Прикладная психология

Официальное издание, посвященное поиску и отбору прикладных знаний в области психологии

ЛичностиОткрытия

БИОГРАФИЯ ЛИПОТА СОНДИ: ПРАВДА VS. ЛОЖЬ

Достоинство и бремя народа заключаются среди прочего и в том, что он должен быть способен нести свою судьбу осознанно.И если человек единственный среди всех живых существ, способен осознать свою судьбу, то он действительно удостоен большой чести.И поскольку он должен взять на себя ответственность преодолеть противоречия между свободой и неизбежностью, между персональным «Я» и семейным наследием, он несет тяжелое бремя человеческой жизни.Цюрих, осень 1967 года. Липот Сонди

ЛИПОТ СОНДИ

Многим, даже искушённым в вопросах психологии, самообразования и кругозора, это имя покажется неизвестным.

Знаете, как говорится, «не на слуху».То ли дело, мэтры глубинной психологии, господа Карл Густав Юнг или Зигмунд Фрейд. Или, скажем условно, в ТОП‐10 известнейших психологов мира герра Сонди тоже не найти. Выготский, Зинченко, Костюк?Да, слышали… Вебер, Адлер, Вундт? Конечно, кто ж их не знает! Роршах, Коффка, Фромм?Знатоки человеческих душ… А вот … Как вы сказали? Липот Сонди? Что‐то новенькое…?

Не спешим никого оправдывать и уж тем более, порицать.В этой книге культурными коллизиями и вопросами мы увлекаться не станем, зато до сути вещей докапываться будем с не меньшим упорством, нежели господин Шерлок Холмс.

Прежде чем говорить о таинствах Неизбежного, развенчивая мистификации и невидимое воздействие фатализма, напротив, переходя к категориям жизненным, понимаемым и управляемым, представим фигуру такого деятели Науки, который впервые со всей решимостью подошёл к изучению Судьбы.

Вы уже, конечно, догадались, что этот Деятель науки — тот самый Липот Сонди, о котором мало кому сегодня вообще что‐либо известно.Разве что, некоторым профи, так или иначе сталкивающихся с судебными и медицинскими экспертизами.Они‐то не могут просто так заявить что‐либо в своих заключениях, должны что‐то использовать, как‐то обосновывать своё мнение (иначе так спросят, что мало не покажется, как минимум, на карьере).Однако, даже судмедэкспертам скорее знакомо сочетание «Тест Сонди», который используется как проективный инструмент исследования потёмок душ человеческих.О самом авторе теста вряд ли расскажут что‐то толковое.

Однако всегда ли так было?

Разумеется, нет. Ещё каких‐то пару десятилетий назад, пуска даже и 50 лет назад, в Цюрихском Институте Сонди (!) отбою не было от студентов, которые жаждали схватить Судьбу под узду, как непослушное создание, таинственное, мистическое, но от этого не менее научное и весьма подающиеся объяснению. Ещё лет 60 назад учиться в Институте Сонди означало получить престижное образование элитного круга. Именно элитного, на этом сделаю особый акцент, ибо Маэстро Судьбы — это умишко заурядное, дипломом подпоясавшееся, но человек академических и энциклопедических познаний, прекрасно разбирающийся как в фундаментальных психологических учениях, так и прекрасно владеющий междисциплинарными познаниями, как‐то: философией, антропологией, феноменологией, историей, культурологией… Да ещё немалым числом «логий», изобретённых человеком, пытающимся понять тайны Сотворчества и Смыслов. Лет 70 тому назад ни для кого в принципе не было секретом, что Юнг, Сонди и Фрейд прекрасно знали друг друга, обменивались мнениями, состояли в переписках, ездили на конгрессы и консорциумы — в общем, сотрудничали как и подобает учёным‐коллегам.

Так писалась история глубиной психологии.Не стоит, однако, нагонять тоску и уж тем более вспоминать уроки «Бородино», мол, учёные прошлого — «не то, что нынешнее племя…богатыри — не мы».В этой книге речь не о том.Этот труд посвящён исследованию философии Судьбы.От низменных «хочу» и «за что мне это всё» — до желанных «моё предназначение» и даже «смысл жизни».Но прежде, чем говорить о сакральных смыслах и банальных поступках, восстановим картину исторической справедливости.

Кто же Вы, Липот Сонди? И как Вам удалось преуспеть там, где многие потерпели самый настоящий крах?Или не смогли пройти и половину пути?Хоть и написали при этом, например, 72 программных труда, передающих прекрасную пищу для ума последующим поколениям исследователей, но … ни одного инструмента, технологии или хотя бы «карты», эдакой системы ориентирования.

Впрочем, это точно не про доктрину судьбоанализа. Сонди как‐то всё успел: и фундаментальный пятитомник издать, и ещё добрую сотни трудов написать, и инструменты разные описать, тест создать. Что‐что, а проективный тест побуждений (это второе название теста Сонди) — это просто сокровище, самое настоящий клад, ибо в руках знающего распорядителя он все невидимые грани тонкой человеческой натуры превращает в видимые категории — понятные, управляемые, доступные к осмыслению и переосмыслению.

Ведь если хочешь что‐то, надо знать что и как, не так ли?

Впрочем, мы об этом неоднократно поговорим в последующих главах. А сейчас давайте знакомиться!

Hеrzlich Willkommen!

 Сонди

ИТАК, ЛИПОТ СОНДИ

Сегодня принято считать его швейцарским ученым, однако родился Липот не в этой стране.Сам Сонди — венгерского происхождения, выходец из достаточно бедной многодетной еврейской семьи.Его отец был раввином — настоящим Знающим Человеком.

Самому молодому Сонди пророчили будущее раввина, однако жизнь распорядилась иначе.От голодного студента‐врача до Создателя нового направления в науке под названием «Судьбоанализ» — такова была тернистая Дорога Липота Сонди. Поджидала ли учёного такая судьба или он выковал её сам — что ж, уверены, приблизиться к объективности читатель сможет самостоятельно, если узнает несколько краеугольных биографических фактов об этом человеке.

К слову: то, что вы сейчас узнаете — никогда не лежало на поверхности. Это не сводка из всесведущей википедии и не историческая справка времён недр Ленинской библиотеки.Нам пришлось провести самое настоящее расследование, чтобы раскопать завалы истории и разбить заторы неизвестности, словно оставленные сегодня намеренно.И да, когда я говорю «нам пришлось», я подразумеваю самую настоящую научную группу, состоявшую из независимых экспертов — журналистов, адвокатов, историков. Мы все работали независимо друг от друга: журналисты шли своей изыскательной дорогой, учёные работали с документами и архивами, эксперты в области права во многом удостоверились, в частности, благодаря ответам из Венгрии, Испании и Швейцарии на адвокатские запросы. И то, что мы все обнаружили разными способами… нас поразило и воодушевило одновременно.И я уж точно не хочу держать кого‐то в неведении или затягивать резьбу интриги — выложу все факты на всеобщее обозрение.Однако, что точно могу сказать — даже я не думал, что Липот Сонди окажется настолько судьбоносной личностью в науке.И тем более не думал, почему так получилось.Как выяснилось, недаром.

И вряд ли могло быть иначе, учитывая ту силу, что стояла у него за спиной…

НАЧНЁМ С НАУЧНЫХ ЗАСЛУГ

Именно Липоту Сонди мы обязаны сегодня тем, что «судьба» стала явлением, которое под силу исследованию психологической наукой.То есть, «судьба» перестала быть философско‐умозрительной категорией,— знаете, такой, о которой много говорят, но ничего непонятно.

Именно к «судьбе» как источнику множества «проблем», как рутинно‐житейских, так и общечеловеческих, достаточно долгое время наука не осмеливалась подойти со всем рвением.По крайне мере, открыто. Сонди стал первопроходцем неизведанных территорий Судьбы.Сказать, что было ему нелегко — ничего не сказать.Только мнений о том, «что такое судьба» официально в науке конца 19 — начала 20 века существовало не менее сотни.

А философских доктрин и даже отдельных соображений высказываний коллег — и того больше.И касалось это как самой «судьбы», так и героя, наделённого этой судьбой; по сути, ни о Судьбе, ни о «Я» единства мнений и какой‐то конкретики не было.

А те, кто пытались собрать воедино хотя бы наработки предшественников, встречались с множественными препятствиями. Примеров тому несколько приведу: вот как мы с вами поймём, что обсуждаем именно судьбу? А не фатум или философию бытия?Параметры хоть какие‐то есть?О таком зловещем, как «методология изучения судьбы» вообще до 1930 года говорить неуместно.

В частности, сам Сонди описывает это так:

«Признает кто-либо открыто, или отрицает тайно, утверждение о том, что слово «судьба» может привести в неловкое замешательство некоторых учёных современности, остается истинным. Цепь ассоциативной цепочки, которая является причиной данного замешательства, в большинстве случаев сбивает с пути того, кто вынужден проходить путь исторического развития понятия слова «судьба», которое давно
в прошлом».

Прошлое же, если его хорошенько расспросить, поведает о том, что Школа судьбопсихологии обладает достаточно длинной историей формирования и становления. Своё начало она берет еще в ананкологии и археананкологии: это такие предтечи концепций судьбы, которые существовали еще у древних римлян. Человечество в разные периоды своего становления имело представление о том, что вовне существует некая неведомая сила, которая будто ведет человека по жизни, предопределяя его путь.Развитие этих представлений в философском контексте происходило много веков, но в категории психологические, более конкретные и измеримые, понятие судьбы и судьбоносных движущих сил пришло лишь в XX веке.Опять‐таки, благодаря врачу и исследователю, впоследствии ставшем мэтром глубинной психологии — Липоту Сонди.

И прежде чем погрузиться в философию гения Сонди, совершенно логично было бы остановиться на его биографии, а точнее на странностях и биографических несостыковках. Мы с научной группой пришли к решению, что первую главу просто обязаны посвятить этому вопросу.И тому есть причина. Немного забегу вперёд и скажу пару слов: оказалось, что официальная биография Липота Сонди, которую написал Карл Бюрги‐Майер,— абсолютная выдумка.

Откуда я это знаю? Ведь биографию Карла Бюрги-Майера на русском языке вообще в глаза никто не видел…

Я вам расскажу как было: в октябре 2016 года, чему есть фото и видео подтверждения, мне посчастливилось побывать в Цюрихе, в альма‐матер — в самом Институте Сонди. В том самом, где работал, творил и передавал мудрость Липот Сонди. Причём встречал нас ни кто иной, как ученик самого Сонди — один из немногих стариков, кто знает и помнит того Сонди, каким он был в жизни.Я говорю о Фридъюнге Юттнере, которому в этом году уже исполнилось 82 года.Он не просто встречал и оказал официальный приём нашей, но и многое рассказал на неофициальной части визита.Такого, что ни в Google не найти, ни в архивных документах.

Там же, в Цюрихском Институте мы за собственные кровные приобрели несколько десятков книг, в том числе, официальное издание биографии Л. Сонди под авторством одного из его последователей — Карла Бюрги‐Майера.Мои коллеги‐переводчики в НИИ Памяти и НИИ «Международное судьбоаналитическое сообщество» обеспечили перевод данной книги.И как только я с ним ознакомился и сопоставил с тем, что рассказал Юттнер, и тем, что сам Сонди писал в своих книгах, я, честно говоря, чуть голову не сломал от множества очевидных несостыковок и противоречий.

Именно эти несостыковки и послужили в скорейшем времени причиной расследования жизни и деятельности господина Сонди. И вместо короткого словарного исторического пассажа в 3–5 абзацев, который вы без труда обнаружите на любой интернет‐странице, сразу скажу: о жизни этого учёного можно писать трёхтомник, как минимум, поскольку Сонди прожил достаточно длинную и очень плодотворную жизнь (он умер в 1986 году, не дожив буквально полтора месяца до своего 93‐летия).

Однако, мы несколько ограничены тиражом и требованиями типографии, да ещё впереди целый пласт философии судьбы, а потому… Отметим только главное.

Судьба — это очень старая категория, и по правде о ней научных дисциплин и до Сонди существовало огромное количество.И не будем погружаться в пучины терминологии таких как «археанакология», но кратко резюмируем, что дело не в терминах и спец‐обозначениях, а в восприятии.Наука руками учёных и исследователей описывала категорию «судьбы» совершенно разнообразнейшим способом, потому как судьба трансцендентна, если говорить философским языком, и мистична, если выражаться не по‐философски.Так вот, трансцендентную категорию судьбы (или запредельную для познания) Сонди перевёл в категории, которыми можно оперировать.Первая ключевая — это побуждение.По факту у каждого человека в его природе существуют некие бессознательные побуждения, толкающие его вперёд.Что из этого выходит, мы то в слезах, то в эйфории называем судьбой.

И сразу же, второй вопрос… А кто такие МЫ? Люди, человечество? Очень глобально, честно говоря.Но ведь судьбу‐то мы, в первую очередь, воспринимаем индивидуально.Смотрим на неё глазами некоего «Я».«Моя судьба меня волнует» — вот такая парадигма понятнее.В противном случае не существовало бы выражений по типу «своя рубашка ближе к телу», «рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше» и так далее.Но кто же такой «Я»?

Сонди — по факту единственный человек, который исследовал «Я».Казалось бы, центральная психологическая категория, то, зачем вообще люди обращаются к психологии.Все хотят познать себя, свой потенциал, предрасположенности, предназначение, смысл жизни, в конце концов (кстати, всё перечисленное — и есть самые натуральные философские категории).Однако, «хотеть не вредно».А познаниями о «Я» располагает судьбопсихология, как ни удивляйся.Да, как ни странно, уберите эксперимента ради судьбоанализ как свод знаний — и останется весьма бедный научный психологический материал о том, что есть «Я» и кто такой «Я».Акцент поставлю ещё раз на слове психологический.Очень богатый философский материал был сформирован ещё до конца 19 века, а вот с психологией как‐то до деятельности Сонди — «не срослось». Кто‐кто, а Сонди проделал титанический труд в этом направлении: он целую энциклопедию собрал, посвящённую только «Я». И кто желает с этим фундаментальным трудом познакомиться — пора совершать победное шествие к академическому труду под названием «Я‐Анализ»; именно эта книга — кладезь мирового Я‐познания.

Всенепременно стоит вспомнить, что по образованию Липот Сонди врач.И очень долгое время он занимался врачебной деятельностью, он лечил и нервно больных, и душевно больных.Он именно тот врач, который войну знает не понаслышке (прошел всю Первую мировую в военно‐полевой хирургии).Другой его труд, «Патология Я», будет весьма интересен экспертам в сфере медицины и тех, кто предоставляет медицинские заключения, поскольку в этой книге непосредственно слогом врача описаны все конфигурации заболеваний «Я».

Чем Липот Сонди отличается от всех остальных?

Он не просто Мэтр глубинной психологии, это прекрасной дисциплины, которая, как и все науки по идее, должна помогать жить человеку.Он один из немногих учёных нашего времени, кто ценил практическую реализацию превыше всего, превыше похвал, рейтингов, количества последователей, денег на счету в швейцарском семейном банке или ещё чего‐то в этом роде.

Он искал ответы на вопросы Жизни и разрабатывал методы и подходы, которые бы этим ответам не позволяли валяться на хламных полках пыльных архивов, но в естестве своём позволяли управляемо менять то, что кажется трансцендентно‐невозможным. Саму Судьбу.

От возвышенно прекрасного вернёмся к материальному.

И нам придётся это сделать, чтоб понять, как так у Сонди получилось и проверить, можно ли действительно с судьбой такие вещи проделывать.Как минимум, претендовать на управляемость.

А для того нам придётся вернуться к одной важнейшей категории психологии — к так называемому «Бессознательному».

И опять‐таки, вместо ухищрений и терминологических экзерсисов перейдём к обыденной демонстрации одного принципа.Всем, что человеку неведомо, он управлять не может.То, что он знает — сможет, при желании, управляемо внедрить.Если какие‐то слова и поступки вы объяснить себе не сможете, значит, вы действовали КАК?Именно, неосознанно или бессознательно.Вот эту бессознательную среду, которая напрямую влияет на наши судьбы и исследовали Фрейд, Юнг и Сонди. Само слово «бессознательное» в научный аппарат ввёл Зигмунд Фрейд.А дальше — началось (и до сих пор не закончилось) беспрецедентное исследовательское шествие в сторону понимания, как это «бессознательное работает».

Итак, бессознательная деятельность человека — одно из главных полей изучения глубинной психологии.Сегодня психологии, так сказать, известно три бессознательных, поскольку каждый из мэтров открыл различные «слои бессознательного».Так, Фрейд вывел персональное бессознательное, а Карл Юнг — коллективное. Липот Сонди впервые показал миру, что такое «родо‐ вое бессознательное.Вот почему эти ученые являются основой глубинной психологии, законодателями всей психологии.Прочие направления психологии строятся на этих фундаментальных основах.Однако, Липот Сонди, зная труды и достижения своих коллег (а они были современниками, что важно) пошёл ещё дальше.Глядя на то, как спорят представители различных школ и взглядов, он поставил себе самую сложную задачу из всех.

И знаете ли, самую неблагодарную.Вскоре поймёте, почему.Несмотря на то, что у трёх учёных были разные взгляды на бессознательное,

тем не менее эти взгляды не противоречат друг другу.И не спешите махать руками и уличать авторов в отсутствии рассудительности… Мол, «Как это не было противоречий? Да Юнг и Фрейд буквально разошлись, как в море корабли.. Да Фрейд называл Юнга предателем, ведь он сначала пришел к нему как молодой юнга, а, возмужав, пересел на свой корабль…»

Погодите, господа, следует различать взгляды на жизнь да личные конфликты двух учёных и их открытия.Это совершенно разные категории.И как бы то ни было, хоть и у Юнга и у Фрейда были недопонимания в плане межличностных отношений (корреткно опишем это так), всё же их научные открытия НЕ конфликтуют друг с другом, а напротив, прекрасно дополняют.

Сам Сонди пришёл к такому выводу несколько позже.

Что же в это время происходит в деятельности Липота Сонди?

Уходя от деталей, рассматривая именно вклад Сонди как учёного, нужно сказать, что он единственный в мире поставил перед собой научную задачу объединить, интегрировать с практической точки зрения все взгляды на глубинную психологию как на единое знание.Вместо 1000 учений и дискуссий — одна Школа. Благодаря которой всё понятно и эффективно управляемо: изучай, бери и делай. Верши свою жизнь так, как считаешь нужным.Можете себе такое представить? Сонди был первым, кто допустил, что такое возможно.Думаете, его сразу же поддержали?Разумеется, НЕТ.Сам Сонди в одном из выпусков «Сондианы» (это такой журнал, спецзадание Института Сонди в Цюрихе) отзывался о задаче интеграции как о величайшей и сложнейшей из задач, но при этом — самой незавидной и неблагодарной.Причина в том — многогранная природа человеческая, известная Сонди не понаслышке.

А в книге «Я анализ» учёный так и пишет:

«…самый неблагодарный, но самый важный труд — это попытка интегрировать, то есть найти общий язык между всеми учеными, и посредством этого общего языка все-таки поставить бессознательное в управление и начать с ним работать, так, чтобы не было разногласий между разными школами».

Так, Липот Сонди — это уникальный пример человека, который поставил себе задачу Интеграции.И не просто интеграции языка Фрейда и Юнга и каких‐то иных доктрин, но и вообще интеграцию всей исследовательской науки о Человеке и его Судьбе.Никакой другой учёный подобных задач себе не ставил.Конечно же, результаты этой попытки движения к интеграции мы рассмотрим в данной книге с философской точки зрения.

У каждого учёного существуют в его научной карьере краеугольные, основные труды.У Сонди таких книг пять.Это сам «Судьбоанализ», «Экспериментальная диагностика побуждений», «Патология Я», «Я‐анализ» и «Судьбоаналитическая терапия. Следует оговориться: это не единственные труды Сонди, хотя до недавнего времени в русскоязычном пространстве вообще было известно о существовании только первых трёх его творениях, о вторых двух были только упоминания.

Липот Сонди — учёный, который трудился в сфере междисциплинарных исследований, то есть, на стыке нескольких наук.В поле его исследовательского интереса блин не только психологии и философии, но и криминалистика, и антропология, в дальнейшем определившая толчок развития генетики.Кстати, и генетику Сонди использовал для доказывания надёжности и достоверности такого инструмента, как тест Сонди.

Основателем судьбоанализа написано огромное количество материалов: книги, брошюры, доклады, рукописи. Все эти работы существуют, но многие из них не были до недавнего времени переведены на русский язык. К примеру, есть в наличии ранние труды Сонди, на венгерском языке: более поздние — уже на немецком языке, есть и некоторые работы на испанском. Как видим, мы имеем мультиязычное наследие, и архив этого наследия, в большей его части, находится в Швейцарии (по крайней мере, нам предоставили именно такую информацию).

Колоссальным достижением и значительнейшим вкладом Сонди является создание проективного теста.Эдакой машины изучения бессознательного. И описать словесно, насколько этот инструмент и сегодня важен, просто не представляется возможным! По сути, всё бессознательное всех людей любых эпох можно исследовать, словно проявляя негатив, благодаря машине теста Сонди. Это тот рабочий инструмент, который позволяет невидимые категории исследовать с практической точки зрении, получая надёжный видимый результат.Таким инструментом, словно ярким фонарем во тьме непознанного и является тест Сонди.И это ещё одно его великое открытие, ещё одна разработка, которая качественно отличает Сонди от прочих ученых, даже от двух не менее великих метров, как Юнг и Фрейд. Как ни печален факт, но ни Юнг, ни Фрейд создать такого инструмента как тест — не смогли.

Factum est factam.

 Теста сонди

Фактически сегодня тот, кто умеет пользоваться тестом Сонди, не имея ничего в руках, используя только собственный ум, может рассказать о человеке всё.И что было, и что есть, и что будет.И самое главное — почему так, а иначе.И как бы прекрасно или даже несколько вызывающе это ни звучало, истина дороже, а свет её вечен.Доктрина судьбоанализа, методология и наследие Школы Судьбопсихологии и мощнейший инструмент проникновения в тайну бессознательного — это те три столпа, Знатокам которых и Судьба не страшна, и Жизнь прекрасна.

Как такое возможно — мы ещё успеем проверить в последующих главах.Сейчас же вернёмся к главной теме нашей беседы.Итак, противоречия и несостыковки в биографии Липота Сонди.

Собственно, зачем нам понадобились эти многочисленные детали биографии ученого?

А потому как, понимая весь масштаб его научных достижений, немедленно возникает череда вопросов: Как Сонди удалось превратить Судьбу, спрятанную по ту сторону трансцендентна, в нечто управляемо-логическое? Как он сумел создать науку о Судьбе?Откуда он это всё узнал?

И как раз биография — подлинная, фактическая биография — и позволит ответить на эти вопросы.

Как мы уже упоминали, официальную биографию Л. Сонди написал некто Карл Бюрги‐Майер. И вот тут‐то начинается самое интересное! Написать‐то биографию Бюрги‐Майер написал, однако подтвердить написанное отказался.Причём наотрез и жёстко.Он всячески уклонялся как от встречи с научной делегацией НИИ «Международное Судьбоаналитическое Сообщество» в 2016 году, так и от любых разговоров с журналистами, адвокатами и т.д. Да, он еще жив и с ним пытались поговорить, но увы, герр Бюрги‐Майер, при всём уважении, дал неоднократно понять, что беседовать на тему биографии он не желает.И недаром, видимо.Выяснилось, что написанная им биография — сплошь лживая.И нужно сказать, что Карл Бюрги‐Майер был не единственным человеком, который уклонялся от диалога.Впрочем, обо всём по порядку.

Однажды в разговоре академика Олега Мальцева с его учителем в области судьбоанализа, кандидатом медицинских наук Вигдорчиком Михаилом Ильичом, зашла речь о том, что согласно биографии Бюрги‐Майера никому неизвестно, чем занимался Сонди примерно 14 лет.Эти годы как будто выпали, словно их и не было вовсе.Михаил Ильич сделал акцент на том, что ему очень хотелось бы понять, как так получилось.

Олег Мальцев, как прилежный ученик, с одной стороны, и как доктор философии с другой, безусловно, этим вопросом заинтересовался не меньше, и решил выяснить.Всплыли два ключевых факта в биографии ученого, которые стали пусковыми для последующего детального расследования.

Во‐первых, согласно биографии Бюрги‐Майера Липот Сонди умер в доме престарелых (что странно само по себе, ведь у Сонди было много учеников, институт, жена, дом, фонд, в который вложены немалые средства). Но так написано в биографии Карла Бюрги‐Майера! А во время официального визита группы ученых от НИИ «Памяти» и НИИ «Международное судьбоаналитическое сообщество» (г. Одесса) во главе с академиком Мальцевым в Швейцарию в институт Сонди, последний ныне живущий ученик судьбоаналитика Сонди, учившийся у него лично, Фридьюнг Юттнер на вопрос «Почему Сонди умер в доме престарелых?» посмотрел на вопрошающих недоумевающе непередаваемым взглядом ошарашенного человека, затем категорически опроверг эту информацию и сказал так: «Это неправда!»

Отдельно нужно рассказать про несколько казусов, связанных с визитом в институт Сонди в Цюрихе.Да, украинская делегация ученых там побывала.И, кстати знамя судьбоанализа было официально передано Одесскому НИИ «Международное судьбоаналитическое сообщество».Однако, изначально этот визит в институт начался с ряда препятствий со стороны управляющей дирекции.

Они явно не хотели, чтобы ученые из Украины к ним ехали, потому пришлось писать официальные письма, вести официальные переговоры, отправлять письма, написанные в специальном отчеканенном немецком уважаемом бюргерском стиле и т.д. И даже не смотря на соблюдение всех этих высокоточных систем переговоров, было заявлено, что, дескать, Институт Сонди закрыт, его сотрудники разъехались в командировках и так далее.

В итоге, пришлось идти другим путём: коротко, за полторы минуты дать понять, что делегация всё равно прибудет в альма‐матер родной Школы, Память которой они чтят и Дело которой продолжают изо дня в день. И что приверженцам Школы всё равно, будут ли открыты двери некоего двухэтажного здания, где существует табличка «Институт Сонди» или нет.В любом случае, они едут заниматься исследовательской научной деятельностью, в том числе снимать документальный фильм про Липота Сонди, побывать на его могиле, посетить город, где он жил и работал.

 Могила Сонди

На такой ответ сложно было что‐либо возразить даже цюрихской управляющей дирекции.Её представители всё‐таки приняли решение, что научную делегацию встретят и визит не будет односторонним. Так и состоялась встреча с господином Фридъюнгом Юттнером, который выполнял распоряжение дирекции и уже с чаем и швейцарскими конфетами радушно встречал учёных в альма‐матер, беспрепятственно отвечал на все вопросы, с воодушевлением и не без гордости сопровождал гостей, показывая все памятные места, связанные с именем семьи Сонди.

Хочешь‐не‐хочешь, возникает вопрос: «Раз уж в итоге всё так славно состоялось, зачем было создавать проблемы на ровном месте и демонстрировать такое поведение?» Ведь это странно, как минимум! Казалось бы, Институту Сонди, напротив, должно быть выгодно популяризировать учение Сонди, а они пытались всячески этого не допустить…

 С института Сонди

Непосредственно из личной беседы с Юттнером стало окончательно известно о существовании некоего противостояния взглядов и информации касательно Липота Сонди между самим Юттнером и Бюрги‐Майером.То, что рассказывал Юттнер противоречило тому, что писал Бюргер Майер в своей книге.

Вторая веха этой запутанной истории — и к слову, ключевая.Поистине поворотный момент в биографии Липота Сонди связан со второй Мировой войной.Как утверждает биография версии Бюрги‐Майера и некоторые другие источники, семья евреев Сонди попадает в концентрационный лагерь Берген-Бельзен. А ведь это вторая Мировая война! Сонди еврей, его жена и трое детей тоже.Что означает попадание такой еврейской семьи, пускай даже и уважаемых лекарей, в конц‐лагерь?Да это билет в один конец… Увы, печальная история этого времени нам всем хорошо известна. Однако… не в случае Сонди! Липот Сонди, равно как и все члены его семьи были освобождены из концлагеря.

Да и сам концлагерь Берген‐Бельзен совершенно не подходит под описание «концлагеря» как такового! Это не Дахау и не Освенцим… Для сравнения вот как сам Сонди это описывал: жили в отдельных домах квартирного типа, праздновали праздники, ели мармелад, Сонди там даже преподавал и продолжал врачебную практику.

А потом… его выкупили за очень крупную сумму и вместе с семьёй переправили в Швейцарию.

И это и был ключевой момент, который стал отправной точкой для исследования жизни ученого и написание его настоящей биографии.

Так, была создана отдельная научная группа, в состав которой вошли адвокаты и журналисты, и эта научная группа, отдельно от научных сотрудников НИИ «Международное судьбоаналитическое сообщество», проводила расследование в отношении фактов и несостыковок в биографии господина Липота Сонди.

ИСТОРИЯ БЕЗ ПРИКРАС

А начиналось всё так. Пытаясь подготовить почву для ведения сепаратных переговоров и одновременно обеспечить поступление валютных средств на закупку военных материалов, Гимлер весной 1943 года приказал начать на оккупированных территориях поиск евреев, имеющих «влиятельных покровителей в США». Поиск осуществлялся по спискам, предоставляемым филиалами «Комитета по спасению».Было принято решение помещать всех «привилегированных» евреев в лагерь Берген‐Бельзен с последующей отправкой в Швейцарию и Палестину.На деньги, вырученные за интернированных лиц, Германия закупала военные материалы, сырье и технику у таинственных поставщиков по запутанной цепочке подставных фирм.Приведём небольшую справку.

Берген‐Бельзен (нем. Bergen‐Belsen) — нацистский концентрационный лагерь, располагавшийся в провинции Ганновер (сегодня — на территории земли Нижняя Саксония) в миле от деревни Бельзен.

Был создан в мае 1940 как Шталаг 311 (нем. Stalag XI–C) для военнопленных из Бельгии и Франции. В апреле 1943 года лагерь для военнопленных был закрыт и преобразован в концентрационный лагерь для временного содержания (Aufenthaltslager) тех узников, которые владели иностранными паспортами и которых можно было обменять на пленных германских подданных, содержащихся в лагерях союзников.

КОНЦЛАГЕРЬ БЕРГЕН БЕЛЬЗЕН

Лагерь состоял из 8 отдельных лагерей, каждый из которых был ограждён колючей проволокой, полностью изолирующей заключённых разных лагерей друг от друга.

  • Лагерь для заключённых (Häftlingslager).

  • Нейтральный лагерь (Neutralenlager) — несколько сотен евреев из нейтральных стран (Испания, Португалия, Аргентина и Турция) проживали в этом лагере.Эти узники не должны были работать, а условия их содержания были вполне сносными, вплоть до марта 1945.
  • Специальный лагерь (Sonderlager) — в этом лагере содержались несколько сотен польских евреев (преимущественно из Варшавы, Кракова и Львова), депортированных в середине июля 1943 года, так как они имели временные паспорта стран Южной Америки (например, Гондурас и Парагвай).Эти узники не должны были работать, но находились в строгой изоляции, так как «имели полное представление о действиях СС в Польше.
  • Венгерский лагерь (Ungarnlager). Этот лагерь был основан 8 июля1944 года для содержания 1683 евреев из Венгрии. Условия их содержания были даже лучше, чем в Звёздном лагере (Sternlager) (см. ниже).Так, им было позволено носить обычную гражданскую одежду с изображением звезды Давида, они не должны были работать, выходить на перекличку, им обеспечивалась хорошие питание и уход.Эти узники также назывались «евреями с преимуществами» (Vorzugsjuden).Подобно Звёздному лагерю (Sternlager), венгерский лагерь имел еврейское самоуправление.
  • Звёздный лагерь (Sternlager) — условия содержания в нём были лучше, чем в других лагерях Берген‐Бельзена (за исключением Венгерского лагеря).Узники Звёздного лагеря (Sternlager) носили собственную одежду с нашитойжёлтой звездой Давида, и должны были работать. 

  • Палаточный лагерь (Zeltlager)

Малый женский лагерь (Kleines Frauenlager)

Большой женский лагерь (Großes Frauenlager)

Тренировочный армейский центр.

Таким образом, Сонди попал в список «привелегированных евреев», у которого, согласно списка Гимлера, были влиятельные покровители.Откуда, скажите на милость, «влиятельные покровители»???Ведь из биографии Бюрги‐Майера мы знаем, что Леопольд Сонди родился в бедной еврейской семье.Детство будущего психиатра и психолога прошло в бедной и очень религиозной семье, строго соблюдавшей все религиозные предписания.Казалось, судьба не сулила ничего хорошего этому ребенку, жизнь должна была проходить серо и обыденно. Именно так и сказано в официальной версии биографии!

Мать Леопольда Зонненшайна (до истории с концлагерем звали его именно так), Тереза Кон, была неграмотной, постоянно болеющей женщиной, всецело поглощенной заботами о детях и пасынках, движимая во всех своих поступках сильными материнскими чувствами.Выйдя замуж за вдовца, уже имевшего четырех детей от первого брака, она родила ещё девятерых.Леопольд был уже двенадцатым ребенком в этом многочисленном семействе.Семья действительно жила бедно.Только благодаря старшим детям, проживающим в Будапеште, семья не умирала с голоду, поскольку они оказывали существенную материальную помощь.Сводные братья давно стали самостоятельными и хотели жить независимо от отца, тем более что его второй брак сильно отдалил их от него.Однако они оказывали постоянную финансовую поддержку своему неудачливому отцу.В конце концов, когда дела пошли совсем плохо, именно старшие дети помогли в 1898 году всем перебраться в Будапешт, где продолжали содержать это многодетное семейство.
Бюрги‐Майер пишет, что молодой Зонненшайн (он же — Сонди) перебивался с заработка на заработок, он постоянно менял место работы и т.д. Липот испытывал непрекращающиеся проблемы в Будапеште.При этом, до 1939 года он каким‐то способом параллельно (!) посещает различные конгрессы, ездит по всей Европе.Что‐то же ему позволяло это делать?Если бы он являлся обычным бедным врачом, у которого не было никаких возможностей и ресурсов, то вряд ли бы отправился на конгресс в Женеву, где он выступал и познакомился, как оказалось, с теми «влиятельными людьми». 


Так где же здесь «Привилегированность» Сонди и кто эти влиятельные покровители?

На этом этапе расследования всплыло одно интересное и примечательное имя — Оскар Луис Форель.Именно этот человек сыграл значительную, а точнее главную, роль в судьбе Сонди, как в период пребывания Сонди в лагере, так и после.

ОСКАР ЛУИС ФОРЕЛЬ

Липот Сонди с ним познакомился в том самом 1939 году на конгрессе в Будапеште.

Именно Оскар Форель выкупил за очень солидную денежную сумму (и по нашим современным меркам) семью Сонди из лагеря, а вместе с ними еще около 1000 человек (!), именно он способствовал их дальнейшей переправке в Швейцарию.Более того, Оскар Форель отвечал ещё и за адаптацию Сонди в Швейцарии.Непосредственно в этот период семья Зоненншайнов меняет фамилию, и теперь уже Липот Сонди (Lipot Szondi) направляется в Швейцарию.

Когда мы говорим об адаптации, чаще всего представляется некая помощь. Но! Все дело в том, что Сонди был обеспечен всем, беспреколовно всем: так, ему была предоставлена абсолютная свобода действий. Семье Сонди оказали дальнейшую помощь не только с размещением и какими‐то бытовыми вопросами, нет! У Липота Сонди каким‐то волшебным образом появилось сразу и место деятельности, и клиника, и собственный департамент, лаборатория.То есть, это огромные условия, не для обычного ученого, уж простите, среднестатистического учёного такими условиями не вознаградят. И спустя примерно год, после переселения в Швейцарию, Сонди открывается картбланш: он может путешествовать свободно по всей Европе, в том числе, по оккупированным фашистским режимом территориям. Он даже возвращается через некоторое время обратно в Будапешт, который уже оккупирован фашистами, и никто ничего с ним там не делает (в Будапеште он забирает ряд своих наработок и документов и переправляет в Швейцарию).

Изначально было известно, что Оскар Форель являлся обычным психиатром, простым медиком.Выясняя, что это за человек, исследовательская группа адвокатов и журналистов обратили внимание ещё на одну уникальную фигуру истории. Речь идёт об отце Оскара Фореля, и не спроста! Им оказался никто иной, как знаменитый Огюст Анри Форель.

Огюст Анри Форель — известный швейцарский невропатолог, психиатр, мирмеколог и общественный деятель. Он основал в 1909 году Международный союз медицинской психологии и психотерапии (Internationalen Verein für medizinische Psychologie und Psychotherapie).Именно по инициативе Фореля была основана первая лечебница для страдающих от алкоголизма. В целях борьбы с этим недугом в 1892 году он основал Швейцарский филиал (Guttemplerorden) всемирной организации International Organization of Good Templars, что в переводе означает «Международная организация добрых тамплиеров»!

 Форель

Если бы не было этой организации, то не существовало бы и всем известного Красного креста.Это их проект, функционирующий и сегодня. Вот так, дорогие читатели!

Именно эти две фигуры, которые имеют прямое отношение к Ордену Госпитальеров, поскольку они члены этого ордена, сыграли ключевую роль в судьбе и жизни Сонди.

Сопоставляя еще множество данных, полученных при расследовании, ученые смогли доказать, что Сонди из концлагеря выкупил небезызвестный рыцарский «Орден госпитальеров», а именно их швейцарско‐немецкая протестантская ветвь, штаб‐квартира которой находится в Цюрихе.Из истории известно, что одновременно существует два ордена госпитальеров, это один и тот же орден, они братьями считают себя по сей день.Просто, когда случилась известная неприятность с тамплиерами, значительная часть госпитальеров отказалась присягать Папе Римскому.Они посчитали его недостойным человеком и орден раскололся на три ветки.

Первая ветка ушла в Россию и нарекла государя императора российского магистром Ордена госпитальеров (после расстрела Николая II прекратила свое существование).Швейцарская ветка, протестантская, в Швейцарии существует по сей день (равно как и в Австрии, и во всех англоязычных странах).И, соответственно, Ватиканская ветка — фактически «государство в государстве».Так, Орден госпитальеров — это единственный орден, который является государством, имеющим посольства, дипломатические паспорта, призванные всем миром.Это единственное терминальное государство в мире, которое сегодня существует без территории как таковой.

И, конечно, если вначале мы задавались вопросами «Как?Как некто Липот Сонди смог проникнуть в тайну Судьбы и столько сделать для науки? Откуда у Сонди вообще такие знания?», то впоследствии всё встало на свои места.

Так, если вернуться к деятельности ордена госпитальеров, и вспомнить, «кто такие госпитальеры», ответ прост: это лекари. Сам Сонди тоже врач, то есть, лекарь. И возвращаясь к вопросу «Почему Сонди умирал,— как писал Бюрги-Майер,— в доме престарелых?», однозначно стало понятно, что это неправда. Сонди умирал в госпитале, в больнице.Как и положено рыцарю ордена госпитальеров по уставу ордена.Для обычного человека это может показаться странным, но таков устав ордена госпитальеров. Сонди лежал в своей палате в черном костюме, в галстуке, как рыцарь в доспехах. Госпитальер должен умереть в госпитале, то есть у себя дома.

Липот Сонди был рыцарем Ордена Госпитальеров! Это традиция рыцарей госпитальеров, умирать в госпитале, фактически у себя дома, среди больных, среди тех, для кого живем, памятуя изначальное свое предназначение — Лекаря, того, кто спасает жизни людей.

Факт того, что Сонди умирал в костюме с галстуком, не выдуман и аргументирован: его ученик Фридьюнг Юттнер об этом говорил прямо. И это не казалось на тот момент для кого‐либо удивительным, напротив, было чем‐то совершенно естественным.Настолько естественным, что никаких вопросов не возникало по этому поводу.Чего не скажешь про версию Карла Бюрги‐Майера.

И, конечно же, стоило получили эти данные, как очень многие коллизии биографии Сонди стали понятны и ясны, как белый день. Сонди имел прямое отношение к Ордену госпитальеров, состоял в рядах ордена госпитальеров, и имел, соответственно, возможность работать со всеми архивами ордена, с той научной библиотекой, которая существует у ордена госпитальеров, а сколько ей веков — мы, увы, можем только догадываться.

Еще одним фактом того, что орден госпитальеров тщательно следил и принимал участие в деятельности Сонди является то, что начиная с 1958 года каждые три года Школа Сонди проводила коллоквиумы в Памплоне — это столица автономной области Наварра на севере Испании. И на этих коллоквиумах делались доклады.И любопытен замок, в котором это проходило.Замок внешне похож на церковь, но над им развивается красный флаг с Мальтийским крестом.

Оказалось, что зданию ни много ни мало более 800 лет! Сегодня оно принадлежит Суверенному военному ордену рыцарей‐госпитальеров Святого Иоанна, Родоса и Мальты.Именно рыцари этого ордена и возвели замок в 12 веке.Первые официальные упоминания о монастыре и госпитале датируются (!) 1253 годом.

А ТЕПЕРЬ ВЕРНЁМСЯ К ДОСТИЖЕНИЯМ СОНДИ

Помните, как мы говорили о специальном инструменте, который разработал Липот Сонди?Да, речь идёт о его знаменитом проективном тесте выборов.Что же, пожалуй, теперь стоит отметить, что идея создания теста у Липота Сонди появляется именно после знакомства с тем самым Оскаром Форелем.

Да, до встречи с ним Сонди работал в лаборатории доктора Пауля Раншбург. Кстати, его учителем был господин В. Вундт, тот самый основатель экспериментальной психологии, человек, превративший доэкспериментальную психологию в экспериментальную.Тот самый (!) Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.

Действительно, в биографии Сонди значится данный научно-исследовательский этап.Есть таковая информация в литературе, которая отдельно описывается в биографии Сонди. Классификация научных этапов деятельности Сонди выглядит следующим способом: ранний этап, этап в лаборатории Пауля Раншбурга и деятельность после ухода из лаборатории. Однако идея создания теста у Сонди возникает уже после знакомства с Оскаром Форелем, а сам тест уже появляется именно в Швейцарии.Ему были созданы такие условия в Швейцарии, чтобы появился этот проективный тест, как инструмент, который в дальнейшем Сонди валидизировал, и для того, чтобы были заложены основы судьбопсихологии, как таковой.Если бы не эта ключевая фигура Оскара Фореля — всех этих событий просто бы не произошло.

Сонди очень отличался от остальных ученых.Условия, которыми он располагал в своей научной деятельности, просто потрясают. Например: для того, чтобы валидизировать тест (доказать его работоспособность и надёжность), вам необходимо произвести большую выборку. Так, потребуется выбрать разных людей из разных сред, желательно из разных стран да и проверить, как тест работает у этих людей, которые должны отличаться по полу, по расовой принадлежности, по профессии, по возрасту и просим признакам.Как обычно поступили ученые, пуская, даже и его круга?Они делают выборку только из жителей своей страны.Например, Герман Роршах валидизировал свой тест на выборке жителей четырёх кантонов одной его родной Швейцарии.

У Сонди же мы наблюдаем просто чудовищную географию проверки работы теста. Он тестировал всех: от Новозеландского племени Маори, папуасов экваториальной Африки до жителей Японии, Индонезии, Китая. Естественно, в первую очередь, он проектировал жителей разных европейских стран. И это — без компьютеров, смартфонов и интернета! Никто даже внимание не обращает на эти факты! Представляете, каким могуществом обладает орден госпитальеров: Поглядите только, какая география исследования, какие условия они создали Сонди для работы, что тот смог протестировать жителей стран всего мира! А сам Сонди весьма скромно об этом пишет в своих книгах (например, вы сможете удостовериться из книги «Я‐Анализ»).

Сонди пишет в своих рукописях так: «…я написал своему другу господину Перси, доктору, который находился в это время в экваториальной Африке и спросил, будет ли у него такая возможность протестировать нескольких?».Перси в итоге тестирует 30 человек из одного племени, 30 из другого и т.д, Все тестирование проводилось (!) вручную, и как это возможно — можно только догадываться.

Сегодня, простите, люди, которые работают несколько лет с тестом Сонди вплотную не могут нормально протестировать человека, а в то время какой‐то Перси только получив письмо, вручную тестирует в экваториальной Африке племена! Не парадокс ли?Ведь, чтобы их протестировать, он должен был уметь это делать.А значит, в качестве ввода мы можем говорить о некоем объеме подготовленного профессорского состава, который мог работать с тестом уже на то время в разных точках мира.Незаметный факт, но он присутствует.Сегодня география судьбоанализа — поистине мировая.Однако то, что мы видим — лишь отголоски прежней бурлившей деятельности.Сегодня судьбоанализом скорее увлекаются.Очень моден он в Японии, в странах Латинской Америки, научная элита Германии, конечно, также его хранит, в Швейцарии немного, но для русскоязычного населения, кроме понимания каких‐то отдельных узлов теста, судьбопсихология — это дремучий лес.Главное препятствие — в языковом барьере.Немецкий язык мало кто знает, и это немалая проблема.Более того, невольно складывается такое впечатление, что никто и не старался и не прикладывал усилий, чтобы кто‐то узнал о тесте «вовне», что тест и вовсе был создан только для немецкоязычного населения, для какой‐то части Европы.Что хотели госпитальеры с этим наследием сделать впоследствии?То ли создать новую религию, то ли не дать распространиться какой‐то идее на территории Германии… Сие остается загадкой.И вряд ли мы это когда‐нибудь вообще узнаем — и тем более не от представителей альма‐матер Института в Цюрихе.К сожалению, сегодня в Швейцарии Институт полумёртвый (найти более точное слово поистине сложно).Так, Сонди умер и, несмотря на неимоверную популярность судьбопсихолгии при жизни, после его смерти вся активность достаточно скоро снизошла на нет.Институт просто закрыт на замок, сегодня он вообще не работает, в нём нет ни одного студента, ни одного учёного (только каждый второй четверг дежурит специальный библиотекарь и смахивает пыль с полок).Да, и то, что наблюдается на сайте Института Сонди, позиционирование каких‐то курсов, набора студентов, продажи книг — это все фикция. Имитация жизни.

Повторюсь: украинская делегация была в институте. Нет, увы, никаких курсов, даже людей нет таких как охранник или секретарь… жизнь словно замерла.

Вот так забываются герои и стирается память о них?

Безусловно, от того, что кто‐то законсервировал здание института Сонди, сама Школа Судьбоанализа не прекратит своего существования.Как минимум, воспитано новое поколение молодых и активных учёных, которые горды нести Знамя Судьбопсихологии и дальше.

К слову, такая неоднозначная история с наследием Сонди — не единственная в своём роде.Вспомнить, к примеру, ещё один прекрасный урок истории. начнём исключительно научно: как известно, существует несколько проективный тестов, позволяющих работать с невидимым — с памятью человека и его трансцендентным содержанием. Проективный тест Сонди — неединственный. Любопытен и тот факт, что второй, не менее значимый в глубинной психологии тест В, был также создан в Швейцарии молодым врачом‐исследователи (!) Германом Роршахом. Полагаю, многие знакомы с тестом Роршаха и даже видели эти карточки с замысловатыми черно‐белыми и цветными чернильными пятнами, изображёнными на них.

И вот тут… хотите спецэффект?Фигура Огюста Фореля и его сына Оскара сыграли важную роль в судьбе не только Сонди, но и гения Германа Роршаха. Именно Огюст Форель определил работать Роршаха в свою собственную клинику, где создал ему все условия (как и Сонди).Так, в клинике Фореля Роршах создал свой знаменитый проективный тест.

Дежавю? Тенденция? Трансцендентное событие? Очередные вопросы без ответов…

Зачем орден госпитальеров так действовал — не знает никто.

К слову, Герман Роршах умер при весьма странных обстоятельствах, неожиданно, спустя неделю после своего назначения на пост директора.Он был молод, здоров, как бы мы сейчас сказали, как конь.Как гласит официальная история Германа госпитализировали с обыкновенной простудой. Он внезапно скончался в больнице ночью, и утром огласили: умер от перитонита. Это всё, что известно.Никто не знает истинную причину и, конечно же, никогда не узнает. Это могло быть отравление, да всё, что угодно! (Знаете ли, отравление в Европе практиковалось очень часто, ещё со времён Екатерины Медичи).Но и это — не единственные факты.Вернёмся к тому моменту, когда Герман Роршах ещё только ступал на научную стезю.Итак, Роршарх приехал в Университетскую психиатрическую клинику Бургхёльцли, руководителем и попечителем которой был тот самый Август Форель (Отец Оскара Фореля).Эта клиника уже признавалась научным институтом всемирного значения.Под началом научного наследника Фореля Эйгена Блейлера (Eugen Bleuler) клиника приобретала из года в год всё больший вес на европейской арене.Сам Роршах слушал лекции и усердно учился лично у Блейлера. Профессор был его научным руководителем при защите диплома и курировал при написании диссертации.Наиболее известным учеником Блейлера, к слову, был и Карл Густав Юнг.Как раз в тот момент времени, когда молодой Роршах прибывает в Цюрих, в Бургхёльцли в психиатрии происходит неожиданный переворот.На научную сцену неким образом выходит Зигмунд Фрейд, малоизвестный невролог из Вены, который сумел мастерски разработать ряд новых научных концепций и теорий (о том же бессознательном, что важно).Итак, мы видим, что под началом Огюста Фореля возникает великие научные фигуры и Юнга, и Роршаха, а впоследствии и Сонди. Вполне логично предположить, что и признание трудов Фреда состоялось не без его участия.

Вообще, в то время в Швейцарии существовало всего три неврологических лечебницы, которые одновременно были психиатрическими больницами при университетах.Это были клиники Фридмат в Базеле, Вальдау под Берном и Бургхёльцли в Цюрихе. В те времена среди врачей‐психиатров ходила следующая шутка: «Если хочешь быть сытым, езжай работать во Фридмат; хочешь крепко спать — езжай в Вальдау; а если хочешь чему-то научиться, тебе дорога в Бургхёльцли». Однако получить должность во всемирно известной клинике Бургхёльцли было в высшей степени трудно.

Однако, Роршах практически с этой задачей справился, и всё же после защиты диплома Герман не стал работать под началом Огюста Фореля, выбрав иное место для врачебной и частной практики.Как это было и почему — слишком много тёмных пятен, чтобы делать какие‐то выводы и утверждения.Причина, по которой умер Герман Роршах, доподлинно не установлена и сегодня.

А ведь Роршах был одним из двух настоящих гениев, создавших теории личности в психологии.Первая теория разработана Сонди, вторая — Германомом Роршаха. Других теорий личности не существует и по сей день. В качестве короткой ремарки: теория личности — это основная теория психологии. То, на чем зиждется эта исследовательская наука.

Вот так и получается в истории психологии, что один известный научный гений ордена госпитальеров умер при невыясненных обстоятельствах, а второй — создал тест Сонди.

Соответственно, напрашивается вывод, что орден госпитальеров выступает не просто покровителем, контролёром, создателем психологии, как таковой, но и той формацией, что держит психологию под управлением, словно на пульте.

Обычно, когда умирает человек уровня Роршаха, Сонди, Шеллинга, после их смерти публикуют все исследования этого ученого,— так называемое «собрание сочинений». В случае с наследием Сонди такого не произошло: никто не опубликовал исследования, которые он писал в стол. Ни единая персона.Догадываетесь, по какой причине?Мало кто знает, что сегодня этот архив принадлежит Мальтийскому ордену госпитальеров. И они совершенно не собираются публиковать эти исследования.И это ещё одно подтверждение тому, как и почему именно у Липота Сонди оказались в распоряжении такие трансцендентные знания; вот почему многие труды Сонди остались неизвестны даже после его смерти.

Не стоит забывать, что люди, с которыми напрямую был связан Сонди, кому он обязан своей судьбой — Оскар Форель и его отец — были самыми властными и влиятельными персонами того времени, жившими и решавшими невероятные задачи без каких‐либо ограничений, без категорий «невозможно».К тому же, они были ещё и политиками.И в дальнейшем, в момент образования СССР, дипломатические взаимоотношения Швейцарии и СССР организовывались не без помощи этих ключевых лиц.

Из всего вышеизложенного можно достоверно заключить, что биография Липота Сонди, которую Бюрги-Майера, написал через несколько лет после смерти выдающегося учёного — это самая настоящая легенда.И она писалась зачем‐то, и по чьему‐то заказу, и по какой‐то причине, вероятнее всего, дабы скрыть тех, кто имел к этому прямое отношение.

Завершая рассказ, ещё раз отметим: если с психологией Сонди кто‐то еще знаком, хотя бы на каком‐то уровне, то с философией Сонди не знаком никто. И с нашей точки зрения это — главное препятствие к естественной популяризации судьбоанализа. Ещё при жизни Липота Сонди уже после 80‐х были предприняты определенные локальные попытки популяризации судьбоанализа в Европе; в том числе, сегодня наблюдаются некие потуги венгерской группы ученых, которые занимаются математическими статистическими методами апробации уже завышенных исследований Сонди, однако, на этом всё.Другими словами, повторяются известные факты и концепции, не более того, никакой инновации не представлено.

Да, некогда была создана французская школа Судьбоанализа, которая к 1998 году прекратила свое существование.Известны имена небольшой группы лиц, которые занимались переводом книг Сонди в США.Но сегодня в Северной Америке кроме пары‐тройки частных исследователей больше никого не существует.

Справедливости ради расскажем, что с 1950‐х г.г. определенное ветвь судьбопсихологии пустила корни в странах Латинской Америки, в частности, в Бразилии и Аргентине.Надо сказать, в Бразилии существует и ныне действующая Школа, её представители продолжают заниматься некоторыми направлениями судьбоанализа, в частности, профессиональным ориентированием, работая не столько с тестом Сонди, сколько с тестом Мартина Ахтниха (ученика Л. Сонди).Мало того, они переделали некоторые исходники портретов в тесте профессионального ориентирования М. Ахтниха под бразильские обычаи, под свои собственные уникальные профессии. Однако, «дело Ахтниха» — это уже отдельная история и совсем другая книга…

Любят судьбоанализ в Японии, для японских учёных судьба — это нечто сакральное, мистичное и досточтимое.В Японии тест Сонди широко используется, особенно в криминалистике.

На русскоязычном пространстве, однако, царит весьма печальное положение дел.Есть люди, которые в XX веке попросту присваивали себе наследие Сонди. Например, госпожа Людмила Николаевна Собчик, которая переделала по своему разумению портреты Сонди, поскольку «лица психически больных людей с маркетинговой точки зрения продвигать крайне сложно», поэтому была изобретена другая портретная система под видом «Адаптация Л. Собчик теста Сонди».К слову, в Цюрихском институте Сонди, в музее на втором этаже, портреты под авторством госпожи Собчик расположены под отдельным стеклом с надписью «КАК НЕ ДОЛЖЕН ВЫГЛЯДЕТЬ ТЕСТ СОНДИ».

Госпожа Собчик попросту присвоила себе достижения Сонди (явления стоит называть своими именами).Надо сказать, что Л. Н. Собчик была женой человека, высокопоставленного в дипломатических кругах, и ей дорога в советскую психологию была, так сказать, проложена не так, как у других.Имея прекрасных покровителей, защитив докторскую степень, она получила уникальную возможность работать с зарубежными открытиями в области психологии, когда другие об этом только мечтал.Так называемая «адаптация» теста Люшера — это ещё одна печальная история кастрации теста, который в русскоговорящую среду дошёл только в 50%‐м виде.Да, половину теста то ли забыли, то ли отрезали намеренно.

Людмила Собчик не только «кастрировала» и видоизменила тест Сонди, но и претендовала на присвоение себе чужих научных результатов.Говоря прямо, она воровала тесты великих ученых и переделывала их, выдавая за свою научную работу, ставя свою фамилию, называя это адаптацией теста.

А в истории с тестом Сонди нет никаких секретов: портреты Сонди плохо продавались, по мнению Людмилы Николаевны, и она просто переделала материалы теста под собственное видение. Конечно, эта информация спустя пять лет дошла до Цюриха и теперь Собчик Л. Н. в институте Сонди — «персона нон‐грата».Собственно, урок, как минимум в том, что выдавать чужое за своё — чревато.

Ещё одна фигура, претендовавшая на звание «Первооткрывателя судьбоанализа на постсоветском пространстве» — некто Владимир Джос. Этого человека я знаю лично… Противоречивая фигура, надо сказать.Сам он языком иностранным не владеет, соответственно работать с первоисточниками не может.Лет 30–35 тому назад Джос, не располагая такими возможностями, как Л. Собчик, принял решение идти другим путём; так, он организовал вокруг себя группу людей, среди которых двумя ключевыми персонами выступают переводчики Тихомиров и Николаев.Они‐то и знали немецкий язык и, соответственно, могли с этими источниками работать.Первого Джос обманул на почве интеллектуальной собственности, второго — тоже.У них был достаточно затяжной судебный процесс, возможно, длится до сих пор. В чём, собственно, камень преткновения: никак не могут выяснить, кому же принадлежит право интеллектуальной собственности на книгу‐перевод трудов Липота Сонди.

Сам В. Джос гостил у меня в Одессе, приезжал в НИИ «Международное судьбоаналитическое сообщество», читал лекции, в том числе.Мы даже вместе праздновали Новый год.Однако… Тактично говоря, Джос — достаточно странный человек.Да, ему сегодня уже далеко за 70 лет, возраст накладывает свой отпечаток, понятное дело.НО… именно Джос открыто заявляет, что является реинкарнация Сонди и его живым воплощением, и знаете ли, дорогие читатели, это — не шутка.

«Сонди — это я!» — прямая цитата В. Джоса, твёрдо уверенного в её достоверности.Безусловно, чтобы делать такого рода заявления, нужно обладать определёнными отклонениями в психическом здоровье, впрочем, это не тема нашей с вами беседы.

Итак, знамя Судьбоанализа, наследие великого учёного Липота Сонди, в 2016 году во время официального визита украинской делегации ученых, было передано одесскому научно — исследовательскому институту «Международное судьбоаналитическое сообщество», основателем которого является академик Мальцев О. В., PhD, руководитель Одесского регионального отделения Украинской академии наук, руководитель экспедиционного корпуса, председатель старейшего Одесского фотографического общества. Сегодня это единственный институт в мире, который профессионально занимается самой настоящей судьбопсихологией, второго такого института не существует.

Номинальный институт Цюриха по прежнему существует и тому есть ряд причин; самая главная причина связана с фондом Сонди. Как возник этот фонд?Это тоже необычная история.Якобы одна клиентка Сонди, которая была ему крайне благодарна, подарила гениальному учёному около 2‐х миллионов швейцарских франков, как знак признательности и восхищения его великой деятельностью.Именно на эти деньги был создан сам институт и построено здание института.Фонд продолжает существовать сегодня, а средствами этого фонда распоряжается управляющая дирекция Цюрихского Института Сонди.главному ответственному лицу сегодня (2019 год) уже 88 лет, он не желает разговаривать, давать интервью; для него тема фонда Сонди достаточно болезненна.

Во время официального визита в Цюрих мы с коллегами, конечно, не могли не заметить: с одной стороны, институт располагается в очень хорошем здании, светлом и уютном, а с другой стороны — это просто стены, в которых давным‐давно действительно кипела жизнь, были студенты, работал Сонди, а потом… с его смертью всё исчезло, словно испарилось. Повторюсь, сегодня тишину Института Сонди в Цюрихе «нарушает» только одна женщина которая каждый четверг приходит протирать пыль.За редким исключением иногда в Институт захаживает один из выпускников Института — доктор философии Маттеус Зайдель. Этот учёный начинал свой исследовательский путь как музыкант и дирижёр, который спустя 50 лет исследовал механизм судьбоанализа и применил проективный тест Сонди к среде музыки, а именно к вопросу выбора человеком музыкального инструмента (почему кто‐то неосознанно выбирает виолончель, а кто‐то — ударные). Но, это всё. Фридъюнг Юттнер уже подал в отставку, и больше в Институте Сонди в Цюрихе ничего нет.

Конечно же, не могу обойти стороной ещё одного ученика Сонди, о научном вкладе и наследии которого мы упоминали вскользь.Это Мартин Ахтних — учёный, создавший единственный в мире проективный тест, позволяющий найти и понять своё профессиональное призвание.Тест профессионального ориентирования Мартина Ахтниха — это ещё одно прекрасное изобретение и достояние Школы Судьбопсихологии.

И опять‐таки, если бы не усилия НИИ «Международное Судьбоаналитическое сообщество», если бы не личная инициатива автора этого труда, на русскоязычном пространстве о подлинных научных работах М. Ахтниха тоже навряд ли бы когда-то узнали.И это не громкое заявление, это факт, и ничего радостного в нём нет.

Если говорить о наследии Ахтниха откровенно, то весь архив в полном объеме фрау Ахтних (жена выдающегося учёного) в возрасте 84 лет передала лично мне, академику Мальцеву Олегу Викторовичу. И тому есть причина.

Передавая, она попросила об одном: «Не позвольте трудам моего мужа сгинуть в забытьи. Сделай все, что в ваших силах, чтобы Мартина не забыли!»

Мы не только не забыли её мужа, не забыли его труды, но и славим Мартина Ахтниха по сей день.Наши НИИ Памяти и НИИ «Международное Судьбоаналитическое сообщество» — единственные полноправные распорядители теста Атниха сегодня на всём постсоветском пространстве, в русскоязычной среде и, наверное, вообще в мире, поскольку больше нигде про работы Ахтниха знать — не знают и ведать не ведают. Речи не идёт даже про работу с первоисточниками: с рукописями, монографиями, заметками и прочими документами. В НИИ мы и перевели монографию и руководство к тесту Профессионального ориентирования, и научились его использовать, проникнув в глубины механизмов теста за несколько лет исследований.

Боле того, наследие Ахтниха и Сонди сегодня позволяет проводить самые сложные и даже невероятные исследования (как пишут СМИ, по крайней мере) промежуток времени.Так, если бы не машины тестов судьбопсихологии, в частности, создание и выведение психологического портрета серийного убийцы продолжало бы оставаться задачей на грани невозможного. Однако завершённое и изложенное в монографии о серийных убийцах исследование доказывает, что нет невозможного: важен подход и методология. Повторюсь, инструменты и методология школы Судьбпсихологии — это настоящее сокровище и кладезь для учёного, проникающего в тайны невидимого.

Отдельно хочу сказать, что я крайне благодарен моему учителю Михаилу Ильичу Вигдорчику, человеку, который меня сделал судьбопсихологом. Он мой учитель в академической психологии, мой преподаватель, именно под его руководством я защищал свою диссертационную работу по психологии, этот человек уделил мне более трёх лет своей жизни, занимаясь академической судьбопсихологией, общей психологией как таковой и психодиагностикой.

Действительно, судьбопсихологом меня сделал Михаил Ильич Вигдорчик — это его заслуга.Именно он познакомил меня с классической судьбопсихологией. Если бы не Михаил Ильич, я бы, наверное, не загорелся идеей изучать судьбопсихологию. Это он меня зажёг, в прямом смысле этого слова, а дальше… учитывая мои способности, 20‐летнюю научную практику, я за 3 года досконально вник в детали и тонкости этой непростой науки, и, конечно же, перевёл недостающие книги Сонди.

А после — годы практики работы с тестами, работа над интерпретационными моделями и системами, исследования в области терапии.Отдельно я должен пояснить, что понятия судьботерапии не существовало бы на русскоязычном пространстве, если бы не работа уже моя, как учёного и наших НИИ.Это уже наша заслуга, направление «Судьботерапия» в разработках Сонди пребывала в некоем начальном положении.

Да, Липот Сонди описал множественные проблемы «Я», требующего терапии и помощи.Однако сама процедура терапии у Сонди длилась очень долго, в среднем — 2–5 лет, в некоторых случаях до 9 лет.Для скоростей и требований XXI века — это невероятно, несоизмеримо долго, как вы понимаете.Поэтому, конечно же, мы столкнулись с острой необходимости исследований терапии судьбы и разработке таких терапевтических процедур и подходов, которые бы отвечали современности. Сонди начал работать над проблемой терапии и не успел просто развернуть эту тему до конца.А мы, его преемники, уже заканчивали эту тему, конечно же, руководствуясь трудами мэтра Сонди и доктриной судьбоанализа.

Итог: сегодня я разработал такие методы терапии, что работают безотказно за довольно короткий срок. Несколько часов — это предел, но в целом, консультанту требуется около 30 минут.Впрочем, речь не о консультантах и до‐ стижениях — речь о Школе и её гениальном Создателе — настоящем знатоке Судьбы, проводнике в мир Трансцендентного, загадочном и малоизвестном Липоте Сонди.О Герое, о котором Память мира будет говорить устами его последователей.О том, как было, и как будет.О том, что соединяет былое и ненаступившее, то, что придёт в мир каждого человека, даже если он и не звал и не просил.И имя этой Гостьи, то нежданной, то желанной — сама Судьба.

PhD Олег Мальцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *