Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях
Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы.
Следует сказать, что любое конкретное ДТП чаще всего есть стечение целого ряда причин и факторов, связанных с любой из подсистем «Водитель – автомобиль – дорога – среда» (ВАДС). Ряд авторов выделяют следующие причины ДТП: объективные условия, связанные с техническим состоянием транспортного средства, состоянием дорожного покрытия, освещением, погодными и метеорологическими условиями; нарушение ПДД; психофизиологические особенности водителя; отношение общества, его структур и граждан к вопросам нормального функционирования сферы ДД и обеспечения его безопасности; индивидуально-психологические особенности.
Можно выделить факторы риска ДТП на основе целостного анализа причин и ситуации аварии:
1) возникновения ДТП (превышение скорости, алкогольное или наркотическое опьянение, усталость, езда в темное время суток, технические характеристики транспортного средства и т. д.);
2) влияющие на тяжесть аварии (степень выносливости человека, превышение скоростного режима, наличие алкоголя в крови и т. д.);
3) обусловливающие тяжесть посттравматических осложнений (задержки с выявлением ДТП, пожар, наличие алкоголя в крови, трудности при спасении людей, адекватность медицинской помощи и т. д.).
Факторы риска возникновения ДТП условно объедены в две группы факторов:
- внешние – ситуация и транспортное средство;
- внутренние – клинико-психологические особенности участников ДД.
Отметим, что в странах Западной Европы отношение к вождению построено на принципиально иных основаниях: его трактуют как поведение. Поэтому исследовательские работы в основном обращены к изучению психологических факторов, являющихся причинами рискованного, агрессивного поведения. При изучении личностной обусловленности формирования стиля вождения исследуются роль социально-демографических, личностных и мотивационных составляющих в формировании стиля вождения; связи между экстраверсией, нейротизмом, конформностью, исполнительностью, открытостью как личностными особенностями водителей в их связи с особенностями формирующихся у них стилей вождения. Зарубежные авторы также разрабатывают мотивационные модели вождения, где акцент сделан на ситуационные специфические факторы вождения, с точки зрения того, что водители сами выбирают приемлемую степень риска, на которую они готовы пойти. Однако следует указать на ряд недостатков мотивационных моделей. Во-первых, они не учитывают навыки вождения как важнейшую составляющую безопасного вождения. Во-вторых, акцент на ситуационные факторы делает экспериментальные исследования более трудоемкими. В-третьих, эти модели не предусматривают анализ типичных показателей групп, поскольку упор сделан на индивидуальной ситуации.
Модели информационной обработки, которые базируются на моделях переработки информации, как правило, линейны, включают этапы восприятия, принятия решения, выбора ответа и его реализации. Такие модели были оценены как недостаточные и слишком упрощенные и подвергнуты критике из-за игнорирования мотивационных и эмоциональных факторов.
Иерархическая модель управления была разработана J. Rasmussen для классификации типов ошибок, допущенных при вождении, и дополнена M.R. Lehto.
Следует отметить, что когнитивное функционирование может повлиять на водительскую компетентность согласно всем выше описанным моделям. Любой процесс принятия решений, связанный как с анализом риска (мотивационные модели), так и с переходом от автоматизма к контролируемой переработке (модели обработки информации) или с анализом на оперативном, тактическом или стратегическом уровнях (иерархические модели управления), включает в себя познавательные процессы. В связи с этим представляется перспективным комплексное исследование клинико-психологических факторов риска опасного вождения и участия в ДТП.
Отечественные исследователи опираются на стилевой подход при изучении проблемы «надежности» водителя. Под стилем вождения понимают типичные, устоявшиеся особенности дорожного поведения водителя, систему способов и средств осуществления им деятельности, а также типичные для водителя эмоциональные переживания и взаимодействия с другими участниками ДД, предопределяющие уровень безопасности (аварийности) водителя и определяемые рядом факторов. Факторы условно разделены на две категории: устойчивые и переменные. К переменным факторам, определяющим стиль вождения, относят автомобиль; подготовку водителя (как в плане теоретических знаний, так и в техническом отношении); социальные регуляторы; особенности дорожной среды; психофизиологическое (и эмоциональное) состояние водителя. К устойчивым факторам причисляют индивидуально-типологические свойства, уровень пригодности к управлению транспортным средством (прежде всего в психофизиологическом отношении), личностные (в первую очередь характерологические) особенности водителя и источники активности. Факторы отражаются как на субъективных моделях дорожных ситуаций, возникающих у водителя, так и на формировании и активизации динамических стереотипов.
Самостоятельным направлением исследований является разработка подходов к оценке адаптированности к участию в ДД на основе анализа субъективных моделей дорожных ситуаций. Механизм адаптации в ДД проявляется в развитии способности к реалистичному прогнозированию развития дорожных ситуаций. Реалистично прогнозируемые как сами опасности, так и порядок их появления в определенной дорожной ситуации, вероятно, служат основой алгоритма осмотра перекрестка при движении по выбранной траектории, положительно влияют на скорость психофизиологических реакций (как известно, в высоковероятной ситуации время реакции меньше).
В рамках виктимологии разрабатываются типология поведения жертв ДТП, проблемы виктимной безопасности в дорожном движении.
Источник: В.Г. Булыгина, А.С. Васильченко, Д.С. Калинкин, С.В. Шпорт «Клинико-психологические факторы высокорискового поведения и обеспечение безопасности дорожного движения»