Психология в фотографии. Марина Ильюша

В каждом выпуске нашего Вестника мы рассказываем об одном из членов Одесского Фотографического Общества, и этот выпуск – не исключение.Сегодня мы хотим познакомить вас с экспертом судьбоанализа, руководителем Научно-исследовательского института “Международное судьбоаналитическое сообщество”, членом специального научного подразделения «Экспедиционный Корпус» и членом президиума ОФО – Мариной Николаевной Ильюшей.

В силу специфики своей основной деятельности, связанной с психологией, исследованием судьбы, совершенствования и роста человека, подход к фотографии у Марины Николаевны также исследовательский, что не удивительно.Поэтому, мы решили попросить её персонально рассказать нам о своём взгляде на фотографию и связи фотографии с психологической составляющей жизни человека.

С Мариной Ильюшей общался член президиума ОФО Алексей Самсонов.

– Скажите пожалуйста, как фотография появилась в вашей жизни, и как вам помогают знания психологии в освоении фотографии?

– Начну по порядку: как фотография появилась в моей жизни. Для меня необходимость навыка фотографировать появилась в 2018 году, когда я собиралась в первую научную экспедицию в Германию с моим шефом и нашим председателем Олегом Мальцевым.Примерно за месяц до отъезда Олег Викторович дал мне цифровую камеру Fuji, чтобы я тренировалась и готовилась к работе с камерой на равне с остальными, уже бывалыми участниками экспедиций.

Помню, как я пошла в самый первый раз прогуляться по Одессе с этой камерой, чтобы начать осваивать навыки фотографировать, ну и познакомиться поближе с самой камерой. Надо сказать, что до этого момента, я уже много лет занималась Прикладной Наукой, изучала самые разные аспекты жизни человека, в том числе то, как человек поступает в разных ситуациях, как решает задачи, почему что-то не получается, определённые психологические реакции в различных случаях и т.д.

Всё это в ярких красках я увидела за одну прогулку с камерой в руках.Я увидела, как вижу какой-то кадр, но пока поднимаю камеру, выставляю настройки, нажимаю на кнопку, то кадр уже не тот, момент упущен.Так происходило раз за разом.Я поняла, что не успеваю сфотографировать то, что хочу.Теперь давайте проведём параллель с жизнью человека.

Тысячи людей каждый день чего-то хотят, и постоянно не успевают, многое делают не вовремя, опаздывают и т.д.Камера, как некий двигательный тест показывает тебе, как легко можно всё прошляпить.Затем я поняла, что необходимо учиться предвидеть кадр за секунду раньше, и тогда начало что-то получаться.Я училась «успевать» сделать кадр, поймать именно тот момент, который увидела и выбрала.

Моим следующим наблюдением стал конечный инцидент, сама картинка, которую я представляла одним образом, глядя на неё, но получала что-то совершенно другое, из серии «ожидание и реальность».То есть, я что-то увидела, и чётко себе обозначила в мыслях, какой должна быть эта фотография, затем с уверенностью нажимала на кнопку спуска, но результат меня совершенно не радовал.В жизни это происходит постоянно, согласитесь?Человек не может получить то, что он хотел, но вместо того, чтобы спросить себя, почему так вышло, сразу начинается поиск оправданий и виноватых.Всё время людям чего-то не хватает, что-то им мешает добиваться поставленных целей. Скажу честно, у меня также была поначалу мысль о том, что качество камеры возможно не дотягивает до моего представления об идеальном снимке, свет был не тот, людей слишком много или слишком мало… Но я помню, как вы Лёша брали мою камеру в руки и на моих глазах делали превосходные кадры в тех же условиях. Это опровергало все мои оправдания, и я чётко понимала, что всё дело во мне, в моих навыках, и в настройках камеры. Вот тогда я открыла для себя третий принцип параллельный с нашей жизнью: разница между плохим и хорошим кадром в понимании настроек. Какие должны стоять настройки, чтобы получить желанный кадр?

Теперь давайте сравним фотоаппарат с разумом человека.Наш разум как-то настроен.Когда настройки выставлены «верно», мы можем справляться с поставленными задачами, осуществлять свои желания и т.д.Когда настройки разума выставлены неверно (заблуждения, неверные убеждения), то мы терпим поражение за поражением, «наступаем на те же грабли», снова и снова.

При этом, как в фотографии, так и в жизни, человек не всегда хочет разбираться в настройках, ведь это кропотливая работа над собой.Люди всё чаще выбирают для себя автоматические настройки, и с этим сложно поспорить, глядя на современный фото-рынок.Камеры сегодня буквально фотографируют за человека, автофокус улавливает глаза животных, а цвета получаются ярче, чем были в действительности.При этом, на автоматических настройках вы конечно можете снимать, хоть всю жизнь, однако, не ждите тогда шедевров, как в жизни, так и в фотографии.

– Для каждого фотографа, фотоаппарат – это некое перо, а сама фотография, как язык, через который он хочет что-то передать. Кто-то выбирает стрит-фотографию, другие портреты снимают, третьи хотят передать чью-то историю, запечатлеть факты и т.д.Как вы используете фотоаппарат в своей практике, а именно в научных экспедициях?

– Важно понимать, что когда мы находимся в экспедиции, и едём на объект, то у каждого члена экспедиционной группы, как правило, есть конкретная задача. Каждый фотографирует исключительно то, что положено.Экспедиция – это уникальное время и место для тренировки и повышения квалификации человека в его профессиональной деятельности, в самых разных областях.Это место, где необходимо мгновенно принимать решения, быть готовым к любым изменениям и поворотам, к нюансам, связанным с языковым барьером, менталитетом других наций и т.д.Всё это воспитывает человека, как говорится «по Бразильской системе».

Однако, если приехать в экспедицию с Олегом Мальцевым, будучи совсем не подготовленным, ожидая, что это будет что-то типа туристической поездки, то будет очень-очень сложно, как морально, так и физически.С камерой также необходимо разобраться как следует до поездки, знать все настройки, уметь почти не глядя, на ходу переставлять значения экспозиции.Скорости в экспедиции значительно быстрее, ведь каждая минута на счету.Практически нет ситуации, где ты можешь подумать о ракурсе или сделать серию фотографий конкретного объекта на выбор.Никто не будет возвращаться или ждать тебя.У тебя не будет второй попытки перефотографировать что-либо.

Пожалуй самой большой сложностью с точки зрения фотографии, с которой я столкнулась в первой экспедиции, был мгновенно меняющийся свет.Мы могли идти по улице, освещённой солнцем, затем резко зайти в тёмный храм, буквально на несколько минут, и снова выйти на улицу.Параллельно (всё время) необходимо фотографировать то, что нужно для исследования.Настройки камеры приходилось менять чуть ли не каждую минуту, а у меня тогда не было такого знания и понимания принципов экспозиции.Скажу честно, в первые дни мне было очень не просто.Я постоянно что-то упускала и сильно нервничала из-за этого, ведь мы редко возвращаемся в одно и то же место. А вдруг там было что-то важное, что было нужно для общей картины исследования..?

– Да, это подобно военной фотографии, когда на линии огня стреляют, и вернуться в то же место не будет возможности. Не к чему возвращаться, через мгновение там всё изменится, да и стоять на месте крайне опасно.Подход к экспедиционной фотографии подобен модели военной фотографии.Приходится выстраивать тактику и очень быстро соображать на ходу.Все эти вещи заставляют тебя учиться в процессе, находить способы всё делать правильно, работать с первого дубля и эффективно.Такая модель подойдёт для любого типа фотографии, даже для портрета в студии, где вы можете упустить нужную эмоцию человека, взгляд или тот самый естественный жест.

– Особенно тяжело в первой экспедиции мне было научиться фотографировать на ходу. Когда ты идёшь и тебе нужно ловить кадр, нет возможности остановиться даже на 10 секунд.

Также был случай в одной из последних экспедиций в Украину, когда мы ехали на катере.Нужно было снимать, но выбрать ракурс было нельзя, остановиться или вернуться и того более.Нужно было «стрелять» не просто на ходу, а ещё и на скорости.Нужно было предусмотреть кадр и быть заранее к нему готовым.В жизни точно также – очень часто люди дотягивают до последнего момента, а потом говорят себе, что сами не поняли, как эта ситуация произошла, как, условно, день оплаты за квартиру наступил.Человек часто знает заранее, что ему будет нужно справляться с определённой задачей, ему нужно будет выполнять эту работу.Но в итоге, он тянет и тянет до последнего момента.Кажется, что время ещё есть, а потом время наступает, и человек внезапно приходит в сознание.Фотография всё это очень ярко показывает.В жизни, как правило, люди не так это замечают.Человек, который не знает психологию, вряд ли видит свои реакции, он оправдывает себя в поиске виноватых в своих бедах и неудачах.

– С вашей точки зрения, фотография может человеку как-то помочь справляться со своей психологической составляющей?

 – Я уверена, что это возможно. Если поставить задачу перед собой, и не просто бездумно нажимать на кнопку, но анализировать, перекладывать каждый принцип на жизнь, то это даст вам хорошие плоды в работе над собой.

Хороший снимок мы можем сравнить с конечным результатом из любой сферы жизни.Вы совершаете какие-то действия, вы обретаете определённые навыки – это и есть настройки, которые вы выставляете, для того, чтобы получить нужный кадр.Для этого необходимо вовремя нажать на кнопку, то есть, вовремя совершить определённые действия, будь то встреча, телефонный звонок или что-то ещё.Если начать проводить такую параллель между фотографией и жизнью человека, то можно очень много выводов сделать.

Размышления с камерой в руках очень быстро вам покажут недостатки и слабые стороны, на которые нужно обратить внимание, над которыми необходимо работать.И самое главное, что вы можете это увидеть самостоятельно, без чьей-либо помощи.

– Я знаю, что вы снимаете как на цифру, так и на плёнку. Что с психологической точки зрения для человека более эффективно, и в чем разница?

– На плёнку снимать, безусловно сложнее. Во-первых, ты не можешь посмотреть на то, что получилось и сразу себя откорректировать.Ты снимаешь и не видишь результата.Соответственно, нужно ещё больше разбираться в настройках.Наугад точно ничего не выйдет в случае с плёнкой, и в этом главная сложность.А если выставить примерные (усреднённые) настройки, то такой же получится и результат, в лучшем случае.

Мне нужно больше времени на то, чтобы сделать кадр на плёнку, чем на цифру.Необходимо стать, подумать о том, что я хочу сфотографировать, и возникает совсем ведь другая ответственность перед кадром.Ты знаешь, что количество фотографий ограничено, и не можешь наснимать 500 кадров, чтобы потом выбрать несколько, а остальные стереть.Более того, ты не знаешь, как и что ты снял.Особенно, в начале, когда ещё не хватает знаний и навыка работы с камерой и настойками, процесс фотографирования сильно замедляется.В этом главные сложности.Это требует больше времени.Жалко терять кадры и выкидывать потом плёнку.

– По вашему мнению к жизни человека с психологической точки зрения ближе плёнка или цифра?

– Однозначно плёнка. Однако многие люди, как мне кажется, думают, что цифра, сами того не осознавая.Им кажется, что у них в запасе всегда есть много кадров и будут ещё попытки всё исправить.При этом, плёночная камера говорит о том, что количество кадров ограничено, как и количество попыток.

Когда мы говорим о плёнке, можно представить, что это кадры из жизни.Они конечны в том, что какой-то поступок человека может стать необратимым для жизни.Это может изменить его жизнь не в ту сторону, которую ему бы хотелось, и изменить кардинально.

– К примеру, у вас в камере остался один кадр и вам нужно сделать ключевую, очень важную фотографию. Шанс только один. Может у вас и есть ещё одна катушка в кармане, но пока вы её будете перезаряжать, всё уже пройдёт и момент будет упущен…

– Да, именно так. Я с этим столкнулась, как только взяла в руки плёночную камеру.Но людям часто кажется, что «плёнка бесконечна».Так, модель пленочной камеры нас чётко учит, что это не так.Если вам не нравится ваша жизнь, то задумайтесь о настройках, которые у вас стоят в «камере» (в уме), что вы нажимаете на кнопку и всё время получаете не тот кадр, который хотелось бы.Может необходимо остановиться и покрутить колесики, задуматься над тем, что не так.А не просто продолжать бездумно делать одно и то же, если это не приводит вас к той жизни, к тем кадрам, о которых вы мечтаете.

Источник: «Одесское фотографическое общество»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *