Прикладная психология

Официальное издание, посвященное поиску и отбору прикладных знаний в области психологии

Исследования

НАУЧНОЕ ОТКРЫТИЕ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ Ж. БОДРИЙЯРА

Украинским ученым выведен универсальный аналитический инструмент, с помощью которого Ж. Бодрийяр проводил исследования, строил философские концепции и который использовал при написании своих научных работ.

Аннотация: статья представляет одно из научных открытий доктора философии, кандидата психологических наук Мальцева Олега Викторовича, сделанное в ходе исследования трудов французского философа, социолога, постмодерниста Жана Бодрийяра. В результате работы был выведен универсальный аналитический инструмент, с помощью которого Ж. Бодрийяр проводил исследования, строил философские концепции и который использовал при написании своих научных работ.

Ключевые слова: аналитический инструмент Бодрийяра, шкала интеллекта, социальная шкала масштабирования, шкала времени, шкала психологии.

Постановка проблемы и ее связь с актуальными научными и практическими задачами: Жана Бодрийяра, по праву, называют выдающимся мыслителем 20-го века, «крестным отцом постмодернизма», так как его исследования социальных явлений и трансформации общества как такового, внесли огромный вклад в развитие социологии, заложили философский фундамент психологического понятия ущербности человека и общества, а также дали серьезные ориентиры для дальнейших исследований современных ученых. Тем не менее, труды Бодрийяра и его философские, социологические концепции являются достаточно сложными для понимания и, следовательно, для практического применения. В научных кругах бытует мнение, что Бодрийяр, подобно архитектору, строил свои концепции по точным чертежам. Но создав совершенную архитектурную форму, но разобрал ее на «кирпичи», спрятал чертежи, тем самым оставив последователям задачу воссоздать все конструкции самостоятельно. Такая задача была поставлена и решена PhD Олегам Мальцевым, в результате исследования было выведено несколько конструкций философии Ж.Бодрийяра, одна из которых представлена в данной статье.

Цель: представить научному и широкому сообществу первую конструкцию философии Бодрийяра, являющуюся универсальным аналитическим инструментом. Обосновать принципы ее работы и показать потенциал научного и прикладного применения в разных областях.

Методы исследования: В данном исследовании было использовано три исследовательских концепции: 1) исследовательская концепция для исследования психологии Юга Италии; 2) исследовательская концепция для научной экспедиции в Португалию (март 2020г); 3) исследовательская концепция для проверки данных первых двух исследовательских концепций. Все три исследовательские концепции представлены в научной монографии «Момент истины или как меня заставили изучать психологию Европы» PhD Олега Мальцева.

Результаты исследования:

В ходе исследования трудов Жана Бодрийяра было выведено несколько конструкций, мы могли бы назвать их инструментами, с помощью которых Бодрийяр анализировал и описывал исследуемые явления. Первая такая исследовательская концепция, которую мы рассмотрим в данной статье, является очень серьезным и многоприменимым аналитическим инструментом. Этот инструмент состоит из нескольких взаимосвязанных между собой шкал. Первую шкалу мы назвали шкалой интеллекта, так как она отображает диапазон уровней интеллекта. Эта шкала позволяла Бодрийяру описывать исследуемое явление на разных уровнях сложности, понижая или повышая уровень, явление могло быть описано на простом доступном для понимания большинства людей уровне или на более сложном уровне. Понижение уровня шкалы интеллекта делает явление понятным большей аудитории, повышение уровня – не понятной для большинства. Принцип работы с этой шкалой говорит нам о том, что всегда можно поднять уровень шкалы до того предела, где даже очень образованному человеку будет сложно понять описываемое явление, что заставит его чувствовать себя несколько ущербным. В обратную сторону, этот принцип позволяет опуститься по шкале интеллекта до того уровня, где явление будет понятно даже ребенку. Использование этой шкалы позволяет управлять вниманием и интересом аудитории, так как непонятные вещи для человека становятся неинтересными и он переключает свое внимание на что-то другое.

Вторая шкала была названа социологической шкалой масштабирования, она имеет градации от уровня одного индивида, до небольших групп (например, семья) и больших группу (профессиональные объединения, нация, граждане государства, народ, массы и т.д.). Движение по этой шкале позволяет увеличивать количество индивидов и уменьшать, увеличивать географическую территорию и уменьшать ее. То есть, эта шкала позволяет рассмотреть масштабирование исследуемого явления.

Третьей шкалой является шкала времени. Важно подчеркнуть, что время в данном инструменте может быть, как положительным (нынешнее и будущее время), так и отрицательным (прошлое). Точкой отсчета положительного времени Бодрийяр называет 1830 год. Общество до 1830 года Бодрийяр называет первобытным, то есть, обществом, живущим по антропологическим законам, а после 1830 года следуют разные стадии развития общества: индустриальное, общество потребления, информационное, и до нынешнего фрактального общества. Фрактальное общество является порождением и следствием фрактального времени. В данном случае фрактал рассматривается, как геометрическое время, то есть, фрагмент.

На рисунке 1 представлена модель данного аналитического инструмента Бодрийяра:

Данный инструмент позволяет глубже понять труды выдающегося социолога, но кроме этого, он генерирует множество комбинаций его применения в области научных исследований, журналистики, написания научных статей и книг, и т.п. Рассмотрим это подробнее и приведем несколько примеров.

Из данного инструмента мы можем вывести несколько закономерностей. Чем больше мы повышаем уровень на шкале интеллекта, тем меньше получаем масштаб. То есть, чем более сложный уровень описания явления, тем больше уровень интеллекта предполагается у читателя и тем меньше круг тех индивидов, которым доступен этот уровень. Чем более интеллектуален продукт, тем меньшему числу людей он интересен. Все это происходит в рамках определенного фрагмента времени. Еще советский астрофизик Н. А. Козырев описывал такие свойства времени, как плотность времени, ход времени, интервал и др. Чем больше мы будем увеличивать масштаб, тем ниже будет уровень интеллекта, при определенных свойствах времени. Таким образом, глядя на свойства времени, мы можем делать прогноз. Такое явление как «беда» можно описать с помощью данного инструмента: высокая плотность времени понижает уровень интеллекта и увеличивает масштаб – мы наблюдаем некое бедствие. То есть, внешняя сопротивляемость будет выше способности масштаба это преодолеть, в определенном интервале времени. Прежде чем что-то сделать, нужно посмотреть на шкалу времени и понять интервал и плотность.

Классическим вариантом фрактального времени является ситуация, в которую попадает человек. Ситуация может быть благоприятной или не благоприятной для человека. Также важно учитывать, что ситуация сама по себе кратковременна, а последствия ситуации могут быть долговременными. При движении вверх по шкале интеллекта, масштаб будет уменьшаться: так возникают люди для которых эта ситуация благоприятна, и люди для которых она является не благоприятной. При разных комбинациях взаимодействия этих трех величин, ситуация может быть благоприятной или не благоприятной, как для большинства, так и для меньшинства. При достаточной плотности и величине масштаба в обществе возникает необходимость в управляющих и подчиненных. Потому что те, чей интеллектуальный уровень не позволяет справиться с заданной плотностью времени в данном фрагменте (ситуации), вынуждены примкнуть в подчинение к тем, чей уровень интеллекта позволяет справиться с ситуацией. Примером здесь можно привести феодальное общество, где хозяин должен был заботиться о своих людях.

Приведем пример в области фехтования и воинского искусства. Человеку необходимо определенное время, чтобы научиться фехтовать, ему необходим определенный уровень интеллекта, от этого будет зависеть и скорость обучения, также необходимо учесть масштаб – обучение может быть персональное или в группе. При изменении плотности и скорости времени, например в условиях войны, способность или неспособность человека быстро обучиться будет определять его шансы на выживание в слоившейся ситуации.

Стандартное высшее образование в университете занимает пять лет, уровень интеллекта выпускников, очевидно, не достаточно высок, чтобы успешно реализовать себя в профессии, а масштаб, то есть, количество выпускников университетов, составляет тысячи ежегодно. Мы получаем массу наемных рабочих, людей, которые не способны самостоятельно обеспечить свою жизнь в данном периоде времени и быстро изменяющихся условиях внешней среды. Поэтому они нанимаются на работу к тем, чей уровень интеллекта выше, а длительность обучения у этих людей зачастую меньше, чем у наемных работников. Известно немало успешных бизнесменов, которые не имеют законченного высшего образования. То есть, они приобрели знания и навыки быстрее и эффективнее. Мы наблюдаем парадокс: чтобы стать владельцем компании необходимо, условно, 200 долларов за пакет регистрационных документов, а чтобы занять позицию генерального директора нужно высшее образование и несколько лет опыта работы. Это переворот времени в обществе, мир парадоксов, как писал Жан Бодрийяр.

Используя этот инструмент в журналистике, мы можем рассчитывать масштабы и скорость распространения информации, повышая или понижая уровень на шкале интеллекта.

Таким образом, из выше изложенного становится очевидно, что этот инструмент не только имеет множество комбинаций, является инструментом построения любых информационных продуктов (статей, книг, монографий, докладов и т.п.), но также является универсальным инструментом тактики.

В результате дальнейших исследований и применения данного инструмента на практике была выведена шкала психологии. Таким образом, мы получили конструкцию, позволяющую в ходе расчета учитывать психологическую составляющую.

На рисунке 2 обозначена четвертая шкала – шкала психологии, которая соединяет в трех точках всю систему. Важно отметить, что эта шкала может двигаться, как в положительном времени, так и в отрицательном.

Таким образом, мы можем дать характеристику психологии, с точки зрения Ж. Бодрийяра. Базовая формула психологии соединяет в себе интеллект, свойства времени и состояние масштабирования. Так как мы располагаем тремя компонентами, то их комбинация между собой дает девять возможных формул. Например, отношение интеллекта к свойствам времени, помноженное на масштаб; или отношение состояния масштаба к времени, помноженное на интеллект, и т.д.

По сути, Жан Бодрийяр вывел формулу, которая математически описывает полностью все психологические явления и их причинность в социальном мире. Именно этим способом написана монография «Момент истины или как меня заставили изучать психологию Европы» PhD Мальцева Олега Викторовича по результатам научной экспедиции в Португалию в марте 2020 года. В этой монографии автор, используя данный аналитический инструмент Бодрийяра, подробно описал исследование психологии европейцев в условиях пандемии коронавируса, использовав все девять формул.

То есть, Бодрийяр вывел модель, из которой прямо явствует, как выглядит психологическая система человека в социальной среде. Как мы видим, комбинация этих формул описывает те или иные явления, последствием которых является срабатывание психики человека, как элемента человеческой конструкции.

Также Олег Мальцев пришел к заключению, что данный инструмент не придуман Бодрийяром, он существовал и был выведен исторически.

Теперь обратим внимание, что появились два понятия: свойства интеллекта и свойства психики. Оба понятия прямо связаны со свойствами времени. Бодрийяр считал, что нельзя характеризовать интеллект без свойств времени, также нельзя характеризовать психику без свойств времени. Например, такое понятие, как психологическая устойчивость без учета свойств времени не может быть рассмотрена. Для того чтобы проверить, насколько устойчива психика у человека необходимо ввести параметры свойства времени, то есть, поместить человека в определенную ситуацию. Совокупность свойств психики человека могут быть изучены только с учетом свойств времени.

В рамках исследования академик Олег Мальцев связался с учеником Ж. Бодрийяра французским профессором, доктором социологии Люсьеном Оулахбиб (Dr. LucienOulahbib). Профессор Оулахбиб ознакомился с выше описанной конструкцией и подтвердил верность выводов и принципов работы данного инструмента. Также профессор сообщил, что Бодрийяр не представил данный инструмент, ни научному, ни широкому сообществу, так как опасался, что столь сильный инструмент в руках определенных людей может натворить множество бед.

Выводы: В результате научного открытия академика Олега Мальцева широкому сообществу представлен универсальный инструмент, тот утерянный «чертеж здания» философии Жана Бодрийяра, который использовал выдающийся философ и социолог 20-го века. Благодаря этому инструменту открывается возможность комплексно и глубоко проникнуть в труды Бодрийяра, понять сложные аспекты его концепций, а также проанализировать методы его научных изысканий. По сути своей, мы имеем дело с универсальным измерителем, универсальным разработчиком тактики, универсальным разработчиком продуктов, механизмом выработки идей, стратегий, инструментом прогнозирования, оценки личности, и т.д. Данный инструмент позволяет объективно посмотреть на ситуацию или исследуемое явление, а также спрогнозировать будущие явления. Теперь становится понятно, в чем секрет сбывающихся прогнозов Бодрийяра, ведь они являются результатом комплексных расчетов и применения рабочих формул, а не субъективных философских рассуждений. Данный инструмент имеет широкое поле практического применения и может стать незаменимым помощником для ученого, журналиста, психолога, писателя, бизнесмена, менеджера, аналитика, стратегического консультанта. В своих работах Жан Бодрийяр показал, как с помощью данного инструмента можно исследовать различные явления в обществе, при различных масштабах, двигаться в прошлое или делать прогноз, с высокой степенью вероятности, о будущих явлениях.

Литература:

Бодрийяр Ж. (2000). Америка. С.-П.: «Владимир Даль».

Бодрийяр Ж. (2000). В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: Издательство Уральского университета.

Бодрийяр Ж. (2016). Дух терроризма. Войны в заливе не было. М.: РИПОЛ классик.

Бодрийяр Ж. (2007). К критике политической экономии знака. М.: Академический Проект.

Бодрийяр Ж. (2006). Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика.

Бодрийяр Ж. (2006). Пароли. От фрагмента к фрагменту. Екатеринбург: У-Фактория.

Бодрийяр Ж. (2009). Прозрачность зла. М.: «Добросвет».

Бодрийяр Ж. (2000). Символический обмен и смерть. М.: «Добросвет».

Бодрийяр Ж. (2015). Симулякры и симуляции. М. : Издательский дом «ПОСТУМ».

Бодрийяр Ж. (1999). Система вещей. М.: «РУДОМИНО».

Бодрийяр Ж. (2000). Соблазн. М.: Издательство AdMarginem.

Бодрийяр Ж. (2017). Фатальные стратегии. М.: РИПОЛ классик.

Бодрийяр Ж. (2019). Совершенное преступление. Заговор искусства. М.: Группа Компаний «РИПОЛ классик».

Источник: газета «Твоя судьба» 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *