СТРАХ И ТРЕВОГА, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В СПОРТЕ

Страх и тревога – реальная часть жизни человека. По результатам исследования К.Э. Изарда (1971), проводившего опрос представителей разных стран, страх является именно той эмоцией, которую люди больше всего не хотят переживать. Само по себе переживание страха пугает человека.

Страх – это негативное эмоциональное переживание, которое испытывает человек при встрече с угрозой или при ее ожидании. Угроза, вызывающая страх, может затрагивать  жизнь и здоровье человека, его материальное благополучие или статус в обществе, а также не иметь материального подтверждения, а быть отражением его собственных мыслей. Страх сигнализирует о том, что предстоит важная ситуация, подготавливает к сложности, мобилизует, стимулирует на- прячься и быть внимательным, получить еще информации, прокрутить пред- стоящее в голове на предмет того, где могут быть неожиданности и как к ним подготовиться.

Любая эмоция может активировать страх по принципу эмоционального заражения. По мнению С. Томкинса (1963), реакция испуга и возбуждения в силу сходства их нейрофизиологических механизмов с механизмами, лежащими в основе эмоции страха, часто являются активаторами последнего.

В процессе научения человека и приобретения им эмоционального опыта активаторами страха могут становиться любые эмоции. Кроме того, страх сам для себя является активатором. Переживая страх и выражая его в поведении, человек получает обратную связь от собственной эмоциональной экспрессии, и это может усиливать его страх. В этом смысле само по себе переживание страха пугает человека.

Страх может быть результатом когнитивной оценки ситуации как потенциально опасной. С. Томкинс называет такую причину когнитивносконструированной. Когнитивные процессы составляют самый обширный, самый распространенный класс активаторов страха. Например, страх может быть вызван воспоминанием об определенном объекте, мысленным образом объекта или антиципацией определенной ситуации. Но эти когнитивные процессы часто отражают не реальную угрозу, а вы- мышленную, в результате чего человек начинает бояться ситуаций, не представляющих реальной угрозы, или слишком многих ситуаций, или жизни вообще. Таким образом, человек, предмет или ситуация могут стать источником страха в результате: а) формирования гипотез (воображаемых источников вреда), б) ожидания вреда, в) непосредственного столкновения со сконструированным (воображаемым) объектом страха.

Дж. Боулби (1958) говорит о том, что определенные объекты, события и ситуации имеют тенденцию пробуждать страх, то есть являются «естественными сигналами» опасности. В качестве естественных сигналов опасности Дж. Боулби называет только 4 фактора: боль, одиночество, внезапное изменение стимуляции и стремительное приближение объекта. Эти факторы не обязательно являются врожденными, внутренними активаторами страха, также люди биологически предрасположены реагировать на них страхом.

  1. Христозов (1980) выделяет следующие виды страха:

По форме и оттенкам проявления: страх астенический (оцепенение, слабость, нецелесообразность поступков) и стенический (паника, бегство, агрессия); соответствующий и несоответствующий степени опасности; адекватный и неадекватный.

По степени выраженности: испуг (внезапный и кратковременный страх, возникающий при неожиданном и неприятном, но еще четко неосознаваемом изменении ситуации, угрожающем жизни или благополучию человека); боязнь (постепенно возникающее чувство страха, связанное с осознаванием длительное время продолжающейся опасности, которая может быть устранена или на которую может быть оказано определенное воздействие) и ужас (наивысшая степень страха с характерным угнетением рассудочной деятельности – «безумный страх»).

По форме проявления: страх витальный (переживание страха исходит из собственного тела, непосредственно из эмоциогенных систем головного мозга); реальный (опасность исходит из окружающего мира); моральный страх, или страх совести (возникает в результате рассогласования первичных психических тенденций и более дифференцированных стремлений).

По виду: осознаваемый генерализованный; осознаваемый локализованный; неосознаваемый генерализованный; скрытый локализованный страх.

По этапам развития: нерешительность, неуверенность, смущение, боязливость, тревогу, страх, ужас.

Страх проявляется на поведенческом, телесном уровнях, на уровне переживаний. По сравнению с другими эмоциями страх оказывает наиболее сдерживающее влияние: а) ограничивается восприятие; б) замедляется мышление, становится более узким по объему и более ригидным по форме; в) напрягаются мускулы; г) сокращается число степеней свободы в поведении.

Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Причем переживание самого страха зачастую более мучительно, чем эмоциональная реакция на ситуацию.

Жанна, мастер спорта по спортивной гимнастике о своих страхах вспоминает так: «Это было давно, на соревнованиях все выполнялось как то на автопилоте, тело было в полном напряжении, а мозг как будто отсутствовал. Только сейчас я понимаю, что надо было по тысячу раз оттачивать каждый элемент на тренировке. При выполнении упражнения было ощущение, что тело как камень, ноги деревянные, мозги в прострации. Но если я допускала падение в упражнении, то страх сразу проходил и дальше всю программу я выполняла относительно спокойно, тело начинало слушаться, голова работала, соображалось лучше. Но самый жуткий страх в своей жизни, не сравнить со спортом, я испытала когда летела на самолете и он попал в турбулентную зону, стало трясти, я понимала все что происходит вокруг, но мое тело обмякло, не было сил. В этот момент я думала, что при страхе многие люди вытворяют такие вещи в которые потом не могут поверить.. и думают, как могли такое сделать. А у меня получилось наоборот, в спорте страх заставлял мое тело выполнять сложнейшие элементы, а в жизни – парализовал».

В свою очередь тревога – это эмоциональное состояние, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, переживанием ожидания и неопределенности, чувства беспомощности. Тревога возникает в ситуациях, когда еще нет (а может быть, и не будет) реальной опасности для человека, но он ждет ее, причем пока не представляет, как с ней справиться. По мнению исследователей, тревога представляет собой комбинацию из нескольких эмоций – страха, печали, стыда и чувства вины. Переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях.

С физиологической стороны тревога сопровождается активацией автономной нервной системы. Она выполняет положительную функцию не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резерва психики. Состояние тревоги может изменяться по интенсивности и во времени как показатель уровня стресса, которому подвергается индивид.

Состояние тревоги связано с возбуждением организма может проявляться на когнитивном и соматическом уровне. Когнитивное состояние тревоги характеризует степень волнения и отрицательные мысли, соматическое – мгновенные изменения ощущаемой физиологической активизации (как следствие стресса).

З. Фрейд, например, высказал предположение, что когда человек подвергается действию хронического стресса и испытывает угрозу своему благополучию, то его «я» (Эго) заполнено сильно выраженной тревогой. Некоторые психоаналитики используют термины «тревога», «тревожность» для обозначения чрезмерного мрачного предчувствия.

И.Д. Ялом (1997) считает, что один из величайших парадоксов заключается в том, что развитие самосознания усиливает тревогу. Слияние рассеивает тревогу самым радикальным образом – уничтожая самосознание. Человек, который влюбляется и переживает блаженное состояние единства с любимым не рефлексирует, так как его одинокое сомневающееся «Я», порождающее страх изоляции, растворяется в «мы». Человек избавляется от тревоги, теряя самого себя.

Рассмотрим подробнее отличия состояния тревоги и страха (таблица 1). Таблица 1 – Отличительные особенности тревоги и страха.

Тревога выполняет адаптивные функции, предупреждая о внешней или внутренней опасности, подсказывая организму, что надо принять меры для предупреждения опасности или смягчения ее последствий. Эти меры могут быть осознанными (например, подготовка к соревнованиям) или неосознаваемыми (например, механизмы психологической защиты).

Страх более конкретная и предметная эмоция, чем тревога. Тревогу можно сравнить с предварительной командой «боевой готовности» приводящий организм в состояние относительной мобилизации. Страх же можно сравнить с сиг- налом «Внимание! Нас атакуют!».

Исследования ученых показывают, что умеренная тревожность, как личностное качество, может повышать возможности достижения успехов в выполняемой деятельности. Однако, ценой такого успеха может быть преобладание негативных переживаний, повышенное беспокойство и нарушение сна.

Страх и тревога могут протекать как в нормальной, так и патологической формах, возникающих при наличии реальной, осознаваемой или недостаточно осознаваемой угрожающей ситуации или как болезненная реакция. В их структуре выделяют три основных нарушения: аффективное – чувство опасности; интеллектуальное – неуверенность; волевое – нерешительность.

В английском языке тревога и тревожность обозначаются одним словом –anxiety, и при чтении иностранной литературы для разведения понятий надо обращать внимание на контекст их использования. В русском языке это разные слова. Тревога – это эмоциональное переживание, а тревожность – психологическая особенность, устойчивоесвойство человека, характерная черта. Человека, который часто испытывает состояние тревоги считают тревожным.

Выделяют пять известных в психологической литературе критериев, позволяющих различать понятия «страха» и «тревожности» (Г.М. Бреслав, 1995):

  1. Степень конкретности угрозы, опасности, на которую реагирует человек. Страх при этом рассматривается как реакция на реальную, предметно-определенную опасность. Тревожность считается переживанием неопределенной, диффузной, смутной угрозы, не имеющей четко осознаваемого объекта и очень часто попросту воображаемой.
  2. Направленность угрозы. Страх возникает тогда, когда нечто грозит самому существованию человека, целостности его организма, то есть в случае «витальной угрозы». При тревожности опасность связана с разрушением ценностей человека, его отношений с другими людьми, его потребностей, иначе говоря, когда угроза является личностной.
  3. Способ реагирования человека. От страха человек ведет себя либо стенически, либо астенически. В первом случае он проявляет повышенную активность, например, убегает со скоростью, которой позавидовал бы спринтер- чемпион, или одним махом перепрыгивает через высоченный забор или вступает в схватку с предметом страха, демонстрируя неожиданную силу. Во втором случае человек просто цепенеет, теряя способность к активности (как кролик перед удавом). Тревожность обычно порождает другой способ реагирования – недифференцированную поисковую активность.
  4. Сложность организации переживания. Страх, будучи базовой, фундаментальной эмоцией, устроен проще, чем тревожность, которая рассматривается как некая «надстройка», формирующаяся на основе страха в комбинации с другими базовыми эмоциями, а потому имеющая более сложную организацию.
  5. Интенсивность переживания. Так, иногда полагают, что можно выстроить следующий ряд переживаний по степени их возрастания: тревога, опасение,боязнь, испуг, ужас. Последние четыре состояния характеризуют оттенки страха.

Разделение страха и тревожности по способу реагирования довольно условно, так же как и рассмотрение тревожности в качестве комбинации разных базовых эмоций. Наиболее понятным, доступным и практически используемым критерием является, по-видимому, первый: страх провоцируется конкретной угрозой, а тревожность является безобъектным переживанием.

Разновидностями страхов и тревог являются:

Фобия – это сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимообостряющийся в определенных ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определенные объекты, деятельность или ситуации. Фобический страх относительно легко можно победить в начале его возникновения, но он может закрепляться в психике человека и усиливаться со временем.

Беспокойство – это переживание является вариантом тревоги, при котором происходит логический перебор будущих негативных вариантов развития событий. Человек, испытывающий беспокойство, испытывает неуверенность по поводу будущего, и это неуверенность заставляет его напряженно размышлять о том, какие неприятности его могут ожидать впереди и как он может с ними справиться.

Испуг – это проявление внезапного страха, который испытывает человек, столкнувшись с очень сильным или неожиданным раздражителем. Данная реакция является комбинацией страха и ориентировочного рефлекса. Очень сильный испуг может приводить к активации парасимпатической системы, а значит –к временной остановке сердца.

Паника – это кратковременный и очень сильно выраженный страх, который охватывает человека в минуту реальной или придуманной им опасности и сопровождается выраженными физиологическими и поведенческими проявлениями. Это может быть ощущение удушья, сильное сердцебиение, внезапная мышечная слабость или, наоборот, судорожные движения. В состоянии паники человек, как правило, плохо или совсем не контролирует свое поведение и мысли. Состояние паники может передаваться от одного человека к другому, особенно в тесной толпе и при наличии опасности для жизни и здоровья (давка, пожар ит.д.).

Страх в целом – это негативное эмоциональное состояние, связанное с отражением в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия, подразумевающее переживание какой-либо реальной иливоображаемой опасности. Переживание эмоции страха усиливается в 10–11 лет, 13–14 лет и 15–16 лет; и ослабевает в 12–13 лет, в 14–15 лет и в 16–17 лет (М.Н. Пономарева). Наиболее успешно психологическому воздействию подвергаются страхи в дошкольном и младшем школьном возрасте (А.И. Захаров). Страх связан с чем-то определенным, с какой-то ситуацией, ожиданием или каким-то объектом. Тревога же является неким размытым состоянием, она не связана с чем-то конкретным и определенным. Часто тревога является предшествием страху, до того как опасность явно определена. Причины страха могут быть разными. Но его проявления в теле, как правило, всегда похожи. Страх парализует, сжимает, сковывает мышцы, вызывает спазмы, застои, напряжения, воспаления, нарушение кровообращения.

Источник: «Психология страха и тревоги в спортивной деятельности (теория и практика) : методические рекомендации» / Е.В. Воскресенская, Е.В. Мельник, Н.В. Кухтова. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2015. – 53 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *