Выбор определяет судьбу

Аннотация: в статье представлен научный взгляд на категорию «выбор» в рамках понятия судьба человека. В частности категории выборов в свете психоанализа и судьбоанализа. Согласно концепции судьбоанализа представлены две категории выборов, отличающиеся степенью участия в выборе «Я». В контексте наследованного выбора рассмотрены восемь разновидностей комплементарных Я-судеб  индивида – единственно возможных при бессознательном выборе индивида.

«Выбор определяет судьбу» – на этом постулате базируется концепция судьбоанализа. На первый взгляд данное заявление, скорее всего, можно было рассматривать как философскую мысль, однако экспериментальные исследования Липота Сонди доказали ее научную основу. В результате категория «выбор» в жизни человека приобретает весьма значимое влияние. Представленная классификация выборов  позволит каждому человеку взглянуть на совершаемые им выборы совершенно в ином контексте, а именно не с точки зрения «нравиться» или «не нравиться», а, вероятно, распознать причинно-следственные связи либо на первоначальном этапе, задаться фундаментальными вопросами относительно тех или иных судьбоносных выборов.

Исследования Липота Сонди – создателя Судьбопсихологии, направленные на развитие и подтверждение данного догмата начались в 1937 году. Первая наука, на основании которой строилась доказательная база, являлась генетика. Анализ многих сотен генелогических деревьев позволил вывести наследственно-биологическое правило выбора, которое получило название – «генотропизм». Суть правила заключается в следующем:

«Люди, которые латентно имеют в своем генотипе аналогичные стремящиеся к повторению наследственные задатки, испытывают взаимное притяжение». (7)

Подобного рода заявление, хоть и подверженное экспериментальным путем, вызвало со стороны генетиков, психологов, психоаналитиков некоторое недоверие и критические замечания. Главные замечания заключались в том, что – первое, «судьбоанализ постулирует доведенный до крайности генетический детерминизм», второе – «интерпретация судьбы индивида с точки зрения наследственной биологии носит фаталистический характер». Однако, несмотря на данную критику, судьбоанализ в ходе исследований на протяжении более 20-ти лет, доказал функциональность и достоверность не только наследственно-биологического правила выбора, но и всей концепции Судьбоанализа.

Необходимо отметить, что идея генотропизма была высказана еще до Липота Сонди профессором Иогансеном В. Л. Немецкий психиатр Фридрих Штумпфль занимался семейным исследованием преступников и его партнеров, в ходе исследования вывел следующее правило «в брачном выборе имеет место взаимное притяжение характеров, обусловленное, в конечном итоге, глубинным сходством сущностей». Результаты данного исследования имели важное значение для развития идеи генетических выборов. (6)

В определенной мере категория выбора присутствует в психоанализе Зигмунда Фрейда. Им выделяются четыре формы выбора:

  1. Инцестуозный, эдиопальный выбор объекта. Субъект, совершающий данный выбор ориентируется на родительский образ.
  2. Нарциссический выбор объекта. При выборе субъект руководствуется не образом родителей, а ориентируется на собственную личность или какое-то качество.
  3. Выбор субъекта основывается на принятой части собственной личности, которая не получила полного развития. ( Например, девушка влюбляется в юношу, обладающего теми мужскими качествами, которые она не реализовала).
  4. Страх перед инцестом. Руководствуясь данной категорией выбора, субъект выбирает объект, который как можно меньше схож с образами родителей, братьев и сестер. Он стремиться выбрать партнера, который является скорее полной их противоположностью.

Согласно концепции судьбоанализа выделяются две категории выборов:

  1. Наследственно-управляемый, генотропный выбор.
  2. Я-управляемый, эготропный выбор.

Первая категория выбора полностью или в большей степи зависит от наследственности, то есть предков. Выделяются две разновидности в данной категории:

  • «навязанный» или «псевдовыбор» – выбор в данном случае обусловлен полностью наследственными факторами;
  • «генотропный» выбор – при этой разновидности выбора «Я» осознает доминирование наследственности, но оно способно занять соответствующую позицию относительно выбора.

Вторая категория выборов характеризуется доминированием «Я» и имеет две формы проявления:

  •  Индивид знает о своей наследственности, однако «Я» способно доминировать при выборе над относительно слабой наследственностью.
  • Индивид знает о своей наследственности, инфантильных переживаниях и травмах, однако, его «Я» способно преодолеть их влияние и сделать свободный выбор.

Липот Сонди выделяет пять сфер жизни человека, где возможно явно проследить наследованные выборы индивида:

  • любовь
  • дружба
  • профессия
  • болезнь
  • смерть

Генетика объясняет тот или иной выбор индивида наличием у обоих одинаковых латентно-рецессивных генов, которые и делают притягательными двух субъектов. С точки зрения категории бессознательного, выбор определяют «притязания предков», сконцентрированные в родовом бессознательном.

Бессознательный выбор любви в судьбоанализе получил название «либидотропизм», который Липот Сонди выделяется как одно из первостепенных действий родового бессознательного. Он пишет, что:

«Либидотропизм является бессознательным принципом образования любой пары среди людей и, таким образом, является поддерживающим принципом семьи». (7)

Родовое бессознательное отражается в жизни индивида также и в выборе «идеала». Люди объединяются в группы, сообщества по принципу исповедования близких идей – это проявление родового бессознательного получило название «идеалотропизм». Представителем самого малого единства (общности) таких идеалотропических соединений является дружба.

Выбор профессии в жизни индивида играет основополагающую роль по ряду причин. Во-первых, выбор определенной профессии позволят индивиду находиться в постоянном взаимодействии с субъектами, обладающими одинаковыми латентно-рецессивными генами. Во-вторых, профессия для человека является «вентилем», через который он освобождается от накопленных аффектов. Проделанный судьбоаналитический анализ множеств родословных показал, что при условии предков с духовными заболеваниями, существует большая вероятность, что он может стать хорошим профессиональным психиатром. Наследники склочников бессознательно выбирают профессию адвокатов или судей. Бессознательный выбор профессии называется – «оперотропизм». С помощью методов диагностики также было установлено, что субъекты в некоторых случаях выбирают профессии, которые удовлетворяют их определенные наследственные инстинкты социально полезным способом. Условно говоря, при одних и тех же опасных инстинктах один член семьи становиться поджигателем, а второй – пожарным. Второй случай характеризуется социализированным способом удовлетворения инстинкта.

Выбор заболеваний индивида, в том числе, обусловлен наследственными факторами, бессознательный выбор заболевания в судьбоанализе называется «морботропизм», а бессознательный выбор способа смерти называется – «танатотропизм».

С точки зрения навязанного выбора судьбы, несмотря, казалось бы, на все многообразие судеб, в судьбоанализе экспериментальным путем было выведено существование восьми форм наследственных комплементарных судеб. И одна судьба содержит в себе как относительно здоровое, так и болезненное Я-существование. Выделяется следующие восемь комплементарных Я-судеб:

  1. Первая комплементарная Я-судьба: проективный параноик и принуждение работой или навязывание работы.
  2. Покинутость и принуждение. Минорное и мажорное «Я».
  3. Аутизм и заторможенность.
  4. Принуждение проекции с навязчивостью и полная инфляция. Парахизмальное инфлантивное Я.
  5. Побег и овладение действительностью. Потеря и захват мира. Отчуждение (деперсонализация) и присоединение (интроекция) мира. Мечтатель и получатель, оппортунист.
  6. Я-наводнение и Я-отплыв. Полный нарциссизм и приспосабливаемость, интроинфляция и проективное отрицание как отрицание проекции.
  7. Женское иметь-Я, которое всё и каждого хочет иметь, и мужское вытесняющее Я.
  8. Интеграция и дезинтеграция.

Представлены восемь комплементарных «судеб-Я», которые индивид в той или иной степени унаследует от своих предков.

 Более подробное рассмотрение «Я-судеб» будет представлено в последующих статьях нашего издания.

В учении судьбоанализа выбор является той основополагающей категорией, которая определяет судьбу человека. Следует заметить, что в большинстве случаев это происходит бессознательно, то есть индивид проживает наследственную судьбу, поскольку совершает выбор, который ему продиктован «притязаниями  предков». Сам выбор индивидом осознается, однако он не может объяснить, почему именно этот выбор он сделал. И только после осознания «притязаний предков», возможно  совершить свободный выбор, что и станет основой свободной судьбы.

Список цитируемой литературы:

  1. Johannsen W. Elemente der exakten Erblichkeitslehre. 1909.
  2. Freud S. Triebe und Triebschicksale. Ges. Sehr. Bd. V. S. 452 .
  3. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 1. – Huber. 1956 – 258s.
  4. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 2. – Huber. 1956 – 251s.
  5. Szondi L. Integration der Triebe – Die Triebvermischten. – Huber. 1984 – 75s.
  6. Stumpjl F. Erbanlage und Verbrechen. Monogr. aus d. Gesamtgebiete d. Neur. u. Psych. Heft 61 . Springer, Berlin, 1935.
  7. Смирнов А.В., Леопольд Сонди: биографический очерк, в книге: Липот Сонди, Судьбоанализ – Три квадрата. 2007 –

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *