Чувство неполноценности в теории личности Альфреда Адлера

«Чувство личной ценности может возникать лишь из достижений, из способности преодолевать» – Альфред Адлер

Наверное, каждому человеку иногда приходится сталкиваться с неуверенностью, например, перед принятием важного решения или сделать сложный выбор, перед значимыми событиями или публичным выступлением. Это возникает в различных областях жизни: в работе, творчестве, обучении и в личных отношениях.

Такие ситуации могут вызывать тревогу и беспокойство, и это естественные реакции человеческой психики. Однако не каждый человек всегда может поверить в себя, преодолеть психологические преграды, начать новые дела и достичь поставленных целей. И если такие ситуации часто сопровождаются неудачами или отказами, это может привести к формированию комплекса неполноценности.

Термин “комплекс неполноценности” был введен австрийским психоаналитиком Альфредом Адлером и стал популярным в психологии. Исследования в этой области начались с изучения органической неполноценности и механизмов ее компенсации. Постепенно научный интерес сместился к изучению психологического чувства неполноценности, которое стало кульминацией в этом направлении.

Альфред Адлер, сын еврейского торговца, родился 7 февраля 1870 года в Вене. Его мать была талантливой пианисткой, а сам Альфред обладал красивым голосом, ему даже предлагали попробовать себя в оперной карьере. В детстве Адлер перенес множество болезней, включая рахит, когда ему было всего три года. Однако больше всего его тяготило соревнование с старшим братом. Он мечтал бегать и играть так же, как его старший брат, но из-за своих болезней не мог этого сделать. Это причиняло ему глубокую обиду и злость. В итоге Альфред пообещал себе больше никогда не злиться. Через 30 лет его решение сформировало учение о человеческой жизни как активном стремлении к совершенству.

Опыт, полученный им в процессе собственной внутренней борьбы, был отражен Альфредом Адлером в его трудах, где он выделял значимость сопереживания и общих ценностей, назвав это социальным интересом. Согласно этой идее, социальный интерес позволяет личности реализовать свой потенциал и стать ценным членом общества.

Альфред Адлер начал свою практику в качестве офтальмолога, однако затем переключил свой профессиональный интерес на психиатрию. В процессе своей работы, он столкнулся с вызовами, связанными с лечением неврозов, и знакомился с трудами Зигмунда Фрейда. В 1901 году, защищая книгу Фрейда в публичной статье, получил от него благодарственное письмо и был приглашен в дискуссионную группу по психоанализу. Спустя год он стал активным участником этой дискуссионной группы.

Альфред Адлер никогда не был прямым учеником Фрейда и развивал собственные идеи, что позже привело к разногласиям между ними. Их взгляды на развитие личности значительно расходились. Адлер считал, что не сексуальные влечения, а именно чувство неполноценности и стремление компенсировать недостатки занимают центральное место в развитии личности. Эти различия мнений привели к тому, что в 1911 году Адлер решил сняться с должности президента Венского психоаналитического общества и полностью разорвал связи с Фрейдом.

 Так, преодоление комплекса неполноценности и стремление к саморазвитию стали основополагающими концепциями в учении известного психотерапевта Альфреда Адлера.

«Чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности» – так писал А. Адлер – создатель теории «индивидуальной психологии».

 Комплекс неполноценности

Согласно Адлеру, чувство неполноценности представляет собой ощущение человеком своей слабости и недостаточности. Он полагал, что такое чувство возникает у ребенка в детстве из-за его зависимости от родителей. Быть зависимым от сильных и независимых родителей порождает ощущение собственной немощи и неполноценности в сравнении с ними. Однако Адлер утверждал, что это чувство необходимо и естественно, и оно не должно рассматриваться как что-то негативное. Напротив, такое чувство может стать стимулом для развития амбиций и стремления к преимуществу.

Желание получить преимущество и превосходство над другими, является основополагающей силой общества, побуждающей человека к развитию и достижению новых высот. По сути, ощущение неполноценности, может стимулировать этот процесс, так как осознание своих недостатков побуждает человека преодолевать их и стремиться к успеху. В результате, чувство неполноценности и стремление к превосходству могут взаимно дополнять и мотивировать друг друга.

Чувство неполноценности имеет потенциал стать чрезмерно сильным и превратиться в комплекс. Этот комплекс проявляется в устойчивой уверенности человека в своей неполноценности по сравнению с другими, сопровождаясь убеждением в существенных недостатках, которые делают его ущербным.

По мнению А.Адлера, детей, у которых чувство неполноценности наиболее ярко выражено и может позже стать комплексом неполноценности, можно разделить на три категории:

  1. Дети, рожденные со слабыми или несовершенными органами;
  2. Дети, к которым относились сурово и без любви;
  3. Слишком избалованные дети».

Дети, которые рождаются с явными физическими недостатками, часто испытывают чувство психологической неполноценности. Дети, которым не хватает заботы и любви, становятся неуверенными в себе, думая, что их больше никогда не будут любить и ценить. Но и те, которых любят, но слишком балуют в детстве, также достаточно часто подвержены этому комплексу. Это происходит из-за чрезмерной опеки и заботы, они чаще всего боятся что-либо делать самостоятельно, что формирует у них чувство неуверенности в собственных силах.Несмотря на то, что подобные случаи часто приводят к возникновению комплексов, они не являются обязательным условием его появления.

Альфред Адлер рассматривает человека прежде всего с точки зрения его общественных связей, полагая, что человек изначально является социальным существом и не может существовать в изоляции от других людей без ущерба для себя. Это желание возвыситься над окружающими приводит к стремлению к власти. В этом смысле, чувство общности выступает противоположностью этому стремлению, одновременно являясь показателем душевного здоровья и социальной адаптации личности.

Сводя свои рассуждения, Альфред Адлер говорил так:

  1. Когда мы говорим “жизнь”, в этом понятии уже заключены органические и душевные аспекты, которые проявляются в нашей “внутренней потребности к определению целей”. Поскольку жизнь требует активности с нашей стороны, душевная жизнь обретает характер, соответствующий конечной цели.
  2. Постоянное стремление к достижению цели у человека обусловлено его чувством неполноценности. Когда мы говорим о “влечениях”, мы уже имеем в виду направленный на цель путь, а наши желания, несмотря на внешние противоречия, собираются вместе, чтобы проникнуться общей целью.
  3. Неполноценный орган создает трудную ситуацию, в результате чего возникают многочисленные компенсаторные попытки, чтобы вернуть организм к ощущению своей способности справляться с требованиями окружающей среды.
  4. Изучение психической жизни, прежде всего, должно учитывать эти экспериментальные попытки и напряжение сил, проистекающее из врожденных особенностей и опытных действий, в которых человек использует окружающую среду для достижения своих целей.

В соответствии с этим, ничего, не делается просто так. Одни из наиболее важных  руководящие линии.

Реальная деятельность:

а) развитие способностей, направленных на достижение превосходства;

б) сравнение себя со своим окружением;

в) накопление знаний и навыков;

г) ощущение враждебности внешнего мира;

д) использование для достижения превосходства любви и послушания, ненависти и упрямства, чувства общности и стремления к власти.

Воображение:

а) формирование «как если бы» (фантазии, символические успехи);

б) использование слабости;

в) откладывание решений, поиск «укрытия».

Необходимым условием указанных направляющих линий является чрезвычайно высокая поставленная цель, связанная с могуществом и божественностью, которая, чтобы быть эффективной, должна оставаться в бессознательном. Как только смысл и значение этой цели и её противоречие с истиной становятся абсолютно очевидными и понятными, человек больше не подчиняется ей, и он может преодолеть её механизирующее, схематизирующее влияние путем осмысленного приближения к объективным требованиям общества. В зависимости от конституции человека и его опыта эта цель принимает самые разнообразные формы, включая форму психоза, и может быть осознана. Недостаток осознания этой цели стремления к власти обусловлен её несовместимостью с реальным чувством общности. Из-за недостатка осмысленного понимания этого и вследствие полного подчинения человека потребности во власти, маловероятно, что она будет понята без вмешательства посторонней, компетентной помощи.

Внешнее облачение стремления к власти чаще всего создается по схеме «мужчина – женщина», «низ – верх», «всё или ничего», иногда оно принимает внешне противоречивый вид и указывает на то количество власти, которым хочет обладать ребёнок. С тем, что в этой схеме понимается как противоположность власти, обычно со слабостью, борются как с враждебным элементом, как с тем, что должно быть побеждено.

 Выводы

Если чувство неполноценности сильно возрастает, это может привести к развитию комплекса неполноценности. Это состояние заставляет человека сомневаться в своих способностях и полагать, что он не способен ни на что. Таким образом, человек начинает преувеличивать свою слабость и закреплять мысли о собственной ущербности. На тему ущербности рекомендую прочитать статью «Ущербность – новая категория в глубинной психологии». Ключ к пониманию мира, устройства, достижений, ключ к величию состоит в ущербности. Если человек сможет осмыслить ущербность и воспользоваться ею, то он сможет добиться в жизни всего, что только возможно и даже невозможно. В противном случае ущербность так и останется его злым роком.

В других случаях у человека может возникнуть комплекс превосходства, который приводит к безосновательному преувеличению своих способностей и умений. Такое поведение делает человека высокомерным, эгоцентричным и самоуверенным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *