Жизненные задачи психологии

По видимому, психология должна быть центральной наукой, наукой первенствующей и руководящей. Основная, высочайшая по своему значению и наиболее трудная для выполнения задача человека в жизни – овладеть самим собой, ибо через себя он овладевает и миром: покорить себя своим идеям и идеалам, природу и другие существа. Всего этого человек достигает своим умом, сердцем, волей. Овладеть вполне этими орудиями своего могущества значило-бы для него превратить свою борьбу с природой и другими существами из стихийной, и потому подверженной случайностям, – в сознательную и систематически организованную, стойкую и последовательную. К этому он всегда и стремился: вся наука с её бесчисленными приложениями есть попытка систематической организации познания природы и, через это, разумной борьбы с её силами, подчинения их воле человека. Но сама наука есть форма и результат душевной деятельности человека, и для правильной организации её необходимо прежде всего познание человеком его умственных сил и средств, элементов и основ его душевной деятельности. Поэтому специальную науку в его работах всегда направляла особая наука о познании, о законах мышления, о приёмах приобретения и доказательства истины. Только тогда, когда эта наука возникла, когда она была создана Аристотелем, началось вообще правильное, систематическое и всестороннее развитие науки. Но наука о познании есть часть науки о душевной деятельности человека – психологии. Пока логика была изолирована от психологии, многое в выводах и предписаниях её было ошибочно и односторонне. История некоторых отделов новейшей логики, если рассматривать её по существу, содержит в себе целый ряд поправок, которые вносила и продолжает вносить в неё наука о душе в обширном смысле слова, – наука о законах и условиях ощущения, чувствования, мышления, творчества. Тем не менее и теперь ещё приёмы специальной науки представляются часто шаткими, двусмысленными и неверными, так как наука о познании, его источниках приёмах, задачах и пределах далеко ещё не вполне сложившаяся наука. Колебания же в науке о познании и о мышлении – в логике, в теории познания, в методологии науки – зависят главным образом от шаткости психологии, от неустойчивости её теорий, неясности и недостаточной недостоверности её учений об умственных и других душевных отравлениях человека.

Отсюда ясно, какое центральное значение психология должна иметь среди наук, уже по одному тому, что все они создаются мыслительными процессами человека и в познании этих душевных процессов должны черпать дальнейшие силы и средства для своего правильного и систематического развития. Но, помимо такого непосредственного воздействия на строй всех наук, психология в праве первенствовать между ними и по другим причинам. Не только наука, но и всякая деятельность человека – художественная, артистическая, педагогическая, административная и всякая иная, не исключая элементарной жизнедеятельности организма, совершаются при участии ума, чувства, воли человеческой. Познание душевной деятельности человека должно внести свет сознания во все отправления человека, во все его взаимодействия с природой и другими существами. Познать законы творчества, условия и приёмы созидания величайших произведений человеческого гения может только психология; постигнуть способы воздействия человека на другие человеческие души, приёмы и условия их правильной культуры, подчинения их общественной дисциплине, руководства их в жизни нравственной – всё это дело психологии. Наконец, если высшая цель человека овладеть самим собой ради задач нравственных, сделать из своего организма послушное орудие своей воли, усовершенствовать свои нравственные и умственные силы, выработать свой          характер, подчинить разуму свои страсти, то выполнение и этих задач самовоспитания может стать доступно для каждого человека лишь при существовании и всеобщем распространении такой психологии, которая содержала бы в себе ключ к полному самопознанию и самообладанию человека.

Таким образом ясно, что размеры значения психологии для жизни и деятельности человека далеко превосходят ту область влияния, которую эта наука в состоянии оказывать на организацию и правильное развитие всех прочих наук. И если принять во внимание, что даже при полном расцвете внешней цивилизации, комфорта, безопасности и лёгкости жизни, доставляемых науками внешнего опыта, человек ещё не становится человеком, а часто превращается в животное самого худшего разбора – по грубости и жестокости нравов, по пустоте и пошлости внутренней жизни, по развращённости и разнузданности воли, – то станет понятно, что наука, которая-бы могла избавить человека от этих бедствий, которая-бы могла воспитать из него существо нравственное, внутренне-цельное, возвышенное и идеальное по образу мыслей , стремлениям и поступкам, превосходила бы по цене и значению все прочие науки, подчиняющие человеку природу и окружающую среду, что такая наука должна была-бы приобрести в человеческой жизни первенствующее место, стать общеобязательной, основной и для всех прочих наукой исходной.

Но то-ли мы видим на самом деле?… Психология одна из древнейших специальных наук. Её начало ведут от тех специальных произведений Аристотеля «О душе», о памяти, об ощущениях» и проч. (в IV веке до Р. Хр.), которые проложили путь к самостоятельному и всестороннему изучению умственных и вообще душевных отправлений человека, а потом и животных. Теперешнее название эта наука получила, правда только в XVI веке, но названия почти всех современных наук принадлежат, в их теперешнем значении и объёме, новому времени, последним столетиям, и науку, как и всякую вещь, создаёт конечно не имя, а совокупность известных учений, связанных между собой в систему. В этом смысле говорят о зачатках психологии даже ранее Аристотеля, в особенности психологии Платона, стройной и цельной по духу, хотя и не изложенной им в форме систематического трактата. Кроме того термин «психология» значит только «наука о душе» и ещё никакого указания на содержание этой науки и приёмы её в себе не заключает. Поэтому-то про психологию и возможно сказать, что она уже существовала в идеях и в основных элементах своих по крайней мере четыре века до Р. Хр., т.е. двадцать три века тому назад. Много-ли она с того времени подвинулась вперёд, чего она достигла, насколько она выполнила роль, которая ей по праву принадлежит, – обязанности и задачи, которые мы указали выше?

Жизненные задачи психологии: 1 комментарий

  • 16.04.2020 в 20:46
    Permalink

    В этой типологии в полной мере представлены все три выделенные выше жизненные ориентации — дефицитарная, на самореализацию и духовная. При этом существенно то, что в ней в качестве эталона предполагается выраженность всех ориентаций в жизни человека. Другими словами, полнота человеческой жизни предполагает выраженность в ней удовольствий, самореализации и духовности. Таким образом, прикладной аспект психологических концепций человека заключается в том, что ядром этих концепций выступают жизненные ориентации человека, которые могут быть сведены к трем — дефицитарной, ориентации на самореализацию и духовной. Человек ищет возможности для реализации всех трех ориентаций, и в этом ему может помочь практикоориентированный психолог, осуществляющий свою деятельность в области прикладной и практической психологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *