Менталитетная составляющая и ее роль в жизни человека: научный прорыв учёного Олега Мальцева!

Академик Мальцев в экспедиции по хорватским островам подходит к финишной черте ключевого запланированного исследования, результатом которого станет книга под заглавием «Менталитетная составляющая». Менталитет не как абстрактная категория, а система с мифологемой в базисе, в 21 веке выступает главным препятствием на пути человека при разрешении жизненных задач. Так, не зная природы и сути собственного менталитета, человек  вынужден нести крест общей судьбы (социально приемлемых и всем хорошо знакомых сценариев «родился-выучился-женился-состарился», вместо судьбы индивидуальной и уникальной; равно как и становиться частью общей истории вместо вечной памяти.

Поскольку на данный момент учёный  Олег Мальцев вершит финальные аккорды динамичной экспедиции, подходящей к своему логическому завершению, редакция «Гранита науки»  обратилась к научному ассистенту академика Мальцева, Ирине Лопатюк, с просьбой рассказать о результатах, полученных на этом этапе исследования менталитета. Далее – прямая речь.

Для начала – немного сухого академического юмора. В ходе подготовительной исследовательской работы мне довелось изучить более сотни определений менталитета, причём, одно другого краше. Нередко определения «менталитета» или «ментальности» (есть люди, полагающие, что это – одно и то же) не только противоречат друг другу , но и повергают в бездну самоё основы логики и методологии. Однако в текущем спектре под названием «максимум определений, минимум понимания» образуется шатко-переменное поле консенсуса, в котором действительности – не найти.

Более того, изучать категорию «менталитет» без понимания, что такое «память» и что такое «сознание» – всё равно что стучать в скальную глыбу, воображая, будто она – закрытая дверь. А между тем «менталитет» –  феномен чрезвычайной важности и значимости, имеющий прямое отношение к каждому жителю планеты Земля! Банальный пример:  всё, что экспортируется или приходит в среду иностранных рынков – от товаров повседневного потребления – до «предложения «новых» философских концепций – , наступает на грабли «менталитет».

Сложно не просто словесно описать масштаб последствий непреодолимых, невидимых препятствий, корень которого в менталитете, но даже представить, сколь много начинаний, проектов и светлых идей разбилось о барьер «менталитета», законы которому – не писаны. С одной стороны, таковые тенденции ярко проявлены в среде бизнеса и экономики.   А с другой стороны, не обошла эта судьба и науку – почему, в частности, сегодня и существуют, будто малознакомые и независимые «научные соседи» – европейская наука, американская наука, наука пост-советского пространства и активно развивающая наука азиатского региона.

Как минимум, интересно и то, насколько ход формирования менталитетной составляющей связан с механизмами изменения  истории. Как известно, «историю пишут победители» – однако, это выражение не стоит воспринимать буквально. Видоизменение фактического облика событий и их последствий – практика, известная с  древности (естественно, не обходит стороной и 21 век).  Так, только кажется, что под объективами всеславных СМИ и всеведающего Гугла наконец-то образуется среда информационной объективности. Однако стереотипы и данность «живут» по разные стороны информационного экрана. Нередко факты говорят одно, а история калибрует их значимость по-другому. Первый пример, на ум пришедший, – война во Вьетнаме. Штаты ведь позорно ее проиграли, однако спустя 10 лет силами Продакшна и Голливуда американские рупоры сумели (в некоторой степени) обратить бегство проигравших в победу гуманистических ценностей. Американцам-де надоело вдыхать смрад горящих от напалма вьетнамских земель, жалко стало самих вьетнамцев, несколько медленнее постигающих азы демократии, чем хотелось бы, вот и свернули операцию. Благородно поступили, в общем!

В заданном ключе уже можно разглядеть две стороны одной медали: то, что мы, люди психологического толка, сегодня изучаем и исследуем, постигая азы менталитетной составляющей, а люди другого толка – ещё в 20м веке называли блоком знания, который позволяет вершить историю.

Цитаты – из экспедиционных исследований О.В. Мальцева

  • Менталитет – есть последствие взаимоотношения человека с жизнью (борьба с жизнью; менталитет – категория бессознательная;
  • Мировоззрение – есть причина характера отношений с жизнью; превращается в бессознательную и автоматическую категорию, хотя по природе таковой не является;
  • Вера всегда обращена в будущее и определяет направление устремлений человека (то, во что ему хочется верить), а также выбор на основании предпочтений («будущее» –  как меню в ресторане: человек может выбрать лишь те «блюда», которые ему предлагают).

Помимо того, что Олег Викторович представил модель сознания и при исследовании сознания выявил концепты, устройство, механизмы и суть менталитетной составляющей, учёный сделал невероятное количество открытий практического толка, направленных на то, «что с этим можно сделать». И я искренне рада, что в науке 21 века наконец-то появилась валидная (надёжная и проверенная) рабочая модель сознания. Причём геометрическая модель (эвристическая, если описывать точно), позволяющая комплексно рассматривать и механизмы сознания и их тактические конфигурации. Из данной модели можно понять, каким образом человек растёт (интеллектуально и философски), как развиваются его взгляды и предпочтения, как, слой за слоем «вырастает»  сознание.

Так с детства у каждого человека формируется первый слой сознания, мифологема, облик которого обыкновенно определяется матерью и ближайшим окружением. Как на примерах и демонстрациях пояснял Олег Викторович, первый уровень – мифологемы – описывает историю и мировоззрение (по сути, остов философии, почва, на которой вырастает сад философии).

Второй же уровень менталитетной составляющей свидетельствует, насколько философия связана с реальностью и позволяет ли она  выбирать верные, безошибочные подходы при решении задач и реализации замыслов!

Следующий, третий уровень, можно представить как некую приверженность уже сформированным взглядам (причём, пока неважно, насколько эти взгляды верны; соответствуют ли они действительности). Столкновение сущностного содержания второго и третьего уровней, которое уже говорит о том, что «хочешь жить – умей вертеться», ведь обязан же человек на хлеб насущный зарабатывать… И в рамках данного столкновения у человека возникает некое разочарование. Хотелось бы привести в качестве цитаты некоторые тезисы экспедиционного исследования О.В.Мальцева:

  • Конфликт между вторым и третьим уровнем порождает разочарование в жизни (нередко человеку даже становится больно за бесцельно прожитые годы // либо же он проходит период переоценки ценностей // этап  самоанализа и изменения самооценки – что, безусловно, протекает субъективно!)
  • По идее человек должен быть рад, тем, что он имеет в жизни на этом этапе, но он редко остаётся удовлетворённым.

Четвёртый уровень – приход к понятию судьбы.

 И на данном этапе возникает ретрансформация философии – в игровую или фатальную. То есть, человек может стать либо игроком, либо фаталистом, либо авторитетом (= преподавателем ).

Итак, мифологема порождает уровень специализации и удовлетворённости, а четвёртый уровень показывает, насколько это реально и воплотимо в жизни!

Таким образом, научное открытие Олега Мальцева уже позволяет осмыслять и рассматривать менталитет как определённую структуру сознания; как некое безопасное стремление к власти, счастью и благополучию!!!

Работает этот механизм бессознательно; более того, в силу структуры сознания человека этот механизм реализуется человечеством в групповой автоматической форме повсеместно.

Всего, согласно образной модели, мы могли бы сказать, что у сознания существует 8 (восемь) слоёв. Так, первые 4 (четыре) слоя – и есть менталитетная составляющая. Если по аналогии описывать эту модель совсем простым языком, менталитетная составляющая и даёт ответ на вопрос «Кто я?». То есть, представим, как человек, «стоящий в поле», гол как сокол, и вот кто он? На формирование ответа «Кто я?» влияет и  мифологема, и верования человека, и его навыки, и поступки, и грани мировоззрения, и груз разочарований, и «радостное бремя» академического и допустимых третьими лицами научных знаний и прочее.

Верхняя четверка (оставшиеся 4 слоя из 8-ми) – это тема запредельная для современного мира абсурда. Трансцендентная тема, не иначе. Это, по сути, то, кем ты останешься в истории. Выйдешь ты за эту менталитетную составляющую или нет. В данном ключе «расцветает»  и тема сверхчеловека, и личностного бессмертия, и постижения трансцендента – богатейшее и интереснейшее поле постижения тайн мироздания и самоё Человека.

Олег Викторович анализирует менталитет как последствие взаимоотношений человека с жизнью, рассматривает причины и прототипологию сценариев того, как разные личности в истории   «боролись с тяготами жизни», кто и почему их проходил и преодолевал, а кто – пал под опаснейшими невидимыми жерновами истории. Боле того, напомню, что особенностям противостояния предшествует мировоззрение человека, то есть, причина характера его отношений с жизнью. Какое у человека мировоззрение определит его отношение к жизни. И то, как человек станет сражаться с жизненными тяготами и вызовами, как именно станет конфликтовать и противостоять (или же адаптироваться и «прогибаться под изменчивый мир»), в том числе, определяет порядок и содержание  менталитетной составляющей.

Хотелось бы затронуть и несколько видов «жизненного конфликта, который, как нам кажется,  порождает мнимую дуальность. Так, с детства принято считать, что в нашем мире активно действует некая двойка: мужчина-женщина, дух-материя, хороший-плохой, свой-чужой. Разные бывают пары, мы могли бы их рассматривать в ключе «дуальности». Непосредственно «дуальность» возможно представить как отражение единого, исходного элемента, в двух зеркалах, – справа и слева. Другими словами, представим, как в центре комнаты стоит человека, а по обе стороны от него – два зеркала. Одно зеркало называется Памятью, другое – Сознанием.

В ходе исследования менталитетной составляющей Олег Викторович описывает, каким образом происходит взаимодействие этих двух зеркал. Каким образом работают механизмы психики (не просто как соединитель между памятью и сознанием), и почему для управляемой и эффективной самореализации обаятельно требуется и третий элемент – определенные психологические  процедуры.

И, как говорится, такого в науке ещё не было! Без психологической процедуры «управляемо запустить» эту менталитетную составляющую, как-то осмыслить её или «перекроить» – невозможно. Более того, у менталитетной составляющей даже на первом уровне мифологемы существует еще ряд предохранителей: в частности, коренная мифологема. Коренная мифологема (если совсем коротко) – это то, что в далёкие детские годы рассказала мама (сказки, истории, былины, легенды о жизни). Как предохранитель, коренная мифологема срабатывает в весьма суровые периоды жизни («себя пожалел и пошёл дальше»). Помимо коренной мифологемы существуют мнимая мифологема и фактическая. С фактической мифологемой все достаточно сложно, поскольку она сродни «второму позвоночнику», от которого человек не хочет отказываться. А мнимые мифологемы человек может менять как перчатки: «что мне выгодно сегодня, то я и буду использовать» – пример переноса на уровень мышления мнимыми мифологемами.

Итак, что важно: существует способ ретрансформации, посредством которого наши убеждения, наше мировоззрение может стать соответствующим действительности. Объективное миропонимание и мировосприятие, а также инструменты реализации такового восприятия в дальнейшем и позволяют человеку строить свою собственную судьбу и, без прикрас, вершить великие дела, видоизменяя среду, окружение и мир вокруг. Насколько же контр-продуктивным выступает на этом фоне тот же американский подход, призывающий перекраивать внутреннюю, собственную, личностную среду – де-факто, информационные блоки памяти – перекраивать, чтобы как-то перестроиться под этот изменчивый мир, воспетый «Машиной Времени».

Итак, Олег Викторович в философском, психологическом и затем в практическом ключе комплексно описывает понятие психологических процедур. А вот какие это будут процедуры… я рада предположить, что Олег Викторович по приезду из экспедиции, изложит в монографии и научно-популярной книге (возможно, и амальгамной, а, может быть, даже культурно-исторический боевик появится в некотором ближайшем будущем) – то есть, планы самые разнообразные и широкие.

Помимо психологических процедур, выделена еще одна классификация:  какие в среде нашего окружения существуют люди и как они с вызовами  жизни справляются (классификация по образу и способу разрешения жизненных задач). Итак, есть фаталисты, игроки и учителя; и было бы «всё прекрасно», если бы категорий существовало только три – однако, время от времени, каждый человек ещё и мнит себя кем-то (мышление)!

И каждый себя в социуме представляет в виде некоей роли; получается всего 9 комбинаций, исходя из парадигмы «думаю – одно, говорю – другое, делаю – третье». И в этой девятке, как говорится, попробуй ещё найди себя, настоящего. Как собрать из них остов личности, как синтезировать эти разрозненные фрагменты и получить ядро эффективности? На эти вопросы тоже предстоит ответить в ближайшем будущем.

  • Психологическая процедура – основа работы сознания.

То есть, по сути, чтобы менталитетная составляющая работала эффективно (и чтобы научиться работать с менталитетами других людей), человеку нужна психологическая процедура. Пока нет ее – хоть «разбейся», ничего не изменится. Да, можно посадить человека, дать ему в помощь (пожизненно даже) 5 криминалистов, 8 психологов, 9 философов. И пускай те сказать: сейчас, господин Человек, вам представим самые эффективные мифологемы и мировоззрение, подарим  массу инструментов… Разе при такой конфигурации в жизни человека  не должно стать «всё хорошо»? Нет! Даже если человеку дать это все, без толку, бесполезно. Требуется специальный психологический переходник, психологическая процедура, которая позволит войти в невидимую и неосязаемую среду менталитетной составляющей, извлечь оттуда «пробку», вылить все неэффективное и «залить»  эффективное.  И данное образное пояснение на основании аналогий специально представлено, чтобы читатели «Прикладной психологии» уже  смогли проникнуться основами полезных научных открытий в плоскости изучения менталитета.

И в рамках современной психологии предстаёт иной мир – не просто мир дуальности, образованный между памятью и сознанием. По секрету скажу, что «вся недолгая» заключается в том, что наш мир – не «двойка», а «четверка», поскольку существует ещё и вертикальные, диапазонные составляющие. То есть, помимо зеркала памяти (1) и зеркала сознания  (2) человека,  есть сознание (3) и память (4) мира. А что это за категории, как с ними взаимодействовать? Миллиарды вопросов! И без знаменательных дисциплин прототипологии, архетипологии, антропологии, социологии, прикладной философии и многих иных дисциплин мы никоим образом не разберёмся и не приблизимся к ответам.

Поэтому нас, дамы и господа, ожидает масштабное исследование, как минимум, с точки зрения того, какие бывают психологические процедуры, каким образом вообще человеку объективно ответить на вопрос «Кто я?». А если он с ответом «Я – такой-то» не согласен или недоволен качеством этого содержания (как чаще всего и бывает, поскольку человек хочет одно, а живет в другом) – на этом этапе самое главное ответить на вопрос «что дальше сделать?». Понимая, что есть и что важно сделать и почему, мы задаемся вопросом: а как это менять? И одно дело – наличествующие инструменты, однако совсем иное – тактические и стратегические процедуры или РП, которые позволяют диагностировать,  как обстоят дела с конфигурацией подходов отдельного человека (понять, как обстоят дела), а во-вторых, подобрать такую конфигурацию дальнейших планов и действий, которая именно этому человеку будет полезна и выполнима. Вот таков он – научный прорыв, который бы не состоялся без исследования менталитетной составляющей Олегом Викторовичем Мальцевым. 

Сама тема менталитета крайне обширная. Мы будем говорить о том, как формируется здоровое сознание, как работают психологические процедуры, и в итоге, как обычно, придём к суровому, но неотъемлемому вопросу об эффективности.

Лично я с большим предвкушением ожидаю предстоящие труды, книги и лекции и, конечно же, международный симпозиум ,на котором Олег Мальцев представит первичные фундаментальные результаты исследования менталитета, проведённые в Третьей Хорватской Экспедиции.

О чём уже можем говорить сегодня – так это о ближайшей книге научно-практического толка. Содержание книги, как это всегда бывает в исследованиях Олега Викторовича Мальцева, уже готово. Таково оглавление труда «Менталитетная составляющая»:

1.Как связаны менталитет и тактика методов искажения истории, или зачем написана эта книга.

 2.Сознание человека: структура, устройство, среда сознания, менталитетная составляющая.

 3.Формула поражения – эпиграф жизни современного человека.

 4.Схема восприятия: сон, память, сознание, картина мира, история народов и эпох.

 5.Менталитет как последствия взаимоотношений с жизнью.

 6.Мировоззрение как причина характера взаимоотношений с жизнью.

 7.Вера как направление устремлений.

 8.Символ семьи или символ города?

 9.Мифологема как базовый уровень сознания.

 10.Стадия и понятие «стажера». Второй уровень сознания –«Разочарование в науке».

 11.Третий уровень сознания – уровень удовлетворенности настоящим. Базовый вопрос – «Как вы устроились в этой жизни?»

 12.Четвёртый уровень сознания. Переход к понятию «Судьба».

 13.Формула соотношения уровней менталитетной составляющей сознания человека.

 14.Второе определение понятия «Менталитет».

 15.Учитель, Игрок, Фаталист – базовые участники процессов жизни и деятельности человека.

 16.Масштаб личности и стадии эволюции личности.

 17.Двойственность: отражение памяти в сознании (раскрытие загадки дуальности мира).

 18.Мнимая мифологема и коренной материнский уровень отношений памяти и сознания.

 19.Психологическая процедура как основа работы сознания.

 20.Рычаги и аспекты психологической процедуры.

 21.Цель применения психологической процедуры.

 22.Третье определение Менталитета.

 23.Модель поведения как продукт менталитета.

 24.Первое определение психологии как науки.

 24.Психология ущербности, психология степеней.

 25.Психологическая процедура и тренировки формируют психику, и это основа душевного здоровья.

 26.Общая судьба вместо индивидуальной; общая история вместо вечной памяти.

Выход книги планируется на сентябрь 2021 года.

А завершить данное краткое знакомство с результатами научного исследования академика Олега Мальцева я бы хотела цитатой и одного культового произведения.

С уважением, Ирина Лопатюк

..Все мы наивные материалисты, думал я. И все мы рационалисты.

Мы хотим, чтобы все немедленно было объяснено рационалистически, то есть сведено к горсточке уже известных фактов.

И ни у кого из нас ни на грош диалектики. Никому в голову не приходит, что между известными фактами и каким-то новым явлением может лежать море неизвестного, и тогда мы объявляем новое явление сверхъестественным и, следовательно, невозможным.

(братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»)

Источник: «Гранит науки»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *