Механизм возникновения фобии. Эксперимент «Маленький Альберт»

Начало XX века – эпоха научного эксперимента и бурного развития психологии и, в частности, бихевиоризма как одного из первых направлений молодой научной дисциплины. Изучение поведения – вот методологическая основа бихевиоризма, и справедливости ради стоит заметить, что не все эксперименты начала прошлого века (да и не только начала) были в строгом смысле этого слова «научными». Многие исследователи нагло подделывали результаты или же несильно заботились о точности проведения исследования.

Одним из таких неудачных в исторической перспективе и знаковых экспериментов (наверное, даже сенсационных) был абсолютно неэтичный с современной точки зрения эксперимент, проведенный американским бихевиористом Джоном Бродесом Уотсоном и его аспиранткой Розали Рейнер в 1920 году.

Как у любого значимого для истории события, у эксперимента имеются предпосылки. Началось все с кардинальной смены интересов Уотсона. В определенный момент ему надоедает философия, которую он активно изучал под руководством небезызвестного Джона Дьюи в Чикагском университете.

И вот, будущий психолог решает сменить научного руководителя, занявшись изучением физиологии и психологии вместе с ЖакобомЛебом. Этот опыт в последующем сильно повлияет на отца-основателя бихевиоризма и станет главным фактором, сподвигнувшим Уотсона на разработку метода, ориентированного на исключительно объективное исследование поведения.

В 1903 году Уотсон защищает свою первую докторскую и становится весьма известной фигурой в научных кругах. Ну а каких-то 10 лет спустя он читает свою знаменитую лекцию (скорее манифест, так как лекцией это трудно назвать) «Психология с точки зрения бихевиоризма». Затем следуют долгие 7 лет планомерной работы по формированию теоретической основы бихевиоризма, приведший Уотсона к судьбоносному эксперименту, кардинально изменившему жизнь психолога.

Молот для «Альберта Б.»

Испытуемым выступал девятимесячный сирота под псевдонимом «Альберт Б.», взятый из приюта специально для проведения эксперимента. Главной целью исследования было доказать, что у человека возможно возникновение и формирование условных рефлексов, ранее не существовавших, и понять механизм возникновения фобии.

Проводился эксперимент следующим образом: в течении двух месяцев в спальне мальчику каждый день поочередно демонстрировали белую крысу, хлопковую вату, белого кролика, классическую маску Санта Клауса (и несколько других), горящие газеты. Мальчик, по мнению экспериментаторов, реагировал на них адекватно, не проявляя признаков страха.

Вторая часть эксперимента проходила в комнате для игр, где целую неделю малышу давали играть с белой крысой и другими предметами, чтобы дать мальчику привыкнуть к ним. Естественно, Альберт снова не проявил никаких признаков страха.

Затем Уотсон подвесил в комнате метровую металлическую пластину позади ребенка так, чтобы он ее не видел, и бил в нее молотом каждый раз, когда мальчик прикасался к крысе. В итоге мальчик стал бояться прикосновений к крысе. Первая фаза исследования завершилась именно так, как того хотел ученый – условный рефлекс был сформирован.

Потом была взята пауза на пять дней. Альберт снова оказался у экспериментаторов. Они проверили его реакцию: обычные игрушки не вызывали негативной реакции. Крыса же всё еще пугала малыша. Теперь нужно было проверить – случился ли перенос реакции страха на других животных и похожие предметы. Выяснилось, что ребенок действительно боится кролика (сильно), собаки (слабо), мехового пальто, хлопковой пряжи (минимально), шевелюры исследователя, маски Санта-Клауса.

На основании проведенного эксперимента Джон Уотсон сделал вывод о наличии генерализации страха у испытуемого. Другими словами, маленький Альберт после того, как у него выработали боязнь к крысе, стал испытывать страх относительно всех внешне похожих предметов.

Данный феномен в бихевиоризме получил название «перенос». Как итог, Джон Уотсон выдвинул предположение, что большинство страхов, фобий, антипатий, депрессий и разного рода тревожных состояний формируются еще в глубоком детстве.

Эксперимент, который изменил всё

Уотсон торжествовал, исследование удалось, сделаны сенсационные выводы, но, как ни странно, это было начало конца бихевиоризма и на то имелись веские причины, на которые уже были намеки в начале статьи.

Во-первых, последующая «обработка» результатов эксперимента показала, что в методологическом плане у исследования были большущие проблемы. Оказалось, Уотсон время от времени «подкреплял» реакции страха на втором этапе и мешал ребенку включать компенсаторные механизмы (Альберт сосал палец и успокаивался, Уотсон вытаскивал палец изо рта).

Во-вторых, дальнейшая судьба Альберта осталась неизвестной – как и долгосрочный эффект «закрепления» страха. И только лишь недавно стало известна судьба Альберта. Оказалось, что он (вопреки заверениям Уотсона и Рейнер) страдал гидроцефалией и умер спустя несколько лет после эксперимента. Думаю, понятно, насколько вскрывшиеся подробности меняют общую картину исследования.

В-третьих, в дальнейшем повторить эксперимент не удалось никому. В том числе и самому Уотсону: через шесть месяцев после публикации ему пришлось покинуть университет Джона Хопкинса в связи с этическим скандалом. Правда, никого не волновала судьба малыша – роман женатого Уотсона с аспиранткой возмутил общество гораздо сильнее. В конце концов, психологу пришлось уйти в рекламу.

One thought on “Механизм возникновения фобии. Эксперимент «Маленький Альберт»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *