Прикладная психология

Официальное издание, посвященное поиску и отбору прикладных знаний в области психологии

Уникальные случаи

Эксперимент 1939 Мэри Тюдор. Результат: проблема с речью на всю жизнь

Чудовищный эксперимент представлял собой исследование влияния оценки на развитие речи ребёнка и был поставлен студенткой-выпускницей Университета Айовы (США) Мэри Тюдор в 1939 году. Руководил работой американский психолог Уэнделл Джонсон.

Сам страдающий от нарушений речи Джонсон полагал, что заикание является выученным поведением и от него можно отучиться. Многие коллеги исследователя были возмущены тем фактом, что для проверки своей гипотезы психолог ставит опыт над детьми.

Из-за опасений нанести ущерб репутации У. Джонсона информация об эксперименте была сокрыта.

 

Ход эксперимента

Исследование началось с подбора испытуемых из расположенного в Давенпорте приюта для осиротевших детей военнослужащих. О настоящих целях эксперимента никто не был оповещён, предполагалось, что дети просто пройдут речевую терапию. В действительности М. Тюдор преследовала две цели:

  1. Вызвать заикание у нормально говорящих детей.
  2. Выяснить, улучшится ли речь заикающегося ребёнка, если его речевые навыки постоянно хвалить.

Участниками эксперимента стали 22 осиротевших ребёнка. В их число входили 10 человек, у которых проблема речи было отмечено еще до начала исследовательской работы.

Пятерым страдающим нарушением речи детям сообщили, что они говорят прекрасно. Эти испытуемые сформировали экспериментальную группу IA. Пятеро других детей получили заверение в том, что их речь действительно плоха, и были направлены в контрольную группу IВ.

Еще 12 испытуемых были случайно выбраны из общего числа бегло говорящих воспитанников приюта. Шестеро детей в возрасте от 5 до 15 лет вошли в группу IIА. Они должны были быть оповещены о том, что имеют нарушения речи, начали заикаться и обязаны немедленно это исправить. Остальные дети (того же возраста) были определены в группу IIВ, их беглая речь поощрялась и хвалилась организаторами эксперимента.

При первой встрече с испытуемыми М. Тюдор проверила уровень их IQ и определила ведущую руку (правша или левша) каждого ребёнка. В начале ХХ века была популярна теория о том, что если человек постоянно использует не ведущую руку, то из-за нарушений в нервных импульсах страдает речь. Сам Джонсон данной теории не придерживался. Большинство детей оказались правшами, однако левша присутствовал в каждой группе.

Эксперимент длился с января по конец мая 1939 года. Раз в несколько недель Мэри Тюдор приезжала в приют и беседовала с каждым испытуемым в течение 45 минут. Заикающимся участникам эксперимента студентка сообщала, что они вовсе не заикаются. Тюдор убеждала детей, что те могут говорить значительно лучше и преуспеют в этом. Призывала не обращать внимания на суждения других людей.

Нормально говорящих подростков (IIА) Тюдор заверяла в том, что у них появились симптомы заикания, им необходимо приложить все усилия для того, чтобы улучшить качество своей речи, иначе заикание прогрессирует. Студентка велела испытуемым молчать, есть они не способны сказать слово правильно.

Результаты и последствия эксперимента

Уже после второго сеанса работы с детьми в записях исследователей появилась информация о том, что Тюдор было сложно заставить говорить пятилетнюю Норму Жан Пью (Norma Jean Pugh), которая прекрасно говорила ещё месяц назад. Практически отказывалась общаться девятилетняя Бетти Ромп (Betty Romp). Меньше говорила и пятнадцатилетняя Хейзел Поттер (Hazel Potter).

Девочка высказывала опасения, что не сможет произнести следующее слово. Один из мальчиков стал отказываться читать вслух на классных занятиях. Одиннадцатилетний Кларенс Фифер (Clarence Fifer), жаловался, что ему трудно говорить, так как звук словно застрял и не может выйти. Двенадцатилетняя Мэри Корласке (Mary Korlaske) сообщила Тюдор, что почти не разговаривает со своей лучшей подругой.

Результаты гласили, что путём критики и высмеивания несовершенства речевых навыков исследователям удалось спровоцировать стойкие нарушения развития речи детей. Как в последствие выяснилось, у некоторых испытуемых логопедические проблемы сохранились на всю жизнь. Именно этот факт послужил тому, что в историю психологии эксперимент студентки вошёл под названием «чудовищный».

После окончания работы Мэри Тюдор несколько раз приезжала в приют в надежде устранить негативные последствия эксперимента. Она пыталась уверить ранее критикуемых детей в том, что они вовсе не заикались, однако желаемого результата Тюдор не достигла. 22 апреля 1940 года студентка написала Уэнделлу Джонсону письмо, в котором высказывала надежду на то, что исследуемые ею дети постепенно восстановятся.

Данные, полученные в ходе исследовательской работы, не были опубликованы. Доклад Мэри Тюдор является единственным официальным документом, фиксирующим детали эксперимента.

Несмотря на то  что результаты исследований не оглашались, они были в открытом доступе в библиотеке Университета Айовы.

Огласка результатов чудовищного эксперимента

Эксперимент стал публично известен после выхода серии разоблачающих статей в газете San Jose Mercury News в 2001 году. Также в свет вышла книга (Ethics: Case Study of Fluency), затрагивающая вопрос этических и научных последствий эксперимента. В печатном издании Мэри Тюдор и Уэнделл Джонсон подвергались критике за то, что не оценили потенциально возможный вред детям.

Внимание акцентировалось и на том, что выбор пал на легкодоступных сирот. По мнению авторов книги, с этической стороны эксперимент был неприемлем, само исследование было плохо организованно и выполнено.

В 2001 году Университет штата Айова публично извинился за опыт, поставленный в начале ХХ века. Однако доцент кафедры речевой патологии и аудиологии Университета Айовы, Патрисия Зебровски, отметила, что данные, полученные в результате работы, являются крупнейшим источником научной информации в области патологий речи.

Работа Тюдор и Джонсона – первое исследование, вскрывающее важность мыслей, взглядов, убеждений и чувств страдающих заиканием людей.

17 августа 2007 года шесть участников эксперимента получили от штата Айова денежную компенсацию за психологическую травму, спровоцированную шестимесячными издевательствами в рамках эксперимента Университета Айовы. В ходе исследований выяснилось, что ни один бывший испытуемый не страдал классическим заиканием.

Среди последствий участия в эксперименте отмечались застенчивость, отсутствие желания разговаривать, медлительность речи. Представитель Университета Айовы завил, что эксперимент ни в коем случае не может быть оправдан. Мэри Тюдор до самой смерти сожалела о своей роли в работе с детьми, однако считала, что внесла значимый вклад в исследование патологии речи.

Также она полагала, что У. Джонсон должен был предпринять больше шагов по ликвидации негативных последствий в развитии речи испытуемых детей-сирот Давенпорта.

Вопрос об этики чудовищного эксперимента открыт и по сей день. В настоящее время Американская ассоциации по изучению речи запрещает эксперименты над детьми, если есть вероятность негативных последствий. Но на фоне некоторых исследований конца ХХ века, проведённых крупными исследовательскими институтами, негативные последствия работы Мэри Тюдор кажутся незначительными.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *