Этапы проведения тестирования. Проективный метод профориентации Мартина Ахтниха

Аннотация: в статье рассмотрены этапы проведения тестирования при использовании проективной методики Мартина Ахтниха, а также основные принципы, которых определяют системное интерпретирование; обращено отдельное внимание на проблематику и ошибки, которые допускаются экспериментаторами при тестировании.

Одна из предыдущих статей была посвящена истории создания проективной методики профессиональной ориентации Мартина Ахтниха, однако объём материла для комплексного и многовекторного понимания данного метода достаточно обширен, поэтому предстоит еще неоднократное возращение к данному вопросу в статьях нашего издания.Согласно структуре символьного материала, профессиональный тест Мартина Ахтниха создан в двух вариантах, то есть отдельно для испытуемых женского пола и отдельно для испытуемых мужского пола. Мужской вариант тест содержит 96 фотографий, женский тест – 100 фотографий.

Для проведения тестирования необходимо перед испытуемым выложить все фотографии и предложить сделать выбор. Выборы фотографий ранжируются по трем категориям: «да» — эта профессия нравиться, «нет» — эта профессия не нравиться, третья категория выражается в  равнодушном отношении либо когда испытуемый не может сделать однозначный выбор в пользу «нравиться» или «не нравиться». Согласно сделанным выборам, фотографии сортируются по трем карточкам, которые соответствуют «+» — «да», «-« — «нет», «0» — невозможно сделать однозначный выбор. 

При проведении тестирования необходимо руководствоваться главным принципом – испытуемый должен делать выбор инстинктивно и быстро, и первое впечатление в данном случае считается верным. Испытуемый может задавать различные вопросы, чтобы получить пояснения относительно профессий, отраженной на фотографии, однако, исходя из главного принципа, ответы не должны содержать четких пояснений, испытуемый должен сделать выбор, основываясь на своих эмоциональных чувствах. Совершая выбор, испытуемый не должен опираться на свои способности, не думать о том, что никогда не сможет заниматься данным видом деятельности, потому что он чего-то не умеет делать; если в профессии что-то понравилось – это означает положительный выбор профессии.

Наиболее частая ошибка, которую допускают экспериментаторы, заключается в том, что они просят испытуемого найти все фотографии профессий, которые нравятся. В данном случае испытуемый сталкивается с необходимостью сопоставлять профессии. Однако для определения направления деятельности, профессиональной предрасположенности подобного рода процедура выбора не допустима, поскольку приводит к искажению информации.

Как правило, процедура сортировки фотографий по трем вышеописанным категориям занимает около 8-10 минут. После ее окончания либо во время экспериментатор должен вписать результаты в оценочный лист, которые созданы в двух вариантах: для испытуемых мужского пола от 13,6 до 16,6 лет и женского пола от 13,6 до 16,6 лет, однако тест используется и для людей более взрослого возраста.

Положительно выбранные фотографии вписываются в соответствующее числовое красное поле с надписью «+», отрицательные выборы заносятся в соответствующее голубое поле оценочного листа с надписью «-«. Остальные поля предназначены для записи выбранных фотографий как безразличные или не сделан однозначный выбор, они вписываются со знаком «о» или остаются пустыми.

Следующий этап заключается в группировке положительно выбранных фотографий. Для этого испытуемый должен разложить положительно выбранные фотографии по группам, которые, по его мнению, имеют что-то общее, каким-то образом связаны друг с другом. После того, как испытуемый отсортировал фотографии по группам, экспериментатор должен выяснить, какая из этих групп испытуемому больше всего нравиться или является более важной. Выбранная группа занимает первое место в ранжированном ряду группы.

На этом этапе возможно столкновение с проблематикой, когда испытуемый не может выбрать группу, которая является для него наиболее важной. Данного рода явление свидетельствует о «проблеме выбора профессии» у испытуемого, необходимо акцентировать внимание, что это не является редкостью, а напротив, эта проблема является частым явлением. В данном случае более важной группой будет считать та, которая выбирается первой испытуемым для ассоциаций.

Выбранная группа фотографий раскладывается перед испытуемым; затем интервьюер задаёт следующий вопрос: «Что эти фотографии означают в совокупности»? Ответ испытуемого записывается дословно. К формулировке вопроса необходимо подходить крайне осторожно, не нужно подталкивать испытуемого к объективно-интеллектуальному ответу, чего можно добиться, задав, например, вопрос следующего содержания: «Как это можно назвать общим понятием»?

Дальнейшая процедура проведения испытания предполагает выяснение, какая из положительно выбранных фотографий нравиться больше всего, но это только первый этап, поскольку главной целью является получение ассоциаций, которые записываются дословно. Необходимо узнать ассоциации к каждой фотографии первой группы, в последовательности, отражающею важность фотографий для испытуемого.

Следующее заблуждение интервьюеров, проводящих тестирование, заключается в том, что они считают возможным определить, исходя из ранжированного ряда, факторную структуру предрасположенностей испытуемого, и сделать правильный анализ теста. Однако это невозможно сделать без ассоциаций испытуемого к каждой фотографии, поскольку при отсутствии ассоциаций упускается самое важное для анализа. Выбор фотографий, как уже указывалось выше, занимает 8-10 минут, однако для получения качественных ассоциаций необходимо будет еще 20- 30 минут, поэтому тест не может быть проведен быстро за 10 минут.

После завершения работы с первой группой положительно выбранных фотографий, необходимо аналогичным способом провести процедуры со всеми остальными положительными группами. Затем приступить к отрицательно выбранным фотографиям и поступить аналогичным образом. Необходимо отметить, что к отрицательно выбранным фотографиям, зачастую возникают более глубокие и интересные ассоциации.

Получение ассоциаций по каждой фотографии, которые выбраны как безразличные или по которым однозначно испытуемый не смог определиться, не требуется. Однако отмечаются случаи, когда подобного рода выборы по основному фактору отвергаются, а по второстепенному, наоборот, делается положительный выбор. Эти выборы позволяют выяснить противоречивые тенденции.

Закончив процедуру работы со всеми фотографиями, необходимо предложить испытуемому выбрать пять фотографий, которые больше всего понравились из положительно выбранных фотографий, которые зачастую не будут относиться к перовой группе. Затем необходимо сравнить пять выбранных фотографий с перовой группой и в случае не соответствия, тщательно выяснить причины этой разницы.  

Возникновение определенных трудностей у испытуемого во время проведения тестирования, в большинстве случае позволяет определить более глубокие проблемы личности. Как ранее уже акцентировалось внимание на том, что испытуемый может выбрать две или даже три группы положительно выбранных фотографий, как наиболее понравившиеся, то есть он затрудняется выбрать одну группу. Также испытуемый может испытывать затруднение при выборе отдельных фотографий. В таких случаях необходимо оказывать всяческое содействие испытуемому, однако ни в коем случае не влиять на выбор.

Ассоциации при анализе теста занимают важное и особое значение, поэтому возникает необходимость в получении «стоящих» ассоциаций, противоположностью которых являются «поверхностные» и «пустые». Зачастую такие ассоциации получают, если не достаточно уделяют времени, однако это не является единственной ошибкой, которую допускают экспериментаторы. Вторым важным аспектом получения «стоящих» ассоциаций является правильная постановка вопросов испытуемому. Они не должны быть наводящими, а, например, быть следующего содержания:

«О чем вам говорит эта фотография»?

«Почему она вам ни о чем не говорит»?

Экспериментатор может использовать мимические выражения, чтобы приободрить испытуемого и получить необходимые ассоциации. Ответы испытуемого должны содержать четкие данные по шести аспектам: название профессии, сфера деятельности, инструменты, объект профессии, место работы, цель деятельности. Только при раскрытии всех шести критериев, можно считать, что ассоциаций достаточно.

Проективный метод Мартина Ахтниха определения профессиональной предрасположенности, исходя из представленной процедуры проведения тестирования, нельзя отнести к категории простых однотактовых тестов. Причины заключаются в том, во-первых, необходимо уделить достаточное количество времени для проведения самого тестирования, в противном случае полученная информация будет недостоверной и приведёт к искажению результатов тестирования. Во-вторых, существуют определённые принципы, обязательные для применения, напрямую влияющие на качество итоговой интерпретации и рекомендации круга профессий, к которому испытуемый объективно склонен. Однако, несмотря на сложность использования данного вида проективной методики, ее результаты, которые отражаются в эффективности и многовекторном анализе, превосходят прочие психометрические методики.

Список цитируемой литературы:

  1. Achnich Martin. Der Berufsbilder-Test. Bern? Sttutgart , Wien. Huber. 1979.
  2. Bürgi-Meyer K. Erzahl dich selbst-Erkenn dich selbst. Der Szondi-Test. Sondiana. 1985.
  3. Леопольд Сонди: Судьбоанализ — выбор любви, дружбы, профессии, болезни и смерти. Бен-но Швабе, Базель, 1944, 1-е издание.
  4. Лилегвст Ларс Ерик: Фотографии Ахтниха Личность в психологии и теория ее изучения, Июль 1977, Психотехнический институт в Гетебурге.
  5. Мозер Ульрих: Психология выбора деятельности и неудовлетворённость деятельностью, Ханс Хубер издалельство, Берн 1953.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *