Ступени человеческого становления. Взгляд глубинной психологии.

Аннотация: представленное исследование отражает ступени человеческого развития до гуманной личности во взаимосвязи с возрастными параметрами; каждый этап развития соответствует одному из направлений глубинной психологии, что и определяет основную функцию, посредством которой осуществляется реализация отдельного этапа. Ставится вопрос об интеграции направлений глубинной психологии в единую систему, в результате она будет охватывать все ступени человеческого развития.

Дебаты о сущности человека, начиная с философской мысли средних веков вплоть до 21 века, в котором чаще всего превалирует биологическая функция, не теряют своей актуальности; с ходом времени лишь видоизменяется предметная сторона полемики.

«Тип человека переплавляется в процессе своего развития». В.Дильтей

Философы видят развитие и становление человека в «просвете бытия». Взгляд глубинной психологии акцентирует внимание на том, как индивид становиться человеком. Однако способы и пути становления трансформируются и видоизменяются, исходя из возникновения различных направлений школ глубинной психологии. Представление о сущности человека радикально изменилось с открытием бессознательной области Зигмундом Фрейдом. Хотя категория бессознательного  была известна науке и до Зигмунда Фрейда, однако ранее это открытие не оказало значительного влияния на восприятие сущности человека.

Благодаря психоанализу Зигмунда Фрейда взгляд  на человеческую конструкцию значительно изменился, и расширилось понятие о сущности человека. Однако необходимо отметить, что этот факт несет в себе не только положительную сторону —  сублимацию и возможность духовного развития, что позволяет  не только осуществить самопознание, но  и достигнуть в процессе становления индивида как личности тех высот, которые до сих пор для человека были недоступны. С другой стороны, это угрожает психической жизни индивида, поскольку внезапное осознание своей бессознательной темной стороны может представлять опасность не только для отдельного индивида, но и для всего человечества.  

Осмысление своей «бессознательной сущности» приводит к расширению поля сознания индивида, а неожиданное расширение может привести как отдельного индивида, так и общество в целом, к  параноидизации и всевластию принципа удовольствия. Сам Зигмунд Фрейд писал об этой опасности.

Зигмунд Фрейд в психоанализе рассматривает человека, как подавляющую субстанцию  инцестуозной любви  — «homo repressor«. Он вытесняет опасные побуждения, что впоследствии  выражается в симптомах. Индивид может достичь развития и становления с помощью функции сублимации с точки зрения психоанализа.

Главной категорией в индивидуальной психологии А. Адлера является чувство неполноценности. Ребенок с самого детства испытывает чувство неполноценности по отношению к своим родителям и окружающей среде, чтобы спастись от этого, индивид формирует в противовес чувство превосходства, что перерастает впоследствии в иллюзию власти. Иллюзия власти и всезнания достигается  через «сверхкомпенсацию» чувства собственной неполноценности. Человека, достигшего иллюзорного всемогущества можно назвать «homo potentiator» (человек могущественный).

Аналитическая психология К.Г. Юнга строится на коллективном бессознательном, содержанием которого являются инстинкты и архетипы. Под архетипами понимаются изначальные архаичные образы, которые регулируют человеческую первоприроду. Они являются источниками культурного и духовного развития человека. Любой прогресс согласно учению К.Г. Юнга начинается с индивидуации, первичным этапом которого является осознание своей изолированности  и необходимости пройти свой путь в становлении и развитии. Поэтому в аналитической психологии человек рассматривается, как  «homo individuator» (человек индивидуализированный), который в сознательном уединении направляется к своей уникальной «Самости».

Согласно концепции Судьбоанализа сущность человека формируется, исходя из фигур предков, унаследованной им системы побуждений и структуры «Я». Изначальная, унаследованная судьба индивида является навязанной, поскольку формируется из выборов, которые продиктованы его предками. Индивид на этапах своего развития и становления должен преодолеть опасные противоположности своих побуждений; «Я» должно достичь такого уровня силы, чтобы быть способным выбрать вместо навязанной судьбы свободную, которая не продиктована предками. Субстанция, которая позволяет это сделать, получила название «Понтификс Я». Индивид в концепции судьбоанализа рассматривается как  «homo elector» (человек выбирающий).

Результаты фундаментальных исследований глубинной психологии в области проблем развития и становления индивида позволили выделить этапы последовательного пути развития человека. 

Согласно таблице № 1 путь становления и развития индивида до гуманного человека состоит из пяти этапов. 

Таблица №1 Ступени человеческого становления

Функция 0 I II III IV-V    Гуманизация
Направленность

человеческого

становления

 

 

HOMO

Партиципация

проекция

 

 

 

 

 

0-participator

Сублимация

 

 

 

 

A-repressor

Компенсация

 

 

B-potentiator

Индивидуация

Инфляция

C-indivtduator

D-elector Liberator et

Humanisator

 

 

Homo

humanus

Историческая

последовательность

направлений в глубинной

психологии

0

Дж. Германн

Р. Шпитц

I

Психоанализ

(З. Фрейд)

II

Индивидуальная

Психология

(А. Адлер)

III
Аналитическая психология(К.Г. Юнг)
IV

Судьбоанализ

(Л. Сонди)

V

Гуманизм

Таблица № 2 Отношение этапов развития к возрастным группам, формам заболевания и направлениям глубинной психологии.

Этапы развития 0

Homo participator

I

Homo

repressor

II

Homo

potentiator

III

Homo

indivtduator

IV

Homo

elector

V

Liberator et

Humanisator

VI

Homo

repressor

 

Начало

В возрасте

До двух лет.

(Дж. Германн

Р. Шпитц)

3-4 года (первый эдипальный период) А) 9-12 лет(препубертат)

Б) арривация

А) 17-18 лет (второй инфлятивный пубертат)

Б) 40-50 лет (климакс)

А) 20-30 лет (выбор профессии)

Б) 30-40 лет (выбор брачного партнера)

После 40 лет

(выбор мировоззрения)

После 60-70 лет
Формы болезни Партиципативные

Неврозы акцептации и психозы (шизофрения, циркулярный психоз)

Неврозы переноса (невроз страха, конверсивная истерия, ННС) Интроективные

Аффекты: депрессия, тенденция к обладанию, фетишизм, садизм, бегство в болезнь.

Инфлятивные аффекты:

Стремление «быть», эрото- и теомания, кверулянтность,

Инфлятивный

Параноид.

Неврозы, связанные с выбором формы судьбы: выбор профессии, брачного партнера, вероисповедания; задержки в человеческом становлении. Регрессия на более низкие ступени человеческого становления.
Направления в глубинной психологии Питательная и партиципативная

Терапия ( Розен,

Шпитц, Бенедетти, Сехехайе)

Психоанализ

З. Фрейда

Индивидуальная

Психология

А. Адлера

Аналитическая психология

К.Г. Юнга

Судьбоанализ

Л. Сонди

Религиозный, аппелятивный психосинтез

А. Мэйдера

Нулевой этап развития индивида характеризуется дуальным союзом, когда мир ребенка и матери является единым целым. Бессознательно человек переносит силу бытия на другого человека, с которым хочет быть единым и равным, то есть партиципирует.

Первый этап развития начинается в возрасте 3-4 года, когда происходят первые вытеснения, которые являются основой формирования невротического человека, посредством в дальнейшем последующих вытеснений. Этот этап развития индивидом реализуется через сублимацию.

Второй этап становления индивида происходит в возрасте 9-12 лет, когда происходит компенсация комплекса неполноценности посредством чувства превосходства и притязаний на власть. Отмечается, что именно этот этап является наиболее часто точкой фиксации в развитии.

Третий этап становления характеризуется двумя возрастными отрезками жизни индивида: 17-18 лет и 40-50 лет. Во время первого возрастного отрезка закладываются зачатки, а в полной мере реализуется в возрасте 40-50 лет. На этом этапе человек становиться самостоятельным, приходит к сознательной индивидуации. Реализация этого этапа становления возможно посредством функции «Я» инфляция, однако возможны некоторые опасности, которые проявляются в различных видах маниях.

На четвертом этапе становления человек осознает возможные виды своей судьбы и осознанно делает выборы, в 20-30 лет – совершает выбор профессии, в 30-40 лет – выбор брачного партнера, после 40 лет – выбор мировоззрения. Ведущей функцией этого этапа является интеграция – объединение всех противоположностей. В результате человек выходит из узких рамок индивидуации и способен переносить любовь из своего «Я» на окружающих людей.

Последнюю стадию становления человека лучше всего опишут строки А . Мэйдера: «Источник любви к ближнему лежит не в чувственно-эмоциональных и побудительных тенденциях человека, а является дарованием трансцендентального происхождения, следствием и подарком веры».

Практическая значимость в контексте данной статьи представлена комплексным описанием ступеней становления человека с указанием возрастных рамок каждого этапа. Исследование показывает соответствие отдельного этапа одному из направлений глубинной психологии, поэтому взгляд на становление индивида отдельного направления в действительность является  лишь одним из этапов становления индивида, а не комплексным путем развития. Из контекста данной статьи становиться очевидным важный вопрос интеграции глубиной психологии как комплексного пути становления человека.

На пути становления индивид должен освободиться от тяжелого груза наследственности, побудительных стремлений, всепоглощающего эгоизма и перейти к любви к человечеству  в целом.

Список цитируемой литературы:

  1. Adler A. Praxis und Theorie der Individualpsychologie. J.F.Bergman, München und Wiesbaden, 1924. 
  2. Szondi L. Analysis of Marriages. An attempt at a theory of choice in love. The Hague, Martinus Nijhoff, 1937. Ferner: Schicksalsanalyse. Benno Schwabe, Basel, I. Aufl. 1944, II Aufl. 1948, III Aufl. 1963 .
  3. Maeder A. Psychosyntese, Psychagogik. Handbuch der Neurosenlehre und Psychotherapie. III. Urban u. Schwarzenberg, Münchenu. Berlin, 1959.
  4. Jung C. G. Psychologie und Alchemie. Rascher, Zürich 1944.
  5. Metapsychologie. Ges. Sehr. Bd. V.
  6. Смирнов А.В. Леопольд Сонди: биографический очерк, в книге: Липот Сонди, Судьбоанализ, М., «Три квадрата», 2007 г.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *