Классификация Вайтаха и общественная теория личности

Прежде всего, хотим напомнить, нашему дорогому читателю что ранее мы уже знакомились с механизмом под названием Вайтаха. Для тех, кто желает вернуться к этому понятию, рекомендуем прочесть статью «Проникая в тайну Вайтахи – венецианский механизм городов, вытачивающий личность». Итак, начнем.

Обращая внимание на детали — мы не можем точно сказать, сколько механизмов в Вайтахе того или иного города, но можем классифицировать их по определенным признакам:

  • Геометрические механизмы. Например, лестница под углом 90 градусов — по ней надо подниматься, город будет заставлять ходить тебя каждый день. Это бессознательное воздействие на человека, после которого не будет проблем ни с координацией, ни с ногами, ни с дыханием.
  • Механические системы. Например, тяжеленные двери в доме, требующие для открытия-закрытия значительных усилий. Через какое-то время этот вес для вас не будет ничего значить. Кто-то поставил такую именно дверь. Кто — неизвестно и для вас не так уж важно. Имен у этих «творцов» нет, когда вы родились в этом доме, там уже были такие двери.
  • Терминальный механизм. Например, в вашем городе обычно люди встречаются и говорят «привет», а в другом вместо «привет» бьют по лицу. Как вы думаете, через месяц голову научитесь убирать из-под удара? Несомненно.

Одна из самых неприятных тенденций, существующих сегодня, хотя и неизменно продолжающих свой путь с незапамятных времён — состояние «я все знаю»: я уже готов, меня заточили, пользуйтесь. Да только плохо вас заточили; было бы хорошо – было бы у вас в жизни все иначе. А когда «пользуйтесь», а никому не надо, значит, заточили плохо. И кто должен перетачивать? И ДОЛЖЕН ли? И, разумеется — будет ли?!

  • Ситуационный механизм. У Стругацких в том же «Пикнике на обочине» в описываемой Зоне люди быстро учатся на примерах других: «Ничтожный был человек, даже имя его никто не знал, а умным людям дорогу показал, куда соваться не следует». Сталкеры ходят по карте, на которой некоторыми ориентирами являются места гибели коллег, братьев по оружию: тут быстро научишься, если жить хочешь. Те же, кто в силу тех или иных причин не научился, ждёт удел павших. Главный герой в свои 23 года ни разу не допустил ошибку, чему есть логичное объяснение из его же уст.
  • Механизмы, создающие обстановку. Многоликая Вайтаха, которая вытачивает личность человека определенного типа, согласно замыслу своих гипотетических создателей, нами еще исследуется. Влияние на личность происходит на нескольких уровнях одновременно: на антропологическом, физиологическом, психологическом, социальном и символьном (мистическом). Кстати, у тех же Стругацких, в повести «Волны гасят ветер» говорится о развитии некоторой, крайне малой части человечества по уровневому принципу. Всё выше и выше, и выше, не теряя возможности уровней предыдущих — «Это один из моих уровней», произносит один из героев повести, навсегда, безвозвратно обогнавший в развитии, как ментальном, так и физическом, своих коллег, близких, родных.

Учитывая всё изложенное, закономерно возникает новый вопрос: как на сегодня происходит заточка среднестатистического человека?

ЦИТАТА«Ответ может сформулировать общественная теория личности»

Ребенок сталкивается с вайтаха ещё в бессознательном возрасте. Заточкаосуществляется всегда, с самого детства. Вся заточка происхоит «под наркозом»: так, человек живёт на автомате, находясь в бессознательном состоянии, а его учат, тренируют, дрессируют, к нему прикладывают силу, если он сопротивляется и пр. Так или иначе в жизни человеку приходится переходить от одной вайтаха к другой: из одной среды «заточки» в другую. Рассмотрим, как выглядит заточка человека на протяжении всей его жизни.

СЕМЬЯ-ДОМ-ГОРОД – это безымянная вайтаха. Это первая Вайтаха, с которой человек сталкивается, у нее нет имени. Мастера заточки в этой среде – мама, папа, бабушки, дедушки – у них богатый жизненный опыт, который они и передают ребёнку. Еще те мастера. Им резец в руках держать, не привыкать, у них же «жизненный опыт», и под этот опыт они и точат бедного Буратино. Ничего, что скорость развития мира сейчас несколько выше скорости возникновения опыта человека, и то, что было много лет назад, неприменимо сегодня.

ДВОР. Вайтаха набирает обороты, когда ребенка выпускают играть во двор. Теперь, после семейного и домашнего «воспитания», заточка продолжается двором. Двор — это отдельная форма, формируемая городом. В городе одно, во дворе – другое. Здесь мастера заточки: друзья, старшеклассники, дворовая банда. Самые «лучшие» точильщики, как вы понимаете: им просто наплевать, как они точат; им все равно, тем более чтоответственность на них — нулевая.

ШКОЛА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. Добавляется еще один механизм заточки. Здесь мастера-учителя начинают шлифовать «семейную и дворовую» заготовку шкуркой – определённой программой министерства образования. К тому же здесь ребенка могут начать «прессовать», например, лишь за то, что он религиозен/нерелигиозен, наследственно принадлежит к той или иной конфессии, по национальному признаку или, как часто бывает, за недостаточную физподготовку, да и просто за неусидчивость. Не объясняя и по-доброму показывая, что и как нужно, а именно в категорической, иногда, оскорбительной форме. Школа = ширпотреб. Все, что заточили до этого, начинают шлифовать «шкуркой», самой маленькой наждачкой «нулевкой», пытаются отшлифовать все заусеницы на вас.

ЦЕРКОВЬ. Именно в этой точке нередко происходит заточка религиозного рода, без пояснений и возможности задавать вопросы и разбираться. Именно здесь у человека начинаются все аберрации.

СЕКЦИЯ. Спорт и активные мероприятия также «точат» личность, прививая ей новые качества и свойства (например, дисциплинированность, собранность и пр.). Здесь мастера – единственные, кто знают, что они делают, в какой-то мере. Именно здесь начинается «Война миров», контрпротивостояние между церковью, начальной школой и секцией. Здесь первый выбор человека, между школой, церковью и секцией: где точиться?

СТАРШИЕ КЛАССЫ. Знакомство с обществом, которое не очень-то дружелюбно и безапелляционно объясняет, как жить. Если ты так жить не хочешь, то у тебя 2 варианта: либо противостоять, либо быть как все. Здесь происходит знакомство с законами общества, необходимостью «не быть как все», думать о будущем (куда поступать и какую профессию выбрать, выбирать авторитеты – «лучше быть как дядя моего друга, он военный, у него и машина, и вообще он крутой»), обычно происходит на этом этапе.

УНИВЕРСИТЕТ. Здесь уже каждый профессор точит вас под себя, как ему нравится. На этом, обычно, заточка завершена. Общество расширяется, а заточенных, послушных и неспособных решать жизненные задачи индивидов становится только больше. Из мастеров заточки уже не один учитель, а множество преподавателей затачивают сводами информации без формирования навыков.

РАБОТА. «Забудьте все. Чему вас учили в университете», – именно эту фразу слышит каждый выпускник при приеме на работу. Иными словами «Всё, что Вы знаете – это прекрасно, только Вы нам не подходите. Придётся Вас перетачивать, иначе деньги в предприятие Вы не способны принести». Кто будет тренировать? Например, двое старших специалистов в отделе. Итак, пришёл человек в виде «перспективной молодой заточки», как это описано в дипломе, а спустя некоторое время на предприятии очнулся менеджером среднего звена.

ОБЩЕСТВО. Многоуровневая система и государство, от невидимого «суда общественного» до государственных институтов и министерств. И начинается заточка человека по полной программе, спрашивая с него тоже по полной программе, не уточняя — в силах ли он оплатить этот счет или нет.

ПЕНСИЯ. Остаётся только писать мемуары о том, как человека точили всю эту жизнь и каков итог.

«Х». Когда человек умрет – неизвестно.

Вот так выглядит заточка человека на протяжении всей его жизни. И это общественная теория личности. Вот как выглядит личность на протяжении всей жизни. Никто не хочет так жить, но подавляющее большинство именно так живёт. Мы подходим к самому важному вопросу: ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА ТАК ЖИТЬ? Что провоцирует именно такой modus vivendi? Ответить на этот вопрос может только глубинная психология. Обратимся к авторитетам в этой сфере.

ЧТО ГОВОРЯТ МЭТРЫ О ТОМ, ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК ВЫПОЛНЯЕТ ЭТУ ОБЩЕСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ? Фрейд говорит о том, что есть некие две невидимые силы, которые встраивают человека в эту программу: стремление к жизни и стремление к смерти. Юнг говорит, что за этим всем стоят архетипы. Сонди говорит — нас туда толкают побуждения, определяя наш выбор. А где же «точилка»?

Выбор ее и определяет. Выбор определяет не путь человека, а точилку, определяющую этот путь. Почему он вместо пути, вместо траектории, курса по карте выбирает точилку — мы не знаем. Судьба — это не путь, не колея, ведущая вперед, это точилка. Выбор, почти всегда многоэтапный, определяет судьбу. Мы имеем дело с выбором именно «точилки»; даже не мастера, у которого есть точилка, а самой точилки.

ЦИТАТА«Люди, так или иначе ищут точилку, они по-другому не могут. И пока человек не поймет, что просто «любая» точилка ничего не дает, он всю жизнь будет идти в эту общественную программу, пытаясь искать точилку, которая его благоустроит в этом мире».

Да, после переточки возникает новая деталь, не похожая на старую – но она тоже может никуда не подойти! Гарантий того, что вас переточат так, что вам или даже с вами станет хорошо – никаких. И если посмотреть на статистику вокруг, никого не переточили так, чтобы было ему от этого хорошо.

Так и двигается человек по жизни от вайтаха к вайтаха. И на этот бессознательный поиск его толкает собственная ущербность.

Такова роль вайтаха, этого судьбоносного и фатального механизма, о котором человек и вовсе ничего не знает. Так и живёт он, двигаясь «от вайтаха к вайтаха», получая всё новые и новые шрамы на своём жизненном пути. Ключевая проблема в данном случае заключается в том, что человек стремится попасть в некую среду или группу (что прекрасно подтверждает практика исследования мировых субкультур), тем самым требуя всё новых и новых «затачиваний» на своём жизненном пути. С самого детства ребёнку не объясняют и не показывают личным примером, что искать надлежит не «точилку», а Маэстро – мастера, эксперта, умельца – того самого наставника, который умеет создавать условия, обладает программой тренировки, способствующей приобретению эффективных навыков, не зависит от изменений переменной внешней среды и самое главное – может научить самостоятельно решать жизненные задачи и добиваться поставленных целей. Фатум заключается в способе поиска точилки, а именно, «чтобы она нравилась» . А искать надо не точилку, искать нужно, разумеется, мастера.

И это было фундаментальное открытие академика Олега Мальцева в хорватской северной экспедиции в 2020 году. Подробнее об открытиях и этой экспедиции можно прочесть в научно-популярном журнале «Экспедиция» (выпуск №5).

 Из журнала «Экспедиция» .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *