Жан Бодрийяр – биография

Жан Бодрийя́р (фр. JeanBaudrillard; 27 июля 1929, Реймс, Франция — 6 марта 2007, Париж, Франция) — французский социолог, культуролог и философ-постмодернист, фотограф.

Несмотря на то, что Жана Бодрийяра нередко называют даже «гуру» постмодерна, сам он открещивался от подобных ярлыков. Так, в интервью по поводу «войны в заливе» Бодрийяр заявил, что «постмодерности» не было, а тем, кто называет его постмодернистом, он ответил в интервью с Майком Гейном (1993): «…Постмодернизм, как мне кажется, в изрядной степени отдает унынием, а то и регрессией. Это возможность мыслить все эти формы через своеобразное смешение всего со всем. Я не имею с этим ничего общего. Это ваше дело».

Детство и юность

Жан Бодрийяр появился на свет в июле 1929 года, предки жили на севере Франции вблизи густонаселенных городов. Дедушка и бабушка в зрелом возрасте работали в крестьянском хозяйстве, что не мешало быть представителями местных интеллигентных кругов.

Отец будущего ученого был блюстителем порядка, он очень гордился, что продолжателем рода станет сын. Глава семьи часто хвастался успехами умного ребенка в обществе служивших в жандармерии знакомых женщин и мужчин.

Детская биография Бодрийяра была связана с Реймским лицеем, где, являясь отличником, он заслуживал комплименты учителей. Увлекшись физикой и естествознанием, подросток записался в библиотеку и прочел ряд научно-публицистических статей.

В юности, после окончания средней школы, Жан при поддержке домочадцев стал первым представителем рода, поступившим в Парижский университет. В качестве специализации парень, любивший литературу, историю и языкознание, выбрал гуманитарный филологический факультет.

На старших курсах студент начал переводить книги немецких авторов, его интересовали Мартин Лютер, Карл Маркс и Бертольд Брехт. Ряд ранних опытов Бодрийяра, отличавшихся мастерством и зрелостью, преподаватели печатали на страницах сорбоннских газет.

Этот факт помог молодому французу успешно окончить аспирантуру и получить ученую степень в области иностранных языков. После этого перед Жаном открылись блестящие перспективы и шансы присоединиться к обществу профессоров.

Личная жизнь

О личной жизни социолога и философа посторонним людям известно мало, в молодости его официальной супругой стала некая девушка Люсиль. В относительно счастливом браке появились долгожданные дети, девочку родители назвали Анной, а мальчику дали имя Жиль.

В 1995-м второй супругой философа стала Марин Бодрийяр (в девичестве Марин Дюпюи). Женщина заведовала отделом фотографии в редакции журнала «Наука и будущее». Брак продлился до самой смерти Бодрийяра.

В зрелом возрасте у социолога появилось творческое хобби — он стал профессиональным фотографом с одобрения жены. Посетив Токио с официальным визитом, француз приобрел современную камеру, чтобы запечатлевать красоты необъятной родной страны.

Мастер стоп-кадра обладал собственным оригинальным взглядом на вещи, он умел гармонично выстроить сложный живописный сюжет. Снимки, появившиеся на выставке под названием «Исчезающие методы», кропотливо собирались мужчиной на протяжении десятков лет.

Научная деятельность

Профессиональная карьера Бодрийяра началась с преподавательской деятельности, параллельно он публиковал переводы сложных для понимания немецких книг. На материале биографических романов и публицистических произведений француз оттачивал эксклюзивный метафорический язык.

В начале 1960-х под влиянием трудов неомарксиста Анри Лефевра Жан заинтересовался социологией и сделал в жизни серьезный шаг. Радикально левым изданиям под названием Utopie и Traverses он передал ряд ценнейших, исписанных мелким шрифтом бумаг.

Проповедуя идеи, близкие представителям политического ситуационизма, автор создал книги «Общество потребления», «Зеркало производства» и «Система вещей». Экономические теории, представленные на страницах произведений, обсуждались в современном сообществе абстрактно мысливших людей.

«Красный май», или протесты 1968 года, заставили французского социолога изменить собственный взгляд на мир. Учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса причислилось к пережиткам буржуазного строя, поэтому перестало использоваться как основополагающий ориентир.

Рассуждения о предпосылках возникновения предмодернистских сообществ нашли место в эссе середины 70-х «Символический обмен и смерть». По авторитетному мнению, через дарение есть шанс приобрести любые блага, но для этого надо поднапрячься и сильно этого захотеть.

Не ограничиваясь оценкой социально-экономической обстановки в Европе, Бодрийяр в зрелом возрасте предпринял ряд командировок за океан. Критики назвали книгу «Америка» публицистическим бестселлером, крупными тиражами она продавалась в лавках и магазинах десятка стран.

Позже в поле зрения ученого попали СМИ и средства коммуникаций, статья «Войны в Заливе не будет» стала ярким явлением 90-х годов. Анализ действий представителей разветвленного массмедиа-мира продолжился в ряде популярных среди политиков трудов.

Жан обращал внимание читателей на «гибель» подлинных событий, осуществлявшуюся посредством картинки, попадавшей на телеэкран. Понятия симулякры и симуляция — феномены гиперреальности — стали использоваться в исследованиях людей, причастных к научным мирам.

Вкладом в социологию считалась книга «В тени молчаливого большинства, или Конец социального», где утверждалось, что очередная эпоха подходила к логическому концу. Постепенно исчезали феномен разрозненности в человеческом сообществе и привычка представителей правивших классов сталкиваться лицом к лицу.

Бодрийяра, ценившего творчество писателя и художника Энди Уорхола, называли культурологом и философом направления постмодерна. В работах «Гламурное мышление» и «Идеальное преступление» ученый поднял ряд обсуждаемых вопросов и животрепещущих тем.

Суть течения, отразившегося на литературе и искусстве, француз видел в порождении образных бесконечных миров. Черный юмор произведений «Город и ненависть», «Прозрачность зла» и «Фатальные стратегии» принес славу и популярность в середине 1980-х годов.

Библиография

1968 — «Система вещей»

1970 — «Общество потребления»

1972 — «К критике политической экономии знака»

1973 — «3еркало производства»

1976 — «Символический обмен и смерть»

1977 — «Забыть Фуко»

1979 — «Соблазн»

1981 — «Симулякры и симуляция»

1982 — «В тени молчаливого большинства, или конец социального»

1983 — «Фатальные стратегии»

1986 — «Америка»

1991 — «Дух терроризма. Войны в Заливе не было»

1990 — «Прозрачность зла»

1995 — «Совершенное преступление. Заговор искусства»

2000 — «Пароли. От фрагмента к фрагменту»

Интересные факты

  1. Философия французского ученого и концепция симулякров и симуляции использовалась в кинофильме «Матрица» конца 1990-х годов. Перед тем как написать книгу «Generation П», Виктор Пелевин тщательно изучил отрывки социологических трудов.
  2. Ввёл понятие гиперреальность как развитие марксистского понятия надстройка. Основа гиперреальности — симуляция. Единицами гиперреальности являются симулякры — знаки или несамотождественные феномены, отсылающие к чему-то другому, а потому симулятивные.
  3. Бодрийяр развил учение о трёх порядках симулякров: копии, функциональные аналоги и собственно симулякры. К третьему порядку симулякров он относил все современные феномены, включая деньги, общественное мнение и моду. Они функционируют по принципу символического обмена.
  4. Современную эпоху Бодрийяр называет эрой гиперреальности — надстройка определяет базис, труд не производит, а социализирует, представительные органы власти никого не представляют.…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *