Психоаналитический метод Зигмунда Фрейда

Автор статьи: Лопатюк Ирина Игоревна — научный сотрудник НИИ Памяти (The Memory Institute)

Аннотация: в статье представлены этапы развития психоаналитического метода, как самостоятельной дисциплины. Описаны основные понятия, на которых базируется данный  метод, а также применяемые принципы и методы. Представлен дискурс на предмет области применения метода, в результате чего выявлены некоторые недоставки психоаналитического метода.

Ключевые слова: Зигмунд Фрейд, методы терапии, психоанализ, психоаналитический метод, вытеснение.

За период становления психологии как самостоятельной науки наблюдается формирование различных школ и направлений, а как результат –  множественность методов психотерапии. Несмотря на данные тенденции, наиболее широко применяемым методом в психотерапии остается психоаналитический метод, созданный Зигмундом Фрейдом. И хотя ранее данный метод, как и сами идеи Фрейда, подвергался критическим суждениям, данная тенденция обусловлена тем фактом, что идеи психоанализа коренным образом отличались от главенствующей в то время экспериментальной медицины и классической рационалистической методологии. Объектом исследования экспериментальной медицины является тело человека и, соответственно, признается главенство телесного над душевным. Согласно же концепции психоанализа психическое лечение – это душевное лечение.

 «Психика – греческое слово и в немецком языке звучит Seer (душа). Следовательно, психическое означает душевное лечение». (1)

Экспериментальная медицина отвергает взаимосвязь душевного состояния человека и телесных заболеваний, утверждает что, например, умственные способности человека зависят лишь от надлежащего функционирования мозга и наличия питательных веществ. Однако Зигмунд Фрейд за многолетнюю практику наблюдал случаи, в которых, например, человек страдал головными болями, пищеварительными расстройствами, спазмами желудка, бессонницей, но при исследовании экспериментальными методами индивида, механико-биологические причины заболевания отсутствовали, но выявлялись расстройства психологического характера.

Зигмунд Фрейд описывает случаи, в которых при смене места нахождения или условий пребывания (например, путешествие) исчезали все симптомы заболеваний, а при возвращении, они возобновлялись снова. Не представляется объективным отрицать, что депрессивное состояние, при котором наблюдается смена эмоционального состояния (печаль, горе, беспокойство) отрицательно сказывается на человеческом теле, что выражается в преждевременном старении, упадке сил, отсутствия тяги к организации собственной жизни и деятельности – вплоть до потускнения кожи и волос – и многом другом. И наоборот, у счастливого человека «тело расцветает, и становиться молодым». Все эти примеры являются подтверждением того, что в большинстве случаев симптомы заболеваний возникают в результате влияния «душевного состояния» человека на его тело.

Главным инструментом врачевания, который использовал Зигмунд Фрейд в своем психоаналитическом методе – было слово. Слово как явление обладает весьма широким спектром применения, поскольку с помощью слова можно человеку как помочь в трудную минуту, так и в значительной мере навредить. С помощью слова осуществляется руководство как над отдельным человеком, так и над большими группами людей.

«Слова – это важнейшие посредники для влияния, которое человек хочет оказать на другого; слова — хорошее средство, чтобы вызвать душевные изменения у того, кому они адресуются, и поэтому уже не звучит загадочно, когда утверждают, что магия слова может устранить болезненные явления, особенно такие, которые сами обусловлены душевными состояниями» (1).

Слово и его «магический эффект» можно наблюдать во время гипноза: человек полностью подчиняется воле другого человека, выполняет то, что ему говорят; именно посредством слова и осуществляется гипнотизирование. Во время гипноза человек становиться послушным, доверчивым, полностью под управлением другого человека.  Речь гипнотизера называется «суггестией». (4)

Психоаналитический метод Зигмунда Фрейда берет свое начало от «катартического метода», который был изобретен Й. Брейером.

Катартический метод предполагал, что пациент поддается гипнозу и основывался на расширении сознания, которое наступает в гипнозе” (1)

Зигмунд Фрейд на первом этапе врачебной практики использовал гипноз при терапии, однако, впоследствии он отказывается от него; тому послужило две главные причины: во-первых, Фрейду не удавалось большую часть своих пациентов ввести в состояние гипноза. Возможно, это обусловлено тем фактом, что именно душевнобольные люди в меньшей степени подвержены гипнозу. Во-вторых, самым важным при терапии является момент возникновения сопротивления, что служит подтверждением того, что терапевт движется в правильном направлении. В случае же применения гипноза, безусловно, предоставляется возможность узнать информацию о пациенте, но невозможно определить, относится ли она к причинам заболевания, поскольку воля пациента подавлена, и он не может проявлять никакого сопротивления, по этим причинам Зигмунд Фрейд отказывается от гипноза и продолжает исследовательскую деятельность в направлении создания эффективного метода психотерапии.  

Далее необходимо обратить внимание на процедуру проведения сеанса психотерапии и основные понятия этого метода.

Во время проведения сеансов психотерапии Зигмунд Фрейд предлагал своим пациентам занять удобное положение на кушетке лежа на спине. При этом сам сидел на стуле сзади, чтобы взгляды пациента и терапевта не встречались. Два человека находились в бодрствующем состоянии, сеанс проходит в виде беседы, в ходе которой индивид рассказывает все, что приходит ему на ум.

К основным понятиям психоанализа Зигмунда Фрейда относятся: «вытеснение», «сопротивление», «перенос», «контрперенос».

Вытеснению подвергаются травматические события, неприятные ситуации, все, что сознание не хочет воспринимать по разным причинам, в силу морально-этических норм, потому что так «не принято в обществе» (социально неприемлемый контекст); более того, вытесненное подвергается искажению. Вытесненное переходит в категорию бессознательного, что в результате может привести к различным расстройствам психики. Задача психоаналитика заключается в том, чтобы выяснить бессознательные причины, то есть содержание вытесненного, которое привело к возникновению заболевания. Момент сопротивления при беседе говорит о том, что возникают воспоминания, которые непосредственно относятся к причинам психического расстройства. В результате индивид может остановиться, сказать, что ему ничего не приход на ум, а может вообще отказаться продолжать беседу, только чтобы не осознавать травматические воспоминания.

В ходе ежедневной практики Зигмунд Фрейд замечает, что у всех пациентов при рассказе историй своих болезней замечаются проблемы с памятью. То есть пациент не помнит какие-то события из своей жизни, либо в его изложении перепутаны временные границы, либо нарушены причинно-следственные связи, а когда пациент начинает вспоминать определённые инциденты, это вызывает у него неприятные чувства, то есть сопротивление.

Зигмунд Фрейд «сопротивление» описывал следующим образом:

«К «я» больного подбиралось представление, которое оказывалось невыносимым, которое пробуждало силу отталкивания со стороны «я», целью которой являлась защита от этого невыносимого представления». (1)

Другими словами, срабатывает защита «Я» и вытесненное не допускается в сознание; однако след вытесненного можно обнаружить в виде сопротивления, которое при возникновении симптома проявляется в отвращении.

Для преодоления сопротивления Фрейдом был изобретен метод «надавливания на лоб», суть которого заключается в физическом воздействии на лоб пациента, сопровождающегося словами аналитика о том, что пациент должен вспоминать вытесненное. Физическое «надавливание» носит лишь психологический характер, что позволяет преодолеть сопротивление.

Из практики Зигмунда Фрейда известно, что процедура «надавливания» не всегда приводила к быстрому результату, поскольку это была лишь уловка, которая позволяла на некоторое время справиться с защитой «Я», а затем сопротивление снова возвращалось, поэтому ее требовалось проводить неоднократно. Однако имели место случаи, когда у пациента воспоминания прекращались. Речь идет о случаях, которые носят генеалогический характер, то есть наследственный. Безусловно, это объясняется тем, что Зигмунд Фрейд занимался исследованием лишь личного бессознательного, а наследственные причины лежат в родовом бессознательном, исследованием которого занимался Липот Сонди.

В психоаналитическом методе также существует такое понятие, как «перенос», при котором пациент переносит (проецирует) на врача данные, что можно перенести из того, что им было осознанно. Необходимо различать «позитивный» перенос и «негативный», то есть перенос нежных чувств на врача и враждебных и два вида сопротивления, которые возникают как следствие переноса. «Позитивный» перенос хоть и вызывает сопротивление, но не является критическим для дальнейшего проведения терапии, «негативный» же перенос может привести к невозможности дальнейшей терапии. Необходимо отметить, что при любом виде переноса сопротивление увеличивается, что вызывает затруднения для дальнейшей терапии.

Задача психоаналитической терапии заключается в том, чтобы помощь пациенту осознать вытесненное содержание бессознательного, что стало причиной психологического расстройства, преодолеть конфликт осознания, и выработать объективное отношение к причинам заболевания. Поэтому осознание вытесненного лишь первый этап терапии, а далее следует анализ. 

Практика Зигмунда Фрейда подтверждает тот факт, что не все случаи заканчивались положительным результатом, в силу того, что исследованию подвергалось лишь личное бессознательное, но, как известно, бессознательное включает в себя три слоя: личное, родовое и коллективное бессознательное. Исходя из этого, психоаналитический метод Зигмунда Фрейда в терапии следует рассматривать, как отдельный метод, а не комплексную методику психотерапии.

Список цитируемой литературы:

  1. Зигмунд Фрейд. Сочинения по технике лечения. Перевод на русский язык А.М. Боковикова. 2008
  2. Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ. 1917
  3. Зигмунд Фрейд. Вытеснение. 1998.
  4. Зигмунд Фрейд. Психология бессознательного. Перевод Е.Е. Соколова. 1990.
  5. Зигмунд Фрейд. Основные понятия психоанализа. Перевод с немецкого С.С. Панкова. Санкт Петербург. 2001.

Добавить комментарий