Мировая модель психики
Статью подготовила Марина Ильюша руководитель НИИ «Международное Судьбоаналитическое Сообщество»
В данной статье речь пойдет о мировой модели психики. Многие могут подумать, что такой модели в современной психологии не существует, но это не так – модель есть и ее нельзя изменить ни при каких обстоятельствах. Не потому что она неизменна, но потому что данная модель крайне удобна для использования, а то, что удобно и практично, поменять невозможно. Также мы разберемся, в чем заключается отличие подходов академика Яковлева, академика Попова и психосамологического подхода от психологического. Пожалуй, с этого и начнем.
Ученые-прикладники привыкли воспринимать психику как систему или как машину. Но современная психология не желает так воспринимать психику. Ей неудобно даже предположить, что психика – это система. Отсюда возникает вопрос: «Как современная психология воспринимает психику человека?» Здесь хотелось бы сослаться на непререкаемую величину – американского психолога польского происхождения Зигмунта Пиотровского (https://en.wikipedia.org/wiki/Zygmunt_A._Piotrowski), который внес огромный вклад в разработку метода Роршаха и его концепции. Почти в каждой строке своего труда, посвященного тесту Роршаха, он говорит, что на самом деле современная психология воспринимает психику как явление.
Как это выглядит? Есть три позиции: человек, явление и наблюдатель. Именно явление, которое наблюдают другие, считается психикой.
Явления, которые считаются психикой в разных школах психологии:
- Резервуар энергии. Определенные школы психологии считают, что психика – это резервуар энергии. Здесь берут начало разговоры о психической энергии, о таких вещах как психологические усилия и прочие вещи.
- Психологические защиты. Психика воспринимается как набор неких психологических защит.
- Ролевой каркас.
- Счетно-решающие машины.
- Система автоматики.
- Родовая фигура. Согласно этой системе, психика является родовой фигурой.
- Архетип. Психика – это архетип.
- Система сопротивления внешней среде. Отсюда возникают такие понятия как «психика держит/не держит», «пружина психики».
- Набор двигательных (абстрактный).
- Набор травм (или повреждений).
- Элемент программного обеспечения (например, комплекс неполноценности).
- «Все, что непонятно». Необъяснимое, абстрактное понятие механизма психики.
- Система, обеспечивающая «копинг». Психика обеспечивает систему выживания и безопасности.
- Система предрасположенностей.
Так выглядит чуть ли не исчерпывающий перечень восприятия психики разными школами психологии. Обратите внимание на очень важный момент: есть вещи объяснимые, а есть вещи, объяснения которым нет. Когда явлению нет объяснения, необходимо исследовать то, что стоит за таким восприятием в других школах.
Откуда возникают эти явления?
- Резервуар энергии ← Р.Б. Кэттэлл, З. Фрейд, впоследствии – Л.Р. Хаббард.
- Психологические защиты ← З. Фрейд.
- Ролевой каркас – это самое сложное восприятие психики. Здесь необходимо отметить трех самых важных личностей, которые внесли хоть какую-то ясность в эту модель, – это Г. Роршах, Р.Б. Кэттэлл и К. Леонгард («акцент»).
- Счетно-решающие машины – это уже когнитивная психология. Ее представителями являются Г. Гигеренцер, Д. Канеман.
- Система автоматики ← З. Фрейд, Л. Сонди.
- Родовая фигура ← Л. Сонди.
- Архетип ← К.Г. Юнг, Л. Сонди.
- Система сопротивления внешней среде ← Л. Сонди, З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер.
- Набор двигателей ← Л. Сонди, тематический апперцептивный тест (ТАТ), разработанный Г. Мюрреем и К. Морган, Г. Фрилинг, Г. Роршах, М. Ахтних.
- Набор травм и повреждений ← З. Фрейд, К.Г. Юнг, Л. Сонди и Л.Р. Хаббард, который в 1986 году предложил последний метод терапии.
- Элемент программного обеспечения ← А. Адлер.
- «Все, что непонятно» – это огромный набор школ психологии, не оставивший никакого следа в науке.
- Копинг-система представляет собой стык когнитивной психологии и глубинной психологии, потому знаменитых авторов у нее нет. Термин «копинг» был введен А. Маслоу.
- Предрасположенности ← Л. Сонди и его ученик М. Ахтних.
Восприятие психики как явления – это и есть модель психики современной психологии, порождающая самое главное – школу психологии!
Итак, мы подошли к грандиозному открытию академика УАН, кандидата психологических наук, доктора философии Олега Викторовича Мальцева. Он не рассматривал никакие школы, не выписывал их и не сопоставлял с явлениями. Олег Викторович разобрал на части учение о памяти академика Попова, а затем взял современную психологию и расписал явления по каждому элементу памяти. Чтобы в этом убедиться, придется еще раз пройти четырнадцать явлений:
- Резервуар энергии – ядро рецензорной группы (ЯРГ).
- Психологические защиты – родовая концепция (работа механизма «сердечника» в автоматическом режиме).
- Ролевой каркас – это последствия взаимодействия прототипологического и архетипологического блоков, родовой концепции и сознания в процессе жизни и деятельности.
- Счетно-решающие машины – система автоматики памяти (элемент системы управления и автоматики памяти).
- Система автоматики – это автоматический режим работы памяти (есть еще полуавтоматический и ручной режимы), система рецензоров и рецензорных групп.
- Родовая фигура – родовая концепция.
- Архетип – архетипологический блок памяти.
- Система сопротивления внешней среде – программная судьба человека.
- Набор двигателей – генераторы прототипологического, архетипологического и родового блоков памяти.
- Набор травм и повреждений – последствия неумения использовать свою память. Например, у вас есть автомобиль, но вы не умеете им пользоваться, и он обязательно выйдет из строя.
- Элемент программного обеспечения – программное обеспечение системы автоматизмов.
- Механизмы – механизмы памяти (академик Попов описывал их отдельно: «вертолет», «сердечник», «лифт Попова» и др.).
- Копинг-система – это как раз и есть психика. Она обеспечивает взаимодействие сознания и прототипологического, архетипологического и родового блоков памяти.
- Предрасположенности – прототипологический блок памяти и ЯРГ.
Как видите, современная психология не изучает психику, она изучает память методом явлений. Слово «память» просто заменили словом «психика» и считают, что это одно и то же.
Современная академическая психология воспринимает память как хранилище данных, без резервуаров информации и жесткого диска, а то, что этими данными оперирует, есть психика. Но памятью является жесткий диск, без которого память не работает. То, что работает с жестким диском и его запчастями, превращает данные в движения и слова, является психикой. Современная психология изучает память по запчастям, притом запчасти выводятся из видимых эмпирических явлений. Некоторые вопросы даже не поднимались учеными, поскольку на эти явления никто внимания не обращал.
Теперь у нас есть объем данных для построения парадигмы исследования и понимания, как это происходило. Изначально достаточно подготовленные люди, такие как Роршах, Сонди, Юнг и Фрейд, разделили память на части, превратили ее в психику и приступили к исследованиям:
Роршах исследовал ЯРГ и прототипологический блок памяти.
Сонди изучал взаимодействие родовой концепции и ЯРГ.
Юнг изучал взаимодействие ЯРГ и архетипологического блока памяти.
Фрейд исследовал общую концепцию взаимодействия памяти и сознания в режиме автоматики.
Надо сказать, отношения между психологами были сложные. Никто не хотел никому уступать. И только Л. Сонди в своем труде «Я-анализ» смог объединить и структурировать все на одной сцене, а его ученик М. Ахтних полностью замкнул глубинную психологию и привел ее в изначальный порядок.
Собрав все учения – Роршаха, Сонди, Ахтниха, Юнга и Фрейда, – мы сможем понять, как они описывали такое явление как машина или система памяти человека.
Что происходило дальше в современной психологии?
Адлер продолжил линию Фрейда, но только в части программного обеспечения, сводя это к двум защитным механизмам – комплексу превосходства и комплексу неполноценности.
Здесь надо бы остановиться, потому что любая попытка разговаривать об интеллекте или мышлении в психологии упирается в стену непонимания и многим не понятно, почему. Дело в том, что это категории другой науки. Интеллект и мышление являются категориями философии, а не психологии.
Мы приходим к тому, о чем, в общем-то, не знает никто: эти психологи –последователи немецкой философской школы. З. Пиотровский пишет в своей работе об интерпретации теста Роршаха, что «Фрейд – это последствие Ницше». Это Ф. Ницше создал Фрейда. Ницше поднимает вопросы исследования семейных проблем, инцестов, а Фрейд уже описывает их психологическим языком.
Кант ставит философские проблемы трансцендента, «Я», трансцендентной психологии, а Сонди решает эту проблему как психолог.
Гегель в своей философской системе исследует Абсолют, духовное начало, которое он называет «абсолютным духом», «мировым разумом», «мировым абсолютным духом». Отсюда возникает учение Юнга о коллективном бессознательном.
Учение Роршаха происходит из живописи художника, философа и мыслителя Леонардо да Винчи.
З. Пиотровский пишет, что философы немецкой школы ставили вопросы, а их последователи разрешали эти вопросы психологическим языком. Именно эти знаменитые философы дали толчок к развитию психологии. Вся школа глубинной психологии строится на учениях Леонардо Да Винчи, И. Канта, Г. Гегеля и Ф. Ницше.
Далее рассмотрим, какие контрсистемы, возникшие в противовес этим школам, существуют в психологии:
Контрсистемой школы Сонди будет ТАТ и учение Фрилинга.
Контрсистема школы Роршаха – это MMPI, учения Кэттэлла, Люшера, Вагнера (Hand-test), Шутца.
Контрсистема школы Фрейда – учения Адлера, Маслоу, Гигеренцера, Канемана.
Σ: так выглядит машина современной психологии, которую породила европейская школа философии.
Академик Григорий Семенович Попов исследовал память как систему с совершенно конкретными целями – для выполнения задач обычными людьми, военными, конструкторами, а Фрейд, Сонди, Юнг и Роршах проводили исследования, тестирования с целью устранения повреждений, то есть, терапии. В результате возникает две школы психологии – европейская терапевтическая и советская прикладная. Советская школа направлена на реализацию задач, европейская – на устранение повреждений. Конечно же, они не только терапевтические. «Я-анализ» Сонди и жизненные сценарии Юнга имеют широчайший спектр применения, но главная их задача – это терапия. Попов исследовал целостную машину памяти человека, все время держа ее в голове. Он считал, что это единый монолитный организм и его нельзя никаким способом разделять на части. Однако мы видим, что ее просто поделили на куски, превратили в психологию и каждый начал исследовать свою часть собственными методами.
До сих пор ни один человек, ни один ученый в мире, кроме Олега Викторовича Мальцева, не исследовал и не смог выложить на доску систему разделения человеческой памяти на части.
Перед нами интегратор, который абсолютно четко показывает природу каждого блока, а также дает возможность переходить от языка психологии к языку философии, либо объяснять языком Попова, при этом иллюстрируя языком Фрейда, либо вообще подняться до уровня Ницше и объяснить, откуда все взялось.
Σ: так выглядит замкнутая система памяти.
Далее рассмотрим, как собирается и строится современная психология в мире до когнитивной психологии и нейропсихологии. Поговорим о том, как человек воспринимает психологию и почему сегодня столько некомпетентных людей.
Вспомним схему, которую мы рассматривали в начале статьи: есть человек, относительно него существует некое явление и наблюдатель этого явления, который считает это психикой. Наблюдатель – это не психолог, а просто человек, который, не понимая, что происходит, не разбираясь в явлениях, идет куда-то прояснять свои вопросы. За ним стоит огромное число «очень умных» людей. Человек движется к ближайшей точке, а не туда, где это явление изучается. Например, его интересует ролевой каркас, а он обращается к человеку, занимающемуся копингом. И, конечно же, представители копинга «прекрасно разбираются» в ролевом каркасе! Почему? Потому что нужны деньги. Они начинают делиться с ним своими заблуждениями относительно ролевого каркаса, не ссылаясь ни на какую школу психологии или литературу. Не получив результата от общения с «компетентными советничками», человек идет дальше и собирает себе «наборчик» из таких вот людей, и это становится его психологией – психологией наблюдателя.
Как вы понимаете, данная психология не имеет никакого отношения к академической психологии. Это просто психология наблюдателя. Психология наблюдателя – это мышление, убеждения и заблуждения всех тех людей, которых человек встретил на своем пути, а так как сегодня практически все – наблюдатели, то возникает психология наблюдателей. Человек не может понять, что нужно обращаться в ту школу, которая изучала это явление до него. Но так как системы ориентирования нет, куда идти, не понятно. Потому человек идет к первому попавшемуся психологу, а точнее к знакомому, который к этому явлению не имеет никакого отношения, и опять возникает психология наблюдателя.
Что происходит дальше? Вопросы никуда не деваются, они накапливаются, человек начинает посещать психологические тренинги. Это попытка прояснить вопросы, оставшиеся неразрешенными. К примеру, его волнуют вопросы об «отношениях в семье». Семейные отношения – это область исследований Сонди и Фрейда, следовательно, нужно изучать их труды, но человек не желает изучать первоисточники и идет к знакомому. Предположим, знакомый исповедует школу Адлера (комплекс неполноценности и комплекс превосходства). Только представьте, что он расскажет о вашей семье! «У вашей жены комплекс неполноценности, а у вас – комплекс превосходства», и это будет лишь его психологией наблюдателя.
Так возникает психология наблюдателя, а затем – психология наблюдателей, далее – психология наблюдателей, прошедших психологические тренинги психологов-наблюдателей, а потом появляются психотренеры-наблюдатели, психопреподаватели-наблюдатели и т.д., что порождает все неприятности и проблемы в жизни людей.
На уровне академической психологии, доступной сегодня в первоисточниках, даже данные школ психологии, которые работали над разными блоками памяти и в ходе своей многолетней научной практики кое-что для себя все-таки выяснили, просто лежат и никому не нужны, потому что существуют «умники», создающие психологию наблюдателя.
Достаточно обратиться к трудам Л. Сонди, чтобы получить ответы на множество своих вопросов, но люди не желают ничего искать, потому что есть «умные» люди-психологи, которые создают психологию наблюдателя, пытаясь своими словами объяснить, как выглядит то явление, на котором заострено внимание. И ничего страшного, что они к этой школе психологии не имеют никакого отношения, не имеют ни малейшего представления об исследованиях в этом направлении! Это не имеет значения. Важно, что создается психология наблюдателя, самоуверенных наблюдателей, психотренеров-наблюдателей, и потом они плодят еще больше наблюдателей.
Сегодня психолог-наблюдатель – самая популярная категория в мире. Других психологов-исследователей, которые были бы последователями и продолжателями одной из школ глубинной психологии, лишь единицы.
«Психолог должен быть скромным секретарем».
Зигмунт Пиатровский