Предпосылки выбора научного пути Липота Сонди

В начале повествования о жизненном пути Липота Сонди предлагается акцентировать внимание читателям на том, что его семья, детство не пророчили, и не сулили ему каких-то великих достижений и открытий. Но ему всё-таки удалось стать не просто Ученым с большой буквы, а отцом-основателем одного из направлений глубинной психологии, а именно «Судьбоанализа». Очевидцы того времени отзываются о Липоте Сонди, как о человеке, который намного опережал свое время. Создатель  новаторских идей, которые находили свое подтверждение и одобрение только по прошествии времени. Вероятно, это и послужило причиной того, что существовало немало скептиков в отношении созданной им теории.В данном небольшом очерке о Липоте Сонди мы акцентируем внимание читателя и преследуем цель показать, как сложившееся атмосфера в его семье, жизненные обстоятельства и перипетии отразились на личности Липота Сонди, а в будущем стали предпосылками для выбора его деятельности. Как заложенные ценности и личностные качества нашли отражение в его деятельности и сыграли немаловажную роль.

Из биографии Липота Сонди, написанной Бюрги-Майером:

«Опыт и судьба его семейного происхождения питали Сонди убежденностью, что судьбосоздающей значимостью человеческого выбора в зоне конфликта является выбор между свободой и принуждением». (1)

Липот родился 11 марта 1893 года, отец –Абрахам Зонненшайн был сапожником, мать – Тереза Кон, исходя из источников, была малограмотной женщиной, которая все свое время посвящала заботе о детях. Она вышла замуж за вдовца, у которого было четверо детей, а в браке родила еще девять детей. Липот Сонди был двенадцатым ребенком. Но как бы она не старалась окружить детей лаской и заботой, в силу многочисленности детей, в семье отмечалось соперничество между детьми за внимание и заботу родителей. Поэтому отношения между детьми были не простыми.

Противоречивые чувства были спутниками этой семьи: любовь и ревность, зависть и холодность, долг и страсть. Все это усиливалось возрастной разницей между братьями и сёстрами. Вероятно, это стало причиной столь сильно развитого чувства справедливости у Липота Сонди. Также ему были присущи такие черты характера, как упрямство и замкнутость. В силу своего упрямства он считал, что  всего должен добиться своими собственными силами. Это одно из тех качеств, которое так было необходимо в его нелегком труде. Ему предстояло пройти  длинный путь в его научной деятельности, который, по сути, превратился в дорогу длиною в жизнь. Предстояло преодолеть множество препятствий  и остаться верному своему делу жизни.

Липот Содни родился в небольшом городке Нитра, который принадлежал на тот момент времени к Австро-Венгерской империи. Условия, в которых жила семья Зонненшайн были довольно скудные, это объясняется бедностью семьи. Спасала лишь помощь старших братьев и сестер,  которые на тот момент времени жили самостоятельно. Дело в том, что отец Липота Сонди не был успешным и предприимчивым, поэтому дела у него шли скорее в убыток, чем приносили какой-то доход. Абрахам Зонненшайн был глубоко верующим человеком, вероятно, это было причиной того, что семья жила очень бедно. А когда дела стали совсем плохо,  семья 1898 году переезжает в Будапешт, этому посодействовали старшие братья и сестры.

Переезд семьи на новое место жительства никак не улучшил ее положение и финансовое состояние, поэтому обеспечением семьи занимались старшие братья и сестры. После переезда мать стала еще больше болеть, поэтому одна из старших сестер была вынуждена заниматься еще и домашним хозяйством. От навалившихся проблем отец Сонди нашел утешение в иудаизме и совершенно оторвался от жизни, и не участвовал в жизни семьи, все время проводил за чтением религиозных книг. По праздникам он проводил службы в синагоге, тем самым заслужил уважение и стал примером для подражания.

С одной стороны мы видим, что отец не участвовал в насущных проблемах семьи и был полностью погружен в религию, но с другой стороны,  дома был довольно жёстким человеком. Строго наказывал тех, кто нарушал строгие иудейские правила быта. И наказание следовало за любой незначительный пустяк, который приходился не по нраву главе семейству. Абрахам Зонненшайн отличался переменчивым и вспыльчивым характером и постоянно держал все семейство в напряжении. Ввиду такой обстановки все дети стремились как можно быстрее покинуть отчий дом. Они просто сбегали, поспешно вступая в брачные узы, при этом не сильно заботились о своем выборе, поэтому дети были несчастными в браке.

В конце жизни Абрахам Зонненшайн осознавая в некоторой степени свою вину за несчастные судьбы своих детей, находит себе утешение в заботе о Липоте Сонди, который единственный из детей оставался с ним до последних его дней. Но отец ничего не мог дать Сонди, кроме веры, поэтому он старательно воспитывал в нем религиозность. Благодаря отцу Липот Сонди познакомился с ритуалами и Священным Писанием гораздо более глубоко, чем того требовал обычай. Отец объяснял Липоту сложные сюжеты Верхового Завета, и это научило видеть его «невидимое», развило утонченное понимание скрытых и явных мотивов человеческих поступков. Он стал пытливым умом. Постоянное выполнение строгих правил способствовало формированию аккуратности, тщательности в делах, вдумчивому и внимательному отношению к фактам и событиям, стремлению к целостности и завершенности. Все это очень пригодилось Липоту Сонди в его научной деятельности, которая требует системности, методичности и кропотливости.

Привитая религиозность отцом Липоту Сонди укрепила его характер и позволяла стойко переносить все жизненные невзгоды. Но самая главная способность, которая сыграла в его научной деятельности основополагающее значение, была способность видеть в происходящих жизненных перипетиях Божий промысел. Вера Сонди неоднократно его спасала. Она помогла пережить ему самые трудные периоды его жизни – заключение в концлагере, самоубийство сына и смерть дочери. Пережитый целительный опыт Леопольд Сонди  положил в основу судьбоаналитической терапии.

В начальной школе Липот Сонди не отличался успехами, поскольку он считал, что учителя не стремились увидеть в учениках индивидуальности, они были для них все одинаковыми. Но свой характер и чувство справедливости он демонстрировал в полной мере. Был случай, когда один из учителей ударил одного из одноклассников Сонди и никто не стал свидетельствовать против учителя, один Сонди пошел против учителя, хотя за это ему впоследствии пришлось заплатить. Учитель мстил Сонди и занижал оценки. Но и эту несправедливость Сонди не стерпел и пошел к директору школы, чтобы восторжествовала справедливость, объяснил ситуацию, после чего учитель был вынужден исправить все незаконно заниженные оценки.

После окончания начальной школы, когда Липоту Сонди было 11 лет он поступает в гимназию. Однако деньги на обучение и покупку книг ему пришлось зарабатывать самостоятельно, давая частные уроки, поскольку помощи от оцта не было. Постепенно Липот Сонди привязывается к своему сводному старшему брату Вильхельму, который и оказал непосредственное виляние на Сонди при выборе его профессии врача. Когда Липот Сонди достигает совершеннолетия, он поступает на медицинский факультет в университет Будапешта. На третьем курсе обучения он принимает решение связать свое будущее с психологией и стать неврологом и психиатром. Поскольку его заинтересовала экспериментальная психология, он во время учебы подрабатывал в лаборатории при университете под руководством профессора Поля Раншбурга.

Сонди становиться ярым поклонником Зигмунда Фрейда, который на тот момент времени был очень знаменитым и читает его труды. В 1912-13 годах он проходит персональный психоанализ у Адольфа Ноймана ученика Шандора Ференци, который в свою очередь был учеником Зигмунда Фрейда, чтобы изучить работу с ассоциациями и сновидениями.

На четвертом курсе обучения Липота Сонди отправляют на фронт, где он находился четыре года. Весь пережитый опыт войны ему весьма пригодился в будущем. Его жизнь постоянно подвергалась опасностям, потому что он работал санитаром на передовой. До войны его постоянно преследовал страх смерти, но на войне смерть была совсем рядом, он к ней привык и перестал бояться. Он примирился со смертью и страх исчез.

После окончания войны в 1919 году он возвращается в Будапешт и заканчивает обучение. После чего начинает заниматься частной практикой и одновременно работает в лаборатории под руководством Поля Раншбурга, в этот период жизни он становится для  него Наставником. С 1923 года именно благодаря Полю Раншбургу он снискал почет и уважение в научных кругах и начинает свою научную карьеру. В поликлинике в Апони он оборудовал первую в Будапеште амбулаторию эндокринологии и конституционной патологии. Раншбург занимался психологическим тестированием больных и использовал статистические методы обработки данных, он научил и Сонди методологии психологических исследований. Благодаря этому Сонди сделал первые шаги в разработке своего знаменитого теста. Однако в 1926 году пути Липота Сонди и Поля Раншбурга разошлись, Сонди ценил его как ученого, но его личные качества не оказались ему близки.

В этом же году Липот Сонди жениться на Лили Радвани. Она была учительницей в частной школе, до замужества  ведет достаточно активный образ жизни, но после замужества она посвящает себя семье и во всем помогает Липоту Сонди. В 1928 году у них рождается дочь Вера – будущий психиатр, а в 1929 году  сын Петер- будущий филолог.

В 1927 году при институте по инициативе министра культуры и образования Венгрии была создана лаборатория психопатологии и психотерапии. Министр предложил возглавить ее Липоту Сонди, которому на тот момент времени было 34 года, и он принял это предложение. Одновременно ему присуждается звание профессора психопатологии и психотерапии.

В 1937 году Липот Сонди создает «Теорию наследственного выбора объекта любви» и начинает ее публикацию. Он понимает, с каким сильным оппонированием ему придётся столкнуться в научных кругах, поэтому в 1937 году свои материалы он отправляет Зигмунду Фрейду для отзыва. Должной поддержки от него Сонди не получает, ответ Фрейда был сдержанным, но весьма доброжелательным.

В 1939 году Липот Сонди впервые знакомит широкую общественность со своей теорией влечений. 1938 году тест Сонди приобретает тот вид и содержание, в котором мы видим его сегодня, а в 1939 году он был сконструирован в виде коробки, где размещались фотографии и всё необходимое для проведения тестирования.

В 1939 году в своем докладе на первом Международном конгрессе по лечебной педагогике в Женеве Сонди сделал заявление о том, что изучив больше тысячи семейных пар, нашел ответ на проблематику выбора любви. Этот доклад был для него победой. С этого времени научные работы, достижения и открытия становятся широко известными. Липот Сонди становиться ученым с мировым именем.

Итоговой работой Липота Сонди и фундаментальным трудом стал «Судьбоанализ. Выбор в любви, в дружбе, профессии, болезни и смерти». Рукопись была готова еще в 1942 году, однако Сонди ее многократно редактировал и окончательный вариант был готов только в 1944 году. Его друг Карл Густов Юнг, живущий в Швейцарии, предложил свою помощь в ее публикации. Благодаря его усилиям он был опубликован в 1944 году.

Дальнейший этап жизни Липота Сонди связан с пребыванием его и семьи в концлагере в Берген- Бельзен, о котором он вспоминает весьма неохотно. Но он и его семья попадает в список «избранных», есть основания предполагать, что этому посодействовал его близкий друг – Карл Густов Юнг. И в 1944 году Липот Сонди со своей семьей возвращается в Швейцарию. После возвращения он принимает предложение Оскара-Луиса Фореля и начинает работу в его санатории.

В марте 1946 года все семейство Липота Сонди переезжает в Цюрих на постоянное место жительства. К. Г. Юнг помогает им обрести жильё. Однако по швейцарским законам иностранный врач не имеет право заниматься медицинской практикой. Положение изменилось в 1947 году, когда свет увидел труд Сонди «Учебник экспериментальной диагностики побуждений». Так начинается новый активный период в деятельности Сонди.

Липот Сонди в своей научной деятельности успел сделать и достичь очень многого. Однако уйдя с головой в свою научную деятельность, он не замечал переживаний своих детей, и в результате все закончилась трагедией. Его сын и дочь покончили жизнь самоубийством.

Сам Липот Сонди умер 24 января 1986 года, когда ему было почти 93 года, жена в августе этого же года. В конце жизни Липот Сонди писал, что существует еще много вопросов, которые ему не удалось раскрыть в полной мере, но этим будут заниматься уже его ученики. Несмотря на это он был доволен, потому что  смог раскрыть основы судьбы человека. Он был единственным человеком, которому удалось осветить на вопрос: «Что такое судьба?»

«Судьба – это совокупность всех унаследованных и свободно выбранных возможностей экзистенции». (4)

Список цитируемой литературы:

  1. Burp-Meyer K. Leopold Szondi. Eine biographische Skizze. Zurich: Hans-Huber Verlag, 2000.
  2. Szondi L. Schicksalsanalyse: Wahl in Liebe, Freundschaft, Berui, Krankheit und Tod. Basel: Benno & Schwabe. 1944.
  3. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Triebpathologie, Bd. II. Bern: Hans Huber.
  4. Смирнов А.В. Леопольд Сонди: биографический очерк в книге: Липот Сонди, Судьбоанализ, М., «Три квадрата», 2007 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *