Прикладная психология

Официальное издание, посвященное поиску и отбору прикладных знаний в области психологии

Исследования

Эффект Карпентера: или как воображение помогает учиться

Каждое человеческое движение начинает свой путь в виде мысленного образа, и только после этого преобразуется в физическое сокращение мышц и совместную работу костно-мышечной системы и суставов. Даже когда, кажется, что множество движений выполняются бессознательно или автоматически, начальный мысленный образ, всё равно лежит в основе. Этот принцип был впервые сформулирован Уильямом Карпентером в 1852 году и получил подтверждение через исследования таких фигур как Павлов и Фрейд, работавших в области физиологии.

Метод Уильяма Карпентера был подтвержден сотнями научных исследований и нашел применение в различных сферах деятельности, где необходима высокая координация и точность движений.

Эффект Карпентера, также известный как идеомоторный эффект, заключается в закономерности, согласно которой любое восприятие или представление способствует возникновению аналогичного восприятия или представления. Проще говоря, мысль или образ, возникшие в мозгу, вызывают моторную реакцию. Представляя движение, мы начинаем воспроизводить его. Это и есть эффект Карпентера.

Например, вы танцор. Ваше следующее выступление проходит через несколько дней, и вам не хватает времени для тренировок в студии. Однако вы можете использовать эффект Карпентера, чтобы подготовиться. Вы закрываете глаза и представляете, как вы выполняете сложные танцевальные движения, чувствуете ритм музыки и даже ощущаете напряжение в мышцах, точно так же, как если бы вы танцевали в реальности. Вы видите каждый шаг, вращение и прыжок с высочайшей точностью. Это позволяет вашей моторной и мышечной памяти активироваться, укрепляя навыки и подготавливая вас к успешному выступлению. Моторная и мышечная память существует, и об этом очень хорошо знают не только танцоры, но и спортсмены и музыканты.

Рассмотрим, как можно воспользоваться потенциалом Эффекта Карпентера. Но сначала поймем, как не следует применять этот эффект. Потому как существуют и негативные последствия этого эффекта. К примеру, человек, переживший несчастный случай, может столкнуться со склонностью к таким инцидентам в будущем. Зигмунд Фрейд, описал это явление как “травматический невроз”. Этот тип невроза связан с закреплением организма на определенном моменте прошлого события. Человек постоянно возвращается к этому несчастному случаю, воссоздавая каждую деталь. Как результат, мозг начинает сливать прошлое и настоящее воедино, повторяет прошедшее событие в настоящем времени в результате чего человек здесь и сейчас попадает в точно такую же ситуацию. В конечном итоге, это может привести к приобретенной беспомощности.

Эффект Карпентера также может проявляться в сфере совершения ошибок. Люди, которые часто размышляют о возможности допустить ошибку или оказаться в неблагоприятной ситуации, подвержены влиянию своих страхов и могут стать жертвами собственной тревоги.

К слову, негативные мысли или пессимизм и размышления о своих действиях — это не одно и то же. Влияние эффекта Карпентера связано с мышечной памятью, а пессимизм и негативные мысли влияют на настроение и психологическую обстановку внутри человека.

Как применить эффект Карпентера в обучении?

Когда вы воображаете себя выполняющим определенное действие, ваши мышцы реагируют так, как будто вы действительно его выполняете. Таким образом, активное использование воображения при освоении навыков может существенно улучшить результаты. Например, музыкант, не имея инструмента под рукой, может практиковаться, «играя» на воображаемых клавишах на столе. Этот вид тренировки называется идеомоторной. С использованием идеомоторных тренировок также возможно развивать мягкие навыки и преодолевать психологические барьеры. Предположим, у человека есть страх публичных выступлений. Этот страх сопровождается нарушением дыхания, учащенным сердцебиением и даже дрожью ног и других симптомов стресса. Однако, регулярная практика воображаемых выступлений может постепенно уменьшить этот страх. Представляя себя уверенно выходящим на сцену, улыбающимся и спокойно дышащим, человек может постепенно снизить напряжение и тревожность перед реальными выступлениями, делая их все более легкими и успешными.

 Идеомоторная тренировка

Почему некоторые музыканты могут исполнять сложные музыкальные произведения с невероятной легкостью, в то время как другие сталкиваются с трудностями? Это объясняется не только техникой и мастерством, но и способностью визуализировать музыку в своем воображении. Такое понимание часто остается неосознанным, хотя оно играет решающую роль. Важно не только видеть ноты на бумаге или на инструменте, но и представить, как звуки преобразуются во внутреннем слухе. Мозг передает указания мышцам, и чтобы правильно и выразительно играть, необходимо сначала сформировать четкое представление о том, как звук будет создаваться. Если вы не способны визуализировать музыку, каким образом ваше тело будет следовать ее ритму и мелодии?

То же самое происходит и в спорте. На любой тренировке крайне важно не просто увидеть действие и попытаться его повторить, его нужно сначала представить в своей голове. Это мозг отдает распоряжения мышцам, а не наоборот, и если вы даже не представляете что надо сделать, то костно-мышечная система этого просто не сделает. Если вы не можете представить, как сварить борщ, вы его никогда не сварите, потому что вы не знаете, что так можно.

Следует осознать, насколько сложно менять привычные движения. Даже если вы выполнили одно и то же действие тысячу раз, доведя его до автоматизма, при этом еще и неправильно, переучиться может потребовать значительных усилий. Причем опять таки, чтоб себя переучить начинать необходимо с визуализации в уме, а только потом переходить к физическим действиям. Говоря о мышечной памяти, стоит понимать, что это понятие несет в себе некоторую условность, так как на самом деле это комплексный механизм передачи нервных импульсов в мозге и нервной системе.

«Раз вы думаете об определенном движении, вы его невольно, этого не замечая, производите». Академик Павлов

При обучении себя по методики Карпентера необходимо учесть несколько крайне важных моментов:

– Чем более точен мысленный образ, тем более точным становится само движение. Следовательно, важно внимательно наблюдать, как профессионал выполняет это действие — будь то на видео или в реальности — и затем представить себе его в голове.

– Физическое состояние вашего организма должно соответствовать вашим мысленным образам. Другими словами, если ваша костно-мышечная система не готовы к воплощению мысленного движения, это может повлечь за собой потенциальные травмы или, в лучшем случае, просто потерю времени.

– Эффективность взаимодействия между мозгом и телом зависит от качества связи между ними. Этот уровень связи достигается благодаря систематическим тренировкам. Особенность в том, что важно представлять себя не как наблюдатель со стороны, а воспринимать происходящее от первого лица.

– Следует начинать с выполнения медленных движений, и постепенно вводить чередование медленных и быстрых движений.

– Сосредотачивайте внимание на тщательной отработке каждого движения и каждого элемента до достижения. Если освоить движение не на профессиональном уровне, то в будущем придется вложить значительное количество времени и усилий, чтобы переучиться.

Как видим, слова, действия, поступки – это одно и тоже. Развитие образного мышления приносит пользу не только творческим личностям. Чем выразительнее и ярче образы вы себе представляете, тем более успешно сможете их осуществить —конечно, если в ваших мыслях все продумано корректно. Связь между ментальными образами и физическим выполнением действий и есть эффект Карпентера. Хочешь изменить мир, начни с себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *