Психологические препятствия – первая ступень на пути к психологическим расстройствам

Аннотация: в статье рассмотрено понятие психологического препятствия с точки зрения классической психологии и концепции судьбоанализа. Классификация препятствий на базе концепции судьбопсихологии соответствует четырем векторам системы побуждений индивида. Основываясь на одном из методов интерпретации теста Сонди, а именно, методе «края и середины», был представлен наиболее эффективный метод работы с психологическими препятствиями. В основу метода легла схема психологических препятствий, которая включает в себя две составные части: «ядро» и «ворота». Данные категории отражают определенную причинно-следственную связь возникновения и формирования психологических препятствий.  

Ключевые слова: судьбоанализ, судьбопсихология, психологические препятствия, терапия, психология, психологические барьеры.

Психологическое препятствие согласно классификации не являются заболеванием или формой психологического расстройства, однако рассматривая данную категорию, следует отметить широкий диапазон данного явления и разнообразие проявлений. С точки зрения психотерапии препятствия классифицируются как первая ступень или отправная точка развития всех последующих психологических патологий, что и обуславливает важность исследования причин и последствий данного явления. Одно из определений понятия «препятствие» следующее:

«Препятствие – преграда, мешающая осуществлению какого-либо действия».

В контексте рассмотрения категории «психологическое препятствие» следует отметить два аспекта, а именно, объективную и субъективную сторону данного явления. Согласно концепции психологии психологические препятствия исходя из природы возникновения, разделяются на объективные и субъективные. Объективные препятствия обусловлены внешними факторами, субъективные же – внутренними, то есть психологическими аспектами.

Как отмечалось выше, причиной объективных препятствий являются внешние обстоятельства, например, возникла необходимость беседы с определенным человеком, но обстоятельства сложились таким образом, что нет возможности это осуществить, потому что телефон в данный момент отсутствует; езда на общественном транспорте займет длительное время, а личный автомобиль в ремонте. На первый взгляд, данного рода обстоятельства следует отнести к объективным внешним препятствиям, но вернемся к данному вопросу после рассмотрения субъективных препятствий, чтобы оценить степень объективности.

Субъективные препятствия носят психологический характер, рассмотрим тот же пример только в несколько ином ракурсе. То есть необходимо поговорить с человеком, но возникают определенные психологические препятствия, которые не позволяют это сделать, например, одной из причин может быть боязнь отказа, потому что ранее при аналогичных просьбах человек неоднократно получал отказы. Данный психологический аспект является психологическим препятствием и  носит субъективный характер.

Во втором примере четко прослеживается субъективный характер препятствия, чего нельзя сказать однозначно в отношении первого примера. Все перечисленные препятствия в первом примере следовало бы отнести к объективным причинам, но это лишь на первый взгляд. Поскольку, подходя осознанно к данным обстоятельствам, безусловно, можно найти решение и осуществить задуманное, но человек останавливается, не желая прилагать усилия, либо он не способен находить решения в сложных обстоятельствах. Следовательно, исходя из приведенных примеров, следует отметить зыбкость границ объективных и субъективных препятствий, поскольку не во всех случаях внешние обстоятельства носят объективный характер.

Однако чтобы работать с каким-либо явлением, в первую очередь необходима систематизация, поскольку, как отмечалось выше, психологические препятствия имеют весьма разнообразные формы проявлений. В данном случае обратимся к исследованиям ученого, кандидата психологических наук PhD Мальцева О.В., поскольку им предоставленная классификация психологических препятствий основана на концепции судьбоанализа.

Прежде чем приступить непосредственно к классификации, необходимо выяснить природу возникновения препятствий, то есть проникнуть в суть данного явления и рассмотреть что же предшествует возникновению того или иного препятствия. Экспериментальные исследования Мальцева О.В. в данном направлении позволили установить определенную последовательность и предпосылки формирования психологических препятствий.

Ученый Мальцев О.В. для проникновения в суть «психологических препятствий» вводит понятие «замковая система». Данное название в большей степени отражает суть того, что происходит с человеком. С точки зрения классификации различают внутренние и внешние «замки». Данные категории возникают как следствие наличия двух видов сил, то есть сила, которая идет на человека извне и сила, идущая изнутри наружу. Леопольд Сони называл данное явление побуждения, то есть внутренние побуждения, которые являются причиной действий индивида.

Следовательно, если индивид не может реализовать то, что он задумал, данный факт является предпосылкой к возникновению внутреннего «замка». Если же человек не может справиться с идущей силой извне, то это создает предпосылки к возникновению внешних «замков». В силу того, что две силы существуют единовременно, то у каждого человека могут возникнуть как внешние, так и внутренние «замки». Для понимания данных категорий рассмотрим примеры: внутренний «замок» — «меня никто не понимает, поэтому мне суждено жить в одиночестве»; внешний «замок» — «меня все обманывают, поэтому лучше ни с кем не общаться».

При рассмотрении концепции «замковой системы» крайне важно уяснить одну особенность, которая базируется на разделении всего человечества по половому признаку, то есть на женщин и мужчин. Данная особенность заключается в том, что у мужчин превалируют внешние замки, а у женщин – внутренние, что крайне важно учитывать при психотерапии.

Следует отметить, что психологический «замок» у человека формируется не за один день, более того, существуют определенные категории, способствующие и ускоряющие возникновение «замка».  В данном случае отмечаются две предпосылки: «накопительный эффект поражений» и «крайности».

Словосочетание «накопительный эффект поражений» означает, что индивид в определенной плоскости потерпел не одно поражение, неудачу, а целую череду, что и формирует накопительный эффект – наличие накопительного эффекта неудач является первой предпосылкой к возникновению «замка».

Второй предпосылкой является исповедование крайностей, то есть, если у человека что-то не получилось, то он просто отказывается разбираться в данном вопросе, а просто формирует у себя убеждение, догму, которая содержит определенную крайность. Например, если женщину обманул мужчина, то она принимает решение больше никогда не иметь никаких дел с мужчинами, даже если это касается профессиональной деятельности.

В ходе исследования удалось установить принципиальную последовательность формирования психологического «замка», которая выглядит следующим образом: отправной точкой является неудача, затем «накопительный эффект» неудач и крайности, которые содействуют формированию замка, а возникновение «замка» порождает препятствие или группу препятствий. Данная схема описывает возникновение препятствия в общем смысле, но не позволяет их классифицировать по группам, что также крайне важно при психотерапии, поскольку одни препятствия носят первичный характер, а другие вторичный.  

Представленная далее классификация психологических препятствий была построена согласно концепции судьбопсихологии. Как известно, судьбоанализ выделяет четыре побуждающих вектора, согласно данному принципу, психологические препятствия были разделены на четыре группы:

  • неосознанные (бессознательные);
  • интеллектуальные;
  • догматические;
  • общественные;

Причины возникновения неосознанных препятствий у каждого человека индивидуальны, характерно лишь то, что областью их формирования является бессознательное.

Интеллектуальные препятствия возникают как следствие того, что человек не умеет что-то делать, то есть у него отсутствуют навыки, по данной причине и формируется данный вид препятствий.

Догматические препятствия базируются на убеждениях человека, то есть индивид действует на основании своих убеждений, согласно которых он определяет какие поступки можно совершать, а какие не вписываются в рамки, следовательно, подобного рода действия он совершить не может.

Общественные препятствия возникают как следствие общественного мнения, то есть те поступки, которые не противоречат общественному мнению совершать приемлемо, а те, что не соответствуют, совершать нельзя, таким образом и формируются общественные препятствия.  

Следуя концепции судьбопсихологи, на базе одного из метода интерпретации теста Сонди– «метода края и середины», ученым Мальцевым О.В. были описаны способы работы с психологическими препятствиями. Более подробно о методе «края и середины» читатель может познакомиться в статье «Методы интерпретации теста Сонди». Исходя из принципов метода «края и середины» была описана принципиальная схема «психологических препятствий», основанная на том, что векторы побудительной системы человека, а, следовательно, и психологические препятствия имеют различную природу. Согласно концепции судьбоанализа два вектора имеют инстинктивную природу, а два другие — «человеческую», а именно, общественные и бессознательные препятствия имеют инстинктивную природу, а догматические и интеллектуальные – «человеческую».

Согласно данной классификации общественные и бессознательные препятствия образуют «ворота» — в схеме работы с препятствиями — догматические и интеллектуальные формируют «ядро». Исходя из этого, следует, что одни препятствия являются первичными, а другие вторичными. Например, если у человека присутствуют общественные препятствия и провести терапию непосредственно этих препятствий, то такой метод работы не будет считаться эффективным, поскольку через некоторое время возникнуть другие общественные препятствия. Данная схема позволяет понять, что превалирующая часть препятствий формируется из-за неверно сформированного «ядра», то есть догматической и интеллектуальной составляющей.

Приведенная классификация и схема психологических препятствий имеет широкий диапазон применения, поскольку может применяться не только при психотерапии, но понимание данных принципов позволяет эффективно выстроить воспитание, таким образом, чтобы в будущем не возникали различного рода психологические препятствия. С точки зрения психотерапии понимание данной схемы позволяет значительно сократить время терапии и сделать ее значительно эффективнее.

Список цитируемой литературы:

  1. Szondi L. Triebpathologie. Band 1. – Huber. 1952 – 234s.
  2. Szondi L. Triebpathologie. Band 2. – Huber. 1952 – 307s.
  3. Szondi L. Lehrbuch der experimentellen Triebdiagnostik. — Wien: Huber. 1972 – 489s.
  4. Психологический словарь. http://www.psychologies.ru/glossary/15/prepyatstvie/.
  5. Мальцев О.В. Введение в судьбопсихологию. – Днепр. Середняк Т.К. 2018 – 85с.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *