Роль элементарной функции инфляция в интеграции «Я»

Аннотация: в данной статье представлено общее понятие элементарной бессознательной функции «инфляция», а также ее роль и значение в развитии человека. Описано отношение инфляции к понятиям «одержимость» и «амбитенденция», что с точки зрения концепции судьбоанализа рассматривается как заболевание Я-функции. Рассмотрены «нормальные» формы инфляции и патологические, а также причины и последствия инфляции как явления.   

Ключевые слова: инфляция, судьбоанализ, развитие личности, бессознательное, формы инфляции, одержимость.

Согласно концепции судьбоанализа  изначальное стремление индивида заключается в необходимости быть единым с миром, объектами окружающей среды, однако, как писал Липот Сонди в книге «Я-анализ» в современном мире достигнуть этого состояния невозможно, в силу внешних социальных факторов современной культуры, которые этому единению препятствуют. Необходимо отметить, что эта примитивная изначальная связь возможна лишь в примитивной культуре. При современных условиях – более высокой степени развития культуры, подобного рода связь на длительный промежуток времени для индивида становиться непереносимой.

Условие единства с миром и его объектами является одним из условий преодоления противоположностей побуждений индивидом. В результате, при невозможности образования дуального союза, субъект вынужден переложить на собственное «Я» всю силу  противоположностей, для этого существует два способа: инфляция – мания величия и вторичная проекция – мания преследования.

Л. Сонди в ходе психолого-психиатрической практической деятельности определил, что мания величия как явление возникает в том случае, когда «Я» не возвращает внешнюю двойную силу в бессознательное, а переносит на свое «Я». В результате происходит удвоение «Я», что характеризуется желанием индивида «быть всем», то есть быть совершенным и абсолютным, что приводит к раздутию человека, за счет чего происходит  преодоление противоположностей.

В современном мире без использования судьбоаналитических методов, преодоление противоположностей возможно лишь за счет удвоения своего «Я». При удвоении «Я» существующие противоположности не направляются друг против друга, а располагаются рядом, то есть не осознается их противоречивость, а допускается одновременное существования в «Я» за счет удвоения: мужчина и женщина, человек и животное, господин и слуга, ангел и дьявол.

Проблема противоположностей при инфляции решается за счет того, что «Я» в паре противоположностей просто не находит никакого сопротивления. Однако подобного рода состояние «Я» является в первую очередь опасным, а зачастую приводит к заболеванию «Я», которое не способно в результате в полной мере решить проблему противоположностей. Однако согласно концепции судьбоанализа инфляция является одним из этапов процесса, который называется «расширением Я», то есть «Я» стремится расширить свои внутренние границы, чтобы сделать переносимой неприятную структуру противоположностей.

При партиципации двойственная сила противоположностей будет переложена из бессознательного на объект во внешнем мире. В этом случае не субъект, то есть «Я» будет всем, а объект окружающего мира, который обладает всевластием. При этом «Я» являясь равным и единым с объектом и обладая частью этого объекта, также становиться участником всевластия и косвенно чувствует себя всевластным. Однако далее происходит нарушение единства с объектом, и «Я» присваивает и присоединяет силу объекта к себе – с этого момента и говорится об инфляции, поскольку  «Я» стремится «быть всем».

Вышеописанная логическая цепочка объясняет отношение инфляции к проекции. Далее необходимо рассмотреть отношение понятия «инфляции» к двум другим понятиям: «одержимость и амбитенденция».

Под «одержимостью» в психопатологии понимается состояние, в котором человеку кажется, что он меняется в другого человека, обнаруживает речь и отношение, манеру держать себя, выражение лица и содержание его речей – другой личности». (5)

Подобного рода изменение в личности может, как появиться, так и снова исчезнуть. В данном случае речь идет об одержимости, когда человек является одновременно двумя существами, и каждое из них имеет свое «Я». К одержимости также относиться все то, что ощущается чужим.

«Одержимый» полностью отказывается от целостности «Я». (5) При одержимости происходит раздвоение «Я», тот есть существуют две различные личности. Эти личности живут в своеобразной манере, присущей каждой из них, при этом они не сливаются в единую личность, а скорее являются противоположно чуждыми.  

Примерами одержимости является те состояния, когда личность одновременно является как демоном, так и ангелом, дьяволом и богом, которые вселяются в человека и полностью его захватывают.

К.Г. Юнг состояние одержимости называет психической инфляцией и говорит о том, что в этот момент времени происходит разрешение конфликта противоположностей пар «личностной и коллективной психики».

Второе понятие, которое будет рассматриваться в контексте инфляции – «амбитеденция», впервые об этом понятии говорил Ойген Блойер. Под амбитенденцией он понимает, когда одновременно присутствуют противоположности, которые в реальности исключают друг друга. Например, человек одновременно хочет есть и не хочет, одновременно является и мужниной и женщиной; человек является таким же, как и все остальные люди, но в то же время отличается от всех остальных.

Все описанные состояния человека экспериментальный Я-анализ рассматривает как заболевая «Я»- функции (Р).

На данном этапе было рассмотрено общее содержание функции инфляция, однако также необходимо рассмотреть инфляцию в контексте трех категорий бессознательного, а именно: личную инфляцию, коллективную и родовую.

Личная инфляция

Зигмунд Фрейд никогда не употреблял термин «инфляция», однако также понимает под манией величия процесс личной инфляции, и выделял следующие шаги:

  •  Человек всю жизнь находиться в состоянии нерешительности, например, он колеблется между гетеросексуальным и гомосексуальным чувством. Разочарования и отказы могут его подталкивать то к одной, то к другой крайности.
  • Однополая любовь к одному из родителей;
  • Отделение либидо через вытеснение;
  • Возврат либидо к любимому человеку или к замененной фигуре с помощью проекции;
  • Замена проекции в удвоении, через разделение человека на множество существующих «Я», одно из которых является высоко стоящей инстанцией (Бог).

В данном случае речь идет о личной инфляции, поскольку объект, на котором крепиться вытесненное сексуальное влечение проявляется в сознании как особенное Я-существование одновременно с собственным «Я».

Зигмунд Фрейд говорит о том, что инфантильная мания величия, как особенная фаза эгодиастолического процесса, будет, вроде бы как, вылечена через регресс на первую изначальную ступень эго-диастолы – на партиципативную исконную степень проекции «быть единым» с объектом через влюбленность. Однако, к сожалению, опасные инфляции и мании величия не могут быть вылечены через влюбленность.

Коллективная инфляция

При коллективной инфляции происходит удвоение «Я» не через личное вытесненное содержание бессознательного, а через коллективное. Важной отличительной чертой коллективной психики является всеобщность – всеобщая ответственность, всеобщий долг.

Коллективная инфляция встречается как в мышлении примитивных людей, так и в определенных формах паранойи. Примером удвоения в мышлении примитивных людей является  удвоение человека и животного.

Леви Брюль пишет что: «Человек верит, что все живые существа когда-то вели двойное бытие, и по собственному желанию могут появляться в теперешнем образе как человек или как животное». Человек и животное являются единым существом в двойном бытии и в двойном присутствии. (3)

При ознакомлении с коллективными одержимостями у примитивных людей необходимо отметить тот факт, что «второе-Я» чаще всего проявляется как животное и стремиться осуществить ужасные садистические действия. Примерами описанных одержимостей являются «люди-леопарды», «люди-пантеры» в западной Африке и других местах.

У современного человека К.Г. Юнг выделяет нормальные формы инфляции и болезненные. Допустим, человек работает государственным служащим и полностью идентифицирует себя со своей должностью или учреждением, и ведет себя таким способом, как будто он сам и есть это учреждение со всеми вытекающими социальными факторами, которые на самом деле принадлежат не ему, а учреждению или должности. В данном случае человек находиться в состоянии инфляции, но она не носит болезненный характер.

Болезненная форма инфляции чаще всего основывается по Юнгу на «врожденной слабости личности по отношению к автономии коллективных бессознательных содержаний». (4)

Следовательно, болезненная инфляция наблюдается в том случае, когда индивид идентифицирует себя с «нижним» слоев коллективного бессознательного, что проявляется в состоянии «надменности или самодовольства». Когда происходит идентификация с «сверхличностным» содержанием коллективного бессознательного, и индивид расширяет за счет этого размер своей личности. В данном случае личность растворяется в парах противоположностях, таких как «Бог и сатана», то есть принимает содержание тенденций коллективной психики в состав личной психики и начинает себя вести как будто стремления коллективной психики, такие как всевластие, всезнание, ответственность присутствует во всем.

«Нормальный» человек при осознании «сверхчеловеческих и богоподобных» требований  стразу же их вытесняет, поскольку если личность слабая и не вытесняет подобного рода тенденции, а присоединяет к личной психике и расширяется, то индивид заболевает.

К.Г. Юнг пишет о том, что вытеснение коллективной психики просто необходимо для развития личности, в противном случае, личность индивида растворяется в коллективном бессознательном и индивид становиться сумасшедшим.

Родовая инфляция

Родовая инфляция характеризуется тем, что индивид расширяет границы своей личности за счет знаний и владений, которые относятся к его семье, а не к нему лично. Личность индивида «расширяется» за счет его принадлежности к семье, либо к одному из членов семьи, который обладает властью, то есть, стерты границы между его личностью и семьей, он действует так, как будто он и есть семья. Например, когда индивид присваивает себе заслуги одного из членов семьи, как будто бы он этого достиг. Нередко можно наблюдать расширение власти родителей над своими детьми, когда они относятся к ним как к своей собственности.

Липот Сонди приводит пример из своей практики: «Когда мать увидела диплом врача своей дочери, она сказала: «Диплом принадлежит мне!», потому что она хотела стать врачом». (2)

При родовой инфляции индивид «расширяется» за счет своих предков. Примерами родовой инфляции являются также все родовые титулы, звания, например, герцог, граф, барон.

Вышеописанные примеры не являются болезненными формами проявления родовой инфляции, подобного рода явление начинается с момента удвоения личности. Когда индивид одновременно является персоной, которой он является в действительности, а также матерью или бабушкой, либо любой другой фигурой предка. Очень часто удвоение с фигурой предков проявляется в галлюцинациях параноиков. При глубинном анализе подобного рода галлюцинаций, можно определить какой из фигур предков индивид себя удвоил.

Рассмотрим последствия, которые могут возникнуть в результате родовой инфляции. Например, если сын идентифицировал себя с отцом, отец при этом является собственником крупного предприятия, то сын считает, что это предприятие принадлежит ему, а также он обладает всеми способностями отца,  то есть способен создать и руководить предприятием. В результате у него пропадает необходимость «кем-то» становиться в жизни, поскольку он присвоил достижения отца.   

Подводя итоги и описывая выводы данной научной статьи, заключиминфляция как бессознательная функция «Я» является важным этапом в жизни индивида на пути его развития, поскольку она отражает желание индивида «быть», то есть быть «кем-то», что возникает на определённом отрезке жизнедеятельности человека. Как только индивид становиться дееспособным или зрелым настолько, что ему, например, необходимо принять решение о выборе будущей профессии, непонимание проявления различных форм инфляции может привести к нарушению дальнейшего развития индивида

Список цитируемой литературы:

  1. Szondi L. Triebpathologie. Verlag Hans Huber (Bern).
  2. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Triebpathologie, Bd. II. Bern: Hans Huber.
  3. Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление. Коллективные представления в сознании первобытных людей и их мистический характер. 2014.
  4. К.Г. Юнг. Отношение между «Я» и бессознательным. 1928.
  5. К. Ясперс. Всеобщая психопатология. 1913
  6. Зигмунд Фрейд. Психология бессознательного. Перевод М. Г. Ярошевский. Издательство Посвящение. 1990

Добавить комментарий