Один случай из практики Липота Сонди
Аннотация: в данной статье представлен случай из практики Липота Сонди. Описывается ход лечения пациентки, ее история и частично история ее семьи. Приведены методы и способы, которые использовались Сонди при лечении, этапы лечения. Приведен психоаналитический анализ пациентки, а также рассмотрены ошибки, которые были допущены Сонди при лечении, их обоснование и анализ.
Липот Сонди являлся выдающимся психотерапевтом своего времени, однако малоизвестным. По этой причине и случаи из его практики не столь широко известны как, например, Зигмунда Фрейда: «маленький Ганс», «человек-крыса», «человек-волк» и прочие. В данной статье речь пойдет об одной пациентки Липота Сонди, которых следует отметить, за всю его практику было достаточно большое количество.
Сонди данный случай в книге «Судьбоаналитическая терапия» описывает под номером 4. Художница 46-ти лет, у которой наблюдались: невроз навязчивого состояния, латентный гомосексуализм с манией величия. При первой встрече с Липотом Сонди пациентка озвучила следующие жалобы:
- У меня возникают мысли и желание задушить дочь. Они возникли почти сразу после рождения дочери и особенно остро проявляются в то время, когда мой муж уезжает, а я остаюсь одна в квартире с дочерью.
- Боязнь пространства.
- Страх смерти.
- Нарушение равновесия.
Безусловно, Липот Сонди каждую консультацию либо лечение начинал с того, что проводил пациенту тестирование. В данном случае уже первый профиль теста показал, что речь идет не только о неврозе, который проявлялся на переднем плане, но и о более серьезном заболевании: параноидном-Я, а также разрыве контактов, вытесненной гомоэротической любви и застое агрессии.
История пациентки
Пациентка выросла в довольно обеспеченной семье торговца в Германии. У нее была старшая сестра. Брак ее родителей характеризовался нартистическими чертами. Мать в возрасте 42 лет стала душевно больной, у нее наблюдалась параноидная депрессия с «заблуждением о грехе».
Следует более подробно описать мать пациентки, поскольку она сыграла весьма значительную роль в ее судьбе. Мать была единственным ребенком в семье. Пациентка из детства помнит мать как эгоистичную, бесцеремонную, высокомерную, жестокую женщину, которая избивала своих малолетних дочерей жестоким образом. Однако все-таки к старшей сестре она проявляла хоть какое-то чувство любви, например, приносила ей в тайне сладкое. Пациентка ненавидела свою самодовольную мать, которая говорила: «Вы мои дочери, поэтому обязаны меня как мать почитать». Ее спасало лишь увлечение рисованием, однако в дальнейшем и с этим не сложилось, поскольку учительница была тоже жесткой, и постоянно ее унижала.
Отец был успешным бизнесменом, но дома был «подкаблучником» и зависел полностью от своей агрессивной супруги, поэтому пациента идентифицировала себя с пассивным отцом. Она помогала ему в бизнесе, в результате у нее проявилось коммерческое чутьё, а вместе с этим и идеалистические наклонности. В результате она хотела стать великой художницей и помогать своими произведениями человечеству. Одновременно с идеализмом развилась подозрительная пассиофилия – она хотела пожертвовать собой ради семьи и человечества. Поэтому главной целю ее жизни стали страдания. Как известно, мазохизм – это лишь форма проявления агрессии, которая и возникла как результат отсутствия любви матери. Ведь пациентка в своих фантазиях желала матери смерти, за что испытывала непереносимое чувство вины.
Пациентка и ее сестра хотели как можно быстрее спастись от агрессивно-депрессивной, эгоистичной матери, спасение они видели в замужестве. Пациентка первый раз вышла замуж в 21 год. С первым мужем у нее не было интимных отношений, поскольку у мужа были противопоказания – аномальная близорукость. Первый брак длился два года, распался в тот момент времени, когда к власти пришел Гитлер, поскольку ее муж был арийцем, а она еврейкой.
Второй брак длился два с половиной года. Муж был очень болезненный, поэтому интимные отношения, по сути, тоже отсутствовали. Пациентка, несмотря на все, самоотверженно о нем заботилась до самой смерти, но при этом сделала таким образом, чтобы завещание было переписано в ее пользу. Это был один из тех поступков, которые оказали влияние на ее дальнейшую судьбу. Однако были и другие поступки с ее стороны, например, она спасла двух детей от гитлеровской власти. Переехала в Венесуэлу, где была заботливой и примерной матерью для двоих пасынков.
В Венесуэле внезапно произошла коренная перемена, в ней проснулась женщина, которая хотела лишь удовольствий. До этого она была матерью и отцом для своих приемных детей, сейчас же она хотела лишь наслаждаться и любить. Ее первая внебрачная связь была с продавцом антиквариата. Он был садистом и сделал ее пассивной мазохистской, которая слушала его как «собачка». Он постоянно ее унижал как словами, так и действиями. После очередного унижения она убежала из дома и бросила под машину. После тяжелой операции она чудом осталась жива. Однако после выписки она снова вернулась к нему и отношения продолжались еще в течение двух лет.
Затем у пациентки был следующий мужчина, который также был садистом. Издевательства заключались в том, что у него помимо нее было еще 2-3 любовницы. Наконец она поняла, что такие отношения оказывали губительное воздействие на ее душевное и моральное здоровье, и она рассталась с этим мужчиной.
Сразу после расставания она решила, что ей нужно выйти замуж в третий раз. Выбор осуществлялся между двумя мужчинами, которые являлись ее хоть и дальними, но родственниками. Она не могла сделать выбор, поскольку ни одного, ни другого она не любила. В этот момент времени она консультировалась у психоаналитика, которая и повлияла на выбор пациентки. Один из претендентов в мужья болел такой же болезнью, как и первый муж, поэтому психоаналитик посетовала выйти замуж за другого.
Непосредственно в этом браке во время свадебного путешествия у нее возник невроз – боязнь пространства и смерти. Затем она родила дочь, однако, когда смотрела на дочь, у нее возникла мысль, что она должна ее задушить. О своих мыслях она никому не рассказывала, но при этом она не могла оставаться с дочерью в одной комнате, не могла ее поцеловать и обнять. Этот брак с виду был благополучным, однако, на самом деле все обстояло иначе. Она во всем помогала своему мужу, поскольку он постоянно нуждался в ее поддержке.
Наступил момент, когда она больше не могла терпеть мысли об убийстве дочери, поэтому в 1955 году она пришла на анализ к Липоту Сонди.
Лечение и анализ
Анализ Липот Сонди начал с применения классического психоанализа, то есть интерпретации ее сновидений. В результате удалось выяснить ее чрезмерное патологическое желание эгодиастолы, то есть «быть всем» – быть великой, знаменитой. Именно это желание позже привело ее в состояние психической больной, то есть инфантильного параноида. Интерпретация сновидений показала патологическую повышенную тенденцию эроса и танатоса, а также удалось выяснить ее душевную двуполую структуру, то есть гермафродическую.
В результате анализа сновидений пациентка осознала большинство своих проблем, а через год спонтанно сказала: «Я знаю, что я больна, как и моя мать». Дальнейшая психотерапия позволила добиться значительных положительных изменений. Однажды она сказала: «Я отделила себя от ребенка. Ребенок больше не моя собственность. Мой нарциссизм был настолько велик, что я называла дочь своим именем». После данного осознания, наступил период тихой и спокойной жизни, муж был очень доволен изменениями.
Однако улучшения длились не долго, поскольку совсем скоро она вернулась к прежнему своему состоянию, и говорила следующее: ««Уже два дня я боюсь стать ненормальной. Я почувствовала, что значит быть замужем. Муж и ребенок стали для меня первостепенными. Однако когда я просыпаюсь, я чувствую пустоту, поскольку у меня нет высшего предназначения. Может лучше прибывать в «тюрьме» своего навязчивого состояния? Мне нужно самой развиваться. Восемь лет я только смотрела на дочь и не могла ничего делать. Как только я начинаю рисовать, все становиться лучше, но сразу возникает долг по отношению к мужу и дочери».
Дальнейшие ее сны отражают манию величия и инфантильного параноика. Сон звучит следующим образом: ««Был страшный шторм, дом трясло. Я почти погибла, но ветер меня спас и все закончилось хорошо». Данный сон символизирует шторм в ее душе, то есть приближающийся психоз. Следующий сон она самостоятельно анализировало следующим образом:
«У меня часто возникает чувство, что я теряю свой разум, я не могу сконцентрироваться. У меня что-то отняли, а именно, забрали меня, как великую художницу и поэтому солнце исчезло…. Я потеряла то, что от меня требовали, что-то выдающееся. Я верила, что я должна стать великой. Но теперь я должна стремиться стать заурядным человеком! Но я как человек и художница должна выделяться. Это требуют от меня! Это требование существует всегда, оно исходит либо от других, либо от меня. Поэтому я кричу о помочи, хочу выйти из этого состояния».
В результате у пациентки возникает мегаломания. Поскольку она не может жить без «большого бытия», только в состоянии принуждения.
Кратко анализ данной пациентки можно было бы описать следующим образом:
- Изначально существовала эротомания к дочери, затем она вытесняется, и возникают мысли об ее убийстве.
- После осознания эротомании, навязчивые идеи уходят, однако возникает желание быть великой художницей, поэтому из эротомании возникает мегаломания.
- Третьим этапом Липот Соди доводит до ее сознания, что можно просто рисовать, без идей стать великой художницей.
- Однако на донное заявление пациентка реагировала патологически. Она была уверена, если отнять у нее мегаломанию, то это равносильно потере разума.
В результате инфантильный параноик у данной пациентки выражался следующей цепочкой: эротомания, гомосексуализм, вытеснение, насилие, создание сознательного, мания величия, сокращение мании величия, сумерки. Устранение всех этих симптомов возможно в том, случае, если пациентка не выйдет за границы своих возможных судеб и будет усердно рисовать.
Второй этап психотерапии – аналитическая психогогика или терапия установки. В этот период пациентка работала в ателье по 5-6 часов ежедневно. Брала уроки живописи и была счастлива. Эротомания, старые насильственные мысли, боязнь пространства, страх смерти исчезли, однако она тщательно скрывала свои идеи мания величия. В этот момент у нее происходит встреча, которая становиться причиной очередного психоза – она влюбляется в гомосексуального мужчину. Возникли галлюцинации, иллюзии, которые становились опасны, поэтому она была передана психиатру, а, в конце концов, изолирована. Через три месяца она была выписана, но симптомы эротомании не исчезли.
Выводы:
Анализируя психотерапию данной пациентки Липот Сонди писал, что первая фаза лечения методами психоанализа не принесла результата, поскольку сила инстинкта и Я-изменений носили не только травматический характер, но в большей степени генетический характер, о чем свидетельствует родословная. Методы психоанализа применялись в течение 4-х месяцев, а затем была предпринята попытка с помощью судьбоанализа социализировать ее потребности. Поскольку она была одаренной в живописи, то была предпринята попытка заменить ее насильственные мысли на принудительный труд в живописи, в противном случае, без принудительной деятельности была большая вероятность возникновения психоза.
Липот Сонди выделяет следующие причины неудачной психотерапии:
Во-первых, он не рассчитывал, что при психоаналитическом анализе пациента так быстро осознает свои детские насильственные желания по отношению к матери.
Согласно экспериментальным исследованиям известно, что принудительная деятельность защищает от психоза. Однако в данном случае что-то пошло не так. Анализируя, Липот Сонди установил, что не были учтены временные параметры проявления параноидального существования в родовом бессознательном. Необходимо было учесть возраст пациентки, которой было в начале анализа 46 лет, а именно в таком возрасте ее мать заболела, и пациентка могла повторить судьбу своей матери, что и произошло.
Во-вторых, известно, что психоанализ может содействовать проявлению латентного психоза, что и произошло в данном случае.
В-третьих, необходимо указать, что в данном случае делает невозможным излечение: одновременное присутствие двух форм существования, а именно, принуждения и мании величия. То есть пациентка должна была рисовать, чтобы заменить мысли о насилии на принудительную деятельности, но она соединила параноидальную манию величия с принуждением к работе и рисовала, чтобы стать великой художницей. Это слияние двух форм существования сделало невозможным защититься принуждением от психоза.
Липот Сонди в своих трудах описывает множество случаев из своей практики, и все они являются достаточно сложными. Труды Липота Сонди содержат широкий спектр способов и методов психотерапии и анализ отдельных уникальных случаев. Однако следует заметить, что судьбоаналитическая терапия, которую проводил Липот Сонди, то есть еще в XX столетии, длилась от 3 до 9 лет. Безусловно, во-первых, тенденции современного мира не позволяют человеку столь длительное время посвящать психотерапии, а во-вторых, достаточно высокая стоимость психотерапевтических услуг. Следовательно, чтобы исключить данные факторы, психотерапия XXI столетия должна быть более эффективная, что сокращает и временные, и денежные затраты.
Список цитируемой литературы:
- Фрейд А. Эго и механизмы психологической защиты. – АСТ. 2008 – 160с.
- Фрейд З. Расщепление Я в процессе защиты (1940г).- Марийский полиграфическо-издательский комбинат. 2006 – 5с.
- Szondi L. Triebpathologie. Band 1. – Huber. 1952 – 234s.
- Szondi L. Triebpathologie. Band 2. – Huber. 1952 – 307s.
- Szondi L. Schicksalsanalytische Therapie. Teil 1. – Huber. 1963 – 264s.
- Szondi L. Schicksalsanalytische Therapie. Teil 2. – Huber. 1963 – 278s.
- Szondi L. Integration der Triebe – Die Triebvermischten. – Huber. 1984 – 75s.