«Я-Анализ» как интегратор школ глубинной психологии

Автор статьи: Лопатюк Ирина Игоревна — научный  ассистент директора НИИ Памяти (The Memory Institute)

Исторически труд Липота Сонди «Я-анализ» представляет собой картину последствий произошедших изменений после 1913 года как в психоанализе, так и в глубинной психологии в целом. В результате открытия Липотом Сонди «родового бессознательного» и становления судьбоаналитической доктрины сформировались естественно-научные предпосылки, определившие переход изыскательской мысли к комплексному анализу субстанции «Я», главенствующей в человеческой конструкции [2]. Переход к «Я-анализу» как новое в науке предприятие основывалось на следующем плане: из имеющихся «кирпичей» всех современных школ психологии – построить интегрированную, релевантную, глубинную психологию на основе «Я-анализа». Такая интеграция была естественной и возможной для научной мысли 20 века.

«Я-анализ» категорически противопоставляет себя глубинно-психологическому предметному разделению. По словам Л.Сонди, задача изначально состоит в том, чтобы «…все отдельные части представить, как основу интеграционного принципа. Таким образом, «Я-анализ» – это основа интеграции глубинной психологии. И сам по себе он является закрытой и самодостаточной системой». [1, 4]

Наряду с личным бессознательным (предмет изучения психоанализа) и коллективным бессознательным (предмет изучения аналитической психологии К.Г.Юнга) судьбоанализ исследует третье направление бессознательного, а именно: «родовое  бессознательное», как особенную форму в бессознательном, в которой у человека вытесненные требования предков определяются через бессознательно управляемые действия выбора в любви, дружбе, профессии, заболевании и смерти, судьбы каждого. Это направление названо Липотом Сонди именно так, поскольку доктрина школы судьбопсихологии рассматривает «…не только психику, но и тело; не только природу инстинкта и наследие, но и изменение духа; не только проявления действительного мира, но и мира мыслимого, воображаемого, все эти компоненты стоят в центре наших глубинно-психологических исследований. Слово «судьба» по смыслу является интеграцией тела и души, наследия и инстинкта; я и духа, этого мира и мира загробного, всех человеческих и межчеловеческих феноменов». Таким образом, это направление глубинной психологии привело к изучению судьбы, которое было названо «диалектической ананкологией». [3]

С годами судьбоанализ сформировался и определился в особенное исследовательское направление с собственными методами психодиагностики и психотерапии. Судьбоанализ остался в рамках глубинной психологии, так как он представляет собою важную область бессознательного, а именно «родовое бессознательное», которое выражается в особенных отрезках человеческой жизни, а именно в «судьбе выбора»: то есть, судьбоопределяющие изменения выбора каждого человека посредством реализации человеческих отношений, таким образом, определяют и судьбу общества в целом. [1]

Душевно-духовные человеческие наследные предрасположенности представляют собой некий  «лик Януса». В ходе исследования в 20 веке были выявлены связанные особенным образом на основе этой двойственной гуманной генетики следующие наследно-предрасположенные пары: эпилепсия ß à религия-теология; шизофрения ß à психиатрия-психопатология; маниакально-депрессивное сумасшествие ß à потребность самовыражения в искусстве (живопись и пр.). Однако же, с точки зрения формирования интеграционной системы, первичны не пары противоположностей, а некая Инстанция, которая способна их объединить, поставить в управляемую конструкцию. Инстанция, которая стоит между этими дуально-обосновавшимися предрасположенностями, впоследствии и приводит к выбору, и является, наряду с факторами окружающей среды и факторами предрасположенности, самим «Я». [3, 6]

Таким образом, судьбоанализ приводит к психологии бессознательного действия выбора. А методологическая составляющая нацелена на формирование того самого «сильного, мудрого, одинокого Я», которое, как объединяющая субстанция, может «примирить» все противоположности и тем самым сформировать целостную способную личность, которая самостоятельно и управляемо создаёт свою судьбу. [3] Именно таковые задачи и легли в основу формирования судьбопсихологической методики «Соло», разработанной  на рубеже 20-21 века О.В.Мальцевым. [8]

Судьбопсихология определяет свою особенную область исследования в родовом бессознательном, чья основная функция и отвечает способу прихода к действию выбора. Основная область применения судьбоанализа – обширная область «заболеваний судьбы», что есть нарушения бессознательного действия выбора в любви, дружбе и профессии; область определённых телесных и душевных «заболеваний выбора», особенно в области выбора в плоскости криминальных форм, выбора психозов, неврозов; а также выборов психосоматических заболеваний и, отчасти, выбор особенного вида смерти (несчастный случай, смерть, самоубийство).

Итак, перед нами представлены три основных пути, которые ведут к агносцированию бессознательного. Из этих трёх путей для глубинной психологии сегодня является возможным вывести основные функции бессознательного. [3]

Согласно интеграционному подходу глубинной психологии бессознательное «говорит» на трёх языках:

  1. Язык симптомов –указывает на конфликты персонально вытесненного бессознательного (психоанализ З.Фрейда);
  2. Язык символов – он выражается посредством рассматривания картин архетипических процессов в коллективном бессознательном (аналитическая психология Г.Г.Юнга).
  3. Язык выбора – он показывает требования предков и фигур предков родового бессознательного (судьбоанализ). [2, 3, 6, 8]

Ещё в 1956 году Липот Сонди писал в предисловии к труду «Я-Анализ»:

«Если кто-то хочет на данный момент полностью понять глубинную психологию, то есть исследование всего бессознательного в целостности, то ему не остаётся ничего другого, кроме как выучить все три языка бессознательного».

Данные условия и требования, а также функции бессознательного определили методический путь формулирования ключевой задачи: интеграции. Липот Сонди так описывал выбранный подход: «Задача воссоздать безсознательного в его структуре и функции как полное может быть решена или дедуктивным или индуктивным путём. Мы выбрали последний путь, так как он помогает также восстановить историческое развитие». [3, 7]

Как известно, исторически бессознательное было открыто «слоями». «Сначала персональное вытесненное, затем – коллективное, и в конце – родовой слой. Только после того как все три слоя безсознательного были открыты, структурированы и описаны их функции, можно было установить, что безсознательное во всех своих проявлениях имеет структурные и функциональные элементы трёх слоёв, которые тесно связаны друг с другом, что человек вынужден отбросить представление о структуре и функциях слоёв безсознательного и вместо слоёв говорить об интеграционной системе целостного управления «функциональными связями».

Основой для разрешения поставленной задачи стал интеграционный подход, изложенный в книге «Я-Анализ». Данный труд основателя школы судьбопсихологии является ключевым в плане исследования «Я» как единой инстанции, которая единственно способна формировать судьбу индивида и изменять наследственные предрасположенности, ставя их под управление. [1, 3]

С методической точки зрения судьбоаналитическая терапия стала первым шагом в осуществлении поставленной задачи [4]. Однако, для разрешения интеграционной задачи на практике Липоту Сонди требовалось весомый объём времени: от трёх до 9 лет терапии (множество примеров тому, а также совокупный методологический аппарат описан в книге «Судьбоаналитическая терапия»). [4, 5]

Согласно реалиям 21 века и постоянно увеличивающимся скоростям, а также требованиям к качеству решения профессиональных задач, терапевтический срок в 5-9 лет не является приемлемым и объективно неактуален. По этой причине в 2015 году в НИИ «Международное судьбоаналитическое сообщество» группой учёных была реализована научная задача по созданию таковой методической системы, которая позволяет в рамках интеграционного подхода менее, чем за календарный год разрешить комплекс судьбопсихологических проблем и вопросов, что получила название методика «Соло» [8].

Данная методика прошла апробацию в период 2015- 2017 гг. в Украине, России, Финляндии, Германии, Италии и США и широко применяется в области разрешения вопросов профессионального ориентирования, постановки навыков, диагностирования и прочих аспектов, связанных с ключевыми, судьбоносными аспектами выбора – выбора второй половины, друга или партнёра и выбора профессии, что, бесспорно, отвечает критериям и требованиям судьбоаналитической доктрины.

Wahl macht Schicksaal – Выбор делает судьбу

Список использованных источников:

  1. Szondi L. Freiheit und Zwang im Schicksal des Einzelnen. – Hans Huber. 1995 – 96s.
  2. Szondi Lipót: Freud als Wissenschafter. In: Neue Zürcher Zeitung (NZZ), Sonntagausgabe vom 2.2 – 1964a, 5 p.
  3. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 1. – Huber. 1956 – 258s.
  4. Szondi L. Schicksalsanalytische Therapie. Teil 1. – Huber. 1963 – 264s.
  5. Szondi L. Schicksalsanalytische Therapie. Teil 2. – Huber. 1963 – 278s.
  6. Szondi Lipót: Integration der Trieb. Die Triebvermischten, Bern, Hans Huber: 1984 – 168s.
  7. Szondi Lipót: Schicksalsanalyse: Átdolgozott kézirat. – Zürich, Stiftung Szondi-Institut: 1992 – 36s.
  8. О.В. Мальцев. «Введение в судьбопсихологию» — Днепр: Середняк Т. К., 2018, —105 с. ISBN 978-617-7599-56-1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *