ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ

Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности.

Знания не могут существовать ради знаний. Возникает стремление обогнать уровень существующих потребностей производства в теории и прокладывать путь будущей практической деятельности, глубже раскрывать возможности воздействия человека на природу и общество.

Присмотритесь, как тесно вплетены знания в действия. И ребенку, и взрослому действия с предметами дают одновременно знания о свойствах предметов и о возможной системе обращения с ними. Сталкиваясь с незнакомым предметом, мы стремимся прежде всего получить знания о том, как с ним действовать. Если вы впервые взяли в руки видеокамеру, то прежде всего ознакомитесь с инструкцией, в которой рассказано, как ею пользоваться.

Для выполнения любого сложного действия человеку необходимы сведения о системе движений и действий, которые обеспечат достижение цели. Эти сведения запечатлеваются в виде двигательных представлений. Однако для выполнения осознанных действий, а тем более для деятельности, одних представлений о движениях и их последовательности недостаточно. Предположим, вы разобрались в том, как подготовить к работе видеокамеру. Достаточно ли этого, чтобы снимать? Конечно, нет. Создание даже простого любительского фильма потребует знаний о принципах построения сценария, раскадровки, монтажа и т. д.

Постоянно включаясь в действия, знания поднимают их на более высокий уровень осознанности, повышают уверенность человека в правильности выполняемой деятельности. Деятельность без знаний невозможна.

Общая характеристика умений

В деятельность человека всегда включены навыки и умения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность понятия «умение» и многообразие видов деятельности.

Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности. О первокласснике, закончившем изучение букваря, говорят, что он умеет читать. Взрослый тоже умеет читать. Если не учитывать разницы в знаниях, то между этими двумя «умениями» лежит многолетний путь упражнений, выработки навыков чтения. Это, безусловно, качественно различные умения по их психологической структуре. Очевидно, следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которые следуют за этапом выработки навыков. Элементарные умения – это действия, возникшие на основе знаний или в результате подражания. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и знаний.

Ребенок овладевает предметными действиями на основе подражания. Знания и запас двигательных представлений он накапливает в результате наблюдения за действиями взрослых. На основе этого складываются элементарные действия, например, по самообслуживанию, которые постепенно в результате упражнений превращаются в навыки. Комплекс навыков по самообслуживанию составляет умение себя обслуживать.

Как человек овладевает какой-либо сложной деятельностью? Чтобы стать летчиком, необходимо овладеть не только знаниями, но и определенными умениями и навыками. Приобретение знаний, наблюдения за деятельностью инструктора приводят к тому, что при первых попытках включиться в самостоятельную деятельность обучающийся проявляет некоторые элементарные умения. Затем наступает этап практической отработки компонентов действия или навыков, например, чтение шкалы приборов, управление самолетом во время взлета и посадки. Окончательный эта побучения связан с синтезом всех навыков в единое умение водить определенный тип самолета. В дальнейшей практической работе будет продолжаться шлифовка мастерства летчика.

Таким образом, вслед за знаниями и в простом, и в сложном видах деятельности проявляется элементарное умение человека что то выполнить.

Чем сложнее вид деятельности, чем совершеннее машины, которыми нужно управлять, тем меньше надежды на успех умений,складывающихся только в результате наблюдения и подражания.

Общая характеристика навыков. Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками выполнения отдельных действий. Навык – автоматизированное действие.

В основе большинства навыков лежит развернутое, осознанное действие. На первоначальном этапе овладения деятельностью эти действия были основными ее компонентами. Так, при обучении чтению действия по членению слова на слоги и по синтезу слогов в осмысленное слово представляют основное содержание чтения.Упражняясь в чтении, школьник вырабатывает навык беглого чтения. Это значит, что теперь он не ставит перед собой задачу разбить слово на части и синтезировать его. Действие превратилось в навык, позволяющий легко и бегло читать.

В основе любого навыка лежит выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводит к точной локализации процесса возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцировочное торможение до предела концентрирует процесс возбуждения. Образуются системы условно-рефлекторных связей с хорошо проторенными переходами от одной системы к другой, что сокращает время реакции.

Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате выработки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Совершенствуя навык письма, человек начинает писать до ста букв в минуту, в то время как в начале обучения едва успевает написать за это же время 2–3 коротких слова. Во-вторых, исчезают лишние движения, напряжение при движении приходит в соответствие с задачей деятельности. Первоклассник с большой силой сжимает ручку при письме. Выполнение работы вызывает у него вначале значительное напряжение мышц рук и туловища. При сложившемся навыке письма излишнее напряжение и дополнительные движения исчезают. В-третьих, отдельные самостоятельные движения объединяются в единое действие.

Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении чувствующих систем, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двигательного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двигательный навык закрепляется, потребность в зрительном контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются кинестетические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений. Пианист-профессионал, исполняя пьесу, не смотрит на клавиатуру. Хорошая лаборантка печатает «слепым» методом, т. е. не глядя на клавиатуру компьютера.

Эти факты свидетельствуют о том, что в процессе выработки навыка происходит перестройка системы взаимодействия между анализаторами. Зрительно-двигательный контроль заменяется двигательным. Зрительный анализатор, а также сознание освобождаются для переработки других сигналов, учет которых необходим в процессе деятельности.

Особенностью навыков является их автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля сознания при их выполнении. Конечно, в первоначальный период сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка происходит постепенное выключение контроля сознания. Замечено, что на стадии хорошо отработанного навыка сознательный контроль за движением может затруднить его выполнение. Например, человек, анализируя каждый шаг своей походки, теряет уверенность в движениях.

Сознательный контроль становится необходимым лишь при перестройке навыка.

Из сказанного нельзя делать вывод, что навыки являются бессознательными действиями. Особенность навыка – не бессознательность, а высокая степень автоматизации действия, которое контролируется сознанием не в отдельных составных частях, а в целом. Сознание же устанавливает соответствие действия задачам деятельности.

Превращение действия в навык дает возможность высвободить сознание для решения более важных задач деятельности. Это объясняет исключительное значение навыков в творческой деятельности: не овладев навыками элементарных действий, нельзя создать условия для творческой деятельности. Художник, не овладевший навыками построения перспективы, должен думать не о том, как изобразить персонажи, а о том, как разместить их в перспективе. Писатель, не имеющий навыка правильного построения предложений, вынужден думать не о психологической трактовке своих героев, а о грамматической структуре предложений.

Таким образом, в любой деятельности овладение правильными приемами ее исполнения и превращение отдельных компонентов в навыки является первоочередной задачей успешного выполнения этой деятельности.

Соотношение характера и уровней выработанных навыков в системе одной и той же деятельности зависит от психических особенностей человека. У людей с различными типами нервной системы устанавливается разное соотношение познавательной, ориентировочной и исполнительской деятельности. Это обеспечивает одинаково успешное выполнение трудовых заданий. Тип нервной деятельности позволяет одним людям развить в процессе труда более точное выполнение действия, другим – более быстрое. Таким образом, навыки включаются в структуру личности.

Виды навыков. В любом виде трудовой деятельности, как и в учении, успешное решение задач возможно при овладении определенной суммой навыков.

Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные навыки и навыки поведения.

Более всего изучены двигательные навыки. Их можно наблюдать в самых различных видах деятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно выполнение трудовых операций, невозможно обучение школьников письму, чтению.

Не меньшее значение имеют навыки мыслительной деятельности, входящие как обязательные компоненты в стиль умственной работы. К важнейшим из них относятся навыки чтения чертежей, конспектирования книги, записи лекций, навыки заучивания, построения доказательств с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений. Важное место в умственной деятельности принадлежит навыкам распределения и концентрации внимания, наблюдения, монологической речи. Навыки умственной деятельности во многих случаях определяют те или иные качества личности.

Выработка сенсорных навыков приводит к развитию чувствительности, к образованию новых систем сенсорных связей внутрианализатора и между анализаторами; она связана с совершенствованием чувственного отражения действительности. Классический пример сенсорных навыков – обучение приему на слух сообщений, передаваемых азбукой Морзе. Принимая на слух короткие и длинные сигналы, связист учится читать фразы без предварительной записи. Примером сенсорно-мыслительного навыка, вырабатываемого в школьном обучении, будет обучение разложению на множители алгебраических выражений. Упражняясь в решении примеров, школьник развивает навык группировки на основе восприятия и воображения. Он начинает лучше видеть, как получить общие множители, которые можно вынести за скобки.

Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Навыки поведения лежат в основе привычных форм поведения. Например, ребенка учат вежливо приветствовать людей. Ему показывают, как надоздороваться с человеком в различных обстоятельствах жизни, в отдельных случаях упражняют в действиях (вставать при входе в класс учителя). Путем многократного повторения у ребенка формируется привычка вежливо приветствовать старших.

Роль упражнений в выработке навыков. Навык формируется в упражнении. Упражнение – целенаправленное, многократно выполняемое действие, осуществляемое с целью его усовершенствования. В процессе упражнений определенным образом организуется деятельность. При этом должно быть предусмотрено такое выполнение действий, которое приведет к формированию наиболее совершенных навыков, таких как красивый почерк, правильная постановка рук при игре на фортепиано и т. д.

В создании положительного отношения к вырабатываемому навыку важен успех. Успешное выполнение задания, сопровождающееся положительной оценкой, вызывает желание совершенствовать навык.

Психологические исследования показали исключительную роль оценки в выработке навыков. В экспериментальной группе, где оценивался результат каждого упражнения, навык вырабатывался более успешно, чем в контрольной группе, где оценки не производилось.

Навык нельзя выработать в один прием. Необходима более или менее длительная тренировка, распределенная во времени, чтобы навык достиг желаемого уровня совершенства и на нем удерживался.

Взаимодействие навыков

Когда человек овладевает каким-нибудь видом деятельности, то у него обычно вырабатывается не один, а несколько навыков, причем новые навыки накладываются на ранее сложившиеся, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на формирование нового навыка.

Положительное влияние ранее выработанных навыков на овладение новыми навыками называется переносом навыка. Перенос отмечается во всех видах навыков. Давно подмечено, что человек, научившись писать правой рукой, может с успехом писать зеркально левой. Эта особенность моторных навыков используется при обучении хирургов, когда студента нужно научить выполнять приемы операции и правой, и левой рукой. Достаточно выработать навык на одной левой руке, и хирург может успешно выполнять эти действия обеими руками. Так же легко научиться рисовать симметричные фигуры одновременно двумя руками. Упражнения в различении силы звука улучшают способность к различению оттенков серого цвета. Усвоить второй иностранный язык легче, если сложились навыки работы над одним языком. Эти навыки человек не всегда осознает. В школьном обучении постоянно можно наблюдать перенос навыка решения задач из математики в физику, химию и обратно. Навык анализа литературного текста переносится на другие учебные тексты.

Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми или отрицательное влияние формируемых навыков на уже имеющиеся навыки называется интерференцией. Интерференция – такое же всеобщее явление при выработке навыков, как и перенос.

Исследования Б. Ф. Ломова показали, что при обучении чертежному шрифту некоторые буквы заменялись буквами печатного и письменного шрифта. Это явление – интерференция навыков чтения и письма на навыки начертания букв стандартным шрифтом.

Интересна интерференция в сенсомоторном навыке чтения чисел на русском и немецком языках. Одно и то же число, например 32, читается, а очевидно, и воспринимается, различно. По-русски это тридцать два (30 + 2), по-немецки – zweiunddreissig (2 + 30). При обучении счету на немецком языке можно наблюдать у школьников неправильное считывание чисел по-русски. Вместо 32 они считают 23, переставляя цифры в числе.

Явление интерференции навыков связано с иррадиацией возбуждения в коре мозга, а ее исчезновение – с выработкой точного и стойкого дифференцированного торможения в нервной системе.

Учитывая данные явления, преподаватель использует перенос, чтобы облегчить выработку приемов действий, и предупреждает интерференцию, точно отграничивая один способ действия от другого. Учителя часто говорят школьникам: «А теперь решите самостоятельно следующую задачу. Она решается так же, как только что разобранная». Так учащиеся упражняются в сознательном переносе навыка. Предупреждая интерференцию, учитель, например, обращает внимание школьников на то, что данную задачу нельзя решить известным способом.

Общая характеристика привычек

С навыками тесно связаны привычки. Привычка – потребность совершать действия. Например, ребенок овладел некоторыми гигиеническими навыками: он умеет мыть руки, чистить зубы. Однако этого мало. Важно, чтобы у ребенка выработалась привычка всегда мыть руки перед едой, перед сном, после прогулки. Привычка заставляет человека поступать определенным образом. Вот почему привычки имеют исключительное значение в воспитании положительных качеств личности.

Если навык, как правило, формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образоваться и без особых усилий со стороны человека. Строгий распорядок дня, пример окружающих, многократное повторение одних и тех же действий приводят к тому, что незаметно для самого себя у человека появляются положительные или отрицательные привычки.

Выработанные навыки применяются в той деятельности, которой занят человек. Прекращение данного вида деятельности приводит к неиспользованию навыка. Привычки же требуют осуществления действий. Они или полезны, или вредны. Вот почему привычки входят в моральный фонд личности.

Привычки возникают у ребенка в процессе оперирования с предметами, в результате расширения круга общения с людьми. Важно, чтобы у ребенка сразу закреплялись полезные привычки, оказывающие через организацию деятельности формирующее положительное влияние на личность. Древнеиндийская пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Среди привычек, связанных с трудовой деятельностью, необходимо выделить привычку заполнять свое время плодотворным трудом и разумным отдыхом. Эту мысль выразил К. Д. Ушинский: «Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность».

Таким образом, навыки и привычки представляют собой фундамент поведения личности. На основе навыков и привычек формируются черты характера. Хорошо отработанные навыки и полезные привычки дают возможность человеку быстрее овладеть учебным материалом, трудовой деятельностью.

Источник: «Психология личности» В. А. Поликарпов, О. Г. Ксёнда. – Минск: БГУ, 2015.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *