Природа возникновения стереотипов

Аннотация: статья раскрывает сущность понятия стереотип; последствия, возникающие у индивида в силу использования стереотипов. Приведенная классификация стереотипов основана на структуре глубинной психологии, а, следовательно, одновременно является принципом для выбора эффективного инструмента или способа устранения стереотипов в жизни.  Раскрыта природа возникновения стереотипов и причинно-следственные связи.

Целью данной статьи является рассмотрение такого феномена как стереотип. Согласно историческим данным слово «стереотип» было заимствовано в психологию из типографического дела, где слово «стереотип» означало – печатная форма, клише, используемая в печатных машинках. В данном случае речь идет о материальном проявлении, в психологии этот образ был перенесен на мышление человека, в результате психологическое определение стереотипа звучит следующим образом:

Стереотип — устойчивое, упрощенное, схематичное представление о чём-либо.

Понятие стереотип изначально вошло в обиход в социально-политическом контексте благодаря Уолтеру Липпману, в рамках его концепции об общественном мнении в 1922году. Согласно Уолтеру под стереотипом понимается:

Стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте.

Существует мнение, что стереотипы обладают полезной функцией, которая заключается в том, что стереотип экономит усилия индивида. В силу того, что для обработки информации и принятия определенного решения необходимо затратить большое количество времени, усилий, и, безусловно, обладать нужным уровнем интеллекта, то, как альтернативу проще использовать уже сложившееся мнение относительно какого-либо предмета. Данный подход к восприятию мира, окружающих людей, явлений утопичен по сути своей, поскольку индивид, упрощая таким способом свое существование, превращается в управляемую «марионетку», неспособную мыслить, что в результате приведет к негативным последствиям.

В данном контексте необходимо заметить, что индивид, как в профессиональной деятельности, так и в повседневной мог бы использовать определённые догматы, заранее принятые решения, только это не имеет ничего общего со стереотипами. Данного рода дефиниции можно было рассматривать, в том случае, если они имеют под собой научную основу, подтверждены и доказаны. То есть определенные научные инструменты, концепции, теории, которые позволяют человеку самостоятельно на их базе выработать собственные решения, убеждения, догмы, действительно являющиеся «помощниками», поскольку позволяют сократить время, и управляемо получать результаты.

Касательно исключительно понятия стереотипа, следует говорить о негативном влиянии данного явления на мышление, жизнь и деятельность человека. Поскольку, они образуются у человека не как следствие разумной функции, а в большинстве случаев навязываются окружающими, либо возникают в сознании человека, как результат проявления бессознательного, влияние которого весьма значительное  в жизни каждого индивида.

Роль стереотипов в жизни современного человека без преувеличения весьма многозначительна, поскольку руководствуясь ими, человек принимает решения, делает выборы, они определяют его поступки. В то же время он перестает самостоятельно мыслить, ограничивая свое мышления определенным шаблоном, а в результате и жизнь, в общем, превращается в шаблонную картину, социальное клише. Стереотипы являются теми инструментами, которые позволяют управлять как отдельным человеком, группами, так и обществом в целом. А человеку крайне сложно отличить степень негативного воздействия, поскольку многие из них формировались на протяжении многих столетий. Большинство из них вообще не подвергаются анализу или оценке, поскольку, во-первых, они не воспринимаются как нечто инородное, требующие критического восприятия и оценки. Во-вторых, для того, чтобы проводить подобного рода анализ необходимо обладать достаточным уровнем образованности, интеллекта и, безусловно, инструментами, которые позволят это сделать.

Исследование данного явления показало, что четкой классификации стереотипов не существует, преобладающая часть сводиться к определенным плоскостям, к которым они относятся. Однако данный подход не позволяет проникнуть в суть явления, понять причины возникновения, то есть корни образования, что крайне важно с точки зрения исключения стереотипов из своей жизни.

В данном контексте необходимо рассмотреть исследование понятия стереотипа доктора философии, кандидата психологических наук – Мальцева Олега Викторовича.

Во-первых, в рамках данного исследования следует отметить, что экспериментальный анализ показал, что не только стереотипы оказывают влияние на поступки человека и являются направляющей силой, определяющей вектор и направление действий. Существует четыре психологические категории, оказывающие подобного рода влияние:

  • страх
  • необходимость
  • вероятность
  • стереотип

В данной статье будет рассмотрено лишь категория стереотипов. Для проникновения в суть данного понятия, выявления причин, а главное понимания, какими способами возможно избавиться от стереотипов, необходимо привести классификацию. Классификационный ряд стереотипов включает в себя следующие виды стереотипов:

  1. Исторические (архетипологические)
  2. Родовые
  3. Личные

Данная классификация базируется и происходит непосредственно из структуры современной науки. Если рассматривать глубинную психологию, то она имеет такую же структуру, а именно, включает в себя три уровня бессознательного: коллективное, родовое, личное. Исходя из данной структуры, и возникает классификация стереотипов.

Суть первого этапа формирования стереотипов заключается в том, что незнание либо искажённое представление истории является причиной формирования стереотипов. Проблематика данной категории заключается в том, что история формировалась на протяжении длительного промежутка времени и чтобы изучить весь материал нужно потратить большое количество времени. Безусловно, подобного рода «историческая подкованность» играет в жизни человека огромное значение, но, скорее она будет играть первостепенное значение для людей, чья деятельность непосредственно с этим связана.

Однако данный аспект формирования стереотипа должен учитываться любым человеком, из чего следует, что при возникновении какого-либо вопроса, ранее неизвестного, что касается всех сфер жизни и деятельности, необходимо начинать его рассматривать с истории возникновения. Иными словами, необходимо изучить опыт предшественников, провести анализ, и с учетом полученных данных делать выводы и принимать решения. Безусловно, данный этап сопряжен с множеством трудностей: отсутствие общедоступных источников, языковой барьер, достоверность информации, отсутствие инструментов анализа. Однако следуя данной логике, можно избежать формирования новых стереотипов и пересмотреть имеющиеся.

Исторический анализ позволил выявить причинность многих стереотипов, существующих в современном мире. Рассмотрим один из примеров «социалистического» стереотипа, название, соответственно, происходит из политического строя, во время которого и сформировался стереотип. Стереотип звучит следующим образом: «Образование для человека первостепенно». Из него происходит в первую очередь требование отличной учебы в школе, а в дальнейшем получение высшего образования. В данном контексте необходимо понимать, что высшее образование не рассматривается как что- то «плохое», имеется в виду стереотипное мнение относительного данного заявления. Суть заключается в том, что данный стереотип формирует мнение, что хорошая учеба и высшее образование является автоматическим залогом получения «хорошей» должности и достаточного уровня благополучия, однако это не соответствует действительности. В результате, исповедуя данный стереотип, человек в жизни может достичь определённого социального уровня, однако он остаётся лишь наемным работником.

Следующий тип стереотипов, а именно родовые стереотипы обусловлены существованием родового бессознательно, в силу этого их наименование обусловлено содержанием родового бессознательного индивида. Безусловно, необходимо понимать, что родовое бессознательное в той или иной мере у каждого индивида отличается, хотя есть и точки соприкосновения, поскольку в данном случае речь идет, что на определенных территориях родовое бессознательное отдельных индивидов имеют общие черты и характеристики.

В первую очередь, чтобы понимать суть родовых стереотипов необходимо понимать, что родовое бессознательное – это совокупное наследие предков отдельного человека. Данное наследие выражается в определенных образах, которые определяют и мышление, и способ действий,  и поступки, совершаемые индивидом, что обусловлено стереотипическими родовыми чертами. Каждый предок на бессознательном уровне стремиться проявиться в жизни своего потомка, таким образом и проявляется стереотип, поскольку в данном случае, человек совершает поступки, действия, навязанные его предком, мало того, это распространяется не только на отдельные убеждения, а на философию человека в полном смысле. В силу чего, жизнь индивида на бессознательном уровне подчинена родовым стереотипам, хотя на самом деле он может думать совершенно иначе, речь идет о бессознательном воздействии, человек не может объяснить, откуда у него появились те или иные убеждения и мнения.

Категория личных стереотипов формируется у индивида на основании личного опыта, то есть непосредственно исходя из тех жизненных ситуаций, с которыми индивид сталкивался. Стереотипы в данном случае и есть те выводы, убеждения, мнения, которое индивид вынес как результат взаимодействия с другими людьми, окружающей средой. Превалирующая часть таких стереотипов приводит исключительно к негативным последствиям, это обуславливается тем, что одинаковых ситуаций в жизни не бывает, поэтому использование стереотипов неминуемо ведет к неудаче.

Стереотипное мышление останавливает как профессиональное, так и личностное развитие человека, сужает его кругозор и неминуемо приводит к жизненным тупикам. Представленная классификация стереотипов носит исключительно прикладной характер, поскольку позволяет определить причинность возникновения, и, безусловно, в последующем с помощью соответствующих инструментов разобраться со стереотипами и исключить их из своей жизни. Особое внимание стоит обратить на необходимость наличия инструментов, которые позволят исключить стереотипы из своей жизни. Исходя из этого, первым вопросом, которым следует задаться: «Какие инструменты, методы, способы я использую в жизни и насколько они эффективны?»

Список цитируемой литературы:

  1. Липпман У. Общественное мнение. Пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
  2. Мальцев О.В. Введение в судьбопсихологию. — Днепр: Середняк Т. К., 2018, —105 с.
  3. Сорокин, Ю.А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий. Ю.А. Сорокин. Общение: Теоретические и прагматические проблемы. – М., 2003. – 268с
  4. Сонди Л. Судьбоанализ. – Три квадрата. 2007 – 480с.
  5. Трусов В.П., Филиппов А.С. Этнические стереотипы. Этническая психология: этнические процессы и образ жизни людей. – М., 1984.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *