ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Экстремальная психология возникла в конце ХХ века, синтезировав конкретные сведения в области авиационной, космической, морской и полярной психологии. Под экстремальной психологией понимается отрасль науки, изучающая общие закономерности психологической жизни и деятельности человека в изменчивых (непривычных) условиях существования: во время подводного плавания, пребывания в космосе, пребывания в труднодоступных районах земного шара и т.д.

Задачи экстремальной психологии:

  1. Совершенствование психологического отбора и психологической подготовки для работы в необычных условиях.
  2. Разработка мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов.
  3. Разрешение проблемы личности как насильственного порядка, так и природного, и техногенного.

Экстремальной называется ситуация, угрожающая жизни, здоровью, имуществу человека или природной среде. И нередко влечет за собой большое количество людских жертв, грозит тяжелыми последствиями для общества. Они возникают внезапно, требуя от человека немедленных активных действий. С ними можно столкнуться даже в самой привычной обстановке – на улице, дома, в школе или на рабочем месте. В любых условиях на нас оказывают неблагоприятное влияние три основные группы факторов:

  1. Природные факторы.

1.1. Климатические условия: снег, дождь, температура воздуха, гроза, солнечная радиация.

1.2. Стихийные явления: ураганы, штормы, оползни, лесные и торфяные пожары, наводнения, землетрясения.

  1. Техногенные факторы, связанные с деятельностью человека. Это аварии и катастрофы, загрязнения вод, атмосферы и почвы, выбросы в атмосферу химически опасных веществ, запретные зоны, радиационное загрязнение местности, места захоронения радиационных или химических отходов.
  2. Социальные факторы, отражающие проблемы и противоречия во взаимоотношениях между людьми: национальные и военные конфликты, криминальные проявления.

Кроме того, на нас влияют эпидемии, различные заболевания, травмы, вывихи и переломы, отравления растительными и животными ядами, укусы животных, насекомых, змей, стрессы и переутомление.

В экстремальных условиях, характеризующихся информационно-изменчивой структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска, на человека воздействует семь основных психогенных факторов (данные факторы представлены по мере усиления их воздействия на психику человека):

  1. Монотипия – функциональное состояние человека, возникающее при однообразной, монотонной деятельности. Характерно снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий, появлением ощущения скуки, потерей интереса к работе. Продуктивность деятельности может восстанавливаться лишь временно — за счет особых волевых усилий. В ответ на монотонные условия деятельности могут развиваться явления пресыщения психического.
  2. Измененная пространственная и временная структура (перелет из одного часового пояса в другой, погружение под воду и т.д.)
  3. Ограничения лично значимой информации (нет возможности узнать о родственниках по причине отсутствия сотовой связи и т.д.)
  4. Групповая изоляция – психологический аспект: вынужденное длительное пребывание группы людей в условиях ограниченного пространства, скудости раздражителей сенсорных и постоянного общения с одними и теми же людьми. В условиях групповой изоляции люди находятся во время космических полетов, подводного плавания, на гидрометеостанциях, маяках и пр. С течением времени во взаимоотношениях людей на этапе неустойчивой психической деятельности начинают проявляться эмоциональная напряженность, возникают конфликты, иногда кончающиеся трагически. В основе нарушения общения лежит астенизация нервной системы, вызываемая рядом психогенных факторов, не позволяющая адекватно воспринимать партнера по общению, оценивать события, затормаживать импульсивные действия. Типичная для групповой изоляции особенность, по сравнению с другими формами измененных условий существования, — комплексность состояний психических, единство, трудность отделения одного симптома от другого внутри общей «психопатоподобной» картины поведения. Для предотвращения негативных последствий групповой изоляции применяются специальные профилактические меры, производится тщательный психологический отбор.
  5. Одиночество – один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. При попадании людей в условия одиночества, обусловленного экспериментальной, географической, социальной или тюремной изоляцией, все непосредственные, «живые» связи с другими людьми прерываются, и это вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает шок психологический, характерный тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. В меру продолжительности пребывания в условиях одиночества актуализуется потребность в общении. В ответ на невозможность ее удовлетворения люди персонифицируют предметы, животных (от пауков до лошадей), создают воображаемых партнеров (иногда — в форме ярких эйдетических образов, спроецированных во сне), разговаривают с ними вслух. Эти экстериоризационные реакции оцениваются как защитные (компенсаторные) и рассматриваются в границах психологической нормы. На этапе неустойчивой психической деятельности, при наблюдении за испытуемым в экспериментах с помощью специальной аппаратуры или за заключенными через «глазки», у ряда людей появляются необычные состояния психические, проявляемые в тягостных переживаниях телесной обнаженности или «открытости мыслей». Так же появляются доминирующие идеи и отмечаются случаи, когда испытуемые путают сновидения с реальностью (реализованные сновидения). По мере увеличения продолжительности жестких условий одиночества, на этапе глубоких психических изменений появляются идеи сверхценные, идеи отношения, деперсонализационные переживания (раздвоение личности) и галлюцинации реактивные.
  6. Постоянная публичность («звезды» эстрады, актеры и т.д.) – эмоциональная напряженность, обусловливаемая необходимостью долгое время удерживать себя в определенной ролевой функции, и стремление скрыть от окружающих свои мысли и переживания актуализуют потребность в уединении. При невозможности ее удовлетворения человек перестает скрывать свои чувства и мысли («психологический стриптиз»), что является одной из форм защитной реакции. В отличие от одиночной изоляции (одиночество), переживания «физической обнаженности», «открытости мыслей» на этапе неустойчивой психической деятельности, возникающие под влиянием «публичности», четко персонифицируются — приписываются действиям конкретных партнеров, провоцируя конфликтности и вызывая аутизацию.
  7. Угроза для жизни человека – созданное условие или высказанное в любой форме намерение нанести физический, материальный или иной вред общественным или личным интересам. Наиболее опасные виды угрозы: убийство, нанесение тяжких телесных повреждений или уничтожение имущества образуют специальные составы преступления и караются в уголовном порядке.

Во всех случаях стоит вопрос о понимании двух экстремальных состояний – жизни и смерти.

Экстремальная психология в своей терминологии часто использует такие понятия как чрезвычайная ситуация, экологическая катастрофа и стихийное бедствие:

  1. Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли:

а) человеческие жертвы

б) ущерб здоровью людей или окружающей среде

в) значительные материальные потери

г) нарушение условий жизнедеятельности людей.

Причем каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития.

Оценка ущерба вследствие ЧС проводится по 5 основным параметрам:

– прямые потери вследствие ЧС;

– затраты на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

– объем эвакуационных мероприятий и затраты на их проведение;

– затраты на ликвидацию ЧС;

– косвенные потери.

  1. Экологическая катастрофа (ЭК) – труднообратимое неблагоприятное явление, приводящее к упадку экономического развития, впредь до воссоздания благоприятной среды.
  2. Стихийные бедствия (СБ) – это экстремальные явления природы катастрофического характера, приводящие к внезапному нарушению деятельности людей (сопровождаются гибелью материальных ценностей и жертвами людей). К стихийным бедствиям относятся: извержения вулкана, землетрясения, ураганы и т.д.

Особое  место в экстремальной психологии отводится оказанию помощи, людям  оказавшимся в ЧС. Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии (или ОСР – острое стрессовое расстройство- это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации). Психодиагностика, психотехники воздействия и процедура оказания психологической помощи в экстремальных ситуациях имеют свою специфику. В частности, психодиагностика в экстремальных ситуациях имеет свои отличительные особенности. В этих условиях из-за нехватки времени невозможно использовать стандартные диагностические процедуры. Действия, в том числе практического психолога, определяются планом на случай чрезвычайных обстоятельств. Неприменимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы психологического воздействия. Все зависит от целей психологического воздействия в экстремальных ситуациях: в одном случае надо поддержать, помочь; в другом – следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем – провести переговоры. Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния ЧС являются:

– безотлагательность;

– приближенность к месту событий;

– ожидание, что нормальное состояние восстановится;

– единство и простота психологического воздействия.

Цель и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений. Экстренная психологическая помощь населению должна основываться на принципе интервенции в поверхностные слои сознания, то есть на работе с симптоматикой, а не с синдромами.

В результате осуществления обширной исследовательской программы немецкие психологи Б. Гаш и Ф. Ласогга разработали ряд рекомендаций для психолога, другого специалиста или добровольца, работающих в экстремальной ситуации. Правила первой помощи для психологов:

  1. В кризисной ситуации пострадавший всегда находится в состоянии психического возбуждения. Это нормально. Оптимальным является средний уровень возбуждения. Сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от терапии и как долго продлится работа над проблемой. Надежда на успех лучше, чем страх неуспеха.
  2. Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуждается в помощи. Уделите этому секунд 30 при одном пострадавшем, около пяти минут при нескольких пострадавших.
  3. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Узнайте имена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.
  4. Осторожно установите телесный контакт с пострадавшим. Возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Не поворачивайтесь к пострадавшему спиной.
  5. Никогда не обвиняйте пострадавшего. Расскажите, какие меры требуется принять для оказания помощи в его случае.
  6. Профессиональная компетентность успокаивает. Расскажите о вашей квалификации и опыте.
  7. Дайте пострадавшему поверить в его собственную компетентность. Дайте ему поручение, с которым он справится. Используйте это, чтобы он убедился в собственных способностях, чтобы у пострадавшего возникло чувство самоконтроля.
  8. Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его активно, будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Пересказывайте позитивное.
  9. Скажите пострадавшему, что вы останетесь с ним. При расставании найдите себе заместителя и проинструктируйте его о том, что нужно делать с пострадавшим.
  10. Привлекайте людей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания помощи. Инструктируйте их и давайте им простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.
  11. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопытным конкретные задания.
  12. Стресс может оказать негативное влияние и на психолога. Возникающее в ходе такой работы напряжение имеет смысл снимать с помощью релаксационных упражнений и профессиональной супервизии. Группы супервизии должен вести профессионально подготовленный модератор.

Психолог должен помнить, что проведение психотерапии и психопрофилактики осуществляют в двух направлениях. Первое – со здоровой частью населения – в виде профилактики: а) острых панических реакций; б) отсроченных, «отставленных» нервно-психических нарушений.

Второе направление – психотерапия и психопрофилактика лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями. Технические сложности ведения спасательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить к тому, что пострадавшие в течение достаточно продолжительного времени окажутся в условиях полной изоляции от внешнего мира. В этом случае рекомендуется психотерапевтическая помощь в виде экстренной «информационной терапии», целью которой является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т. д.). «Информационная терапия» реализуется через систему звукоусилителей. Целью «информационной терапии» является также уменьшение чувства страха у пострадавших, т.к. известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора. После освобождения пострадавших необходимо продолжить психотерапию (и прежде всего – амнезирующую терапию) в стационарных условиях. Еще одной группой людей, к которым применяется психотерапия в условиях ЧС, являются родственники людей, находящиеся в эпицентре ЧС.

Стасенко В.Г. «Экстремальная психология и психотерапия экстремальных ситуаций»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *