Условия необходимые для свободного выбора судьбы

Аннотация: в статье описаны функции, которые являются необходимыми условиями для преодоления индивидом навязанной судьбы и перехода к свободному выбору согласно концепции судьбоанализа. Представлены выводы, основанные на базе экспериментальных исследований, показывающие наследственный характер предпосылок к образованию инстанции «Понтификс-Я», способной при достижении определенного уровня силы, соединить противоположности побуждений.

Исследование об изменении концепции понятия «судьба» в глубинной психологии, что было представлено в предыдущей статье, позволило прийти к выводу, что судьба человека не управляется «демоническими силами», а является системой функций, которая и позволяет индивиду совершить свободный выбор судьбы. Система функций, то есть надлежащее функционирование этой системы и являются теми условиями, которые необходимы для свободного выбора судьбы.

На стадии исследования, описанное  Липотом Сонди в книге «Я-анализ», возник вопрос: «Существует ли такая инстанция, которая способна управлять и осуществлять все необходимые функции»? По мнению судьбоаналитиков такой инстанцией является «Понтификс-Я», которая способна соединить осознанные противоположности и построить свободную судьбу, связанную с выбором.

Построение свободной судьбы, основанной на выборе, осуществляется с помощью специфических функций:

Первым условием на пути к свободной судьбе, то есть функцией, которая должна быть освоена, является интеграция – это способность индивида самостоятельно управлять всеми элементарными функциями. Психологический аспект данной способности заключается в следующем, во-первых, «Я» делает осознанными притязания предков (инфляция), которые до сих пор бессознательно переносились на окружающий мир (проекция). После осознания происходит проверка притязаний предков посредством реальности, в том случае, если одна из многочисленных унаследованных вариантов судьбы представляет лучший вариант, то она принимается (интроекция), а до сих пор навязанная судьба, которую проживает индивид – отвергается (негация). (3)

После освоения элементарных функций, необходимо восстановить связь с идеями, которые лежат в области не личностных интересов, а направлены на гуманность, искусство, науку и, безусловно, прийти к общечеловеческой функции веры.

Завершающим этапом перехода индивида к свободной судьбе является способность реализации духовной партиципации, что означает единство с высшей идеей и не имеет ничего общего с эгоистическими потребностями индивида. Только прохождение этих трех этапов: интеграция, трансценденция и надличностная духовная партиципация создают те условия, при которых «Я» обретает необходимую силу для преодоления навязанной судьбы и способность выбора свободной судьбы. (4)

В контексте рассматриваемой темы крайне важно обратить внимание на предположение, которое было сделано судьбоаналиками, а именно то, что рассмотренные условия, то есть предпосылки для возникновения «Понтификс-Я» носят наследственный характер и это предположение возникло не из рассуждений, а на базе экспериментальных исследований.

Отмечаются случаи, когда определенные люди способны спонтанно и естественно достичь подобного уровня развития, то есть «Понтификс-Я», но эта, хоть и небольшая когорта людей не состоит исключительно из высокоинтеллектуальных людей. На основании экспериментальных исследований судьбоаналитики пришли к выводу, что подобного рода предпосылки заложены у многих психически больных людей (невротиков, психотиков), однако находятся в латентном состоянии. Люди с подобного рода психическими расстройствами проживают весьма тяжелую навязанную судьбу. Такого рода выводы стали предпосылками в судьбоанализе для разработки судьбоаналитических психотерапевтических методов, которые позволяют «перевернуть» навязанную судьбу в свободную.

С точки зрения направленности методы терапии можно разделить на прямые и косвенные. К прямым методам психотерапии относятся, например, психоанализ, поскольку он направлен конкретно на вытесненные стремления побуждений. Однако судьбоанализ направлен на унаследованные притязания предков, которые индивидом не могут вытесняться, поскольку они не были осознанны, а находятся в латентном состоянии, но при этом доподлинно не известно, когда они могут проявиться в судьбе человека, и стать причиной, например, заболевания. Исходя из этого, в судьбоанализе чаще всего применяются следующие косвенные методы:

  1. Первый метод заключается в «переворачивании» судьбы побуждений – с социально-негативной в социально-положительную форму судьбы. Одним из судьбоаналитических методов, позволяющий это сделать, является оперотропизм – выбор профессии. Например, при латентной пиромании социально-положительная форма существования выражается в профессии пожарного; латентная шизофрения — психиатр.
  2. «Переворачивание» расщепленных частей побуждений. Для понимания данного рода косвенного метода психотерапии рассмотрим примеры: в результате диагонального расщепления у индивида возникает судьба проективного параноида (бред преследования), что является одной из расщепленных частей «Я». Ввиду определённых обстоятельств индивид в результате «переворачивания» может перейти в другую дополняющую расщепленную форму существования, например, навязчивой деятельности. Бред величия, как одна из возможных форм существования, как результат расщепления «Я», может посредством «переворачивания» перейти в другую форму – дезинтегрирующее «Я».
  3. Смена болезненной формы существования на социально-положительную, безопасную форму судьбы. Безусловно, данного рода психотерапия требует предварительного исследования генеалогического древа и экспериментальной диагностики побуждений. Липот Сонди из своей практики относительно третье способа психотерапии приводит следующий пример (4):

Случай 25.  Замена параноика на эпилептика посредством электрошока.

«Во время преследования евреев в Венгрии я лечил одного 25-летнего тяжелого эпилептика. Его история болезни ввиду существования определенной политической обстановки, то есть преследование евреев, не была странной. Как ребёнок, он страдал от приступов эпилепсии, которые к концу полового созревания полностью исчезли, а на месте приступов появились параноидальные Я-изменения. Когда пациенту нужно было отправляться на принудительные работы, то он намеренно прошел у одного психиатра множественное лечение электрошоком, чтобы избежать необходимости отправляться на принудительные работы. После электрошокового лечения к пациенту вернулись эпилептические приступы, что вызвало необходимость обращаться за помощью относительно уже приступов эпилепсии». (1)

Случай 26 из практики Липота Сонди наиболее ярко описывает смену одной формы судьбы на безопасную форму существования.

«Замена параноидальной формы судьбы на принудительную. Скульптор 35 лет – тяжелый принудительный невротик.

Когда ему было 9-10 лет, при чтении газет или книг он облизывал все страницы, как и все остальное, что он брал в руки. В период между 15-ю и 17-ю годами он принимал принудительные позы и гримасы. В 17-18 лет появились запреты прикосновения и церемонии туалета, которые продолжались длительное время, что в результате делало его нетрудоспособным».

Ввиду тяжести его принудительного существования, пришли к выводу, что в данном случае противопоказаны прямые методы психотерапии.

«У пациента после 9-летнего принудительного существования с 9 до 18 лет, в 18 лет происходит первый параноидально-шизофренический толчок, который продолжался всего несколько дней. Неожиданно он хотел выпрыгнуть из окна, так как он видел, как загорается мебель в комнате. Одновременно с этой галлюцинацией у него возникла маниакальная идея, что его ограбят, задушат в ванной, по этой причине он стал дезориентирован. Через несколько дней он пришёл в себя, и затем жил почти 16 лет в своей принудительно навязанной форме существования.

В 1941 году пациент неожиданно снова стал параноидальным шизофреником, после налета на Будапешт. Когда он стоял у окна, видел, что он сам идёт по улице, позвал свою мать и сказал ей: «Смотри, там я иду!» В этот же день, в полночь он позвонил соседке в дверь, потому что искал там брата, который давно уже был мёртв. После того, как ему двери не открыли, он начал бушевать и был интернирован. Второй параноидальный шизофренический толчок длился примерно три месяца. После выписки из психиатрического учреждения, он продолжил своё прежнее навязчивое существование».

Описанный случай показывает смену шизофренического существования на форму существования с навязчивостью. Пациент в данном случае 26 лет жил навязчивой формой существования, а именно с 9 до 35 лет и наблюдается только два случая замены этой формы существования на параноидальную шизофрению. Были предприняты попытки Липотом Сонди социализировать его навязчивую форму существования через работу по созданию картотеки библиотеки в научно-исследовательской лаборатории, чем он успешно занимался долгие годы. Вторая попытка социализировать его навязчивую форму существования заключалось в тяжелом физическом труде, когда он был оправлен в рабочий лагерь Венгрии в деревню. По его славам – это было самый счастливый период жизни, когда он был вынужден выполнять тяжелую физическую работу.

Безусловно, в каждом отдельном случае требуется точная диагностика пациента, с целью выявления его возможных унаследованных форм существования. В противном случае, применение отдельных методов может быть опасным. Например, когда одна форма существования или расщепленная часть «Я» меняется на другую, а она оказывается еще более негативной.

Подводя промежуточные выводы об исследовании судьбы, необходимо обратить внимание, что с одной стороны, судьбоанализ содержит и способы, и методы, которые позволяют освободиться индивиду от навязанной судьбы и перейти к свободному выбору. С другой стороны, наука о судьбе — сложная система, требующая глубинных знаний в области психики человека и умений, позволяющих оказать помочь человеку в осознании его унаследованных форм существования, предложить формы их социализации, либо дать понимание индивиду о более высоком уровне развития, который характеризуется осознанием общечеловеческой функции веры.

Список цитируемой литературы:

  1. Szondi L. Triebpathologie. Verlag Hans Huber (Bern). 1952.
  2. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Triebpathologie, Bd. II. Bern: Hans Huber.
  3. Смирнов А.В., Леопольд Сонди: биографический очерк в книге: Липот Сонди, Судьбоанализ, М., «Три квадрата», 2007 г.
  4. Липот Сонди: Судьбоанализ — выбор любви, дружбы, профессии, болезни и смерти. Бен-но Швабе, Базель, 1944, 1-е издание.
  5. Яакко Габриэль Борг. Теория личности Сонди.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *