Экстремальная ситуация в контексте психологии безопасности

Сложность изучения экстремальной ситуации в том, что число их и источники многомерны. Экстремальная ситуация – это и землетрясение, и взрыв в шахте, и террористический акт, и катастрофа самолета, и проживание в районе атомной станции, и события, связанные с массовыми волнениями, но это и ситуация хронического страха ребенка, переступающего порог школы, это и ситуация, когда человек совершает суицид или его попытку, это и ситуация, в которой фиксируется любой вид насилия, это и ситуация физической травмы, в результате которой приобретается ограничение физических возможностей человека, это и ситуация, в которой, по данным МВД, в России 400 тысяч бездомных детей. Данное перечисление можно продолжать достаточно долго.

В психологических исследованиях разрабатываются классификации – говорят об экстремальных и чрезвычайных ситуациях (часто используемых как синонимы); выделяются трудные, кризисные, травматические ситуации, ситуации массового горя.Берутся за основание длительность и источники происхождения и т.д.

Если говорить о важнейшей научной задаче – нужен новый, более высокий уровень обобщения, поиск системы – взаимосвязей и взаимозависимостей, включение психологии экстремальных ситуаций в структуру системного анализа.

Для определения сущности экстремальной ситуации необходимо уточнить, что подразумевается в психологии под понятием «ситуация».Сегодня признается необходимость рассмотрения личности не только в аспекте социальных процессов, но и в аспекте естественных социальных ситуаций, в которых личность находится.Чаще всего при определении ситуации акцент ставится на ее внешнем характере, и ситуация рассматривается как совокупность внешних условий протекания жизнедеятельности человека, как фрагмент среды.

Мы в своем анализе придерживаемся другого подхода, когда понимание ситуации рассматривается как результат активного взаимодействия личности и среды. В этом случае появляется возможность

выделять объективные и субъективные характеристики ситуации.И тогда ситуация определяется как система субъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта.К субъективным относятся межличностные отношения, социально-психологический климат, групповые нормы, ценности, стереотипы сознания.Отметим, что эти элементы являются и предметом анализа в экстремальной ситуации, но в ней ведущими становятся межличностные отношения.

Данный подход дает возможность разграничить понятия «среда» и «ситуация» и определить одновременно их взаимосвязь. Среда – сложное образование, выступающее как физическая, социальная экологическая и т.п., при этом среда, в широком смысле внесубъектна, а ситуация всегда субъективна, она принадлежит тому, кто оценивает ее. Определение ситуации происходит посредством придания значения объективной ситуации, поведение человека обусловлено не столько внешним окружением, сколько его интерпретацией этого окружения.

В исследованиях, выполненных в данной парадигме, ситуация описывается как когнитивный конструкт личности, который отражает часть объективной реальности, характеризующейся тем или иным социальным контекстом. По поводу представленности ситуации в сознании индивида выделяют: формирование и развитие конструкта ситуации; функционирование конструкта, отражающего ситуацию в качестве элемента целостной системы, представляющей картину мира. Подчеркивается, что ситуация задает контекст восприятия человека, внося упорядоченность в общую картину социального мира.Отметим, что данные заключения сделаны на основе исследования «нормативных» (обыденных) ситуаций социальной жизни.Специфика экстремальной ситуации в том, что она вносит не упорядоченность в общую картину социального мира, а порождает хаос, деформацию сознания.

Можно заключить, что если ситуация понимается как фрагмент среды, то акцентируется прежде всего ее перцептивный аспект.Мы согласны с мнением Л.Ф. Бурлачука и Е.Ю. Коржовой, что, рассматривая понятие ситуации, «невозможно обойти вопрос о соотношении личностных и ситуационных переменных – вопрос о преимущественной детерминации поведения человека личностными и ситуационными факторами». Большинство психологов сегодня придерживаются двойной детерминации, опираясь на модель личностно-ситуационного взаимодействия, в которой поведение является функцией непрерывного процесса взаимодействия личности и ситуации; личность выступает в качестве активного, целенаправленно действующего субъекта; существенными личностными детерминантами поведения являются когнитивные и мотивационные особенности; существенными ситуационными детерминантами поведения являются психологические значения ситуации.

Необходимо подчеркнуть, что для анализа поведения человека в экстремальной ситуации крайне актуальными становятся: сохранение возможности позитивной активности, наличие внутреннего личностного ресурса; резкое изменение психологической значимости ситуации.

В.Н. Мясищев, автор концепции отношений личности, предложил понятие значимой ситуации, подчеркнув уязвимость личности не ко всем, а к определенным факторам среды.В работах других отечественных психологов заложены фундаментальные основы изучения психологических характеристик среды, приведены развернутые дефиниции (В.В. Рубцов, В.И. Панов и др.).Отметим важность обоснованного вывода, сделанного в данных исследованиях, что среда – это условие (или препятствие, в зависимости от ее качества) для развития личности.

Подводя итог краткого рассмотрения взаимодействия «человек–среда», с целью вычленения проблемы экстремальной ситуации, приведем мнение Е.О. Лабезной, с которым мы полностью согласны: «…Процесс системного взаимодействия человека как субъекта активности и окружающей среды инициируется и обеспечивается взаимовлиянием двух групп факторов – субъекта (перцептивные, когнитивные, эмоциональные, мотивационно-волевые и др. факторы) и среды.Последние представлены факторами ситуации, т.е. отраженной в сознании части целостного окружения человека, доступной его чувственному восприятию в течение некоторого промежутка времени и включающей как одиночные стимулы, так и имеющие смысл и значение события.При этом роль ситуационных факторов… изучена в гораздо меньшей степени, чем субъективных переменных».

Проанализированные нами исследования позволяют определить направление классификации: существует категория «жизненная ситуация», (которая рассматривается как фрагмент среды), к которой могут быть приложимы (в интересующем нам контексте) следующие определения: значимая, трудная, кризисная, травматическая, экстремальная, чрезвычайная ситуация риска.

Такое разнообразие определений, часто употребляемых как синонимы, иногда разводимые по ряду признаков, делает сложным создание единого определения, операционализацию понятия.Следует признать, что единого определения экстремальной ситуации на сегодня не существует.Одна из первых попыток в отечественной психологии определить понятие была сделана В.Д. Небылицыным. Он считает, что экстремальными или чрезвычайными условиями следует считать такие значения элементов ситуации, которые ощущаются и переживаются человеком как источник дискомфорта, и предлагает разделять факторы на внешние и внутренние. Внешние – это те, которые характеризуются:

  • определенным видом воздействия – его содержательными, специфическими особенностями;
  • продолжительностью воздействия;
  • интенсивностью;
  • объективной трудностью работы или достижения цели;

  • ограниченностью времени достижения цели;
  • дефицитом информации или неопределенностью возможных исходов;

  • физическими, климатическими, гигиеническими и другими экологическими факторами, препятствующими деятельности.


К внутренним факторам В.Д. Небылицын относит:


  • субъективную значимость воздействий;
  • особенности предшествующего опыта деятельности в определенных условиях;
  • уровень развития неспецифической (но в то же время индивидуальной) и специфической адаптации – состояние здоровья, выносливости, тренированности и степени развития навыков и умений действовать в данных условиях;
  • индивидуальные особенности человека – индивидуальная выносливость и диапазон функциональных возможностей отдельных систем;
  • степень готовности к деятельности в данных условиях;
  • отношение к деятельности, мотивы и степень стремления к достижению цели, волевые качества личности.

Отметим, что данная классификация относится к условиям деятельности человека, а не к специфике поведенческих и психических реакций человека в условиях современной трактовки экстремальной ситуации.

Автор объемного справочника практического психолога по вопросам экстремальной ситуации И.Г. Малкина-Пых включает в книгу разделы по вопросам насилия над женщинами и детьми, суицидальное поведение, но в разделе, посвященном классификации экстремальных ситуаций, приводит лишь определение чрезвычайной ситуации, рассматривая ее как синонимичную экстремальной.«Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей» (И.Г. Малкина-Пых, 2006). Нетрудно заметить, что под такое определение не попадают многие ситуации, рассматриваемые как экстремальные, прежде всего социального характера, в частности все ситуации, связанные с актами насилия по отношению к отдельному человеку, многие ситуации утраты и другие, вызывающие переживание эмоциональной, когнитивной и поведенческой дезорганизации.

Следует отметить еще один вид ситуаций, которые в психотерапии определяются как критические или кризисные.Кризисные ситуации в самом общем виде определяются как ситуации, порождающие дефицит смысла в дальнейшей жизни человека, как ситуации невозможности реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.).

Аналитическая оценка определений класса экстремальных ситуаций позволяет выявить, что их психологической сущностью является несоответствие между уровнем воздействия на психику человека (людей) психотравмирующего фактора (факторов) и теми возможностями, которыми он (они) обладает, чтобы адекватно осуществлять регуляцию жизнедеятельности и психической активности.И тогда мы можем рассматривать ситуацию, понимаемую как часть среды, во взаимодействии с психологическим ресурсом личности, одновременно выделяя внешние и внутренние детерминанты.

Дальнейший поиск интегративных характеристик для уточнения сути экстремальной ситуации позволил нам утверждать, что такой характеристикой должна являться категория безопасности.Безопасность для нас – ключевое понятие в социальной и научной оценке обсуждаемой проблемы, это путь интегративной оценки проблемы экстремальной ситуации и современной социальной действительности.

Безопасность – состояние защищенности (человека и среды), а также способность отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.Для всех общественных групп, как показывают исследования, «активно-интегрирующими» ценностями являются «семья», «безопасность», «свобода», «гуманизм», которые по своей природе несут мощный заряд общественной консолидации и стабильности.Причем ценности «безопасность», «свобода» и «гуманизм» содержат в себе интегрирующий общество потенциал как в случае социально-профессиональной, так и в случае социально-демографической градации. Отмечается, что «безопасность» является наиболее актуализированной и слабоудовлетворенной потребностью, а отсутствие защищенности приводит к расколу общества на множество сообществ: от обычных кругов «своих» («наших») людей до преступных банд и мафиозных сообществ, дающих в обмен на подчинение защиту.

В современном обществе, по мнению социологов и политологов, существуют три основных вызова, так называемые «Три Д» – демографический, демократический, динамический, которые можно рассматривать на трех уровнях – глобальном, национальном, региональном.

Демографический вызов – структурный состав населения, миграция, вынужденные переселенцы, национальные отношения.

Демократический вызов – система отношений «человек–общество», защищенность, уважение прав, обеспечение нормального функционирования.

Динамический вызов – скорость изменений, обеспечение качества жизни в стремительно меняющемся мире.

Объединяет подходы и пути ответов на эти вызовы безопасность.Для уровня нашей профессиональной компетентности – это психологическая безопасность.

Политики утверждают, что экономика может развиваться только в условиях безопасности.Человек может развиваться только в среде с определенными параметрами, один из самых существенных – безопасность.

Отталкиваясь от психологической сути экстремальной ситуации и рассмотрения ее в аспекте характеристик безопасности как жизненной ситуации человека (в данном случае – жизненно опасной), можно предложить следующее определение экстремальной ситуации – это ситуация, которая вызывает актуализацию потребности в безопасности и одновременно блокирует ее удовлетворение.

Экстремальная ситуация психологически опасна для субъекта, т.к. в ней:

  • происходит перегрузка психофизиологических механизмов отражения;
  • возникают нерефлексируемые проявления психической деятельности;
  • актуализируются глубинные уровни психической организации (витальные потребности) при их фрустрации;
  • снижается уровень автономности личности и волевой регуляции;
  • происходит дезорганизация процессов смыслообразования и целеполагания;
  • формируются «рискованные» способы удовлетворения потребностей (прежде всего потребности в безопасности);
  • происходит дезорганизация процессов отражения;

  • угнетается вероятностное прогнозирование.
Аналогичные психологические опасности специалисты перечисляют как возможные в деятельности профессионалов, у которых ключевым элементом профессиональной технологии выступает непосредственное и опосредованное взаимодействие между ними и клиентом, а также профессиональная деятельность, продуктом которой являются решения, регулирующие базисные стороны жизнедеятельности общества. В этом контексте мы уже вступаем «в поле» информационно-психологической безопасности.

У безопасности много «лиц».В своих исследованиях я пыталась найти место психологической безопасности в системе национальной безопасности страны, где перечисляются политическая, военная, экономическая, социальная, культурная безопасность.И на определенном этапе полагала, что психологическая безопасность включена в социальную безопасность, наряду с медицинской, генетической, потребительской, образовательной и др.

На данном этапе осмысления проблемы есть основания утверждать, что более продуктивным для выстраивания классификации видов безопасности является другой подход.Существуют два главных системообразующих вида безопасности – физическая и психологическая, а все остальные нанизываются на них, как на стержень.И в этом случае мы получаем возможность разделять субъективные и объективные причины и факторы, способствующие или препятствующие сохранению безопасности человека и окружающей его физической и социальной среды.

Итак, физическая и психологическая безопасность, объективное и субъективное, ситуация – фрагмент среды.Именно эти параметры лежат в основе оценки экстремальности ситуации и выбора главного направления помощи.

Сегодня есть основания говорить о возникновении нового направления – психологии безопасности, – в рамках которого выполняются как теоретические исследования, так и практические программы по обеспечению психологической безопасности в разных социальных сферах, в которое психология экстремальных ситуаций может войти как органичный раздел.Оформление данного направления в отдельную область психологического знания диктуется необходимостью интеграции теоретических основ исследовательской работы и осмысления технологий практической деятельности специалистов в аспекте психологических характеристик безопасности человека и общества.Такое оформление может решить и важную социальную задачу.

Поле теоретических исследований и практических разработок психология безопасности формируется на стыке самых разных психологических и непсихологических научных дисциплин: общей и социальной психологии, психологии и психофизиологии труда, педагогической психологии, психологии развития, психотерапии, экстремальной психологии, экологической психологии, а также общей теории безопасности, социологии, психиатрии, медицины и др.

Интегративность категории «психологическая безопасность» в том, что ее можно рассматривать:

  • как процесс, т.е. психологическая безопасность создается фактически каждый раз заново, когда встречаются участники социальной среды;
  • как состояние, обеспечивающее базовую защищенность личности и общества;
  • как свойство личности, характеризующее ее защищенность от деструктивных воздействий и как внутренний ресурс противостояния (сопротивляемости) деструктивным воздействиям.

Интегративность и в том, что психологическую безопасность возможно рассмотреть:

на уровне общества – как характеристику национальной безопасности, в структуре которой присутствует социальная безопасность, что означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны, фактически обеспечивая качество жизни и здоровье людей; более того, есть основания считать, что психологическая безопасность должна быть представлена отдельной строкой;

на уровне локальной среды – это организация, где работает человек, семья, ближайшее окружение, группа друзей;

на уровне личности – это многообразие аспектов сопротивляемости и жизнестойкости: переживания своей защищенности–незащищенности, наличие ресурса сопротивляемости внешним и внутренним деструктивным воздействиям, понимание и представление о психологическом насилии и совладании с его психотравмирующими формами, конкретные поведенческие акты, способствующие или препятствующие нарушению безопасности другого, саморазрушению или конструктивному устойчивому развитию.

Психологическую безопасность можно рассмотреть и в соответствии с уровнями развития человека: индивид – личность – субъект деятельности – индивидуальность:

на уровне индивида можно говорить о физической безопасности человека, т.к. индивид тождественен со своей жизнедеятельностью (отметим, что физическая безопасность человека в большинстве случаев обеспечивается другим человеком, социально-психологический аспект присутствует и на этом уровне);

на уровне личности – это система отношений к разнообразным сторонам действительности и другим людям, это ценности и идеалы, которые определяют поведение (более подробно см. выше);

на уровне субъекта деятельности – это совокупность способов и технологий активности, создающих или снижающих угрозу другому человеку или обществу в целом; здесь можно говорить о культуре безопасности в организации;

на уровне индивидуальности как высшего уровня развития человека – это смысложизненные ориентации человека, его экзистенциональная сущность, где соединяются физическая и психологическая безопасность человека как смысл бытия и сохранности человечества и социума.

Одним из подходов к разработке проблемы является целостный анализ социокультурной ситуации, т.е. акцентирование внимания на психологическом анализе среды, в которой осуществляется развитие и функционирование человека, и одновременный учет психологического ресурса личности. 

Мы рассматриваем структуру психологии безопасности как состоящую из двух разделов: психологическая безопасность среды и психологическая безопасность личности.

Психологическая безопасность среды в социальном аспекте, определена как состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии людей, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении и создающее референтную значимость среды и, как следствие, обеспечивающее психологическую защищенность ее участников.

Вторым разделом, включенным в психологию безопасности, является психологическая безопасность личности.

Психологическая безопасность личности проявляется в ее способности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям и отражается в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации.

Психологическая безопасность среды и личности – это, как психологический феномен, определенное состояние.Мы отталкиваемся от мнения ведущих специалистов по проблеме психологии состояний, что ключевым для понимания сущности «психического состояния» является понятие согласования меняющихся потребностей, возможностей и условий.Состояния согласовывают потребности и устремления индивида с возможностями и ресурсами, обеспечивая его развитие в конкретных условиях среды.Категория состояния включает в себя понятия разного уровня обобщенности, разной степени широты распространения и охвата всего многообразия психической активности.Психическое состояние можно рассматривать на уровне всей психики и в отдельных сферах психики.Психическое состояние – это также согласование личностных стремлений и возможностей (психики и организма) с особенностями средовых факторов и силой их воздействия.

Считаем, что состояние безопасности необходимо выделять как отдельную область из всех психических состояний в силу его значимости для развития.

Из всего многообразия состояний психологической безопасности личности для аналитической оценки возможно выделение следующих:

Первое – состояние стабильной психологической безопасности (устойчивость личности к внешним и внутренним воздействиям, устойчивость к психотравме).

Второе – отсутствие психологической безопасности (обусловленная внутренними и внешними факторами подверженность срывам в функционировании личности, проявляющимся в поведении и деятельности).

Третье – состояние неустойчивой психологической безопасности (как возможность перехода в состояние «первое» и «второе» под воздействием внешних и внутренних факторов).

Любое из перечисленных состояний является предметом психологического внимания и объектом психологической работы и поддержки: первое – для развития и укрепления психологического ресурса личности; второе – для срочной психологической коррекции и психологической помощи; третье – для сдерживания психотравмирующих внешних воздействий и мобилизации внутреннего потенциала. Каждое из этих состояний должно сопровождаться психологической работой с субъектом, но интенсивность и ее технология будут носить дифференцированный характер.Уровень психологической безопасности личности (нахождение в первом состоянии) может выступать показателем оценки эффективности деятельности, в которую личность включена и служит нормативным основанием для разработки программ психотерапевтической помощи и развивающей психологической работы.

Психология безопасности изучает социопсихологические явления и процессы, возникающие в ситуации угрозы (опасности).

Предметом психологии безопасности является психологическая безопасность личности и социальной среды.

Объектом психологии безопасности, как и любой другой области психологической науки, является психическая реальность, особенности определения которой в качестве объекта исследования обусловлены характером удовлетворения потребности в безопасности, состоянием защищенности психики от внешних и внутренних угроз, а также характером взаимодействия человека с социальной средой.Таким образом, объект психологии безопасности – психологические характеристики человека, социальной группы, общества как субъектов безопасности.

Практическими задачами психологии безопасности являются:

– разработка основ культуры безопасности в организации, в круг вопросов которой специалисты включают такие, как: разработка определенных норм поведения; снижение частоты аварий и несчастных случаев; создание условий, в которых вопросам безопасности уделяется то внимание, которое они заслуживают в силу своей значимости; формирование в организации обстановки, в которой все ее члены разделяют одни и те же взгляды и убеждения, касающиеся рисков и угроз здоровью; усиление приверженности людей укреплению безопасности; выработка в организации стиля и практических навыков в обеспечении программ по совершенствованию безопасности и укреплению здоровья людей; снижение всех форм насилия в межличностном взаимодействии;

– профилактика и снижение психологического травматизма на основе использования закономерностей деятельности человека в условиях не только физической, но и психологической опасности, снижение угроз психическому здоровью в социальной среде, мобилизация ресурса сопротивляемости человека;

– создание образовательных программ подготовки специалистов по вопросам психологической безопасности личности и общества.

На последней мы хотели бы остановиться особо.Национальный проект образования – важная политическая инициатива.Он носит организационный характер и нуждается в содержательном наполнении.Именно в его рамках могут и должны быть созданы и выполнены программы по подготовке и переподготовке специалистов, занимающихся проблемами психологической безопасности, работающих в ситуации опасности.

Образование является средством психологического воздействия на человека, его надо подвергать экспертизе на психологическую безопасность.Психологическая работа по обеспечению безопасности в образовании способствует трансляции ценности безопасности в общественную жизнь, снижает уровень насилия во взаимодействии людей и является мощным профилактическим средством адекватного поведения и деятельности людей в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Система образования, накопившая большой опыт теоретических разработок и практических технологий по проблеме психологической безопасности и психологии экстремальных ситуаций как ее части, может выступить основой для создания системы психологической безопасности населения, мониторинга состояния психологической безопасности социальной среды.

Актуальными теоретическими проблемами психологии безопасности являются:

– разработка диагностического инструментария для определения уровня психологической безопасности среды и личности;

– определение основных угроз, наносящих ущерб психологической безопасности личности и общества;

– выявление основных характеристик, определяющих безопасное психологическое состояние разных социокультурных и организационных сфер;

– проведение кросскультурных исследований по выявлению особенностей ресурса сопротивляемости человека негативным воздействиям в разных национальных культурах.

Таким образом, в психологии безопасности можно выделить следующие направления теоретических исследований и практических разработок:

– психологическая безопасность личности и общества (определение психологического ресурса, обеспечивающего сопротивляемость личности и социальных групп деструктивному воздействию, выявление психологических факторов, способствующих устойчивому развитию человека и общества в условиях физической и психологической опасности, профилактика психотравматизма и др.);

  • психологическая безопасность в различных социальных средах;
  • психология экстремальных ситуаций;

  • психологическая поддержка людей, находящихся в ситуации повышенного риска (специалисты опасных профессий, люди, проживающие в местах с источниками повышенной опасности – атомные станции, военные объекты, постоянные природные катаклизмы и т.д.);
  • информационно-психологическая безопасность;
  • психологическая подготовка руководителей по проблемам культуры безопасности в организации;
  • кросскультурные особенности психологической безопасности личности и общества (учет национального менталитета и культуры в кризисных и экстремальных ситуациях, при работе с мигрантами и др.).

Психологическая безопасность может быть рассмотрена только в контексте проблем безопасности общества и прав человека.Если этих позиций нет, то и о психологической безопасности говорить сложно.

В подходе к обсуждаемой проблеме необходимо объединение усилий психологов, юристов, правозащитников.Человеку необходимы не только психологическое сопровождение и защищенность, но и правовая защита, организационный порядок.

Системность – не только в установлении психологических взаимосвязей и выстраивании концептуальной системы, поиск места психологии экстремальной ситуации в ней.Системность – еще и в соединении усилий тех, кто работает с субъективными аспектами среды, и тех, кто работает с ее объективными факторами.Это, скорее, комплексность.Комплексность – это правовые, организационные, координационные и другие аспекты как в категории анализа, так и в категории деятельности специалистов.Важным аспектом при соотнесении и выборе сил и средств обеспечения безопасности в экстремальной ситуации является возрастание роли психологических факторов, являющихся системообразующими в комплексном соединении с юридическими, организационными, социальными, медицинскими аспектами.

Субъектами обеспечения психологической безопасности могут выступать:

  • конкретный человек, личность;
  • группы, оказывающие психологическую поддержку;
  • общество, государство через систему социальных институтов.

Значимым положением концепции психологической безопасности личности и общества является предвидение и предупреждение возникающих опасностей, стремление противодействовать им на ранней стадии их проявления, т.е. система профилактических мероприятий.Необходима организация постоянного мониторинга психологической безопасности социальной среды и отдельного человека.

Подводя итоги анализа, можно заключить, что:

  1. Психология безопасности – системная область психологического знания, в которую психология экстремальной ситуации входит как один из разделов.
  2. Есть два системообразующих вида безопасности – физическая и психологическая.
  3. Необходима системность и комплексность подхода к проблеме психологии безопасности, психологии экстремальной ситуации.Обязательное взаимодействие юридического, социального, организационного и других аспектов.
  4. Необходимость соединения психологических знаний в аспекте безопасности и организационно-политических решений по их внедрению в жизнь.

Устаревают не только географические и политические карты, сегодня приходится говорить и о том, что существенно устарела так называемая «карта опасности», т.е. представления об опасности, которые существуют в массовом сознании.Некоторые из новых опасностей уже осознаются (например, угроза межнациональных конфликтов, терроризма и т.п.), некоторые же остаются вне поля нашего внимания, поскольку их эпицентры расположены в самых непривычных местах.Теоретические и эмпирические исследования по проблемам психологической безопасности есть та основа, на которой может быть сформулирован категориальный аппарат психологии безопасности как новой отрасли психологической науки.

Осознание и принятие ответственности за себя, социальную группу, общество в целом означает, что человек становится субъектом безопасности, т.е. субъектом безопасного процесса развития.Это психологическая работа, и именно она лежит в основе национальной безопасности страны.

Рубцов В. В. «Психология экстрмеальных ситуаций»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *