ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Экстремальная психология возникла в конце ХХ века, синтезировав конкретные сведения в области авиационной, космической, морской и полярной психологии. Под экстремальной психологией понимается отрасль науки, изучающая общие закономерности психологической жизни и деятельности человека в изменчивых (непривычных) условиях существования: во время подводного плавания, пребывания в космосе, пребывания в труднодоступных районах земного шара и т.д.
Задачи экстремальной психологии:
- Совершенствование психологического отбора и психологической подготовки для работы в необычных условиях.
- Разработка мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов.
- Разрешение проблемы личности как насильственного порядка, так и природного, и техногенного.
Экстремальной называется ситуация, угрожающая жизни, здоровью, имуществу человека или природной среде. И нередко влечет за собой большое количество людских жертв, грозит тяжелыми последствиями для общества. Они возникают внезапно, требуя от человека немедленных активных действий. С ними можно столкнуться даже в самой привычной обстановке – на улице, дома, в школе или на рабочем месте. В любых условиях на нас оказывают неблагоприятное влияние три основные группы факторов:
- Природные факторы.
1.1. Климатические условия: снег, дождь, температура воздуха, гроза, солнечная радиация.
1.2. Стихийные явления: ураганы, штормы, оползни, лесные и торфяные пожары, наводнения, землетрясения.
- Техногенные факторы, связанные с деятельностью человека. Это аварии и катастрофы, загрязнения вод, атмосферы и почвы, выбросы в атмосферу химически опасных веществ, запретные зоны, радиационное загрязнение местности, места захоронения радиационных или химических отходов.
- Социальные факторы, отражающие проблемы и противоречия во взаимоотношениях между людьми: национальные и военные конфликты, криминальные проявления.
Кроме того, на нас влияют эпидемии, различные заболевания, травмы, вывихи и переломы, отравления растительными и животными ядами, укусы животных, насекомых, змей, стрессы и переутомление.
В экстремальных условиях, характеризующихся информационно-изменчивой структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска, на человека воздействует семь основных психогенных факторов (данные факторы представлены по мере усиления их воздействия на психику человека):
- Монотипия – функциональное состояние человека, возникающее при однообразной, монотонной деятельности. Характерно снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий, появлением ощущения скуки, потерей интереса к работе. Продуктивность деятельности может восстанавливаться лишь временно — за счет особых волевых усилий. В ответ на монотонные условия деятельности могут развиваться явления пресыщения психического.
- Измененная пространственная и временная структура (перелет из одного часового пояса в другой, погружение под воду и т.д.)
- Ограничения лично значимой информации (нет возможности узнать о родственниках по причине отсутствия сотовой связи и т.д.)
- Групповая изоляция – психологический аспект: вынужденное длительное пребывание группы людей в условиях ограниченного пространства, скудости раздражителей сенсорных и постоянного общения с одними и теми же людьми. В условиях групповой изоляции люди находятся во время космических полетов, подводного плавания, на гидрометеостанциях, маяках и пр. С течением времени во взаимоотношениях людей на этапе неустойчивой психической деятельности начинают проявляться эмоциональная напряженность, возникают конфликты, иногда кончающиеся трагически. В основе нарушения общения лежит астенизация нервной системы, вызываемая рядом психогенных факторов, не позволяющая адекватно воспринимать партнера по общению, оценивать события, затормаживать импульсивные действия. Типичная для групповой изоляции особенность, по сравнению с другими формами измененных условий существования, — комплексность состояний психических, единство, трудность отделения одного симптома от другого внутри общей «психопатоподобной» картины поведения. Для предотвращения негативных последствий групповой изоляции применяются специальные профилактические меры, производится тщательный психологический отбор.
- Одиночество – один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. При попадании людей в условия одиночества, обусловленного экспериментальной, географической, социальной или тюремной изоляцией, все непосредственные, «живые» связи с другими людьми прерываются, и это вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает шок психологический, характерный тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. В меру продолжительности пребывания в условиях одиночества актуализуется потребность в общении. В ответ на невозможность ее удовлетворения люди персонифицируют предметы, животных (от пауков до лошадей), создают воображаемых партнеров (иногда — в форме ярких эйдетических образов, спроецированных во сне), разговаривают с ними вслух. Эти экстериоризационные реакции оцениваются как защитные (компенсаторные) и рассматриваются в границах психологической нормы. На этапе неустойчивой психической деятельности, при наблюдении за испытуемым в экспериментах с помощью специальной аппаратуры или за заключенными через «глазки», у ряда людей появляются необычные состояния психические, проявляемые в тягостных переживаниях телесной обнаженности или «открытости мыслей». Так же появляются доминирующие идеи и отмечаются случаи, когда испытуемые путают сновидения с реальностью (реализованные сновидения). По мере увеличения продолжительности жестких условий одиночества, на этапе глубоких психических изменений появляются идеи сверхценные, идеи отношения, деперсонализационные переживания (раздвоение личности) и галлюцинации реактивные.
- Постоянная публичность («звезды» эстрады, актеры и т.д.) – эмоциональная напряженность, обусловливаемая необходимостью долгое время удерживать себя в определенной ролевой функции, и стремление скрыть от окружающих свои мысли и переживания актуализуют потребность в уединении. При невозможности ее удовлетворения человек перестает скрывать свои чувства и мысли («психологический стриптиз»), что является одной из форм защитной реакции. В отличие от одиночной изоляции (одиночество), переживания «физической обнаженности», «открытости мыслей» на этапе неустойчивой психической деятельности, возникающие под влиянием «публичности», четко персонифицируются — приписываются действиям конкретных партнеров, провоцируя конфликтности и вызывая аутизацию.
- Угроза для жизни человека – созданное условие или высказанное в любой форме намерение нанести физический, материальный или иной вред общественным или личным интересам. Наиболее опасные виды угрозы: убийство, нанесение тяжких телесных повреждений или уничтожение имущества образуют специальные составы преступления и караются в уголовном порядке.
Во всех случаях стоит вопрос о понимании двух экстремальных состояний – жизни и смерти.
Экстремальная психология в своей терминологии часто использует такие понятия как чрезвычайная ситуация, экологическая катастрофа и стихийное бедствие:
- Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли:
а) человеческие жертвы
б) ущерб здоровью людей или окружающей среде
в) значительные материальные потери
г) нарушение условий жизнедеятельности людей.
Причем каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития.
Оценка ущерба вследствие ЧС проводится по 5 основным параметрам:
– прямые потери вследствие ЧС;
– затраты на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
– объем эвакуационных мероприятий и затраты на их проведение;
– затраты на ликвидацию ЧС;
– косвенные потери.
- Экологическая катастрофа (ЭК) – труднообратимое неблагоприятное явление, приводящее к упадку экономического развития, впредь до воссоздания благоприятной среды.
- Стихийные бедствия (СБ) – это экстремальные явления природы катастрофического характера, приводящие к внезапному нарушению деятельности людей (сопровождаются гибелью материальных ценностей и жертвами людей). К стихийным бедствиям относятся: извержения вулкана, землетрясения, ураганы и т.д.
Особое место в экстремальной психологии отводится оказанию помощи, людям оказавшимся в ЧС. Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии (или ОСР – острое стрессовое расстройство- это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации). Психодиагностика, психотехники воздействия и процедура оказания психологической помощи в экстремальных ситуациях имеют свою специфику. В частности, психодиагностика в экстремальных ситуациях имеет свои отличительные особенности. В этих условиях из-за нехватки времени невозможно использовать стандартные диагностические процедуры. Действия, в том числе практического психолога, определяются планом на случай чрезвычайных обстоятельств. Неприменимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы психологического воздействия. Все зависит от целей психологического воздействия в экстремальных ситуациях: в одном случае надо поддержать, помочь; в другом – следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем – провести переговоры. Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния ЧС являются:
– безотлагательность;
– приближенность к месту событий;
– ожидание, что нормальное состояние восстановится;
– единство и простота психологического воздействия.
Цель и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений. Экстренная психологическая помощь населению должна основываться на принципе интервенции в поверхностные слои сознания, то есть на работе с симптоматикой, а не с синдромами.
В результате осуществления обширной исследовательской программы немецкие психологи Б. Гаш и Ф. Ласогга разработали ряд рекомендаций для психолога, другого специалиста или добровольца, работающих в экстремальной ситуации. Правила первой помощи для психологов:
- В кризисной ситуации пострадавший всегда находится в состоянии психического возбуждения. Это нормально. Оптимальным является средний уровень возбуждения. Сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от терапии и как долго продлится работа над проблемой. Надежда на успех лучше, чем страх неуспеха.
- Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуждается в помощи. Уделите этому секунд 30 при одном пострадавшем, около пяти минут при нескольких пострадавших.
- Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Узнайте имена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.
- Осторожно установите телесный контакт с пострадавшим. Возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Не поворачивайтесь к пострадавшему спиной.
- Никогда не обвиняйте пострадавшего. Расскажите, какие меры требуется принять для оказания помощи в его случае.
- Профессиональная компетентность успокаивает. Расскажите о вашей квалификации и опыте.
- Дайте пострадавшему поверить в его собственную компетентность. Дайте ему поручение, с которым он справится. Используйте это, чтобы он убедился в собственных способностях, чтобы у пострадавшего возникло чувство самоконтроля.
- Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его активно, будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Пересказывайте позитивное.
- Скажите пострадавшему, что вы останетесь с ним. При расставании найдите себе заместителя и проинструктируйте его о том, что нужно делать с пострадавшим.
- Привлекайте людей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания помощи. Инструктируйте их и давайте им простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.
- Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопытным конкретные задания.
- Стресс может оказать негативное влияние и на психолога. Возникающее в ходе такой работы напряжение имеет смысл снимать с помощью релаксационных упражнений и профессиональной супервизии. Группы супервизии должен вести профессионально подготовленный модератор.
Психолог должен помнить, что проведение психотерапии и психопрофилактики осуществляют в двух направлениях. Первое – со здоровой частью населения – в виде профилактики: а) острых панических реакций; б) отсроченных, «отставленных» нервно-психических нарушений.
Второе направление – психотерапия и психопрофилактика лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями. Технические сложности ведения спасательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить к тому, что пострадавшие в течение достаточно продолжительного времени окажутся в условиях полной изоляции от внешнего мира. В этом случае рекомендуется психотерапевтическая помощь в виде экстренной «информационной терапии», целью которой является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т. д.). «Информационная терапия» реализуется через систему звукоусилителей. Целью «информационной терапии» является также уменьшение чувства страха у пострадавших, т.к. известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора. После освобождения пострадавших необходимо продолжить психотерапию (и прежде всего – амнезирующую терапию) в стационарных условиях. Еще одной группой людей, к которым применяется психотерапия в условиях ЧС, являются родственники людей, находящиеся в эпицентре ЧС.
Стасенко В.Г. «Экстремальная психология и психотерапия экстремальных ситуаций»