Судьбоанализ XXI века

Судьбоанализ был создан в XX веке венгерским психологом и психиатром Липотом Сонди, однако, по сравнению с другими направлениями глубинной психологии, такими как психоанализ, аналитическая психология широкого распространения не получил. Тенденции современной психологии свидетельствуют о том, что судьбоанализ до недавнего времени переживал период определенного забвения, поскольку  последователей, а главное специалистов, знающих судьбоанализ на высоком уровне крайне мало.

Данная статья посвящена исследованию в области судьбоанализа, которое было проведено в 2018 году ученым, кандидатом психологических наук PhD Мальцевым Олегом Викторовичем. Редакцию нашего издания заинтересовало данное исследование тем, что его результатом стало сконструированная на базе теста Сонди счетно-решающая модель (СМР). Апробацию модель прошла непосредственно при исследовании, результатом  стал анализ криминальной субкультуры, расположенной на юге Италии.

Рассмотрим точки соприкосновения и отличия концепции судьбоанализа и теста Сонди от счетно-решающей модели и объекта исследования, поскольку может возникнуть определенное недопонимание в силу того, что объектом исследования Мальцева О.В. стала криминальная организация, а Липот Сонди занимался психиатрией и соответственно, работал с людьми. Как известно объектом исследования Липота Сонди являлось родовое бессознательное. Применённая для анализа организации концепция судьбоанализа была выбрана не случайно, поскольку в основе построения Ндрангеты (объект исследования) лежит семья, на итальянском языке – «ндрина». Родовое бессознательное в рамках данного исследования рассматривалось в более широком смысле как «родовая концепция».  Основное  назначение счетно-решающей модели является анализ не отдельного индивида, а системы, организации, поэтому счетно-решающая модель в рамках данного исследования использовалась для анализа концепции и механизмов Ндрангеты, с целью  выведения ее «родовой концепции».

Счетно-решающая модель

Главное преимущество счетно-решающей модели заключается в том, что она позволяет проводить исследования в условиях недостаточности информации или сложности ее получения, а также при высокой степени искаженности данных, при работе с множеством неизвестных. Полученные расчеты с помощью данной модели не позволят ввести  в заблуждение исследователя, поскольку позволяют провести анализ и выяснить несоответствия. При недостаточности информации, например, если известны данные одного блока, СМР позволяет достроить второй блок.

Структура счетно-решающей модели состоит из четырех блоков, точно так же, как и у теста Сонди – из четырех векторов.

Тест Сонди Счетно-решающая модель (СМР)
Факторы  h и s Блок навыков
Факторы e и hy Блок философии
Факторы k и p Блок менеджмента
Факторы d и m Блок условий

Блок навыков

Анализ данного блока направлен на исследование навыков, которыми обладают члены той или иной организации. В рамках данного блока следует понимать, что основа приобретения навыков – это конфликт. То есть, если нет конфликта, при этом учитываются конфликты различного порядка, у человека либо группы лиц не будут формироваться навыки.

С точки зрения разновидностей конфликтов различают конфликт «с самим собой», он является следствием возникновения у человека потребности любого рода, чтобы удовлетворить данную потребность, человек вынужден приобретать навыки, которые и позволят ее реализовать.

Конфликты, возникающие между людьми, также толкают человека на приобретение навыков, чтобы, во-первых, обеспечить свою безопасность, а, во-вторых, быть эффективнее других.

При анализе организации в рамках данного блока, можно сделать вывод, что если люди обладают навыками, значит, конфликт существует.

При рассмотрении данного блока следует отметить влияние на него блока менеджмента, поскольку при отлаженном менеджменте в организации и понимании механизма формирования навыков, менеджмент может создавать конфликты, способствующие приобретению необходимых навыков, то есть тех, которые направлены на увеличение прибыли предприятию  и ее расширению. Конфликты, возникающие спонтанно между людьми, то есть неуправляемые могут способствовать приобретению навыков, которые приносят вред деятельности предприятию.

Блок философии

В данном блоке философию следует рассматривать как комплекс составляющих – субкультуры, религии, убеждений, традиций, поговорок, лозунгов. 

Изначально необходимо понимать, как у человека философия формируется, как происходит ее развитие и изменение.

Человек рождается в какой-то стране, семье, что в свою очередь влияет на его достаток, условия, возможности¸ которые у каждого человека разные. Следовательно, возникает вопрос: «Почему так?» Что является в свою очередь пусковой точкой зарождения философии. Развитие философии происходит с одновременным движением человека в общество либо группу лиц, которое происходит с целью обретения статуса и положения. То есть окружающие люди оказывают непосредственное влияние на философию человека, особенно в том случае, если они позволяют ему получить статус и положение в обществе. Сильное желание человека кем-то стать в обществе при определенной философии может привести к тому, что для человека станет главным его название, при этом совершенно неважно соответствует он ему или нет.

Завершающим этапом формирования философии является принятие авторитета, однако это не происходит за один день или месяц, может занять длительный промежуток времени. Затем следует принятие догматической структуры авторитета, которая в свою очередь перерастает в убеждения, убеждения формируют картину восприятия мира, то есть возникает некая «призма», через которую человек смотрит на мир. Например, если психолог является приверженцем школы Зигмунда Фрейда, то на мир он смотрит через призму психоанализа. Следовательно, анализ позволяет определить «призму», через которую человек смотрит на мир, что в свою очередь, позволяет определить его авторитеты и комплекс убеждений, которых он придерживается.

Блок условий

Блок условий включает в себя всё многообразие того, что окружает человека: система воспитания, географическое положение, религиозная привязанность, друзья, школа, университет, тенденции общества, идеология большинства, обычаи и многое другое.

Все четыре блока СМР связаны между собой и данную взаимосвязь можно было бы представить в виде «сообщающихся сосудов», за счет чего и производится анализ. Данная взаимосвязь отражена на схеме № 1. Исходя из нее видно, что, если известна система менеджмента, то можно выяснить, какими навыками обладают члены организации. Если известна философия, то можно определить, какие условия будет создавать данная философия.

Схема №1

Счетно-решающая модель Сонди позволяет не только проводить исследования в условиях недостаточности информации, восстанавливать недостающую информацию,  но и проверить достоверность полученной информации, поскольку ее блоки взаимосвязаны. Данная модель может применяться для анализа любой организации, поэтому может стать эффективным инструментом стратегического консалтинга, что позволит выяснить слабые стороны бизнес структуры и определить причины а, соответственно, понимать, что необходимо изменить для эффективного функционирования. Счетно-решающая модель расширяет границы и сферы применения судьбоанализа.

Список цитируемой литературы:

  1. Szondi L. Lehrbuch der experimentellen Triebdiagnostik. – Wien: Huber. 1972 – 489s.
  2. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 1. – Huber. 1956 – 258s.
  3. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Teil 2. – Huber. 1956 – 251s.
  4. Мальцев О.В. Обманчивая тишина. – Середняк Т.К. – 2018 -159с.
  5. Мальцев О.В. «Введение в судьбопсихологию» — Днепр: Середняк Т. К., 2018, —105с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *