Зачем человеку познавать свою тень?

Аннотация – статья представляет разнообразие понятий и определений явления «Тень». Архетип Тени, с одной стороны, рассмотрен как самостоятельное явление, а, с другой стороны, как один из этапов самосовершенствования индивида, с точки зрения К. Г. Юнга, как одна из ступеней индивидуации. Представлены дефиниции, описывающие этапы освоения Тени и конечную цель, к которой необходимо прийти. Тест Липота Сонди в данной статье описан как инструмент, позволяющий «познакомиться» со своей Тенью, то есть выяснить характерологические особенности тень для отдельного индивида.

В психологии существует такое понятие как самопознание, самосовершенствование и некоторые личности приходят к данным категория по тем или иным причинам, то есть наступает момент осознания необходимости роста как личности. Чтобы начать движение в этом направлении, необходимо понимать с чего оно начинается, с чем человек сталкивается, и что ему необходимо преодолеть на данном этапе и вообще, какие этапы существуют. В данной статей речь пойдет о таком явлении как архетип «Тень», поскольку без осознания данной стороны личности, роста и самосовершенствования как такого личность не достигнет.

Вероятно, могут возникнуть скептические возражения относительно функциональности данного заявления, однако далее будут представлены доказательства и подтверждения. Если рассматривать в данном контексте сопоставление профессионального роста человека, получение какого-либо статуса с процессом самосовершенствования, то они имеют опосредованные точки соприкосновения. Ведь пути достижения данных категорий, с одной стороны, могут быть различными, например, «незаслуженно», «за чужой счет» и так далее, но и самостоятельное достижение данных «высот» с самосовершенствованием имеет мало общего.

Впервые понятие архетип «Тень» было введено К. Г. Юнгом в контексте его идеи индивидуации, иными словами, можно было сказать некой наивысшей точки развития человека с точки зрения К. Г. Юнга. Юнг дает следующее определение «тени»:

«Тень – персонифицируется во всем, что субъект не признает в себе и что все-таки напрямую или косвенно, снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции».

Исследование понятия архетипа Тень показало, что об этом явлении написано множество книг, которые содержат различные мнения, и проникнуть в многогранность данного явления, как казалось на первый взгляд, не так просто. Следовательно, в первую очередь рассмотрим примеры определения Тени, которые, по сути, должны отражать ее суть:

 «Тень – это самое низменное состояние человека».

«Тень – это темная сторона Бога»

«Тень не ровно Зло»

Ни одно из приведенных определений в полной мере не отражает суть понятия Тени в полной мере, все они носят ограниченный характер. Согласно теории Юнга об архетипах известно, что первый архетип, с которым человек сталкивается, является Персона, то есть это видимое повеление человека.

 «Тень – это противоположность Персоны»

Ключевое слово, на которое следует обратить особое внимание, как мы видим из данного определения, является «противоположность». Из этого следует, что Тень не обязательно должна быть «плохой», «низменной», «содержащей все пороки человека», это противоположность. Иными словами, если персона человека, то есть, как человек пытается себя позиционировать в обществе, выражается в образе, например, священника, то противоположность его, то есть тень имеет характеристики, например, убийцы. Если рассматривать данный пример на мифах, то данное явление ярко представлено в таких мифических фигурах как Авель и Каин, то есть это две противоположности.

Проникновение в суть архетипа Тень невозможно без рассмотрения ее классификации, то есть неких ее составных частей либо граней проявление в жизни индивида.

Первое понятие – это архетипическая Тень. Она в иерархии квалификации понятий, связанных с Тенью занимает главенствующее значение, поскольку является источником иных проявлений Тени. Архетипическая Тень содержится и отражается во всех мифах и легендах.

Следующее понятие – это личная Тень. Краткое определение личной Тени следующее: личная Тень – это противоположность Эго индивида. Иными словами, это все то, чего человек не добился, не достиг, не имеет в настоящем, все в совокупности концентрируется в личной Тени.

Существует также такое понятие как «проекция Тени» – это Тень, вытесненная в окружающий мир.  На своем жизненном пути человек сталкивается либо с людьми, либо с различного рода ситуациями, следовательно, Тень может проецироваться либо на других людях, либо в виде ситуаций, то есть проявление Тени человек может увидеть как отражение в других людях, либо в ситуациях, с которыми он сталкивается в жизни.

Четвертая составляющая понятия Тени – это Тень группы. В данном случае люди объединяются по принципу схожести их личной Тени, а общий результат деятельности данной группы и символизирует  Тень группы.

Исходя из данных понятий, следует следующая закономерность, то есть архетипическая Тень является источником проявления личной Тени, проекции Тени и Тени группы. Личная Тень для индивида является непознанной категорией, однако ввиду существования таких понятий как «проекция Тени» и «Тень группы» человек может постигать и знакомиться с проявлениями своей Тени.  

Как упоминалось ранее, Тень является определённым этапом индивида на пути его становления сильной личностью. В данном контексте следует упомянуть, что на пути познания Тени существует определенный шлагбаум и это Персона, то есть, прежде чем индивид переходит к освоению Тени, он должен разрешить Персону, только в таком случае происходит переход к Тени. Если человек хочет развития, самосовершенствования, то встреча с тенью неизбежна. Но встреча это лишь первый этап, ведь конечным результатом в данном случае является «разрешение» Тени, только поле этого возможно движение на следующие ступени самосовершенствования, иными словами, освоение следующих архетипов, чтобы в конечном итоге прийти к «Самости».

К.Г. Юнг «разрешение тени» называл «бой с тенью»:

«Бой с тенью» – это один из этапов становления человека сильной личностью.

Исходя из названия данного этапа, следует, что человек встречается со своей тенью в поединке. Поединок в данном случае понимается не как физическое проявление поединка. Превалирующая часть поединков проявляется на интеллектуальном уровне, что отражается как сделки, переговоры, различного рода ситуации, где нужно просто договориться. Поединок в данном случае носит некий символический характер и проникает в образ жизни индивида.  

«Бой с тенью» может происходить в двух режимах: управляемо и неуправляемо. Безусловно, чтобы пройти данный этап управляемо, во-первых, нужно знать вообще о существовании и проявлении данных категорий в жизни, а, во-вторых, чтобы успешно его пройти, то есть справляться с поединками, которые возникают в жизни, необходимо обладать определенными знаниями, которые и позволят это сделать.

К сожалению, большинство людей не обладают подобного рода информацией, а как следствие, встреча с тенью или соприкосновение с ее проявлениями происходит неуправляемо. В данном случае, человек неспособен справляться с поединками, конфликтами в своей жизни, а как результат, он становиться управляемым, то есть ведомым.  

Прохождение Тени у каждого человека происходит по-разному. Например, у К.Г. Юнга прохождение Тени сопровождалось виденьем различных духов, кошмарных снов, но это лишь один из вариантов. Однако если человек стал на этот путь и не прошел данный этап, последствия для человека могут быть весьма плачевные. Человек, не прошедший Тень, сам становиться Тенью и попадает в «мир теней». Данное состояние индивида можно было охарактеризовать следующим образом: даже если человек добивается определенных результатов в жизни, они не приносят ему удовлетворения. Полученные результаты никак не отражаются в его жизни, то есть изменений никаких не происходит, жизненная картина находиться в статическом состоянии.

Следует отметить, что в процессе освоения или разрешения тени как законченного явления, можно выделить следующие этапы:

  • разрешение Тени;
  • даже, если человек разрешил Тень, впоследствии могут возникать ситуации, которые являются проверкой данного состояния, иными словами, жизненные ситуации проверяют человека на прочность, то есть насколько он стал сильным;
  • третий этап – «замершая Тень», то есть управляемая Тень. Данный завершающий этап характеризуется наивысшим мастерством управления собственной Тенью, иными словами, человек в полной мере контролирует свою Тень. Как следствие, он может управляемо воплотиться в Тень, то есть его личность будет обладать в нужный момент времени теми качествами, которыми обладает Тень, а при необходимости снова вернуться к состоянию Персоны. Качества Тени не проявляются в неуправляемом режиме, как это происходит у человека, который не освоил Тень, следовательно, она скрыта для других людей. Как результат, человек для других становится «загадкой», то есть его действия всегда неожиданные и непредсказуемые, что является существенным преимуществом. Человек, освоивший Тень – это человек, который может справиться с любой жизненной ситуацией.

Резюмируя сказанное, отмечаем, что, не освоив архетип Тени, человек не сможет продолжить движение на пути самосовершенствования. Однако пройти данный этап не так просто и немногим это удается, поскольку принять вторую совершенно противоположную сторону своей личности и интегрировать в единую личность крайне сложно.

Учение об архетипах К. Г. Юнга и сами архетипы носят мистический характер и, к сожалению, данные дефиниции весьма сложно классифицировать с помощью методов современной психологии. Сам Юнг так и не смог создать тот инструмент, который позволял бы человеку заранее познакомиться со второй, неизвестной для него частью личности. Однако существует другой ученый, хотя и менее известный, которому удалось создать инструмент, позволяющий увидеть свою Тень- Липот Сонди и его уникальная методика – тест Сонди.

Липот Сонди об освоении тени в книге «Я-анализ» пишет следующее:

«Только потому, что у человека есть «Я», возможно, что он в этом «Я» переносит свой тёмный изначальный мир, своё царство тени в солнечный внешний мир, и время от времени пытается устроить ужасные солнечные затмения. Душа познаёт свою тень».

Липот Сонди в своих трудах затрагивает тему о происхождении Тени и пишет о том, что оно носит характер «двойного генеза». То есть часть тени происходит из личного бессознательного, вторая часть – из коллективного бессознательного.

Как упоминалось выше, согласно учению К. Г. Юнга освоение Тени ведет к обретению индивидом целостности личности. Теория судьбоанализа гласит, что индивид обретает целостность в том случае, когда ему удается объединить все противоположности, существующие в его системе побуждений. Следовательно, прослеживаются определённые параллели, то есть Юнг говорит об освоении двух архетипов – Персоны и Тени, а Липот Сонди пишет об интеграции переднего и заднего плана системы побуждений, что отражается в профиле теста Сонди. Следовательно, архетип Персона выражена в системе побуждений судьбоанализа в профиле переднего плана, а архетип Тени – в профиле заднего плана. Исходя из этого, индивид, пройдя тест Сонди, может выяснить характерологические особенности своей тени. Однако Липот Сонди отмечает в то же время и некоторые отличия Тени и тенденций заднего плана, он говорит о том, что они включают в себя более широкий спектр характеристик индивида, чем сама тень. Из этого следует также и другой вывод, что тест Сонди является отражением не только личного, родового бессознательно, но и коллективного бессознательного.

Исходя из вышесказанного, следует, что тень у каждого человека разная, она может характеризоваться как положительными качествами, так и отрицательными. Зачем же человеку познавать свои отрицательные стороны и интегрировать их в жизнь? Дело в том, что Персона индивида и Тень – это две крайности личности, то есть две противоположности, в которые он переходит. В одной из статей упоминалось о механизме «родовая сцена», в силу наличия данного механизма и возможен данный переход. Иными словами, данный механизм может сработать при очередном разочаровании, жизненном провале, накопившихся неудачах и на жизненную сцену выходит Тень индивида, затем снова «родовая сцена» может повернуться и на сцену выйдет Персона. В таком случае человек будет демонстрировать нестабильное поведение, крайности в поведении, что будет характеризовать его личность, как неблагонадежную и несерьезную. Поэтому главная задача индивида не только разрешить Тень, но и интегрировать две субстанции, то есть Тень и Персону, иными словами прийти в равновесное состояние относительно и Тени, и Персоны, иными словами «золотая середина», только в таком случае возможно дальнейшее саморазвитие.

Список цитируемой литературы:

  1. Jung C. G. The Red Book. – W. W. Norton & Company. 2012 – 600р.
  2. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 1. – Huber. 1956 – 258s.
  3. Юнг К.Г. Символическая жизнь. Пер. с англ.В. В. Зеленского – Издание 2-е. – Когито-Центр. 2003 – 58с.
  4. Юнг К. Г. Aion. Исследования феноменологии самости. – Киев: Ваклер. 1997 – 162с.
  5. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. – Академический проект. 2015 – 304с.
  6. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. – Наука. 1996 – 269с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *