Виды маний в свете судьбоанализа

Аннотация: в статье представлено описание разновидностей маний в контексте концепции судьбоавнализа. Показаны причинно-следственные связи отдельных видов мании и элементарных функций «Я». Сравнительно-сопоставительный анализ видов маний и физиологических стадий развития «Я» показывает совершенно иной взгляд на данный вид заболевания и свидетельствует о том, что   они не в патологической форме являются определёнными стадиями развития «Я». 

Ключевые слова: мании, судьбоанализ, терапия маний, психотерапия, мания величия.

Согласно предыдущей статье, в которой было представлено судьбоаналитическое исследование маний, стало известно, что причиной возникновения мании является нарушение функции «Я» партиципация, а как следствие – неверное распределение силы больным «Я». Следовательно, необходимо проверить функциональность данного определения в контексте каждого вида мании.

I. Мания проекции

При данном виде мании распределение силы происходит за счет перекладывания большей части собственной силы на другого человека, вследствие чего болезненно увеличивается всевластие другого человека по отношению к больному манией.  

С точки зрения классической классификации к мании проекции относиться мания преследования. В результате «мистического» распределения власти больным, преследователь становиться всевластным, а носитель мании – безвластным. Поэтому вместо желаемого равенства возникает партиципированная ненависть между преследователем и преследуемым, в то же время, преследуемый совершенно бессилен против своего «врага». Таким образом, при мании проекции больной удовлетворяет свою потребность эгодиастолы, только во вред собственной личности, поскольку сила другого человека либо окружающей среды болезненно преувеличена.

Клинические формы мании проекции выражаются в: негативном состоянии ступора; ипохондрические, саморазрушительные маниакальные идеи, с манией нанесения вреда, с манией преследования, и часто с телесными галлюцинациями; мания демонстрирования с идеями преследования; саморазрушение и прочее.

Рассмотрим данный вид мании на примере случая из практики Липота Сонди.

«Случай 41. Паранойя и навязанные симптомы у психотика. 34-летняя актриса жила со своей матерью в болезненном участии. Внезапно у нее появилась навязчивая идея, что она должна ее убить. Чтобы мысли убийства не стали действием, она переехала в отель. Однако затем у нее появилась мания проекции: она чувствовала себя постоянно оскорбленной в театре, ущемленной, преследуемой коллегами, так сильно, что она была вынуждена оставить свою профессию.

В данном случае наблюдается скрытая вытесненная лесбийская связь за двойственным существованием, а так же параноидальное Я-разделение. Характерно, что женщина через навязанные представления смогла заменять параноидальные бредовые мысли проекции довольно длительное время. 34-летняя актриса разработала перед паранойей навязчивую идею, что она должна на улице собирать фекалии лошадей и собак и есть. Как только она слышала на улице копыта лошадей, ею одолевало счастливое ощущение. Ее первый аналитик поведал Липоту Сонди, что эта навязанность появилась у нее после сношения с мужчиной, при лице которого она всегда должна была думать о лице животного».

II. Мания инфляции

Мания инфляции выражается в четырех формах: мании величия, бисексуальной мании, мании кляузничества и религиозной мании. Мания инфляции возникает как следствие неправильного распределения индивидом власти «быть», то есть она переноситься на собственную персону, в силу чего возникает удвоение власти собственного «Я». Партиципация с объектом происходит за счет того, например, при бисексуальной эротомании, что индивид хочет быть одновременно двуполым существом, то есть гермафродитом, который одновременно любовь дает и принимает. Человек одновременно является и мужчиной и женщиной, но при этом не осознает противоположности. 

Глубинно-психологический анализ больных манией инфляции показал, что зачастую три формы мании: мания величия, эротомания и мания кляузничества попеременно сменяют друг друга либо одновременно присутствуют. Также было сделано предположение, что мания кляузничества представляет собой спонтанную форму выздоровления, однако, при этом наблюдается нарушение характера в виде кляузничества.

Пример мании величия – случай №2.

«Мания величия и латентный (непроявленный) гомосексуализм.

Студентка медицинского факультета в 25 лет обратилась к Липоту Сонди по поводу судьбоанализа, так как она хотела стать психотерапевтом. Она жаловалась на единственный симптом – аллергическое сверхчувствительное качество слизистых оболочек. Во время анализа выяснился инфлативный параноик с манией величия. Содержание этих эго-диастолических идей, мечтаний и фантазий заключались в следующем: она чувствует в себе необычайный талант к психотерапии. Рассказывала о том, что она  толпу (ее пациентов) с блестящим успехом вылечила. Перед тем как заснуть она переживает фантазии, фантазии заключаются в терапевтических сеансах, в которых чаще всего она к депрессивно-суицидальным пациентам обращается с религиозными цитатами и этим исцеляет их. Эти фантазии её восхищают. Больше всего она говорит о депрессивной учительнице английского, которую она несколько раз в неделю навещала и по своей собственной методике месяцами «лечила». До тех пор, пока семья учительницы не запретила такой метод лечения».

III. Мания интроекции

Мания интроекции относится к разновидностям маний, при которой происходит распределение власти «иметь». При мании величия и мании проекции наблюдается болезненное распределение власти «быть», в первом случае на собственную персону, во втором случае – на персону преследователя. При мании интроекции индивид хочет все «иметь», то, чем обладает другой пол, его окружение, родители, близкие, работодатели, государство.

Таким образом, при мании интроекции речь идет о неправильном распределении власти «иметь», через фактор (к+). Личность, находящаяся на стадии формирования подобного рода мании отличается повышенной гордостью и высокомерием и это относиться ко всему, чем он владеет: знаниями, качествами характера, материальными объектами.

К особой форме мании интропроекции относиться фетишизм. Фетиш является всегда символической заменой половому органу, которого у человека в действительности нет. При помощи фетиша человек чувствует себя двуполым существом. В качестве фетиша может быть все что угодно, то есть с помощью этого предмета он захватывает в свою власть половые органы противоположного пола.

Пример (фетишизм) из практики Липота Сонди:

«20-ти летний Александр пришел на консультацию в сопровождении отца. Отец жаловался на то, что сын патологически ленив, долгое время не может сдать экзамены, несобранный, слабовольный, постоянно грязный. Еще он боится, что его сын сексуально развивается в ненормальном направлении.

Александр от обвинений в его сторону защищался и говорил, что он любит друга, но у него с ним не было никаких телесных отношений, однако он постоянно о нем думает и ревнует. Во время дальнейшего анализа выяснилось, что у Александра «фетишизм на руку», то есть он сексуально возбуждается только от потной, дурно пахнущей руки.

Дело в том, что когда ему было около девяти лет, 20-ти летняя кухарка, которую он очень любил и  часто ходил к ней на кухню, ударила его по лицу мокрой, грязной кухонной тряпкой. Для него этот удар был «ударом судьбы». Поскольку в будущем «потная и дурно пахнущая рука» стала объектом фетиша». 

IV. Мания отрицания и разрушения

Отношения больных манией отрицания к партиципации следуют из отрицательной позиции к власти «иметь» и «быть». Происходит обесценивание любой власти «быть» и «иметь», а также отрицаются все ценности и объекты. Поэтому негативизм является следствием обесценивания всех ценностей. Развитие этого вида мании является следствием фактора (к-). На первоначальной стадии развития данного вида мании наблюдается отрицание любого участия по отношению к другим людям, затем отрицание перерастает до разрушения, что выражается в желании «уничтожить» либо себя, либо партнера или обоих одновременно.

Пример из практики Липота Сонди. Случай 52 – кататония:

«30-летняя дочка одного фабриканта была многократно интернирована из ее кататонных состояний. Болезнь началась после смерти матери. Она отказывалась есть, разговаривать, работать и стояла с отчаянным, растерянным лицом часами как статуя неподвижно в углу комнаты. Попытки установить с пациенткой устный контакт в учреждении закончились отрицательно. Липот Сонди предпринял наладить контакт с пациенткой бессловесный, то есть он положил перед ней картинки теста и предложил ей сделать выбор, в течение длительного времени она не шла на контакт. Однако Липот Сонди не отчаивался и продолжал к ней приходить с тестом. Но однажды она начала выбирать, а затем и больше, она ежедневно с нетерпением ждала его прихода. По истечении нескольких недель она даже на прощание улыбнулась. Хотя изначально она не разговаривала, в дальнейшем, терапия участия благоприятно повлияла на пациентку и в скором времени она смогла покинуть учреждение».

Резюмируя представление данные двух статей необходимо подчеркнуть, что причиной мании является «неудавшаяся» партиципация – быть единым и равным, а также возможность распределить часть свей власти на другое существо, в тоже время иметь часть его власти. Посредством участия в этой двойственной власти, «Я» удовлетворяет своё стремление быть равным с другими. Целью любой партиципации является преодоление непереносимого одиночества. В силу нарушения «двойственного союза» у человека развивается мания, вид и содержание мании зависит от элементарной функции, которая при этом задействована.

Экспериментальные исследования судьбоаналитиков позволили выявить определённые шаги развития мании, как и существуют определенные этапы физиологического развития «Я».

Первой фазой при обоих типах развития является:

1. Фаза полной проекции.

С очки зрения маленького ребенка это фаза наступает в тот момент времени, когда разрушается двойственный союз с матерью и ребенок становиться безвластным и чувствует себя брошенным. С точки зрения взрослого человека мания проекции развивается из-за разрушения союза с двойственным партером. И вместо того, чтобы «быть единым» с партером, развивается «быть ненавистным», но он продолжает чувствовать родственные связи с этим объектом. Если человек застревает на этой фазе, то развивается проективная мания.

2. Фаза полной инфляции.

Ребенок на фазе полной инфляции будет являться одновременно ребенком, получающим любовь и матерью, дающей любовь. Благодаря этой фазе у ребенка формируются все его идеалы «Я». В период второго полового созревания у ребенка можно наблюдать идеи величия, когда он хочет быть философом, поэтом и одновременно быть ребенком. На этой фазе «Я» отделяется от объекта партиципации, но при этом он не только возвращает часть власти, которую он переложил на объект, но и забирает большую часть чужой власти двойственного объекта.

Взрослый человек с манией инфляции на этой фазе являются также двувластным, в результате подмененных представлений ему кажется, что он может быть двуполым существом и не ощущает в этом противоречий. На самом деле, на данной фазе человек стремиться восстановить партиципацию посредством полного удвоения.

В том случае, если человек застревает на этой фазе, то он становиться «инфляционным параноиком», но часть маниакально больных идет дальше и заменяет двойственную связь последовом возможности «иметь», то есть фактора к. При этом возникают мании интроекции и отрицания.

3. Фаза полной интроекции. Партиципативно-проективный мир – «р-измерение»

Маниакальный человек обладает способностью изменять границы реальности, что находит отражение, как в его суждениях, так и в поведении. То есть изменяется мировоззрение бытия, согласно концепции судьбоанализа оно называется «П-измерение», в котором душа человека пытается расшириться.

 Согласно законам геометрии пространство в нашем мире «трех-измерительное». Поэтому быть «Я» в этом мире – означает следовать закону пространства, времени и казуальности. Однако «П-измерение» – это четвертое измерение. Поэтому если «Я» переходит в потусторонний мир – «П-измерение», то оно освобождается от всех этих законов, они перестают на него действовать.

В силу этого в «П-измерении» «Я» может быть «единым» с вещами, которые находятся далеко друг от друга. Расширение «Я» в этом мире происходит в независимости от принципов, которые действуют в реальном мире, а за счет функции проекции. Таким образом, у «П-измерения» нет пространства, оно безвременное. «Я» больного манией живет в этом мире, и единственной целью которого является – «быть единым и равным».

На данном этапе исследования возник вопрос: является ли всегда человек маниакально больным, когда он расширяется партиципативно в «П-измерении»? Ответ отрицательный, поскольку «Я» во время сна и в вере также двигается в «П-измерение». «П-измерение» можно наблюдать в искусстве и науке. «П-измерение» характерно для фактора «р».

При интропроективной мании индивид видим материальный К-мир, но это только половина картина мира. Поэтому согласно мнению судьбоаналитиков полная картина мира возможна лишь при интеграции двух картин мира, то есть посредством преодоления противоположностей между измерениями «К» и «П», то есть факторами «к» и «р».

Исходя из вышеизложенного, следует, что возникновение мании связано с проективной средой памяти, которую создают факторы «к» и «р». Согласно концепции судьбоанализа факторы системы побуждений взаимосвязаны между собой определенной функционально-подчинительной связью, которая свидетельствует о том, что факторы «к» и «р» напрямую связаны с факторами «d» и «m». Иными словами факторы «к» и «р» можно было бы объединить под общим названием «менеджмент», а факторы «d» и «m» – условия и именно менеджмент создает условия. В том случае, если человек не может самостоятельно себе создать условия, чтобы реализовать «быть» и «иметь», то в таком случае возникает большая вероятность развития у человека различного рода маний.  

Список цитируемой литературы:

  1. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 1. – Huber. 1956 – 258s.
  2. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 2. – Huber. 1956 – 251s.
  3. Szondi L. Schicksalsanalytische Therapie. Teil 1. – Huber. 1963 – 264s.
  4. Szondi L. Schicksalsanalytische Therapie. Teil 2. – Huber. 1963 – 278s.
  5. Szondi L. Triebpathologie. Band 1. – Huber. 1952 – 234s.
  6. Szondi L. Triebpathologie. Band 2. – Huber. 1952 – 307s.

Добавить комментарий