Методика обучения работе с фотографией как источником научных доказательств

Автор: председатель Одесского историко-литературного общества, член-корреспондент УАН Лопатюк Ирина Игоревна

Аннотация:

В контексте данной научной заметки представляются комплексная  методика, позволяющая учёным, исследователям и экспертам различных областей самостоятельно приобрести навык работы с фотографией как источником научных доказательств. Описанные методических положения являются логическими основами, которые можно использовать для формирования системы подготовки экспертов, повышения собственной квалификации, а также в качестве учебно-тренировочной программы.

Появлению методики работы с фотографией как источником научных доказательств предшествовала богатая научно-исследовательская практика. Непосредственно в период 2012-2020 г.г. учёный Олег Мальцев, ныне академик УАН, доктор философии, руководитель Экспедиционного корпуса НИИ Памяти разрабатывал ключевые положения данной методики и проводил её апробацию непосредственно в научных проектах, экспедиционных исследованиях, исследовательских рейдах и пр. Особенно надлежит отметить период 2015-2019 г.г., в рамках которого экспедиционная группа, состоящая из  специалистов в области философии, психологии, антропологии, социологии и криминологии, имела возможность собственноручно опробовать и убедиться в надёжности и качестве работы указанной методики, исследуя феномены истории в странах Европы (Германия, Испания, Греция, Италия, Чехия), Северной Америки (США, Мексика), а также на юге Африки (ЮАР).

Данная статья представляет основные  положения методики и тезисные пояснения каждого её шага. Подробнее ознакомиться с ходом тестирования методики, её применения, выявленных особенностях, а также с полученными практическими рекомендациями и выводами возможно в монографии «Фотография как источник научной информации».

(авторы – академик УАН,PhD Олег Мальцев; профессор, доктор философии Максим Лепский; журналист, член-корреспондент УАН Алексей Самсонов)

Методика предполагает прохождение 17 рабочих процедур (РП), которые далее будут изложены в качестве рекомендаций.

  1. Изучите фотографию как научный феномен.

К сожалению, не многим исследователям сегодня известен тот факт, что ранее многие учёные 19-20 в.в. были фотографами и предпочитали окружать себя коллегами соответствующего круга. Такая практика, как участие в европейских фотографических обществах, в частности, давала конкретные привилегии, открывала новые возможности и позволяла коммуницировать со специалистами разных отраслей научных знаний. Изучая фотографию как научный феномен, можно многое прояснить относительно окружающего нас поля неизвестного.

  1. Становитесь фотографом.

Данный шаг рабочей процедуры необязателен (носит рекомендательный характер). Работа с цифровыми и аналоговыми фотокамерами позволяют формировать собственный фото-архив и выборки фотографического материала, отвечающих индивидуальным задачам учёного.

  1. Коллекционируйте фотографии о предметах ваших исследований.

Формирование фотографических выборок и создание исследовательской среды посредством фотоматериалов собственного авторства, материалов коллег, экспертов из смежных областей и пр. чрезвычайно способствуют качеству и скорости работы с исходными данными и формированию объективного исследовательского фундамента.

  1. Станьте членом фотографического общества.

Сотрудничество  с коллегами по фотографическому обществу раскрывает множественные возможности: от получения доступа к уникальным материалам и выборкам (например, психологи могут работать с археологическими и антропологическими выборками) – до создания научных групп, члены которых напрямую заинтересованы в получении результата и проведении эффективного исследования.

  1. Изучите репортажи и фоторепортажи, имеющие отношению к предмету ваших изысканий.

Рекомендуется работать с фоторепортажами, сделанными в разные эпохи, представителями разных государств и научных школ.

  1. Рекомендуется изучать философию Шеллинга \ Бодрийяра \ Выготского

Безусловно, этот перечень знаменитых философов и выдающихся мастеров своего дела можно продолжить. Рекомендуется обращать непосредственное внимание философию и психолгию искусства, на умение объективно работать с информацией и различать «симулякры и симуляции» от подлинного и действительного. Также полезно знать, как эти и другие учёные 30-60х г.г. 20 столетия работали с фотоаппаратом и фотографией как источником научной информации.

  1. Фундаментально изучите методологию науки.

Изучение методологии науки – это базис, основа будущей успешной и результативной деятельности учёного в любой области. Как показывает практика, умение обращаться с фотоаппаратом и понимание методологических основ философии напрямую способствует формированию умения построения эвристических и логических моделей исследования, а также выбора наилучшей научной тактики.

  1. Изучите металогические подходы других учёных.

В 21 веке невозможно стоять на месте, опираясь на наработки предшественников: необходимо расширять кругозор и понимать, какие методики и технологии используются вашими коллегами, критиками, соратниками. На рубеже 20-21 века появилось множество новых методик (как валидных, так и не выдержавших проверки), а потом важно понимать, какие подходы можно использовать, а на что полагаться нецелесообразно.

  1. Рекомендуется осваивать психологические методы исследования фото-выборок
  2. Важно подвергать фотографии исследованиям с позиции применения различных методик.

Поиск и отбор наиболее эффективных методов анализа фотографического материала способствует качественным показателям результативности научного исследования.

  1. Создавайте собственные фото-выборки

Данный подход чрезвычайно полезен на всех стадиях исследования: от старта формирования объективной и точной исследовательской базы, вплоть до финальной презентации результатов исследования, на которой полезно иллюстрировать сам ход научного исследования соответствующими фотографиями (что также выступает инструментом аргументирования и доказательства верности и корректности проведённого исследования).

  1. Систематически упражняйтесь в анализе фотографического материала.

Такого рода тренировочная система позволяет в кратчайшие сроки научиться извлекать максимум различной информации из фото-источника посредством применения вариативных валидных методик.

  1. Консилиумы и не только: учимся критике

Консилиумы, симпозиумы, «круглые столы», конференции и прочие научные мероприятия не стоит рассматривать как некий отчётный или регистрационный период деятельности учёного. Рекомендуется подвергать критике собственные исследования – критике коллег, соратников, людей, «по иную сторону» научных взглядов и так далее. Недаром древняя истина времён Сократа гласит «Истина рождается в дискуссии».

  1. Упражняйтесь в логике, подвергая критическому анализу собственные умозаключения.

Крайне полезно учёным, исследователям, экспертам упражняться и подвергать критике собственные выводы и умозаключения, на предмет проверки их безупречности. Критика и оппонирование – естественные элементы здоровой научной деятельности.

  1. Рекомендуется учиться работать с архивами.

Существенно расширяет возможности, ресурсы, непосредственно масштабы исследовательской среды работа с архивами (как государственными, так и частными). Под архивами понимается не только работа с письменными источниками, но и с фото-архивами, фотоальбомами прошлых лет, частными семейными архивами любителей и очевидцев и пр. Не менее полезный эффект даёт изучение книг, монографий и прочих научных работ коллег, которые также иллюстрируют собственные научные исследования.

  1. Совершайте поездки с исследовательскими целями (в другие страны, регионы вашей страны, города и пр.)
  2. В консультационных целях рекомендуется выбрать опытного учёного, умеющего работать с мнемоническими аспектами визуальных источников.

Консультирование с коллегами и экспертами (необязательно из вашей страны), умеющими работать с фотографией как источником научных данных многосторонне способствует скорости, качеству и эффективности проведения научного исследования и разрешению поставленных задач.

Представленная методическая система из 17 рабочих процедур (тренировочных шагов) могла бы также являться программой персональной подготовки и\или повышения квалификации учёного любого круга интересов, который намерен использовать фотографию как источник научной информации, как инструмент научных доказательств и среду, способствующую продуцированию научных гипотез, идей и открытий.

Автор методики – академик, доктор философии Олег Мальцев.

Подробности, советы, примеры, рекомендации и пр. будут представлены в монографическом труде «Фотография как источник научной информации», выход которой запланирован на первое полугодие 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *