Роль элементарной функции отрицания в интеграции «Я»
Аннотация: в статье представлены взгляды на элементарную бессознательную функцию «Я» трех направлений глубинной психологии: психоанализа, судьбопсихологии, аналитической психологии. Описана функция отрицания как отправная точка самостоятельного существования «Я»; указаны положительные аспекты срабатывания функции отрицания и продемонстрированы клинические проявления патологических форм отрицания.
Судьбоанализ Липота Сонди, будучи связующим звеном основополагающих школ глубинной психологии на всех этапах становления, определил конечной целью всех начинаний человека такую категорию как «интеграция», а именно: интеграция глубинной психологии, интеграция бессознательного, интеграция «Я», интеграция личности. Необходимо отметить, что таковая роль осуществлена исключительно направлением судьбопсихологии, чему была посвящена одна из статей (ранее обсуждались предпосылки и причины, позволившие данному направлению глубинной психологии обоснованно и комплексно представить все грани «Я» индивида).
«Я» индивида образно можно бы сравнить с собирательным ролевым компонентом капитана корабля, который располагается на мостике души, и его основной задачей является связь всех пар противоположностей. Однако, как показывает практика, чаще всего «Я» неспособно преодолеть противоположности, оно часто покидает командный пункт, а в большинстве случаев вообще не занимает командной позиции. Исходя из пары противоположностей «сознательное – бессознательное», «Я» занимает крайние позиции, то есть в одном случае ближе к полюсу сознательного, а в другом случае – ближе к бессознательному. В силу этого можно наблюдать сознательное и бессознательное «Я».
Осуществление функции «Я» как «строителя мостов» возможно лишь тогда, когда «Я» занимает позицию высоко над сознанием и над глубиной бессознательного. Если «Я» находиться ближе к бессознательной области или вообще погружено в бессознательное, то в таком случае мы говорим о «инстинктивном Я». «Инстинктивное Я» в бессознательной области выполняет четыре элементарные функции: проекция, инфляция, интроекция и отрицание. Эти четыре элементарные тенденции проистекают из изначального стремления к партиципации (участии).
Партиципация означает: быть единым с чем-то; но в силу того, что невозможно быть единым, «Я» вынуждено жить в других формах бытия, что проявляется во вторичных формах бытия: проекция, инфляция, интроекция, отрицание. Липот Сонди писал о том, что в современном мири индивиду невозможно партиципировать, в силу этого он может также проживать и патологические формы бытия: психоз, мания.
Липот Сонди в книге «Я-анализ» первой в классификации рассматривает функцию проекция, однако наше исследование, посвященное интеграции «Я» начнется с рассмотрения бессознательной функции отрицания, поскольку она является главной функцией начала самостоятельного существования «Я», что характеризуется разрывом с семьей, разрывом с жизнью ребенка и переходом во взрослую жизнь. Эта функция оказывает фундаментальное влияние, без нее невозможно разрыв с детством и переход во взрослую жизнь, поскольку необходимо отрицать предыдущую жизнь и перечеркнуть все, что было до этого, а также нужна способность и умение начинать жизнь сначала.
Согласно практическим исследованиям Липота Сонди, «отрицание – это бессознательное элементарное стремление к отказу, отрицанию, вытеснению определенных требований, представлений событий. Бессознательное – конечная цель любого отрицания, это прекращение воображения всех идеалов быть и иметь, т.е. разрушение, деструкция».
Реализация бессознательной функции отрицания имеет двоякое проявление: с одной стороны, с помощью этой функции индивид может быть социальным и приспособиться к окружающему миру, но с другой стороны – разрушить себя и объекты в окружающем мире. Исходя из объёма проявления отрицания будет зависеть и направленность: разрушение или приспособление.
Тенденция «Я» к отрицанию является лишь частично бессознательной, а частично осознанным стремлением в торможении, сдерживании, отчуждение определениях требований, представлений, идеалов. Крайней негативной целью отрицания является разрушение идеалов «быть» и «хотеть», то есть деструкция, что выражается в отсутствии воображения. Для отрицания характерна эго-систола, то есть сужение «Я» индивида. При переносе эго-систолы на внешний мир, индивид становиться больным, например, негативизм у кататоников. Отрицание в этом случае позволяет «Я» сдерживать свою безграничную готовность к расширению – инфляция, чрезмерную способность к проекции; так, отрицается интроекция – идеалы «иметь», поскольку в данном состоянии они кажутся индивиду бесполезными и невозможными.
При отрицании происходит проверка действительности, что проявляется в двух направлениях: во-первых «Я» проверяет, являются ли стремления, представления и идеалы хорошими или плохими, в результате хорошие будут приняты, а плохие – отрицаются и отталкиваются. Во-вторых, «Я» проверяет, содержит ли внешний мир содержание проекции и инфляции.
Различают первичный процесс тенденции отрицания и вторичный. Первичное отрицание направлено внутрь на ограничение расширение «Я», то есть это-диастолы. Таким образом «Я» словно просит внешний мир о помощи от безграничного расширения «Я» во внутреннем мире. Это форма сужения считается здоровой, что приводит к адаптации, то есть приспособлению. Вторичное отрицание не ограничивается сужением одержимости или проекции – оно уничтожает все идеалы иметь. Оно полностью отклоняет «Я» от внешнего мира и происходит полное закрытие «Я» от внешнего мира, возникают Я-заграждения как внутри, так и снаружи. Индивид полностью закрывается от внешнего мира: он не говорит, не реагирует, не ест.
В силу того, что существует три поля бессознательного: личное, родовое и коллективное, различают отрицание личное, родовое и коллективное.
Личным является отрицание, когда «Я» отрицает представления, стремления или идеалы, которые относятся только к области личного вытесненного бессознательного.
С точки зрения Зигмунда Фрейда отрицание рассматривается только в контексте вытеснения. Он определяет, что «отрицание» – это интеллектуальная сознательная функция принятия решения. Таким образом, отрицание в психоанализе является способом перехода вытесненного к осознанию, то есть оно будет отрицаться через интеллектуальную функцию принятия решений.
С точки зрения Я-анализа отрицание рассматривается как элементарная функция «Я», а не как интеллектуальная замена вытеснения – психоанализ, на самом деле вытеснение является одной из форм отрицания. Рассмотрим некоторые формы отрицание в судьбоанализе:
- Бессознательное отрицание бессознательной проекции – бессознательное приспособление или адаптация. Этот процесс является самой частой формой отрицания, что приводит к тому, что стремления к власти и расширению будут перемещены в область бессознательного.
- Бессознательное отрицание происходит от бессознательной одержимости, инфляции, удвоения. Клиническое проявление выражается в задержках, торможениях. Индивид не осознает ни отрицание, ни инфляцию, частично осознается одержимость или тенденция удвоения.
- Бессознательное отрицание латентной женственности или покинутости: отчуждение. Клинические проявления этого вида отрицания выражается в деперсонализации или отчуждении. В этом случае индивид не осознает отрицание женственности или покинутости. Клинические симптомы выражаются не только в том, что все кажется чуждым, серым, безжизненным, но также в том, что предметы стали плоскими и мелкими, а звуки воспринимаются как издалека. Для индивида то, что им отрицается, остается бессознательным, он этого не осознает.
Рассмотрим отрицание, с точки зрения факторных картин используя тест Сонди:
ПП (передний план) (Sch= к- р-) – адаптация. Соответственно индивид отрицает заднеплановую факторную картину «Я» (Sch= к+ р+) – «хочет все иметь и всем быть».
Чем больше выражается негативизм у индивида, тем большее желание у него на заднем плане «все иметь и всем быть».
ПП (Sch= к- р+) – Я заторможённого человека, ЗП (Sch=к+ р-) – артистически недисциплинированное «Я», которое отрицается.
Отрицание проявляется в пяти формах:
- Приспособляемость Sch = к- р- (факторная картина)
- Торможение или заторможенность Sch = к- р+
- Отчужденность Sch = к- р+ –
- Вытеснение Sch = к- р0
- Негативизм, потеря воображения и разрушение Sch = к- ! ! р–
Ключевое различие между пятью формами отрицания заключается в разности диастолы (р-; р+; р+-) и в количестве отрицания.
Все пять форм являются проявлением индивида выразить «нет». Однако существуют как приемлемые формы отрицания, которые способствуют приспособляемости индивида, так и патологические формы, приводящие к полному саморазрушению.
Коллективное отрицание можно рассмотреть на базе двух аспектов: во-первых – это отрицание, избегание, затормаживание, отчуждение или вытеснение определённых всечеловеческих представлений и побуждений коллективного бессознательного. Коллективным отрицанием также можно назвать все правила и запреты религии, государства, группы, клана. В том случае, если отрицание направлено от индивида, то отрицание исходит изнутри, если, наоборот, отрицание выражается со стороны группы (государства, церкви), тогда происходит запрет снаружи. Тогда человек будет ограничен нравственными, религиозными и государственными шлагбаумами, чтобы отречься от личной или коллективной потребности.
Элементарная бессознательная функция «Я» «отрицание», с одной стороны, является отправной точкой и фундаментном начала самостоятельной жизни индивида, с помощью которой индивид способен отрицать все негативные категории и принимать положительные; в этом случае она рассматривается, как способность индивида выразить «нет». С другой стороны, когда речь идет о вторичной функции отрицания, срабатывание данной функции может привести к патологическим последствиям, таким как: саморазрушение, самодеструкция, дезориентация, негативизм. Следовательно, как одна из ступеней развития личности, она оказывает положительный эффект, однако, далее необходим переход на следующую ступень развития, в противном случае индивид может прийти к патологическим последствиям.
Список цитируемой литературы:
- Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Triebpathologie, Bd. II. Bern: Hans Huber.
- Szondi L. Triebpathologie. Verlag Hans Huber (Bern).
- Зигмунд Фрейд. Отрицание. 1925 год
- Зигмунд Фрейд. Очерк истории психоанализа. Алетейя. 1998.
- Карл Густав Юнг. «Психологические типы». 1921.
Язык логики предикатов первого порядка является удобным средством для строгого построения на его основе конкретных, прикладных теорий. В этом случае вместо абстрактных предметных, предикаторных и предметно-функциональных констант в алфавит вводятся конкретные термины словаря теории — имена объектов её предметной области, знаки их свойств и отношений, знаки заданных на данной области предметных функций. Сами прикладные первопорядковые теории (их часто ещё называют элементарными) строятся обычно аксиоматически. К логической части (аксиомам и правилам вывода исчисления предикатов) добавляется собственная часть прикладной теории — постулаты, отражающие закономерности её предметной области.