Современные модели памяти человека и древний театр памяти Джулио Камилло

Аннотация: в статье представлены две наиболее актуальные модели человеческой памяти и их краткое описание. Исторический взгляд на концептуальную мысль относительно предмета исследования акцентируется на театре памяти Джулио Камилло. Статья содержит описание театра памяти как физического сооружения,  то есть его структуры и внутреннего содержания, а также некоторые высказывания Джулио Камилло относительно последствий, оказываемые на человека после его попадания  в театр памяти. Особое внимание уделено перспективности дальнейших исследований в направлении раскрытия замысла Джулио Камилло, который был вложен в работу театра памяти.

Ключевые слова: память человека, развитие памяти, модели памяти, тренировка памяти, загадки человеческой памяти.

Современная наука на первый взгляд изобилует разнообразными определениями памяти, описаниями ее механизмов функционирования, представленными моделями, однако  крайне сложно вычленить рациональное и практическое зерно из всей массы информации, еще более сложно найти модель  памяти, которая бы в полной мере отражала суть памяти человека. Следует отметить также,  что исторический анализ показывает трансформацию и изменение понятия памяти, главных аспектов ее изучения и в общем значимости в сфере научных исследований.

Исследуя модели памяти, представленные классической наукой, можно было бы выделить модель памяти Аткинсона-Шифрина. Данная модель также получила название «многоэтажная модель памяти», поскольку согласно её выделяются три структуры памяти: сенсорная, кратковременная, долгосрочная. С точки зрения Аткинсона и Шифрина с помощью данной модели, можно понять каким образом функционирует память человека.

В 1974 году Алан Бэддели представляет модель рабочей памяти, но она является лишь вариантом развития модели Аткинсона и Шифрина. По мнению Алана Бэддели рабочая память включает в себя часть и кратковременной, и долговременной памяти человека. Таким образом, Алан Бэддели более детально описал одну из частей модели Аткинсона и Шифрина.

Существуют и другие модели памяти, а также фрагментарные описания функционирования и структуры памяти, однако все они носят теоретический и описательный характер. В силу этого обратимся вглубь истории и посмотрим, что же предлагали более древние научные деятели в области исследования и познания человеческой памяти.

Анализируя весь период истории с точки зрения различных концепций памяти, следует выделить три периода, которые характеризуются исследованиями памяти человека: современный период – 100- 150 лет, отдельными представителями данной эпохи являются Зигмунд Фрейд, К.Г. Юнг, Липот Сонди.

К. Г. Юнг о памяти писал следующее:

«Память понимается, как функция контролируемая волей, находящаяся под контролем эго-комплекса. «То, что мы называем памятью, — это дар репродуцировать бессознательные содержания, и это — главная функция».

Древний период истории затрагивает временной отрезок до нашей эры и начало нашей эры, а представителями данной эпохи являются Аристотель, Платон. Труды данных научных деятелей починаются в научном мире современности, однако моделей памяти ими не было представлено.

Третий исторический период, который с точки зрения временных рамок располагается между двумя вышеописанными периодами, отмечается наиболее значимыми исследованиями в направлении изучения предмета исследования статьи, поскольку он предлагает модели памяти, характеризующиеся практическим значением. Представителями данной эры являются Джулио Камилло, Джордано Бруно, Флад, Раймонд Луллий.

Данная статья будет посвящена более детальному рассмотрению деятельности Джулио Камилло и им созданному Театру памяти, поскольку данная модель памяти во всех исторических периодах не имеет аналогов.

О самом Джулио Камилло известно немного, согласно данным, дошедшим до нашего времени известно, что родился Камилло приблизительно в 1480 году, некоторое время был профессором в Балонье, но большую часть жизни посвятил созданию театра памяти. Гениальность Камилло признавалась его современниками, это выражалась в том, что его называли «божественным Камилло». Также описываются легенды, подтверждающие его божественность. Однажды Камилло во время пребывания во Франции гулял со своими спутниками во дворе, где по неосторожности был выпущен лев из клетки. Все, безусловно, бросились в разные стороны, но Камилло не стал убегать, он остался на месте, но по странному стечению обстоятельств, лев Камилло не тронул, наоборот, он подошёл к нему  и начал ластиться. После этого случая считали, что Камилло находиться под покровительством солнца, он был  настолько святым и божественным, что  дикие звери не могут принести ему вреда.

Достоверно известно из  письменных свидетельств Эразма, что театр памяти Камилло был построен и имел физическое проявление. Постройка театра находилась в Венеции и датировалась XVI веком. Театр представлял собой деревянную постройку, длина которой составляла 12 метров, а ширина – 6 метров, одновременно в театре помещалось до пяти человек. Внутри театр содержал множество образов и фигур, при этом каждому  образу и  фигуре отводилось свое место. 

Согласно схеме театра памяти он подразделяется на семь уровней, которые  были разделены проходами, в каждом проходе располагалась дверь или врата, которые в свою очередь были расписаны образами. Схема театра свидетельствует о том, что в нем также  располагались семь колонн, которые символизировали незыблемую вечность и необходимость постижения семи сфирот поднебесного мира.

Современное представление о театре говорит о том, что зрители находятся в зрительном зале, а на сцене происходит представление, но в театре памяти Камилло все происходило не таким образом. Человек в театре памяти сразу попадал на сцену через одну из пяти дверей, которые находились за кулисами. Он был сам как бы актерам, а перед ним разворачивалась панорама уровней театра, а по сути, можно сказать, что сама память. Согласно описанию  театра он был рассчитан максимально на пять человек, но для эффективности не рекомендовалось, чтобы в театре находилось одновременно более двух человек. Все многообразие образов, производило на человека неизгладимое впечатление, что впоследствии выражалось в различных эффектах: один человек, после посещения театра мог вспомнить  те вещи, о которых ранее не слышал; у второго человека открывались   великие ораторские способности и многое другое.

Следует отметить нестандартный подход Джулио Камилло в виденье памяти человека, ее функционировании. Ему удалось проникнуть в тайну человеческой памяти, создать модель памяти в физическом варианте, при соприкосновении с которой у человека  активизировались скрытые механизмы и проявлялись те способности, которыми он ранее не обладал. Отдельные ученые пытались повторить или даже превзойти Джулио Камилло, например, Джордано Бруно, но это им так и не удалось.

Театр памяти считался мистической системой, поэтому слава о Камилло и его творении распространилась не только по всей Италии, где он был расположен, но и  в другие страны.  Монарх Франции, узнав о существовании театра памяти, не только профинансировал постройку в Венеции, но изъявил желание  возвести такое же сооружение во Франции, однако, документальные подтверждения тому, что это было осуществлено отсутствуют.

Мнения относительно мистического воздействия театра были различными, но сам Камилло говорил о  том, «что его театр выстраивает или конструирует ум и душу. Он был убежден в том, что все постижимое человеческим разумом, но недоступное телесному взору, может быть собрано воедино посредством сосредоточенного размышления, а затем представлено в определенных вещественных символах. Таким образом, зритель получает возможность  увидеть все то, что скрыто в глубинах человеческих мыслей».

Истинное предназначение театра памяти Камилло, его магические действия малообъяснимые и загадочные не только для современников, но и для людей, которые были очевидцами данного «чуда». Согласно имеющимся письменным источникам о театре памяти известно его детальное описание, но замысел Джулио Камилло остается для всех загадкой.

Представленные модели памяти человека, описанные функции  современной наукой сводятся лишь к развитию способности запоминания большего  количества информации, но даже в данном контексте речь не идет о каком-то «спонтанном озарении», а лишь о техниках, которые позволяют в определенной степени натренировать данную способность. Следует отметить, что данные техники также не созданы современниками, они заимствованы из древних источников. Современные ученые не смогли понять принципиально каким же способом работает театр памяти Камилло, хотя данное направление исследовательской деятельности имеет с точки зрения перспективы весьма важное значение, поскольку, вероятно именно в нем кроется раскрытие неограниченных способностей человека.

Список цитируемой литературы:

  1. Atkinson, R.C. Chapter: Human memory: A proposed system and its control processes // The psychology of learning and motivation (Volume 2) / R.C. Atkinson, Shiffrin. — New York: Academic Press, 1968.
  2. Бэддели А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию. — М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 320 с.
  3. К. Юнг Тавистокские лекции. МЦНК и Т «Кентавр». СПБ. 1994.
  4. Френсис Йейтс. Искусство памяти. Перевод Е.Малышкин. СПб.: Университетская книга. 1997.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *