такой подход рано или поздно приведёт человека в состояние одиночества.

Помимо теории личности Германа Роршаха в психологии представлена и вторая теория личности, разработанная ученым венгерского происхождения, судьбоаналитиком, одним из мэтров-основателей глубинной психологии – Липотом (Леопольдом) Сонди. Теория личности Сонди заключается в достижении состояния PontifexOpositorum – это уровень знаменует появление «мудрого, сильного и одинокого «Я». PontifexOppositorum – это высшая форма жреческого «Я», способного объединять все противоположности (дух – материя; мужское – женское; этот мир – мир потусторонний и пр.). Тот, кто способен по собственной воле, беспрепятственно, всегда прогнозируемо добиваться результатов, и есть PontifexOppositorum.Суть теории в том, чтобы занять собственное место в иерархии и трудиться на благо иерархии и себя, осознанно поднимаясь вверх по ступеням власти. В конце концов, что также описывает теория Сонди, человек также придет в состояние одиночества.

 Липот Сонди

Необходимо отметить, что подход Сонди весьма близок к концепции Гюль-Голь. Роршах и Сонди, разработав две теории личности в начале 20 века, предложили наилучшую альтернативу тому, что существовало в мире на тот момент времени. Безусловно, может возникнуть логичный вопрос: а почему обе теории ведут человека в состояние одиночества? Ответ прост: потому что Бог один.

Теория личности Сонди, в частности, подробно описана учёным Мальцевым О.В. в книге «Философия Л. Сонди» и научной монографии «Философия Юга Италии». Что же касается теории Роршаха, то в данном случае все гораздо сложнее, поскольку как учёным, так и интересующимся, прежде чем рассуждать и анализировать наследие Германа Роршаха, придётся хорошенько поискать его труды (подсказка: лучше сразу искать на немецком языке, то есть, исходники).

На этом, впрочем, теории личности «не заканчиваются»: помимо двух описанных ранее теорий, существует ещё две.

Третья теория личности – это теория городов

Ядро третьей теории можно простым способом описать так: строится город, в который закладывается невидимый комплексный механизм, создающий (выковывающий // воспитывающий) личность по заданным параметрам, набор которых определяется ещё до строительства города. Причём это воспитание как продукт тренировочной программы происходит бессознательно для самого резидента города. Иными словами, город, как резец, вытачивает личность, которая пригодна для определенных задач. При этом в город заложены все уровни воспитания личности: от антропологического до символьного. Именно благодаря этому «невидимому резцу городов как учебных аудиторий» человек даже может стать символом города, например, как Мишка Япончик в Одессе.

Существует и четвертая теория личности, которая, пожалуй, является самой древней из всех – это теория испытаний.

Реализация стремления к власти происходит через сознательные испытания, превращающих человека в сверхчеловека, что и даёт ему впоследствие право руководить и управлять другими людьми. Испытания – это то, что формирует личность в сжатые промежутки времени, очень быстро. Весьма многогранно эта древняя теория отображена в мировой мифологии и сказках, которые изобилуют различными испытаниями в виде разгадывания ребусов (загадок) или прохождения порой ужасающих препятствий (например, попробуйте победить дракона).

Из четырех философских теорий только четвертую человек может выбрать осознанно и принять на себя обязательства пройти определенные испытания. Конечно же, всегда есть и иной ход: в частности, бессознательно положиться на одну из трёх концепций. Теория Сонди позволит стать частью какой-то группы и добиться в ней определённого авторитета. Теория Роршаха, например, позволит усеяно взаимодействовать с кем-то в паре, при этом человек всегда будет стоять обособленно от всех. Город, в котором человек живёт, вытачивает из него некую особенную личность, однако, чаще всего даже самому человеку неведомо, какую именно и почему «всё получилось так, а не иначе». По сути, таков выбор человека – сознательный либо бессознательный.

Каждый человек сам волен выбирает теорию, которая ему в подспорье; соответственно, это определит его место в общественной иерархии. Единственное, что не может выбрать человек – это город, в котором он рождается. Потому «заготовка», которая вытачивается условиями городской среды, для человека неведома (неизвестны категории и параметры исходных данных затачиваемой личности). Для человека неизвестный замысел основателей города является первым препятствием на пути к власти, потому что неведомо в итоге, что из него к осознанному возрасту «воспитает резец города» и в какую заготовку он превратится. Единственное, что может переточить заготовку – это четвертая теория личности, то есть осознанные испытания.

Исходя из вышеизложенного, следует, что ничего не делает человека достойным власти, кроме четвертой теории личности. В то же время теория городов выступает важным инструментом в руках человека для обучения и обретения навыков. Она позволяет сориентироваться, как и где лучше всего проходить испытания, чтобы сформировать личность по тем параметрам умений и качеств, к которым человек стремится. В одном и том же месте все испытания пройти нельзя, ничего не выйдет. Например, если стоит задача стать бизнесменом, лучше Калабрии для тренировки не найти, поскольку именно в этом южноитальянском регионе сосредоточены все испытания, «ретрансформирующие» человека в бизнесмена. Канарские острова выступают прекрасной средой для воспитания фехтовальщика. Не следует путать описываемое с привычными для большинства людей путешествиями. В путешествии люди, наоборот, стараются избежать всяческих испытаний. В данном ключе речь идет о городе как учебной аудитории и его роли в воспитании личности.

Ученым, академиком УАН Мальцевым Олегом Викторовичем была создана универсальная и уникальная структура в виде Экспедиционного корпуса, которая позволяет использовать испытания в качестве резца, что дает возможность в кратчайшие сроки воспитать любую личность. Больше никто в мире не обладает подобного рода структурой и на данный момент, больше ни у кого в мире нет возможности создать машину, которая могла бы управляемо воспитать абсолютно любую личность. Весьма логично заметить, что создание такой системы требует прежде особых знаний (в том числе, конструкторских), а ещё должен «появиться кто-то», кто возьмет на себя ответственность, организует и профинансирует таковой проект. Совокупные требования, уровень знаний и ответственности делают невозможным для среднестатистического человека использовать данный метод. Поэтому три теории – теории личности Роршаха и Сонди и теория городов, – единственное, что фактически может использовать человек в современном обществе 21 столетия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *