Преобразование концепции судьбы в глубинной психологии

Аннотация: в статье проведен анализ взглядов на понятие «судьба» с точки зрения основных школ глубинной психологии, а также рассмотрены формы судьбы, как возможные экзистенции индивида. С точки зрения судьбоанализа описаны этапы, необходимые для реализации свободной судьбы, основанной на выборе лучшей формы экзистенции.

Отношение к понятию судьба на протяжении столетий изменялась и претерпевала трансформации, однако до начала XX века она оставалась лишь философской категорией. С развитием психологии, медицины, генетики судьба становиться объектом научных исследований и преобразовывается в научную категорию. Актуальность данного явления с древних времен и по настоящее время лишь возрастает. Это обусловлено тем фактом что, если в древности человек думал, как выжить, то есть обеспечить себе безопасное существование и удовлетворить элементарные потребности, то с развитием социальных аспектов общества и государственного строя, безопасность и минимальные потребности человека удовлетворяются посредством социальных программ. Безусловно, такие условия способствуют возникновению человеческой мысли относительно других категорий, более высокого порядка.

Философские мысли относительно понятия судьба до начала XX века носили лишь  характер рассуждений. Например, Шопенгауэр в своем труде 1851 года «О кажущейся преднамеренности в судьбе индивидуума» писал: «происходящее в жизни каждого индивида – неизбежно. Человек не строит свою жизнь самостоятельно, поскольку его путь с момента рождения уже предопределён».

Согласно данному заявлению совершенно очевидно, что еще в XIX веке ученые, философы придерживались мысли о неизбежности и неуправляемости судьбы, более того, фатальности для человека. Однако в начале XX века с развитием глубинной психологии, а особенно с началом научных исследований в области судьбы человека Липотом Сонди, отношение к категории «судьба» изменяется и начинает приобретать научную обоснованность.

В данной статье внимание читателей будет акцентироваться на упоминаниях, исследованиях о понятии «судьба» непосредственно представителями глубинной психологии.

Принято считать, что основателем глубинной психологии, а именно психоанализа является Зигмунд Фрейд, именно с его точки зрения будет начат анализ понятия судьба.

Согласно концепции психоанализа судьба индивида определяется конфликтом враждебных побуждений и «Сверх-Я» либо «Я». То есть притязания побуждений и функции защиты «Я» образуют факторы, определяющие судьбу отдельного индивида. Зигмунд Фрейд рассматривал категории влияния на судьбу человека в большей степени с точки зрения личностных предпосылок, и только в конце своей научной деятельности упоминает о наследственных факторах.

В психоанализе выделяется четыре основные фактора, оказывающие влияние на судьбу индивида:

  1. Индивидуальные ранние переживания;
  2. Внутреннее бессознательное представление о матери и отце, их роль в выборе любви;
  3. Ситуации в раннем детском возрасте, которые в качестве вынужденных повторений позднее, становятся предпосылками судьбы;

 а) Эдипова ситуация. “Действительно, судьба лишь поздняя проекция отца” – пишет Фрейд;

 б) Ситуация отделения от родителей;

  1. Фиксация и регрессия на некоторые догенитальные стадии развития.

Теодор Райк в своих трудах выделял следующие невротические формы судьбы с точки зрения достижения успеха или получения неудачи в жизни индивида:

а) человек не может выдержать успех. В момент достижения успеха он отказывается от него, что является разновидностью самонаказания;

б) когда человек оказывается почти у цели, постоянно возникают препятствия на пути ее достижения;

в) радость и удовлетворение проходят, с достижением цели или успеха, или они полностью обесцениваются.

г) успех приходит слишком поздно, например, незадолго до смерти.

Х. Элленбергер выделяет социальную судьбу и следующие ее формы: судьба народных лидеров, бунтарей, основателей учений, предателей и другие.

Анализируя труды Зигмунда Фрейда, можно сделать вывод, что психоаналитические исследования в области судьбы человека остановились на исследованиях травматического характера, которые ограничены периодом раннего детства.

Понятие судьба в концепции аналитической психологии К.Г. Юнга представлено весьма скудно и рассматривалось им с позиции двух аспектов: «архетипического» и «астрологического».

К.Г. Юнг особое значение в судьбе индивида отводит архетипу образа отца и в контексте данного явления пишет о том, что образ отца основывается на врождённых инстинктивных представлениях «моделей поведения». Человек вынужден подчиняться власти данных образов архетипов, которые и управляют его судьбой.

Опасность влияния архетипического образа отца заключается в бессознательной идентичности индивида с архетипом, в результате он оказывает многозначительное бессознательное влияние на ребенка, что приводит к его неспособности сопротивляться внешнему воздействию. К.Г. Юнг отмечает в рамках данного явления следующую закономерность: чем больше отец идентифицируется с архетипом, тем бессознательнее, безответственнее и психотичнее становиться потомок. Идентификация с архетипом увеличивает влияние отца во множество раз, это возможно в силу  его соответствия с наследственным типом. 

Основополагающим направлением глубинной психологии, центральную роль в котором занимает исследование понятия судьба, как научной категории является судьбоанализ Липота Сонди.

Начальный этап становления науки о судьбе, то есть судьбоанализа знаменуется постановкой вопросов, ответы на которые на тот момент времени отсутствовали, однако волновали умы многих научных деятелей:

  • Имеет ли человек только одну единственную судьбу?
  • Может ли судьба индивида иметь несколько вариантов?
  • Если все-таки все возможности человека являются унаследованными еще с колыбели, может ли он в таком случае свободно выбирать среди них?
  • Есть ли у людей помимо наследственной, навязанной судьбы также свободный выбор судьбы?
  • Если все-таки индивид имеет несколько возможных вариантов судьбы то, как мы можем увидеть эти возможности и осознать каждый вариант в отдельности?

Экспериментальные исследования судьбоанализа, а также генетические исследования говорят о том, что судьба человека не обусловлена какими-то темными силами или демонами, а представляет собой систему функций, которую с помощью методик и способов судьбоанализа можно точно проверить и осознать.

Согласно концепции судьбоанализа выделяются две основные формы судьбы: навязанная и свободная. Первый этап прихода индивида к свободной судьбе заключается в осознании всех возможных форм судеб, которые содержит его бессознательное. Но осознать можно лишь то, что уже существует в бессознательном. Следовательно, «родовое бессознательное» – центральное понятие судьбоанализа – содержит в себе изначально все возможные формы судьбы, в виде образов и фигур предков, как определенные возможности жизни или «модели поведения», которые стремятся манифестироваться, что выражается через «притязания предков». Только после осознания наследственных возможных форм судьбы, возможна реализация свободной судьбы, основанная на категории выбора. В судьбоанализе судьба индивида рассматривается с точки наследственного фактора, который считается не единственным, но главным в формировании судьбы отдельного индивида.

Проведенный анализ понятия судьба говорит о том, что оно претерпело несколько этапов изменений с середины XIX века:

  • Согласно философии судьба индивида с самого рождения предопределена.
  • С точки зрения психоанализа Фрейда судьбу индивида формируют опасные побуждения и механизмы защиты «Я».
  • В аналитической психологии Юнга – архетипы являются теми демоническими силами, которые определяют судьбу индивида.
  • Судьбоанализ же позволяет осознать все возможные формы экзистенции, тем самым уйти от фатальности навязанной судьбы и обрести способность совершать свободный выбор лучшей формы судьбы.

В данной статье не рассмотрена в полной мере концепция взгляда судьбоанализа на понятие судьба, а точнее формы судьбы, которые возможны при высоком уровне развитии индивида, поскольку данный аспект заслуживает отдельного рассмотрения.

Список цитируемой литературы:

  1. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Triebpathologie, Bd. II. Bern: Hans Huber.
  2. Szondi L. Triebpathologie. Verlag Hans Huber (Bern).
  3. Юнг К.Г. Дух психологии. Эранос – книга года. Том 
  4. Карл Г.Ю. Значение отца в судьбе каждого человека. Рашер, I. 1909, II  1926, III 
  5. Зигмунд Фрейд. «Влечения и их судьба». “Алетейя”, 1998.
  6. Шопенгауэр А. «Parerga und Paralipomena». Полное собрание сочинений Шопенгауэра, Ю. Г. «Готаше» книжный магазин преемника, Штутгарт & Берлине. Восьмая Группа, 1. Часть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *