В Украине возрождают научные сообщества
Как сообщают украинские СМИ, в этом году на базе Одесского регионального отделения УАН было возрождено четыре древних научных сообществ. Их древность обуславливает правопреемственность. Оплотом возрождения научных сообществ в Украине стал южный регион. Идейным вдохновителем и организатором выступил руководитель Одесского регионального отделения УАН, академик, PhD Мальцев Олег Викторович, на базе этого отделения и происходит воссоздание этих научных структур.
До революции 1917 года в Одессе функционировало 42 научных сообществ, однако с приходом новой власти, они были закрыты. Возрождённые сообщества являются в той или иной конфигурации правопреемниками древних обществ.
Одно из важнейших заседаний состоялось 29 октября, на котором было возрождено Психолого-философское общество. Его появлению также предшествовало воссоздание: Фотографического общества, Историко-литературного и Гуманитарного научного обществ. Исходя из намеченного курса, в ближайшее время также планируется возражение инновационного и научно-технического обществ.
Вероятно, не случайно южный регион Украины стал местом возрождения научных сообществ, поскольку город Одесса всегда славился и выдающимися личностями, и новаторским, и прогрессивным «духом». Например, следует отметить, что членом одного из древних обществ в Одессе, а именно, «Общества нормальной и патологической рефлексологии, психологии и педологии имени Бехтерева» был гениальный психиатр Владимир Бехтерев.
Не будет излишне эмоциональным сказать, что Одесса в силу особого географического положения (выхода к морю и других важных факторов) была одним из «окон в Европу» для восточно-европейского региона, проводником всего нового; и в то же время местом, где свершались научные открытия, изобретались разработки в разных областях, начиная от медицины, заканчивая развитием морской отрасли.
Председателем Психолого-философского общества избран глава Ассоциации глубинной психологии «Теурунг», юнгианский аналитик PhD А.Н. Сагайдак. Почётными членами президиума стали директор НИИ «Международное судьбоаналитическое сообщество» М.Н. Ильюша, директор Академии APSI А.Г. Новосёлова, директор Академии прикладных наук В.Е. Данилёва, практикующий консультант в сфере аналитической психологии И.В. Калинина и драматерапевт, руководитель Харьковского отделения ассоциации «Теурунг» А.А. Стогний. Секретарь общества – директор НИИ Памяти, член-корреспондент УАН И.И. Лопатюк.
Председатель Психолого-философского общества Александр Сагайдак прежде, чем приступить к обсуждению целей и задач, стоящих перед обществом, акцентировал внимание на символичности возражения научного общества в городе Одесса:
«Возрождение Одесского психологического общества имеет символичное значение. Символ является связующим звеном – это сила, которая связывает сознание и бессознательное, современность и прошлое. Если мы посмотрим на Одессу и в географическом, и культурологическом аспекте – это город, который лежит на перекрестии самых разных уровней культуры и времени. Он лежит на перекрестии запада и востока, севера и юга, христианского и мусульманского миров, модернизма и традиций. Не будет преувеличением сказать, что этот город Богом предназначен, чтобы связывать. Я думаю, что это глубинное предназначение и этого города, и нас всех, и науки, которую мы представляем, целого конгломерата наук. Все это вместе наполняет наше мероприятие и высокой ответственностью, и в то же время честью и теми возможностями, которые перед нами откроются. Как говорили в прежние времена: «Происхождение обязывает!»
Одним из главных атрибутов общества является герб, поскольку его элементы и композиция в целом в символьном значении отражают основные задумки, цели и задачи общества. Председатель Александр Николаевич Сагайдак описал герб следующим образом:
«В самом центре герба расположены песочные часы с вьющейся спиралью. Песочные часы – это герметический символ, он соответствует первому закону герметики: что внутри, то и снаружи. Тождественность микрокосма и макрокосма. Спираль – символ развития, индивидуации. Песочные часы находятся в треугольнике, треугольник символизирует собой структуру человеческой индивидуации, то есть принцип человеческого онтогенеза. Буквы над вершинами этого треугольника означают три основных психологических процесса в латинских терминах, три основных составляющих человеческой души: интеллект, чувства и воля.
На заднем плане мы видим трилистник, олицетворяющий собой структуру филогенеза – развитие человечества как психологического феномена. Его аббревиатуры означают следующее: архетип, традиция, современность. Светлая сфера и окружающая ее чёрная сфера – это один из базовых принципов научного знания как такового, который сформулирован в знаменитом парадоксе Зенона: меньше знает тот, кто знает больше, и наоборот, больше знает тот, кто знает меньше. Парадокс в следующем: чем больше становится территория нашего знания, тем больше становится наше соприкосновение с незнанием. В этом парадоксе отражена вот эта перманентная мотивация к познанию, которая должна быть у ученых».
На первом заседании Психолого-философского общества были затронуты темы, касающиеся не только функционирования самого общества, но и более глобальные, в частности: почему вообще возникла идея возрождения научных сообществ, как сегодня обстоят дела в украинской науке.
Руководитель Одесского регионального отделения УАН Мальцев О. В. отметил, что в Европе подготовка ученых базируется на создании и функционировании научных сообществ, что и есть академическое сообщество в понимании европейцев. До революции на территории Украины также действовала такая же система, однако затем она исчезла. В Европе, если кто-то пожелает стать ученым, для начала ему необходимо найти себе руководителя, а это возможно лишь в рамках научного сообщества.
Относительно состояния отечественной науки и ее роли на государственном уровне академик Мальцев О.В. отметил:
«Советская наука разрушена, а украинской не появилось. Никогда не существовало ни одно государства в мире без науки. Но украинское государство показывает феномен живучести, прямо как подводная лодка с двумя корпусами – у нас затоплено две секции и все равно положительная плавучесть. К сожалению, смотреть на это больно, противно мне лично, как ученому. Если на уровне кафедры в Украине ещё что-то существует, на уровне университета что-то инициируется, то уровень академической науки у нас отсутствует как таковой, и это отмечают все ученые, которые когда-либо попадали на территорию Украины и имели дело с нашими «чудо-деятелями» от науки. Научно-исследовательские институты не работают, даже если и есть такие. Например, Институт психологии имени Костюка – здесь одна тема исследуется на протяжении 11 лет, но исследование так и не закончилось – это печально».
В рамках дискуссии на первом заседании была поднята тема слепого рецензирования:
«Сегодня в Европе идёт борьба между так называемым отрешенным слепым рецензированием и академической независимостью научного сообщества. Люди, которые придерживаются старой школы научного сообщества, говорят, что любое слепое рецензирование не дает никаких результатов».
Проблема заключается в том, что существуют ученые, которые являются «номером один» в определенном направлении или сфере. Те же ученые, которые осуществляют слепое рецензирование, не обладают соответствующим уровнем знаний, чтобы давать рецензию научному труду ученого такого высокого уровня. Существует и другая сторона «медали»: когда известен статус ученого, который написал статью, и поскольку этот ученый – известный, автоматически его статья становится «хорошей». В противном случае, если статус не известен, то и значение написанного в статье, не обладает ценностью.
Несколько слов о будущих планах развития научного общества. В рамках возрождённого Психолого-философского общества планируется открытие аспирантуры, где будет осуществляться подготовка европейских PhD и присвоение профессорских статусов. Профессорский статус будет присуждаться лишь за огромный вклад в науку.
Возрождение научных сообществ, как отметил академик Мальцев О. В., будет содействовать реализации главной задачи, поставленной Президентом УАН Онипко Алексеем Федоровичем на открытии Одесского регионального отделения:
«Моя задача – растить учёных и сделать так, чтобы в науке кузница ученых не останавливалась, чтобы она непрерывно воспитывала ученых, как вечный двигатель. Исследования идут, доклады идут, научные продукты выходят, и мы идем к методикам, технологиям – так психологическая наука развивается. И есть вторая задача: признание заслуг людей, вклада в науку, наделение людей статусами, которые не позволят в дальнейшем остановить этот механизм создания или ковки этой научной элиты государства».
Секретарь Психолого-философского общества Ирина Игоревна Лопатюк акцентировала внимание на других немаловажных аспектах деятельности общества:
«Я считаю, что данного рода научное сообщество, в первую очередь, должно показать поразительное отличие «психоложества» от истинной психологии, именно той самой науки, которая должна помогать каждому человеку жить лучше, жить, как настоящий человек. Существуют миллиарды вопросов, на объяснении которых спекулирует колоссальное число наших коллег, и сограждан, и за рубежом живущих: в чём смысл жизни, каковы наши перспективы и т.д.
Я считаю, что, в первую очередь, общество должно быть альтернативной средой, не только для людей ученого толка и высшего научного толка, которыми мы могли бы гордиться. Но и для людей, которые пока еще не склонные к науке, чтобы они находили здесь ответы на вопросы и видели перспективы».
Следует отметить, что механизм попадания в Психолого-философское общество отличается от привычного стандарта XXI века. Он будет подчинен догме:
«Чистота рядов – это обязательный фактор успеха», — А.Н.Сагайдак.
«Чистота рядов» будет достигаться тем, что в общество можно попасть лишь при поручительстве одного из членов общества. В таком случае, поручитель и будет отвечать за нового члена общества. Данный механизм присутствовал в древних обществах, которые происходили из аристократических орденов.
В заключительном слове руководитель Психолого-философского общества Александр Сагайдак акцентировал внимание на целях и задачах общества:
«Обозначая наши цели, мы должны учитывать два взаимосвязанных аспекта: внутренний план и внешний план. Если говорить о внутренней логике развития каждой организации, то у неё должна быть соответствующая идея. Что касается идеи, которую ведёт наше общество, мы здесь говорили о значимости живой истории, о кризисе современной западной цивилизации, о необходимости соединения традиционализма и модернизма. В современных социальных науках – социологии и антропологии в особенности – часто употребляется термин «вызов эпохи», на который общество должно ответить. И без участия науки оно ответить на него не сможет. Какой именно сейчас вызов эпохи и как мы на него будем отвечать – это и есть одно из главных направлений нашей структуры».