Роль влечений в судьбе человека

Автор статьи: Лопатюк Ирина Игоревна — научный сотрудник НИИ Памяти (The Memory Institute)

Представленная статья описывает психологическую диспозицию научного дискурса относительно категории «влечения». Также отражена структура и содержание системы побуждений с точки зрения школы судьбоанализа, показаны связи категорий «влечение» и «побуждение», типологически определены роли влечений в судьбе отдельного индивида.

Согласно концепции Судьбоанализа система влечений индивида имеет наследственный характер и основана на принципах диалектики. Источниками влечений являются «гены побуждений», которые в своем химическом составе содержат специфические качества, определяющие наследование определённых побудительных реакций. «Ген побуждения» направлен на восстановление своего прежнего состояния в судьбе последующий поколений и выражается в «притязаниях предков».С точки зрения комплексного понимания предмета статьи обратимся к исследованиям ученых, занимающихся данной категорией в разные исторические этапы. В контексте рассмотрения данного явлении различаются такие понятия, как инстинкт и побуждение, наиболее четкое различие этих явлений было описано К.К. Шнайдером, который говорит о том, что инстинкт имеет конкретную связь с целью, в то время как побуждение является слепым, что оно более ярко проявляется в аффектах.

«Побуждение, по сравнению с интинском, является лишенным цели, слепой первобытной силы, в которой, правда, чувствуется уже и нечто целеустремленное, умеренно разумное» (3).

Х.Е. Циглер различает инстинкт и побуждение на базе двух противоположностей: совершенство и несовершенство, то есть совершенные и несовершенные инстинкты, а именно побуждения он считает несовершенными инстинктами.

Точку зрения Х.Е. Циглера о природе совершенства и несовершенства инстинктов поддерживает Е.Н Мараис и пишет, что: «Совершенный инстинкт является страшным тираном, так он не дает особи  тех преимуществ, которые бы ей дала индивидуальная память причин. Он гонит жертву на верную смерть в тех случаях, в которых спасение можно было бы получить лишь благодаря действиям, вступающим в противоречие с унаследованными инструкциями».

В подтверждение своего заявления Мараис приводит наблюдение за популяцией газелей: «Ранее газели жили только на равнине. Благодаря своим инстинктам они знали, как необходимо укрываться от опасности, где найти себя пастбище для еды. Так продолжалась до тех пор, пока на равнине не поселились фермеры. Животные, которым были присущи несовершенные инстинкты, смогли себе найти новое место для проживания и приспособились к новым условиям, но газели, которые имели совершенные инстинкты, остались жить на равнине, но в результате это привело к полному истреблению популяции газелей» (1).

Приведённый пример, безусловно, относится к животным, но человек, как комплексная конструкция имеет в своем составе и биологическую, «животную» составляющую. В ходе рассмотрения данной проблематики возникает вопрос: исчезли ли совершенные инстинкты у человека полностью или они присутствуют в подавленном состоянии?

Относительно представленного вопроса Е.Н Мараис считает, что «первоначальная, животная психика» присутствует всегда у человека и представляет собой, так называемую бессознательную психику, а в анормальном состоянии может выйти на свободу и стать причиной серьезных психических нарушений. В психоанализе считается, что в случае столкновения филогенетических – более старых побуждений – с более молодыми, более старые подавляются и вытесняются. Однако психические травмы человека либо шоковые воздействия могут привести в действие эти примитивные двигательные автоматизмы, высвобождение сопровождается истерическими, каталептическими, навязчивыми действиями. При этом высвобождаются филогенетические более старые механизмы защиты, которые животные используют в качестве защиты от опасности. Выделяют четыре примитивных механизма защиты:

  1. Замирание на месте
  2. Шквал движений
  3. Мимикрия
  4. Прысканье (мочой, продуктами зловонных выделений)

Животные используют данные механизмы для защиты от внешних опасностей, человек же их использует для спасения себя от внутренних конфликтов. Истерические состояния оцепенения проявляются, как внезапно возникшая неспособность ходить (абазия), стоять (астазия), издавать звуки (афония), свободно говорить (заикание). Невротические побледнения и покраснения, высыпания (невротическая крапивница), как результат психической травмы являются человеческой формой животной мимикрии. Невротическое недержание мочи у невротических детей и подростков считается как «орудие упрямства», понимается как сопротивление и приравнивается как «прысканье» животными.

Взгляд концепции Судьбоанализа на побуждения индивида согласуются с точкой зрения Зигмунда Фрейда: «Побуждение, таким образом, является внутренним стремлением живого организма к восстановлению прежнего состояния». (5) В отличие от Зигмунда Фрейда, который не поясняет причину данного явления, судьбоанализ в генной теории раскрывает не только причину, но и представляет созданную систему побуждений.

В системе побуждений Судьбоанализа выделяются три понятия: стремление = тенденция, согласно тесту Сонди их количество равно 16, потребность= фактор (8) и влечение= побуждение (4).

Единицей генной теории побуждений является стремление, что соответствует одному гену – либо материнскому, либо отцовскому. Два стремления объединяются в потребность, что соответствует паре генов, то есть отцовскому и материнскому, затем две потребности объединяются и формируют побуждение. Наличие в системе побуждений материнского и отцовского гена объясняет принцип диалектики, который лежит в основе системы побуждений. Например, противоположные потребности, составляющие одно побуждение: женская нежность и мужская агрессия.

Согласно концепции Судьбоанализа система побуждений индивида включает в себя четыре вектора пробуждений:

S-вектор: сексуальные побуждения.

Р-вектор: пароксизмальные, то есть этико-моральные.

Sch-вектор: Я-побуждения.

С-вектор: побуждения к контакту.

В свою очередь каждый вектор побуждения проявляется в двух специфических потребностях, которые в Судьбоанализе называются побудительными факторами:

  1. Побудительный фактор h: потребность в личной нежности и коллективной любви к человечеству.
  2. Побудительный фактор s: потребность в агрессии, садизм-мазохизм, активность –пассивность.
  3. Побудительный фактор е: потребность в накоплении грубых аффектов: ярости, ненависти, гнева, мести, а с другой стороны – к искуплению своей вины, к справедливости; зло-добро.
  4. Побудительный фактор hy: потребность в выставлении себя на показ, в эксгибиции; потребность в значимости –потребность скрывать себя.
  5. Побудительный фактор к: потребность в сужении Я; интроекция-негация. (Реалистичное, берущее в обладание объекты).
  6. Побудительный фактор р: потребность в расширении Я, проекция-инфляция. (Идеализирующее, духовное Я).
  7. Побудительный фактор d: потребность в приобретении объекта, выход на поиск. Потребность приобретать, потребность в упорстве.
  8. Побудительный фактор m: потребность прикрепиться к приобретенному объекту, сохранение приобретенного объекта. Прикрепление себя к кому-то или чему-то – отрыв себя.

История научных исследований не ограничивается лишь представленной системой побуждений Судьбоанализа. МакДаугол систему побуждений представляет в виде тринадцати побуждений, рассмотрим несколько для примера:

  1. Стремление к поиску и складированию еды.
  2. Тенденция к удалению из организма вредных веществ.
  3. Поиск партеров, потребность в спаривании.
  4. Тенденция к бегству от опасности или вредных вещей (Боязнь и стремление спрятаться).
  5. Тенденция к исследованию новых мест и вещей, любопытство и любознательность. (2)

Исходя из вышеприведённых побуждений по МакДауголу, можно сделать вывод, что она носит исключительно биологический характер. Сопоставив две системы побуждений наглядно видно, что побуждение 1,3,5 по МакДауголу относятся к одному побудительному фактору d, лишь в разных его проявлениях: (+d)– выход на поиск с целью приобретения новых объектов, (-d)– собирание и их складирование. Из этого следует, что система побуждений МакДоугола ограничена и не раскрывает систему побуждений в полной мере.

В рамках предмета данной статьи нельзя не рассмотреть учение о побуждениях Зигмунда Фрейда, поскольку именно ему научное сообщество обязано и многими другими открытиями. Необходимо отметить, что система побуждений Зигмунда Фрейда также основана на дуализме побуждений, то есть на противоположностях. В своих научных изысканиях Зигмунд Фрейд неоднократно пересматривал теорию побуждений. Согласно первой редакции природой побуждений индивида является энергия, то есть побуждение возникает в силу воздействия некой неизвестной энергии. Согласно этой теории Зигмунд Фрейд систему побуждений представляет в следующем варианте:

  1. сексуальные побуждения (либидонозные побуждения)
  2. Я-побуждения (нелибидонозные побуждения)
  • к самосохранению
  • к расширению себя
  • стремление к могуществу

Зигмунд Фрейд класиффицирует побуждения исходя из разделения двух видов энергии: либидонозная энергия толкает сексуальные побуждения, а психическая энергия движет Я- побуждениями.

Карл Густав Юнг выступает против подобного рода классификации и придерживается мнения, что либидонозная энергия идентична психической энергии. Однако он считал, что «либидо» являются побудительной силой, которая приводит в действие все побуждения индивида.

Вторая редакция системы побуждений, представленная Зигмундом Фрейдом, в значительной степени отличалась от первой. В основе этой теории лежит направляющий принцип, то есть цель, которую преследует побуждение. По направляющему принципу Зигмунд Фрейд побуждения делит на: побуждения к жизни и побуждения к смерти.

  • Побуждения к жизни связывают живые элементы друг с другом и удерживают их.
  • Побуждения к смерти направлены на регресс, ведение живой субстанции в безжизненное состояние, разновидностями таких побуждений является саморазрушение, самодеструкция.

При сопоставлении учения о побуждениях Зигмунда Фрейда и системы побуждений Судьбоанализа, исходя из содержания описанных побуждений, следует вывод, что Зигмунд Фрейд описал лишь часть побуждений, а не комплексно систему. 

Липот Сонди выдвигает гипотезу, что до рождения у ребенка на переднем плане нет ни одного побуждения, все побуждения сосредоточены на заднем плане. После рождения ввиду наследственной предрасположенности и факторов окружающей среды, одни побуждения выходят на передний план, а другие находятся на заднем плане.

Концепция структуры побуждений, созданная Липотом Сонди, представляет комплексную систему, которая легла в основу метода портретных выборов, что позволяет определить структуру побуждений конкретного индивида, ее опасные тенденции, выявить защитные механизмы психики, унаследованные индивидом. В результате структура побуждений и защитные механизмы формируют навязанную судьбу для конкретного индивида. Описанная система побуждений на бессознательном уровне определяет поведение, поступки, характер человека, которые в конечном итоге оказывают значительное влияние на судьбу индивида.

Список цитируемой литературы:

  1. Marais E.N. Die Seele der weissen Amise. 1939.
  2. An Introduction to Social Psyfology. 1922.
  3. Schneider C.C. Vorlesunger uber Tierpsychologie. Лейпцинг. 1909.
  4. Ziegler E.H. Der Begriff des Instinktes einst und jetzt. Фишер. Йена. 1910.
  5. Зигмунд Фрейд. Влечения и их судьба. “Алетейя”, 1998.
  6. Зигмунд Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. Фолио. Хариков. 2009.
  7. Зигмунд Фрейд. Сборник сочинений. Том VI.
  8. Карл Густав Юнг. Психологические типы. 1921.

One thought on “Роль влечений в судьбе человека

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *