Теории сновидений или о чем говорят сны

Аннотация: в статье представлены различные взгляды на предмет исследования, а именно на толкование «сновидений», начиная с глубокой древности  — Египет, Греция, заканчивая теориями сновидений, созданными представителями глубинной психологии. Непосредственно рассмотрена структура теорий сновидений  глубинной психологии и дано краткое описание каждой теории в отдельности. Произведен анализ более значимых теорий, в результате выявлены основные преимущества и недостатки.

Ключевые слова: Фрейд, толкование сновидений, глубинная психология, тайный смысл снов, символы и сны.

С глубокой древности толкование сновидений и тайный смысл снов будоражат умы человечества, однако  в разные исторические периоды взгляд на данный предмет исследования и подходы, безусловно, были различные. Ввиду разности и уровня образованности людей, и актуальности различных научных дисциплин в той или иной исторический период, что и обуславливает взгляды на различные явления.

В древности считалось, что сон соединяет человека с миром Богов и мертвых, то есть душа может вступить в контакт  с Богами и умершими, таким образом получить от них совет, предупреждение или наставление. В силу этого особое значение придавалось «вещим снам», которые пророчили будущее отдельного человека либо могли предсказывать исход отдельного события.

Искусство токования сновидений берет свое начало еще с древнего Египта. В Греции в IV веке д. н. э существовали храмы, которые считались «целительными». В данные храмы приходили в подавляющем большинстве люди с психологическими расстройствами, особенно с истерией, они находились в храмах определенное время, ожидая, что произойдёт чудо, и они исцеляться. Помимо этого к ним применялся гипнотический сон и следует отметить, что не всем, но значительному числу людей данная процедура приносила облегчение и эмоциональное успокоение.  Считалось, что человек таким способом проходил очищение, и наступало исцеление.

Содержания сновидений зачастую являются настолько яркими и правдоподобными, что люди издревле задавались вопросом: «Где же границы между сном и действительностью?» Например, А. Шопенгауэр сравнивал состояние сумасшествия со сном и говорил, что: «Сон – есть короткое сумасшествие, а сумасшествие является длинным сном».

В данной статье более подробно рассмотрим взгляд представителей глубинной психологии  на толкование сновидений как на один из инструментов познания содержания бессознательного.

Структурно взгляды глубинной психологии согласно предмету исследования подразделяются на три группы:

  • Монистическая теория
  • Дуалистическая теория
  • Глобальные всеобщие теории

Представителем первой теории является З. Фрейд, согласно его концептуальной мысли содержание снов заполнено желаниями инстинктов. Основной труд Фрейда в данном направлении получил название «Толкование сновидений» (1899).

Ко второй группе относятся идеи Герберта Зильберера, согласно которого сны открывают элементарные типы. Следует отметить, что Зильберер был первым, который задолго до К.Г. Юнга обратил внимание на алхимические символы и предпринял попытку перевести их на язык глубинной психологии.

Глобальные всеобщие теории включают в себя концепции К.Г. Юнга и Липота Сонди,  при этом согласно теории К.Г. Юнга сновидения отражают суть архетипов. Согласно же концепции Липота Сонди человек во время сна стремиться к партиципации.

Согласно концепции психоанализа личное бессознательное отражается в жизни отдельного индивида в виде симптома, который формируется в результате вытеснения. Поэтому Зигмунд Фрейд интерпретировал сновидения с целью выявления симптома. Он считал, что и сон, и симптом являются  знаком вытесненного желания инстинкта и процесс их образования идентичен. Относительно процесса образования он писал следующее:

«Инфантильное желание инстинкта вытеснено; оно преобразуется в генератор сна инстинкта и создаёт латентные мысли сна, которые затем посредством особенных функций «работы сна», то есть, посредством сжатия, движения, перемены визуальных картинок и через вторичную обработку, станут манифестирующей картиной сна».

Толкование сновидений З. Фрейдом носит материалистический, предметный характер, который многие считали  ограниченным.

Герберт Зильберер при толковании сновидения задавался не только вопросами, которые касались прошлого индивида, но и смотрел в будущее, то есть задавался вопросами перспективного характера. Он не ограничивал себя при интерпретации сновидений инфантильно-сексуальными желаниями, он отмечал крайнюю важность   и влияние символов во снах человека. Согласно его дуалистической теории интерпретации сновидений символы он разделял на материальные и функциональные.

Две вышерассмотренные теории являются противоположными взглядами, в то время как представители целостных теорий подчеркивают неразрывную связь между сном и бодрствующим состоянием индивида. 

К целостным теориям относиться компенсаторная теория К.Г. Юнга, которая отражает компенсаторное отношение между сознанием индивида и комплексами. Концепция компенсаторного отношения сознания и бессознательного была перенесена на сон. Он считал, что сон отражает компенсацию любого состояния сознания, то есть во сне отражаются как сознательные процессы, так и бессознательные, что дополняется символьным материалом. Однако он считал, что выявить исходя из содержания сновидений компенсаторные факторы достаточно сложно. 

Исходя из двух функций, соответствующих сновидениям, К. Г. Юнг разделял сны на следующие группы:

  • компенсаторные;
  •  проспективные;
  •  ограничивающие — теряющие ценность, растворяющие и разлагающие сны;
  • сны реакции, которые точно репродуцируют, повторяют события дня, потому что они содержат  символьную сторону, которую человек до сих пор упускал;
  •  телепатические сны.

Теория компенсации сновидений Юнгом так и не была раскрыта в полном объёме, поскольку ему не удалось выяснить общие правила, по которым происходит компенсация в сновидениях, хотя и был проведен анализ архетипов, однако этого было недостаточно.

Вторая целостная теория интерпретации сновидений была разработана Липотом Сонди. Следует отметить, что ему это удалось только после того, как было исследовано и доказано существование восьми «комплементарных Я-судеб». Согласно теории судьбоанализа существует «переднеплановое Я» и «заднеплановое Я», что соответствует состоянию бодрствования и сна. Каждая часть в отдельности действует по определенным правилам и законам, следовательно, необходимо было изначально выяснить общие правила взаимодействия, чтобы воссоздать целостность бодрствующего и  сонного состояния.  

Липот Сонди, базируясь на законах судьбоанализа и многочисленных исследованиях сновидений, пришел к выводу, что бодрствующее «переднеплановое Я» во время сна встречается с «заднеплановым Я», в результате происходит попытка интеграции и партиципации. Однако рассмотрим более подробно, как Липот Сонди пришел к данному выводу.

Согласно теории судьбоанализа индивид рождается латентно целостной личностью, то есть на переднем плане у него отсутствуют какие-либо побуждения, а на заднем плане наблюдается картина интеграции по всем векторам побуждений. Однако с пробуждением «Я» у индивида на передний план выходят более сильные наследственные побуждения, в результате образуется «переднеплановое и заднеплановое Я», то есть целостность личности разделяется на две части. Из этого следует определенная догма судьбоанализа, которая заключается в следующем: переднеплановое «Я» обретает целостность с помощью заднепланового «Я».

Используя теорию комплементарности, Липот Сонди выводит восемь «комплементраных  «Я» судеб. Исходя из этого, следует, что определенная «Я» судьба и судьба инстинкта переднего плана обуславливает определенную судьбу «Я» и судьбу инстинкта на заднем плане, а в совокупности образуют целостное «Я».

Законы комплементарности применимы не только для переднепланого  и заднепланогового «Я», но и для состояния бодрствования и сна. Из чего следует, что состояние бодрствования и состояние сна дополняют индивида до целостности. Согласно теории судьбоанализа в состоянии бодрствования происходит постоянное противостояние между переднеплановым и заднеплановым «Я». Ввиду этого главный вопрос, который был поставлен на исследование Липотом Сонди, заключался в следующем: «Примеряются ли в мире сна два существования или находятся в состоянии противостояния, как и в бодрствующем состоянии?»

Липоту Сонди удалось установить с помощью Я-анализа и интерпретации сновидений следующую закономерность: «Чем больше во снах противостояния между двумя Я-существованиями, тем дальше в бодрствующем состоянии индивид находиться на пути интеграции и партиципации».

Согласно теории  судьбоанализа интерпретация сновидений позволяет сделать более глубинный анализ индивида и вывести прогноз относительно возможности и длительности интеграции пробуждений индивида.   

Рассмотрев вышеприведенные теории сновидений, можно сделать вывод, что при интерпретации сновидений представители того или иного направления глубинной психологии, придерживались основных правил и догматов своего направления. В результате  все несовершенства или неполная картина рассмотрения индивида была перенесена и на интерпретацию сновидений. Следовательно, Зигмунд Фрейд рассматривал сновидения как отражение неисполненных желаний,  К. Г. Юнг интерпретировал сновидения на основании его знаний об архетипах, иными словами интерпретация сновидений проходит сквозь призмы догматов непосредственно самого учения. В силу того, что судьбоанализ является той наукой, которая рассматривает индивида  комплексно, то есть одновременно и все сферы жизни бодрствующего состояния, а также и латентные возможные существования, то и анализ сновидений показывает комплексную картину, а также позволяет сделать более точный прогноз относительно возможности интеграции побуждений. 

Список цитируемой литературы:

  1. Jung, C.G. (1948) General aspects of dream psychology. In: Dreams. trans., R. Hull. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1974.
  2. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 1. – Huber. 1956 – 258s.
  3. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 2. – Huber. 1956 – 251s.
  4. Герберт Зильберер. Проблематика алхимии и мистицизма. — Клуб Касталия. 2017.
  5. Каннабих Ю. История психиатрии. 1929.
  6. Фрейд З. Толкование сновидений. – Харвест. 2004 – 289с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *