ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ

Никогда не вешай носа, иначе не увидишь звёзд

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Трудно переоценить остроту и актуальность проблем, которые обрушиваются ежедневно на жителя планеты Земля. На человека обрушиваются потоки информации, повествующие о страданиях множества людей, насилии и обмане, кровавых разборках, террористических актах, заказных убийствах, — человек вправе задать себе вопрос: Существует ли выход из той этой «ловушки»? Попытка ответить на этот вопрос является «сверхзадачей» для большинства людей.

Нельзя не отметить, что до недавнего времени проблеме смысла жизни в нашей науке уделялось явно недостаточное внимание. Показательно, что понятие смысла жизни отсутствует в психологическом и философском словарях, в философской энциклопедии. Обходят молчанием эту проблему учебники педагогики и психологии. Проблема смысла жизни есть «терра инкогнито»?

В статьях В. Э. Чудновского «Смысл жизни как психологическая реальность», «Смысл жизни и судьба человека» изложенны основные психологические характеристики феномена смысла жизни, в частности его субстанциальность: данный феномен является особым психическим образованием, имеющим свою специфику возникновения, свои этапы становления. Приобретая относительную устойчивость и подневольность от породивших его условий, он может существенно влиять на жизнь человека. Смысл жизни рассматривается как некий «буферный механизм», не допускающий одностороннего подчинения «внешнему» и, вместе с тем, препятствующий превращению человека в раба собственных потребностей и влечений. При определенных условиях может происходить деформация данного механизма — он начинает служить негативному формированию личности. Характеризуется соотношение между феноменами «смысл жизни» и «судьба»: обретение смысла жизни — это одновременно и «выстраивание» человеком «линий» своей судьбы, это путь к высшему уровню рефлексии — от рефлексии отдельного поступка, через рефлексию отдельных фаз жизни к рефлексии собственной жизни в целом.

Проблеме «энергетического» аспекта смысла жизни посвящена работа В.Г. Асеева. Отмечая, что в последние годы в обществе усилились тенденции потребительства, стяжательства, накопительства, а также произошел «всплеск» алкоголизма, наркомании, фантастического злоупотребления зрелищными мероприятиями (в частности, специфическими видами музыки), автор пишет, что все эти явления имеют общую причину: обеднение содержательно-смысловой сферы личности, упрощение, примитивизациюсистемы смысловых установок. В этой связи автор дает оригинальную характеристику смыслового потенциала личности, оптимальным условием становления которого является гармоническое сочетание побуждений содержательно-смыслового и динамического планов.

В статьях А.А. Бодалева проблема смысла жизни рассматривается с позиции акмеологии. Абсолютное большинство людей, — пишет автор, — привыкает познавать, общаться, трудиться лишь на уровне своего будничного, житейского «Эго» и только c появлением для них очень субъективно значимых, экстраординарных условий они объективируют тот потенциал, который обнаруживается у них, когда актуализируется их высшее Я. Между тем переход от «будничного» к «высшему» Я высвобождает большие, ранее не задействованные внутренние резервы.

Один из механизмов осуществления такого «перехода» — становление смысла жизни. Автор проанализировал особенности восхождения от будничного к высшему Я и описал психологические новообразования, которые лежат в основе этого процесса, в частности: отражение в мотивационной сфере человека общечеловеческих ценностей, способность к самомобилизации, объективная оценка своих сильных и слабых качеств, предварительная ориентировка и планирование собственных действий.

Особый интерес представляют помещенные в сборнике статьи А.В. Суворова. Написанные человеком, находящимся в экстремальной ситуации слепоглухоты, они поражают глубиной анализа, являющегося не просто результатом игры «интеллектуальных сил», но выстраданного всей нелегкой жизнью этого человека. Автор рассматривает соотношение феноменов «смысла жизни» и «воля к жизни», характеризуя последнюю как способ выживания в аварийной, экстремальной ситуации. Воля к жизни предполагает мобилизацию всех сил личности, всего наличного духовного, душевного и физического здоровья с тем, чтобы преодолеть кризис и вернуться к нормальному состоянию жизни и деятельности. Автор подчеркивает, что главное здесь — сознательное саморазвитие, самомобилизация человека при поддержке других людей, которые должны быть союзниками по «антиэкстремальной ситуации» (статья «Смысл жизни и воля к жизни»). Нельзя не отметить проделанный А.В. Суворовым анализ феноменов «одиночество» и «уединение» и диалектики их соотношения. Одиночество — в большей мере следствие трудностей общения, а уединение — самотворчество, необходимое условие для «труда души», в процессе которого и происходит становление смысла жизни (статья того же автора «Обжитое социальное пространство и смысл жизни»).

Конкретным примером эффективного психотерапевтического воздействия на процесс становления смысла жизни является описанный Ю.В. Александровой в небольшой, но содержательной статье случай «раскола» между «объективным» и «субъективным» смыслом жизни («Нравственное переживание как путь преодоления «раскола» смысла жизни»).
«Переходной» от психологического и психотерапевтического направлений к более общим философским и социологическим проблемам смысла жизни является, на наш взгляд, работа Б.С. Братуся. Автор характеризует личность как некое «идеальное тело», существующее в трехмерном пространстве, плоскости которого: 1) бытие человека в его повседневной деятельности; 2)культура как система значений, программ, норм и правил; 3)смыслы как динамические системы сознания. Через деятельность человек «присваивает» культуру, порождая в своей душе личностные смыслы своего существования и формируя нравственное сознание. В этой связи в статье «Понятие нормы — психологический и нравственный смысл» подчеркивается, что главным делом человечества, нормой его жизни является решение нравственных проблем.

Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, как считают многие ученые, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой данной эпохи. Так ли это, вопрос остается открытым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *