ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ

Никогда не вешай носа, иначе не увидишь звёзд

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Трудно переоценить остроту и актуальность проблем, которые обрушиваются ежедневно на жителя планеты Земля. На человека обрушиваются потоки информации, повествующие о страданиях множества людей, насилии и обмане, кровавых разборках, террористических актах, заказных убийствах, – человек вправе задать себе вопрос: Существует ли выход из той этой “ловушки”? Попытка ответить на этот вопрос является “сверхзадачей” для большинства людей.

Нельзя не отметить, что до недавнего времени проблеме смысла жизни в нашей науке уделялось явно недостаточное внимание. Показательно, что понятие смысла жизни отсутствует в психологическом и философском словарях, в философской энциклопедии. Обходят молчанием эту проблему учебники педагогики и психологии. Проблема смысла жизни есть “терра инкогнито”?

В статьях В. Э. Чудновского «Смысл жизни как психологическая реальность», «Смысл жизни и судьба человека» изложенны основные психологические характеристики феномена смысла жизни, в частности его субстанциальность: данный феномен является особым психическим образованием, имеющим свою специфику возникновения, свои этапы становления. Приобретая относительную устойчивость и подневольность от породивших его условий, он может существенно влиять на жизнь человека. Смысл жизни рассматривается как некий “буферный механизм”, не допускающий одностороннего подчинения “внешнему” и, вместе с тем, препятствующий превращению человека в раба собственных потребностей и влечений. При определенных условиях может происходить деформация данного механизма – он начинает служить негативному формированию личности. Характеризуется соотношение между феноменами “смысл жизни” и “судьба”: обретение смысла жизни – это одновременно и “выстраивание” человеком “линий” своей судьбы, это путь к высшему уровню рефлексии – от рефлексии отдельного поступка, через рефлексию отдельных фаз жизни к рефлексии собственной жизни в целом.

Проблеме “энергетического” аспекта смысла жизни посвящена работа В.Г. Асеева. Отмечая, что в последние годы в обществе усилились тенденции потребительства, стяжательства, накопительства, а также произошел “всплеск” алкоголизма, наркомании, фантастического злоупотребления зрелищными мероприятиями (в частности, специфическими видами музыки), автор пишет, что все эти явления имеют общую причину: обеднение содержательно-смысловой сферы личности, упрощение, примитивизациюсистемы смысловых установок. В этой связи автор дает оригинальную характеристику смыслового потенциала личности, оптимальным условием становления которого является гармоническое сочетание побуждений содержательно-смыслового и динамического планов.

В статьях А.А. Бодалева проблема смысла жизни рассматривается с позиции акмеологии. Абсолютное большинство людей, – пишет автор, – привыкает познавать, общаться, трудиться лишь на уровне своего будничного, житейского “Эго” и только c появлением для них очень субъективно значимых, экстраординарных условий они объективируют тот потенциал, который обнаруживается у них, когда актуализируется их высшее Я. Между тем переход от “будничного” к “высшему” Я высвобождает большие, ранее не задействованные внутренние резервы.

Один из механизмов осуществления такого “перехода” – становление смысла жизни. Автор проанализировал особенности восхождения от будничного к высшему Я и описал психологические новообразования, которые лежат в основе этого процесса, в частности: отражение в мотивационной сфере человека общечеловеческих ценностей, способность к самомобилизации, объективная оценка своих сильных и слабых качеств, предварительная ориентировка и планирование собственных действий.

Особый интерес представляют помещенные в сборнике статьи А.В. Суворова. Написанные человеком, находящимся в экстремальной ситуации слепоглухоты, они поражают глубиной анализа, являющегося не просто результатом игры “интеллектуальных сил”, но выстраданного всей нелегкой жизнью этого человека. Автор рассматривает соотношение феноменов “смысла жизни” и “воля к жизни”, характеризуя последнюю как способ выживания в аварийной, экстремальной ситуации. Воля к жизни предполагает мобилизацию всех сил личности, всего наличного духовного, душевного и физического здоровья с тем, чтобы преодолеть кризис и вернуться к нормальному состоянию жизни и деятельности. Автор подчеркивает, что главное здесь – сознательное саморазвитие, самомобилизация человека при поддержке других людей, которые должны быть союзниками по “антиэкстремальной ситуации” (статья “Смысл жизни и воля к жизни”). Нельзя не отметить проделанный А.В. Суворовым анализ феноменов “одиночество” и “уединение” и диалектики их соотношения. Одиночество – в большей мере следствие трудностей общения, а уединение – самотворчество, необходимое условие для “труда души”, в процессе которого и происходит становление смысла жизни (статья того же автора “Обжитое социальное пространство и смысл жизни”).

Конкретным примером эффективного психотерапевтического воздействия на процесс становления смысла жизни является описанный Ю.В. Александровой в небольшой, но содержательной статье случай “раскола” между “объективным” и “субъективным” смыслом жизни (“Нравственное переживание как путь преодоления “раскола” смысла жизни”).
“Переходной” от психологического и психотерапевтического направлений к более общим философским и социологическим проблемам смысла жизни является, на наш взгляд, работа Б.С. Братуся. Автор характеризует личность как некое “идеальное тело”, существующее в трехмерном пространстве, плоскости которого: 1) бытие человека в его повседневной деятельности; 2)культура как система значений, программ, норм и правил; 3)смыслы как динамические системы сознания. Через деятельность человек “присваивает” культуру, порождая в своей душе личностные смыслы своего существования и формируя нравственное сознание. В этой связи в статье “Понятие нормы – психологический и нравственный смысл” подчеркивается, что главным делом человечества, нормой его жизни является решение нравственных проблем.

Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, как считают многие ученые, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой данной эпохи. Так ли это, вопрос остается открытым.

Добавить комментарий