СМЫСЛ ЖИЗНИ

Психологически почти все они были рабами – рабами веры, рабами себе подобных, рабами страстишек, рабами корыстолюбия. И если волею судеб кто-нибудь из них рождался или становился господином, он не знал, что делать со своей свободой. Он снова торопился стать рабом – рабом богатства, рабом противоестественных излишеств, рабом распутных друзей, рабом своих рабов.

«Трудно быть Богом»

Аркадий и Борис Стругацкие

Часто ли вы встречали людей, что от гордости и ясности осознания собственного смысла жизни, были готовы об этом открыто заявить на центральной Пьяцце города?
Кто бы не просто был способен честно и открыто описать или, скажем, сформулировать, зачем он живет … но и заявить об этом окружению с достоинством?

Откровенно говоря, даже наедине с собой, сидя перед собственным отражением, человек далеко не всегда готов ответить себе же на этот вопрос. А даже если и отвечает, редко оказывается удовлетворён. Денег на ту сторону с собой не заберёшь, дети вырастут, имя твоё через лет пять-десять скорее всего забудут. Да, мы, конечно, все уникальны, возможно, даже неотразимы и потенциально гениальны каждый в своей кормушке…. а толку?

«Смысл жизни» — центральная философская тема. «Самая сложная! Да сколько веков человечество над ней бьется?» — вероятно, так размышляют многие. Однако, вопросы без ответов — это тенденция современного опьяневшего от неумения работать с информацией 21 века. Ещё каких-то 100—200 лет назад практически каждый интеллигентный, уважающий себя человек не просто знал, зачем и для чего он живет, кому он служит, но мог и аргументированно это объяснить, да по-научному, а не слепо ссылаясь на мистические потусторонние силы, «незримо ведущие парус нашего бытия по реке жизни».

Философская концепция, лежащая в основе судьбоаналитического учения, обладает совершенно конкретным ответом не только относительно того, «как выглядит смысл жизни достойного человека». Самое главное отличительное достоинство этой концепции заключается в том, что философия Липота Сонди позволяет КАЖДОМУ человеку прийти к этому пониманию самостоятельно. А это, знаете ли, дорогого стоит: вместо внушения и навязывания — демонстрация отличий и описание устройства и канонов человеческой жизни и его взаимоотношения с окружающим миром.

Понимаете ли, дело даже не в том, чтобы рассуждать да философствовать «почему и зачем». Дело только в одном понятии: эффективность. Все хотят жить хорошо, но определенно не всегда связывают «хорошо» с «эффективно», а ведь это прямо зависимые категории. И дабы прийти к этому «эффективно», надобно подготовиться — в том числе, интеллектуально. «Я—анализ» и прочие труды Липота Сонди как раз и позволяют разрешить данную задачу: познать своё собственное Я, его потенциал и предрасположенности, двигатель и топливо, и, конечно же, порядок взаимодействия Я с миром. Разумно было бы подчеркнуть, что, не понимая, что есть Я и как это самое «Я» может вести себя в мире и проявлять силу, качества, достижения и даже мощь — ни о каком смысле жизни говорить и не приходится. Слабое, неподготовленное и непросвещенное Я никогда не сможет не то, что свои «смыслы да замыслы» распознать, но даже банальные потребности и тяги увидеть.

По этим причинам глава «Смысл жизни» в труде «Философия Липота Сонди» идет под финальным одиннадцатым номером. Да, прежде рассматриваются базовые категории отношения Я и мира, его порядки и правила, и лишь после — логично организовывать и претворять само это взаимодействие.

Вывод: инстанция Я, не осознав причины, не может начинать движение. А без информированности и просвещения все «дальнейшие разговоры» бесполезны.

Я не заставлю вас, дорогие читатели, ожидать в неведении выхода книги «Философия Липота Сонди» и мучиться над вопросом, как же выглядит достойный образ и смысл жизни по Сонди.
Понимание смысла жизни и достойного образа существования в любые эпохи происходит из разрешения двух уравнений:

  1. Самому жить хорошо = другим позволять жить хорошо;
  2. Самому добиться успеха = другим позволить добиться успеха.

Что для этого нужно, мы подробнейшим образом рассмотрим в самой книге. Впрочем, внимательный читатель уже наверняка пришёл к выводу, что без таких категорий, как «Субстанция / Философия / Менеджмент / Условия» — а именно, без управляемых таковых категорий в жизни — ничего не добиться в том виде, как вы сами себе это видите, рисуете, хотите или даже страстно желаете.

Для начала разберём, что НУЖНО ЗНАТЬ, прежде чем приступать к практическому шагу реализации сценария под названием «управляемая судьба».

Рассматривая судьбоанализ, судьбопсихологию и идеи Липота Сонди о судьбе как психологической категории, необходимо поднять некоторые фундаментальные вопросы. Обратите внимание, что любая академическая наука имеет философские корни и происходит из ряда философских учений, убеждений и т.д. Поэтому мы можем сказать, что существуют философия Л. Сонди и психология Л. Сонди. Нужно сказать, что К. Юнг и З. Фрейд – это движители философии от психологии, так как ни один из этих людей за всю свою жизнь не смог создать тест, а ведь это главный инструмент в психологии. Нет теста – нет психологии. К. Юнга и З. Фрейда очень сложно назвать психологами: все их данные без тестов являются достаточно сомнительными.

Очевидно, что психология Л. Сонди берет свое начало в науке, существовавшей еще задолго до психологии, – в науке, которая существовала в Европе до XIX-XX вв. Так и назовем ее – «наука, существовавшая до психологии».

Разбираясь с судьбопсихологией, судьбоанализом и учением Липота Сонди о психологической категории судьбы, необходимо понять, как эта система была устроена изначально. Не имея представления об устройстве изначальной системы, очень сложно в этой системе ориентироваться. Базовым исследовательским аппаратом философии является логика, поэтому необходимо понять логику Сонди. Говоря о философии, мы будем иметь дело с логикой рассуждения. На данный момент в мире существует 160 разновидностей логики, и это минимальное количество того, что можно посчитать (разновидности восточной логики, индийской и пр.).

Логика Л. Сонди – это логика теста Сонди. Чтобы возникла логика Сонди, сначала должен был появиться тест Сонди. Липот Сонди именно над этим тестом и работал, чтобы появилась та самая платформа, фундамент, над которым мы работаем.

Что породит логику Сонди впоследствии? Представим, что у любой системы или здания существует фундамент. Фундаментом любого психологического учения, какое бы оно не было, будет фундамент логики этого психологического учения на базе тестов, экспериментов и прочих инструментов, используемых в психологии для исследовательской деятельности.

«Психология» как дисциплина не равна «философии». Однако, дабы из «праматери всех наук» появилась судьбопсихология, прежде необходимо, чтобы возникла философская категория судьбы. Липот Сонди превращает эту философскую категорию судьбы в психологическую. Как он это делает? Вводя понятие факторов, то есть побуждений, и говорит, что факторы движут человеком, а значит, влияют на его выбор, а выбор определяет судьбу. Так возникает психологическая категория судьбы, появляется фундамент логики Сонди и возникает судьбопсихология.

Человек бессознательно делает выбор, даже не понимая, что происходит, и серия этих выборов в течение всей жизни описывает его судьбу. Выбор, как лоцман, ведет человека по жизни, и это то, с чего начинается логика Сонди. Мы уже говорили, что основой логики Сонди является тест Сонди. Мышление на базе этого теста и порождает логику Сонди.

Безупречная работа теста Сонди, его валидность доказаны Липотом Сонди и в четвертой, и в третьей, и во второй книгах, а также в других его трудах. Множество людей уже после Л. Сонди проверяли на валидность тест, и он работал безупречно. В данной статье мы не будем говорить о том, почему тест работает безупречно. Вероятно, то, из чего он создан, то, что ему предшествовало, было само по себе безупречно. Но нас этот вопрос сейчас не интересует. Нас интересуют понятия судьбопсихологии, судьбоанализа и судьботерапии.

Рассмотрим на схеме, что собой представляет судьботерапия:

Выбор, который делает человек (1), направляет его в одну сторону, второй выбор (2) направляет в другую сторону, третий выбор (3) – в третью. Мы получаем некую кривую – это и есть его судьба. Эта кривая приводит человека в какое-то положение вещей, в котором он сейчас находится. Чтобы изменить это положение дел, необходимо задаться вопросом: а что движет этой кривой? Существует некая вычислительная машина, которая решает, какой выбор бессознательно и в какой момент времени сделать. Представьте себе, что в этой машине находятся механизмы. Как шестеренки часов, они взаимодействуют между собой и определяют, какой выбор человек делает на первом шаге, втором, третьем и т.д. Эта кривая, или судьба, зависит от настроек этой вычислительной машины. Чтобы изменить судьбу, нужно перестроить эту машину, чтобы она рассчитывала выбор иначе. Если мы хотим изменить настоящее положение вещей Х, сначала нужно перестроить машину, чтобы делать другие выборы, и чтобы судьба шла не в направлении Х1, а в направлении Х2. Как видите, эти два положения вещей стоят друг от друга далеко, и чтобы изменить направление, нужно изменить выбор. Перестроить эту машину и позволяет судьботерапия.

Прежде чем перестраивать эту машину, было бы неплохо увидеть, что в ней находится, и как она считает. Для этого нужен экран, как на компьютере. Мы смотрим на экран и можем переходить на разные страницы. Экраном этого «компьютера» является тест Сонди. Глядя на результаты теста, имея инструменты судьботерапии, умея перенастраивать эту машину, мы можем изменить ее механизмы и, посмотрев на экран, проверить, изменились ли настройки, и точно определить, в каком направлении будет сделан следующий шаг судьбы.

Нужно запрограммировать машину таким способом, чтобы она делала выбор автоматически, так, как нам необходимо. Выбор бывает автоматический, полуавтоматический и сделанный посредством ручного управления (когда человек осмысливает то, что собирается сделать). У среднестатистического человека 92% выборов бессознательные, соответственно, как работает эта машина, он не знает, не понимает, что на экране, не знает, куда ведет его лихая судьба. Откуда тогда жалобы на жизнь? Никто не вносит изменения, не перестраивает машину, но хочет, чтобы в жизни все как-то изменилось само. Перестроив эту машину, человек мог бы изменить свое положение в жизни к лучшему, а он, вместо этого, просто сетует на жизнь. Это все равно, что вы купили компьютер Apple, поставили его на стол и смотрите на него, когда он пишет вам «Введите свой ID». А у вас нет ID, вы не знаете, как его ввести, и дальше продолжаете смотреть на экран, но ничего не работает. Вы начинаете писать жалобы в Apple. На заводе Apple проверяют – все работает, как положено. Отправляют компьютер вам обратно, а у вас он опять не работает, так как бесконечно требует от вас какой-то ID. Вы снова отправляете компьютер на завод, они присылают его обратно, и все равно он «неисправен». Такие пересылки с завода на завод – это вся жизнь человека. Когда человек покупает Apple, предполагается, что он способен разобраться в настройках, генерировать себе ID, а если не разбирается, то прочесть инструкции, в которых прописано, как работать с устройством.

К сожалению, что касается этой машины, то никаких инструкций нет и до Л. Сонди не было. Экрана до появления теста Сонди тоже не было, и как этим всем пользоваться, никаких представлений не было. В результате линия судьбы была всегда неуправляема. Сонди создал тест, который считает не только параметры вычислительной машины, но и позволяет выработать определенную логику. Изучая тест Сонди, мы вырабатываем логику теста Сонди, начинаем думать категориями Сонди, что позволяет нам безошибочно делать выбор, принимать решения, давать оценки, делать выводы, писать сценарии, понимать принципы. Многие вещи становятся для нас очень понятными, потому что появляется новая логика – логика судьбы.

Самым сложным во всем этом являются сами факторы теста Сонди. Факторов всего восемь, но в них заложен огромный пласт информации, и важно понимать, например, что такое h во всем его проявлении, что такое s, потому что s может быть одновременно убийством и атакой в фехтовании, одновременно жестким, но справедливым, поведением руководителя со своим подчиненным и т.д. В факторы вложено очень многое, и глубина понимания повышает качество логики. Мало того, один фактор имеет четыре возможных типа реакции: «0», «+», «–», «±» – это свойства фактора. Представьте себе, что фактор имеет четыре раздела, как четыре коробки, в которых хранятся классифицированные раздельные данные. Чем лучше и глубже вы понимаете, что и в какой коробке находится, тем быстрее вы находите то, что вам нужно. У каждого фактора четыре коробки. Четырежды восемь – итого мы получаем 32 коробки. Теперь, видя на тесте, например, h+, понятно, где искать исчерпывающее количество данных о факторе, который нас интересует, что позволяет узнать о человеке все по его фактору h.

Следующий крайне важный момент, который нужно понять. Эти вещи – это психология побуждения, которая толкает человека бессознательно делать тот или иной выбор. У человека восемь побуждений, а двигателя два. Если классифицировать людей с точки зрения Сонди, мы получим следующие типы: тех, чьим двигателем будет h; s, либо тех, кем будет двигать e; hy, k; p или m; d. Поэтому каждый человек имеет два разных двигателя и плюс к этому шесть факторов, то есть из восьми факторов два являются основными и шесть дополнительными. Понимание этого позволит определить, что будет заставлять человека каждый раз делать выбор, потому что система автоматики человека, счетно-решающая машина, всегда выбирает из двух. Об этом писал Герд Гигеренцер в своей книге «О принятии интуитивных решений»: человеческая автоматика всегда выбирает из двух. Это является продолжением идей Л. Сонди. Автоматика не может выбирать из восьми, потому она назначает какой-то из блоков главным, а остальные второстепенными.

Человек, которым движет субстанциональная составляющая h; s, всегда будет руководствоваться этими категориями при выборе. Для кого-то философия e; hy будет важнее, и он будет делать выбор на основании философских категорий. Кто-то будет стремиться к богатству и власти – k; p будет его основным двигателем. Кем-то будут двигать условия d; m, и для такого человека красивый офис, друзья, окружение будут важнее всех остальных факторов.

Мы имеем дело с 8 факторами, которые поделены на 4 раздела: «0», «+», «–», «±» – итого 32 ящика, у каждого из которых своя структура, и все они между собой взаимодействуют, как часы. Два из этих ящиков – основные, остальные – второстепенные.

Фундамент, который мы рассмотрели, и «закручивает» логику Сонди механизмами взаимодействия этих блоков между собой. В книге О.В. Мальцева «Мина замедленного действия» вы можете увидеть систему использования логики Сонди при расчетах Калабрийской криминальной традиции, которая позволяет рассчитать любого человека, любую организацию при помощи счетно-решающей машины теста Сонди. Эта машина может регулировать не только судьбу человека, но и рассчитать другие внешние вещи, касающиеся либо организаций, либо людей. Например, для расчета объема нам понадобится тест Роршаха. Потому учения Германа Роршаха и Липота Сонди являются двумя основными теориями личности, одна из которых рассчитывает объем, другая – людей и организации. Обратите внимание, у Г. Роршаха ключевым фактором является интеллект, а у Л. Сонди – выбор. Выбор и интеллект – это две вещи, которые позволяют рассчитать, что угодно в разных интерпретациях.

То, что мы рассмотрели выше, называется платформой. Когда человек учится думать методом Сонди, его логика заменяется этой логикой, что позволяет безошибочно делать выборы в жизни, анализировать себя и собственные выборы, перестраивать вычислительную машину на те выборы, которые необходимы именно в данный момент. Это первое, с чего начинается постановка логики Сонди как основной логики миропонимания и мировосприятия.

Мы уже говорили, что заслуга Л. Сонди в том, что он создал экран – тест Сонди, которого до этого не было. Теперь мы можем получать данные с десятков тысяч экранов, проводя тест за тестом разным людям, и этот массив данных с экрана создает аналитическую среду – судьбопсихологию. Появляется второй объем данных, который мы можем анализировать, а также возможность сопоставлять видимое поведение людей и данные, полученные с экрана. Исследовательская среда, выводы, полученные из этой среды, эксперименты, исследования закономерностей этой среды создают судьбопсихологию.

Среда позволяет делать выводы намного раньше, чем придется делать какой-то выбор. Мы можем осмысливать огромный объем информации за счет логики Сонди и выявлять закономерности, тенденции, видеть те вещи, которые не видны никому, и превратить это в науку о выборе человека, который влияет на судьбу.

На базе среды можно проанализировать разные организации, существующие на протяжении четырехсот лет, причины, почему они успешно развиваются и становятся богатыми, а другие бедствуют, почему одна организация слабая, а другая сильная. Благодаря логике Сонди, мы можем дать ответы на вопросы, на которые без этой логики невозможно было бы ответить, а самое главное – академически обосновать. Потому вся глубинная психология, которая существует сегодня, стоит на тесте Сонди. Учения З. Фрейда и К. Юнга проистекают из исследований на базе теста Сонди, так как у них нет экрана, им некуда смотреть. Все, на что они могут смотреть, – это только экран теста Сонди.

Рассматривая взаимодействие платформы и среды, необходимо сказать, что в тесте Сонди существует передний план (ПП), задний план (ЗП) и экспериментальный план (ЭКП). Экспериментальный план – это текущий план среды. Передний план на тесте Сонди – это настоящее время, Х на схеме, которую мы рассмотрели. Задний план – это Х1, он показывает, что будет дальше. Например, нас не устраивают результаты переднего плана и заднего плана. Чтобы их изменить, необходимо перепрограммировать машину. За счет внесения изменений возникнет другой задний план X2. То, что получится, превратится в передний план, а следующий ход Х3 нам снова покажет задний план, потому что задний план перемещается, становясь передним. Задний план показывает, как работает машина, а передний план показывает настоящее положение вещей и последствия работы заднего плана.

Взаимодействие среды и платформы позволяет делать огромное количество открытий. То есть, используя логику Сонди, применяя тест Сонди, получая исследовательские данные на этой базе, мы можем делать огромное количество открытий. Среда превращается в лабораторию, благодаря которой мы можем генерировать открытия, и для нас становится все меньше и меньше неизвестного в этом мире, а что касается человека, то мы все лучше и лучше изучаем людей.

Мы говорили, что тест Сонди рассчитывает либо человека, либо организацию, но не объем. Но если мы представим объем в виде человека, то именно среда позволяет нам провести параллель между системами координат и терминалами. Когда мы представляем систему координат в виде терминала, чтобы исследовать тестом Сонди, появляется понятие бога. Например, система координат времени у славян называлась «бог Сварог». Превратив объем в терминал, представив его в виде человека, мы можем полностью получить данные об объеме, о поведении, побуждении, выборах, механизмах работы объема, что породит новую среду – среду, где мы сможем рассчитывать объемы, исходя из терминалов. Это даст другой уровень понимания: мы можем рассчитывать не только терминалы, но и системы координат, а это позволяет при помощи теста Сонди исследовать весь мир.

Логика теста Сонди, знание систем взаимодействия механизмов между собой позволяют впоследствии познать счетно-решающую машину, вносить в нее изменения, перепрограммировать для получения новых заднего и переднего планов. Что это дает? С одной стороны, это дает судьботерапию, то есть отсутствие ошибок, способность придумывать, создавать идеи, имеющие заранее победоносную реализацию. Это то, что нам позволяет мыслить объективно, вместо того, чтобы мыслить позитивно, негативно или субъективно, а также позволяет добиваться результатов кратчайшим путем.

Существует и более высокий уровень решения задач. Обратите внимание, раз у человека существует такая счетно-решающая машина, то и у внешнего мира тоже существует такая же машина, и они идентичны. Вторая среда дает понимание о том, как для себя использовать такую же счетно-решающую машину, только мировую. И тогда, эксплуатируя собственную машину, умея использовать мировую машину, человек может добиваться результатов в жизни играючи, другими словами, «не напрягаясь», методом, с одной стороны, счастливого стечения обстоятельств, а с другой стороны, методом безошибочного выбора или безошибочных идей, которые дает нам среда №1, чтобы внешние силы и исходящее от нас усилие работали одновременно в нашу пользу. Таким образом, мы убираем сопротивление во вне и добиваемся того, что все наши бессознательные выборы происходят в результативном ключе. При таком условии человек может заняться творчеством, а именно созданием в полном объеме той судьбы, той жизни, которую он желает.

Показывая человеку логику, тест Сонди позволяет отрегулировать себя, мир вокруг себя, профессионально подготовиться к любой должности или профессии, выбрать лучший подход для обучения себя и кротчайшие способы достижения результатов.

Обе среды обеспечивают лаборатории, которые будут вас постоянно информировать об изменениях, возникающих в мире, и о тех вещах, которые нужно учесть при решении задач, о которых вы не знаете. Среда исключает для вас неизвестность.

Умение обращаться со счетно-решающими машинами, своевременное программирование их в соответствии с теми или иными задачами позволят добиваться тех результатов, которых вы хотите, без сопротивления.

При комплексном взгляде на это, как на систему психологии, мы получим три уровня:

  • Платформа, которой соответствует судьбоанализ;
  • Среда, которой соответствует судьбопсихология;
  • Методика, которой соответствует судьботерапия.

Одновременное взаимодействие этих систем и их применение дает человеку преимущества, которыми на сегодняшний день не обладает ни одна наука в мире.

В конечном итоге, сам ВЫБОР – уже не как философская категория, а как само действие — очень прост. Диспозиция такова: либо управляете Вы — и в таком случае программа известна и конечная цель движения тоже известна; либо Вы отпускаете руки с «рулевого колеса или штурвала» своего судна — и Вас несёт по волнам неопределенности.

Вторая поправка, на которой отдельно хотелось бы сфокусироваться Ваше внимание, это роль инструмента в жизни каждого из нас.

Именно третьего элемента под скромным названием «инструмент» не хватает в данной схеме.. Мы чаще всего с детства привыкли, что инструменты — это разнообразные отвертки, пассатижи, ключи разводные и так далее. А вот инструменты для ума и интеллекта — что-то из разряда фантастического, чуть ли ненужного (разве что на Марсе пригодится).

Как показывает жизнь, дело не в Марсе и не в философских гиперболах. Дело в том, КАК добиться желаемого. Это все. Ни больше, ни меньше. И стать таковым великим, мудрым и могучим Я, как истинный Pontifex Oppositorum, которому подвластно в этом мире все — без преувеличений — просто так, даже из истового рвения и воли — не получится!

Есть Я и есть план действия Я.

Есть в наличии философская и стратегическая концепция (она может быть и не такая, как у Сонди, как говорится, все на Ваш выбор).

Но без третьего элемента, без ИНСТРУМЕНТА «собрать эту конструкцию воедино — невозможно. Это аналогично такому образному примеру, как если у вас есть отдельно руль, колеса, двигатель и даже кожаные сиденья

классного салона — а автомобиль почему-то собрать не получается! Почему? Нужен третий компонент. Инструмент.

На данной оптимистической ноте мне бы и хотелось завершить текущую заметку… Полагаю, стоит ещё раз напомнить, что в плане работы с инструментарием, можно поступить по-разному. Можно, к примеру, задаться такой серьезной исследовательской задачей и постараться самостоятельно собрать эффективные инструменты разрешения задач. Но есть и другой подход: воспользоваться тем инструментарием, который уже до нас восстановили и собрали в системы класса «Раструб» и «Сектор» наши уважаемые предшественники — великие учёные советского времени, академики Григорий Семёнович Попов и Алексей Самуилович Яковлев.

Какой подход выбирать — решать каждому. Как говорится, на выбор человека не посягает никто, даже Бог.

***

Философское отступление, навеянное бессмертным произведением братьев Стругацких.

Представьте себе, как однажды утром вы подходите к зеркалу и задаёте себе же вопрос:

«А мне ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ…?»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *